ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1718
Скачиваний: 4
16
3)Появление человека. Сочетает в себе 1 и 2 стадии развития.
Абсолютная идея порождает человеческий разум, впоследст-
вии создает философию, которая создает себя. В
чел.абсол.идея обретает форму и становится индустриальной
– это духовная форма.
13.
Иррационалистическая
философия
(Ф.Ницше, А.Шопенгауэр)
Философия 19 в.
А.Шопенгауэр – «Мир как воля и представление»
Миром правит воля к жизни. Эта воля не рациональна, не разум-
на и она есть у всего в этой жизни. Она не совершенна, потому что
чел.жизнь заканчивается.
Главн. жизн. Принцип – сострадание. Считает, что люди делятся
на три категории:
1 – злобные
2 – Эгоисты
3 – Сострадательные.
Ф.Ницше (1844-1900)
Считал, главное в жизни – внутренняя человеческая цель. Осн.
инстинкты – жизни и власти. Проповедовал принцип «падающего -
подтолкни». Сверхчеловек.
14.
Философия позитивизма и неопозитивиз-
ма.
Позитивизм появился в 30-е гг.19в. Основоположник – О.Конт. у
позитивизма 3 волны. Основная идея – научное или позитивное
знание – результат деятельности наук, потому что науки владеют-
такими методами познания, как наблюдение и эксперимент. В про-
граммной книге «Дух позитивной философии» (
) Конт пред-
ставляет человечество как растущий организм, проходящий в своём
развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.
Направление, связанное с Контом –
Классический позитивизм
.
Вторая форма позитивизма –
Эмперический позитивизм.
Осново-
положник – Р.Авенариус и Э.Мах.
17
Считали, что мир – совокупность ощущений, и к нему не приме-
нимы фил.категории (типа материи). Познание – средство биологи-
ческого приспособления к среде. Задачи науки: описание фактов на
основе простоты и целесообразности.
Непозитивизм (20в.)
Имеет 2 осн.направления:
1. Логический (1922г)
Принципы:
- Традиционные фил.положения не поддаются сравнению с фак-
тами; вненаучны.
- Верификации – проверка суждений на практике
- Конвенции (формиров. единого языка науки на основе языка
физики)
2. Лингвистический (50-60-е гг.20в)
Изучение языка. Создавание обычного и литературного языка.
15.
Философия экзистенциализма.
Экзистенция – существование.
Религиозный и атеистический
Представители: М.Хайдеггер, К.Ясперс, А.Камю
1. Тема одиночества.
Жизнь неподлинная.
Пограничное состояние.
2. Свобода (Ж.-П.Сартр)
Провозглашенный принцип
Человек всегда свободен, потому что имеет выбор.
Куществов. чел.предшествует его сущности (человек создает сам
себя)
Чел.стремится в будущее.
16.
Философия школы ХХ века: структура-
лизм, герменевтика, религиозные течения.
Структурализм
— направление и интеллектуальное движение
в современной (в основном континентальной) философской мысли.
Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах.
Оказал влияние на развитие семиотики.
18
Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы кото-
рой заложил Фердинанд де Соссюр.
Основные представители: Клод Леви-Строс
Роман Якобсон (лингвистика),Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Ла-
кан
Гермене́втика
ρμηνευτική — искусство толкования,
от
ἑ
ρμηνεύω — толкую):
§
теория и методология истолкования текстов («искусство
понимания»);
§
направление в философии XX века, выросшее на основе
теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения
герменевтики задача философии заключается в истолковании
предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим
сквозь призму культуры, которая представляет собой совокуп-
ность основополагающих текстов.
Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской),
философской или филологической герменевтики называется
герме-
не́втом
.
Основной вопрос герменевтики: «Как возможно понимание?»
Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в
герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.
Другим активным идеологом герменевтики можно назвать фило-
софа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспари-
вать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он
был активным сторонником «вчувствования». Таким образом, он
призывал реконструировать исторические события и внешние яв-
ления путём самонаблюдения, понимания событий методом их
личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент
духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.
17.
Философская мысль России и Беларуси
Россия(Ломоносов, Соловьев)
Беларусь:
Осн.проблемы:
1 – Идея гуманизма (уваж.чел-ка к жизни)
2 – Идея национального самосознания
19
3 – Идея просвещения (утерян стимул к образованию) приобре-
тение новых знаний.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
положил начало
материалистической традиции.
Он выступал с материалистиче-
ских позиций, но, как и все материалисты того времени,
понимал
материю только в качестве вещества.
Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклери-
кальный характер, он довольно резко критикует церковь и невеже-
ство попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-
научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-
творца.
Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов,
хорошо знал западную философию, в том числе и французский ма-
териализм.
После публикации знаменитого произведения Радищева «Путе-
шествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обли-
чает крепостничество и самодержавие, он становится
первым рус-
ским философом, который провозгласил идею человечности не
в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня
секуляризированной, светской общественной мысли.
Самостоятельное философское творчество в России начинается в
XIX в., который является третьим этапом развития русской фило-
софии.
Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в
России, был
Петр Яковлевич Чаадаев
(1794–1856). Свои мысли
он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в
учении Чаадаева были философия человека и философия истории.
Следом за Чаадаевым появляются два направления, противопо-
ложные в понимании смысла и значения русской идеи:
—
славянофилы
(заложили основу русской религиозной фило-
софии второй половины XIX в.);
—
западники
(критиковали церковь и тяготели к материализму).
В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется миро-
воззрение
народничества.
Его основной идеей было желание
прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытно-
сти пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–
70-е гг. явились
почвенники,
идея их философии — национальная
почва как основа социального и духовного развития России.
20
Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской
философии связан с возникновением философских систем.
Характерные черты:
— антропоцентризм;
— гуманизм;
— религиозный характер;
— возникновение русского
космизма
(мистического, теологиче-
ского).
Ф.Скорина, С.Будный, Л.Сапега, К.Лыщинский, К.Калиновский,
Е.М.Бабосов, Степин.
Скорина – писал кН.к книгам комментрарии, мудрый, развитие
всего общества.
Родился в Полоцке. Закончил Падуанский универ., доктор меди-
цины. Заслуга – перевел Библию на бел.яз. Считал: книги - источ-
ник просвящения, люди равны перед законом. Жизнь чел-ая будет
улучшаться, только при увеличении человеколюбия.
С.Будный – памятн.в Несвиже, типография.
Л.Сапега (16в) канцеляр ВКЛ. Написал предисловие к статутам.
Лейбциксит.универ., спец – юрист. Церковь должна служить инте-
ресам гос., поддерж. обществ.порядка. Права придуманы для чело-
веческой пользы, людьми, которые обладают властью. Назанчение
права: гарантирование безопасности, свободу личности, собствен-
ность. Самое главное право – право человека на свободу. Граждане
должны знать свои права и обязанности.
К.Лыщинский(17 в) – жил в Бресте, законч.изуитскуюшколу,
академию. Был монахом. Написал книгу о несуществовании Бога.
Бог – творение людей, плод невоображения. Идея Бога существует
дял того, чтобы напугать людей перед властью, библия, евангелие
ложны, потому тчо это все написано людьми, считается всеобщим
обманом.
К.Калиновский – (восст.1863г.) – закончил Петербургский уни-
верс.. Осн идеи: отделение от Российской Империи, идея крестьян-
ского социализма, издавал газету «Мужыцкая правда», «Письма из-
под виселицы».
Бабосов: осн.проблемы, конфликты на террит.Советского про-
странства. Социальная филос. и конфликты.