Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1719

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

66

ведливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Со-
крат, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон) пытались выявить
такие связи и взаимодействия между правом и государственной
властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирова-
ние общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее
разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития
людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и
для самого государства. Государственная власть, признающая пра-
во и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мысли-
телей, считается справедливой государственностью. «Там, где от-
сутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-
либо) форме государственного строя». Государственно-правовые
идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влия-
ние на становление и развитие более поздних учений о правовом
государстве. Таким образом, ряд идей правовой государственности
появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции
и доктрины правового государства были сформулированы уже в
условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения
нового социально-политического строя.
Рост производительных сил, изменение социальных и политиче-
ских отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к ка-
питализму порождают новые подходы к государству и пониманию
его роли в организации общественных дел. Центральное место в
них занимают проблемы правовой организации государственной
жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица
или властного органа, утверждающей равенство всех перед зако-
ном, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством пра-
ва. Наиболее известные идеи правовой государственности изложи-
ли прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж.
Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования
государств прошлого и настоящего объяснил принципы политики,
осмыслил движущие политические силы. Цель государства он ви-
дел в возможности свободного пользования имуществом и обеспе-
чении безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство
как правовое управление многими семействами и тем, что им при-
надлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить
права и свободы.
В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее
правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея


background image

67

правовой организации государственной жизни, исключающей мо-
нополизацию власти в руках одного лица или властного органа, ут-
верждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей ин-
дивидуальную свободу посредством права. Значительный вклад в
теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б.
Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П.
Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII-XIX вв.
С их именами связана разработка нескольких важных идей: естест-
венных прав человека, народного суверенитета, разделения вла-
стей.
Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в
научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно ут-
вердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX
в. Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и другие мысли-
тели конца XIX в. также внесли в теорию правового государства
немалый вклад. Они сходились во мнении, что правовым можно
считать лишь такое государство, где законодатель так же подзако-
нен, как и гражданин. Лишь при господстве права процветает на-
циональное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются
присущие народу «умственные и нравственные силы».
В русской политико-правовой мысли тема правового государства
поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышев-
ского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других
мыслителей. В завершенном виде русская концепция правового го-
сударства сложилась в работах видных правоведов и философов
предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского,
П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершене-
вича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них
принадлежали к представителям русского либерализма. Либера-
лизм в России во второй половине XIX в. стремился преобразовать
государственный строй Российской империи в соответствии с об-
разцами европейского пути развития.
Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы
личности, светский характер общества, политический плюрализм,
всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и
режим законности. Наиболее известной фигурой либеральных мыс-
лителей второй половины XIX в. является Б.Н. Чичерин. Он обла-
дал необычайной широтой научных интересов, и его работы в об-
ласти права не потеряли своего теоретического и практического


background image

68

значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходи-
мости приоритета государства в осуществлении общественных
преобразований, выступал за парламентский и конституционный
строй, считал, что правом определяется область свободы человека.
По его мнению, начала права вытекают из природы человеческой
личности и определяют взаимные отношения свободы разумных
существ. Но, как и нравственность, - это формальное начало. Его
содержание дается экономическими отношениями. Они, в свою
очередь, только тогда покоятся на твердой почве, когда ограждают-
ся принудительными определениями права. Тут есть взаи-
модействие, в котором право является господствующим началом,
ибо оно устанавливает обязательные формы.
Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и ос-
новные параметры правового государства: для устранения произво-
ла необходимо установление норм общественного права, которые
определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни инте-
ресы от других, в том числе и государственной организации, - от-
сюда идет идея господства права в управлении; если личная ини-
циатива требует простора, то государству достаточно ограничиться
охраною субъективных прав; чтобы новый порядок не нарушался
самими органами власти, необходимо строго определить полномо-
чия последних, отделив от исполнительной власти законодатель-
ную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к со-
участию в законодательстве выборные общественные элементы.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и
субъективных факторов идеи правового государства вначале были
поглощены требованиями революционного правосознания, а затем
полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при
сосредоточении власти в руках партийно-государственного аппара-
та, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в
теории и на практике правовой организации общественной жизни
на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению то-
талитарной государственности.
Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма
идею правового государства не воспринимала, считая ее буржуаз-
ной, диаметрально противоположной классовым концепциям госу-
дарства. В период перестройки и после краха социалистической
системы в нашей стране произошли серьезные изменения в науч-
ных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы


background image

69

к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на
научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт
построения и функционирования правовой государственности в со-
временных демократических государствах, отечественное правове-
дение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего
правового государства в нашем обществе. Правовое государство
является одним из существенных достижений человеческой циви-
лизации. Как считает один из известных российских правоведов
Воротилин Е.А., суть правового государства в том, что оно охраня-
ет правопорядок, обеспечивающий свободу и равенство членов об-
щества, отнюдь не навязывая им общеобязательных представлений
об общем благе и путях его достижения.
Соответственно соотношение права и государства в гражданском
обществе с точки зрения правового режима определяется: как зако-
нопослушность (законопокорность) населения; как законность дей-
ствий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих
правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане
осуществляют свои свободы.
Профессор B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как
«правовую форму организации и деятельности публично-
политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как
субъектами права, носителями прав и свобод человека и граждани-
на».
Итак, правовое государство - это такая форма организации госу-
дарственной жизни, которая строится на основе норм права.
В юридической литературе в качестве основных признаков право-
вого государства обычно выделяются следующие:
·          верховенство права, юридическая защищенность всех обще-
ственных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;
·          принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и незави-
симое функционирование трех ветвей власти: законодательной, ис-
полнительной, судебной; и правовая организация системы государ-
ственной власти;
·          приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обя-
занностей;
·          взаимная ответственность государства и личности.
1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридичес-
кой силой обладает только закон, которому подчиняются как граж-
дане государства, так и государственные органы. Основной закон


background image

70

такого государства - Конституция. Все другие правовые акты
должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Со-
блюдение законов - это основа нормального функционирования го-
сударства, и защиты прав граждан.
2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и су-
дебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти,
создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против
авторитаризма в государственном строе и служит развитию демо-
кратии в государственном управлении. В правовом государстве
существует баланс законодательной, исполнительной и судебной
властей при провозглашенном суверенитете народа. В федератив-
ных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти
реализуется принцип и «вертикального» разделения: между феде-
рацией и ее субъектами.
В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти:
к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел.
В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей
власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политиче-
ская, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и
учредительная. Некоторые российские специалисты полагают, что
если существует законодательное закрепление принципа независи-
мости тех или иных общественных структур, что позволяет им быть
противовесом другим, то в этом случае представляется возможным
говорить о семи властях:
·          власти общественного мнения, представляемой независимой
прессой и партиями;
·          постоянной законодательной власти;
·          исполнительной власти, которую осуществляют президент и
правительство;
·          судебной власти;
·          материальной власти, воплощенной в так называемых мате-
риальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);
·          власти федерации в целом, представляемой ее высшими ор-
ганами (в федеративных государствах), или власти органа конфеде-
ративного сообщества государств;
·          власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие
органы власти и управления (в федеративных государствах)

[17]

.

3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак право-
вого государства означает, что кроме провозглашения прав и сво-