Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1661

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

3)Появление  человека. Сочетает  в  себе 1 и 2 стадии  развития.

Абсолютная идея порождает человеческий разум, впоследст-
вии  создает  философию, которая  создает  себя. В
чел.абсол.идея обретает форму и становится индустриальной
– это духовная форма.

13.

Иррационалистическая 

философия

(Ф.Ницше, А.Шопенгауэр)

Философия 19 в.
А.Шопенгауэр – «Мир как воля и представление»

Миром правит воля к жизни. Эта воля не рациональна, не разум-

на и она есть у всего в этой жизни. Она не совершенна, потому что
чел.жизнь заканчивается.

Главн. жизн. Принцип – сострадание. Считает, что люди делятся

на три категории:

1 – злобные
2 – Эгоисты
3 – Сострадательные.
Ф.Ницше (1844-1900)
Считал, главное  в  жизни – внутренняя  человеческая  цель. Осн.

инстинкты – жизни и власти. Проповедовал принцип «падающего -
подтолкни». Сверхчеловек.

14.

Философия  позитивизма  и  неопозитивиз-

ма.

Позитивизм появился в 30-е гг.19в. Основоположник – О.Конт. у

позитивизма 3 волны. Основная  идея – научное  или  позитивное
знание – результат деятельности наук, потому что науки  владеют-
такими методами познания, как наблюдение и эксперимент. В про-
граммной  книге «Дух  позитивной  философии» (

1844

Конт  пред-

ставляет человечество как растущий организм, проходящий в своём
развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

Направление, связанное с Контом –

Классический позитивизм

.

Вторая форма позитивизма –

Эмперический позитивизм.

 Осново-

положник – Р.Авенариус и Э.Мах.


background image

17

Считали, что мир – совокупность ощущений, и к нему не приме-

нимы фил.категории (типа материи). Познание – средство биологи-
ческого приспособления к среде. Задачи науки: описание фактов на
основе простоты и целесообразности.

Непозитивизм (20в.)
Имеет 2 осн.направления:
1. Логический (1922г)
Принципы:
- Традиционные фил.положения не поддаются сравнению с фак-

тами; вненаучны.

- Верификации – проверка суждений на практике
- Конвенции (формиров. единого  языка  науки  на  основе  языка

физики)

2. Лингвистический (50-60-е гг.20в)
Изучение языка. Создавание обычного и литературного языка.

15.

Философия экзистенциализма.

Экзистенция – существование.
Религиозный и атеистический
Представители: М.Хайдеггер, К.Ясперс, А.Камю
1. Тема одиночества.
    Жизнь неподлинная.
    Пограничное состояние.
2. Свобода (Ж.-П.Сартр)
Провозглашенный принцип
Человек всегда свободен, потому что имеет выбор.
Куществов. чел.предшествует его сущности (человек создает сам

себя)

Чел.стремится в будущее.

16.

 Философия  школы  ХХ  века: структура-

лизм, герменевтика, религиозные течения.

Структурализм

 — направление  и  интеллектуальное  движение

в современной (в основном континентальной) философской мысли.
Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах.
Оказал влияние на развитие семиотики.


background image

18

Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы кото-

рой заложил Фердинанд де Соссюр.

Основные  представители:  Клод  Леви-Строс 

(антропология),

Роман  Якобсон (лингвистика),Ролан  Барт, Мишель  Фуко, Жак  Ла-
кан 

(психоанализ),  Жан  Пиаже 

(психология),  Николя  Бурба-

ки (математика).

Гермене́втика

 (др.-греч.

ρμηνευτική — искусство толкования,

от

ρμηνεύω — толкую):

§

теория и методология истолкования текстов («искусство

понимания»);

§

направление в философии XX века, выросшее на основе

теории  интерпретации  литературных  текстов. С  точки  зрения
герменевтики  задача  философии  заключается  в  истолковании
предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим
сквозь  призму  культуры, которая  представляет  собой  совокуп-
ность основополагающих текстов.

Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской),

философской или филологической герменевтики называется

герме-

не́втом

.

Основной вопрос герменевтики: «Как возможно понимание?»
Сторонниками  и  философами, внесшими  значительный  вклад  в

герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.

Другим активным идеологом герменевтики можно назвать фило-

софа  и  историка Вильгельма  Дильтея. Дильтей  стремился  оспари-
вать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он
был  активным  сторонником «вчувствования». Таким  образом, он
призывал  реконструировать  исторические  события  и  внешние  яв-
ления  путём самонаблюдения, понимания  событий  методом  их
личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент
духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.

17.

Философская мысль России и Беларуси

Россия(Ломоносов, Соловьев)
Беларусь:
Осн.проблемы:
1 – Идея гуманизма (уваж.чел-ка к жизни)
2 – Идея национального самосознания


background image

19

3 – Идея  просвещения (утерян  стимул  к  образованию) приобре-

тение новых знаний.

Михаил  Васильевич  Ломоносов (1711–1765)

положил  начало

материалистической  традиции.

Он  выступал  с  материалистиче-

ских позиций, но, как  и все  материалисты  того  времени,

понимал

материю только в качестве вещества.

Философия  Ломоносова  носит  секуляризованный, антиклери-

кальный характер, он довольно резко критикует церковь и невеже-
ство попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-
научное  и  теологическое  объяснение  мира  и  не  отвергает  Бога-
творца.

Александр  Николаевич  Радищев (1749–1802), как  и  Ломоносов,

хорошо знал западную философию, в том числе и французский ма-
териализм.

После  публикации  знаменитого  произведения  Радищева «Путе-

шествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обли-
чает крепостничество и самодержавие, он становится

первым рус-

ским философом, который провозгласил идею человечности не
в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня
секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в

XIX в., который  является  третьим  этапом  развития  русской  фило-
софии.

Первым, кто  начал  самостоятельное  философское  творчество  в

России, был

Петр  Яковлевич  Чаадаев

(1794–1856). Свои  мысли

он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в
учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом  за  Чаадаевым  появляются  два  направления, противопо-

ложные в понимании смысла и значения русской идеи:

славянофилы

(заложили  основу  русской  религиозной  фило-

софии второй половины XIX в.);

западники

(критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется миро-

воззрение

народничества.

Его  основной  идеей  было  желание

прийти к  социализму, минуя капитализм, и признание самобытно-
сти пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–
70-е  гг. явились

почвенники,

идея их  философии — национальная

почва как основа социального и духовного развития России.


background image

20

Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской

философии связан с возникновением философских систем.

Характерные черты:
— антропоцентризм;
— гуманизм;
— религиозный характер;
— возникновение  русского

космизма

(мистического, теологиче-

ского).

Ф.Скорина, С.Будный, Л.Сапега, К.Лыщинский, К.Калиновский,

Е.М.Бабосов, Степин.

Скорина – писал  кН.к  книгам  комментрарии, мудрый, развитие

всего общества.

Родился в Полоцке. Закончил Падуанский универ., доктор меди-

цины. Заслуга – перевел Библию на бел.яз. Считал: книги  - источ-
ник просвящения, люди равны перед законом. Жизнь чел-ая будет
улучшаться, только при увеличении человеколюбия.

С.Будный – памятн.в Несвиже, типография.
Л.Сапега (16в) канцеляр ВКЛ. Написал предисловие к  статутам.

Лейбциксит.универ., спец – юрист. Церковь должна служить инте-
ресам гос., поддерж. обществ.порядка. Права придуманы для чело-
веческой пользы, людьми, которые обладают властью. Назанчение
права: гарантирование  безопасности, свободу  личности, собствен-
ность. Самое главное право – право человека на свободу. Граждане
должны знать свои права и обязанности.

К.Лыщинский(17 в) – жил  в  Бресте, законч.изуитскуюшколу,

академию. Был  монахом. Написал  книгу  о  несуществовании  Бога.
Бог – творение людей, плод невоображения. Идея Бога существует
дял того, чтобы напугать людей перед властью, библия, евангелие
ложны, потому тчо это все написано людьми, считается всеобщим
обманом.

К.Калиновский – (восст.1863г.) – закончил  Петербургский  уни-

верс.. Осн идеи: отделение от Российской Империи, идея крестьян-
ского социализма, издавал газету «Мужыцкая правда», «Письма из-
под виселицы».

Бабосов: осн.проблемы, конфликты  на  террит.Советского  про-

странства. Социальная филос. и конфликты.