Файл: М-535.Основы права в вопросах и ответах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1258

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный служащий имеет право на: письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения; принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций; получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей; повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования; повышение в должности, классе государственного служащего; участие
в конкурсе на занятие вакантной государственной должности; уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан; отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству; свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь; отставку по определенным основаниям и др.

Государственный служащий обязан: поддерживать конституционный строй Республики Беларусь; обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции и иных актов законодательства; исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные законодательными актами; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции; соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики; не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности; соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией; в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их
в порядке, установленном законодательством; сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы, в течение срока, установленного законодательством; не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.


Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Для государственных служащих устанавливаются высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.



18. Административные правонарушения
и меры взыскания за их совершение


Административное правонарушение (проступок) – это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Всем административным правонарушениям присущи общие признаки: общественная опасность; противоправность; виновность; наказуемость деяния.

Общественная опасность выражается в том, что действие или бездействие представляет опасность для общества, государства, создает угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняет вред интересам граждан.

Противоправность предусматривает, что деяние нарушает нормы административного и ряда других отраслей права.

Наличие вины (психическое отношение лица к содеянному и его последствиям) является обязательным условием для наступления административной ответственности. Вина может быть как умышленной, так и неосторожной.

Наказуемость означает, что административным правонарушением признается только то общественное деяние, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность.

В состав административного правонарушения, как и в целом правонарушения включают: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушитель. Объективная сторона заключается в действии или бездействии лица, запрещенном административным правом. Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. Субъективную сторону характеризует психическое отношение субъекта
к противоправному действию либо бездействию и его последствиям.

Административные правонарушения многообразны, только в КоАП Республики Беларусь они разделены на одиннадцать самостоятельных глав. За совершение административных правонарушений в установленном законом порядке налагаются административные взыскания (меры административной ответственности), такие как: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного гражданину; исправительные работы; административный арест.


Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня исполнения взыскания оно не совершило нового административного правонарушения.



19. Производство по делам об административных
правонарушениях


Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется специально уполномоченными органами и должностными лицами (более 40 субъектов), в частности: административными комиссиями при исполнительных комитетах первичного и базового уровней и администрациях районов в городах с районным делением, поселковыми и сельскими исполнительными комитетами, городскими и районными комиссиями по делам несовершеннолетних, районными и городскими судами (судьями), органами внутренних дел.

Производство по делам об административных правонарушениях включает исполнение определенных действий, следующих одно за другим в строгой последовательности, из которых и формируются определенные процессуальные стадии.

Выделяют следующие основные стадии данного производства:

1) возбуждение дела об административном правонарушении (как правило, начинается с составления протокола об административном правонарушении);

2) рассмотрение дела об административном правонарушении –важнейшая стадия, которая осуществляется по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства правонарушителя,
а также по месту расположения таможенного органа в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом) материалов дела (некоторы
е дела рассматриваются в течение суток, трех суток, в пятидневный срок);

3) вынесение постановления по делу об административном правонарушении, которое объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, его копия вручается в течение трех дней под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе;

4) обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении – это факультативная (необязательная) стадия (жалоба на постановление по делу может быть подана лицом,
в отношении которого она вынесена, а также потерпевшим в течение десяти дней со дня вынесения постановления; опротестование постановления по делу осуществляется прокурором, что приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста);

5) исполнение постановления о наложении административного взыскания – заключительная, обязательная стадия, начинающаяся сразу после вынесения постановления либо после рассмотрения жалобы или протеста и оставления их без удовлетворения (постановление о наложении административного взыскания обращается к исполнению органом (должностным лицом), вынесшим постановление).




20. Предмет и система гражданского права


Гражданское право как одна из отраслей национального права имеет свой предмет правового регулирования, который определен в Гражданском кодексе Республики Беларусь.

В предмет гражданского права входят три группы отношений:

имущественные, основанные на равенстве участников;

личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;

личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

Гражданское право регулирует две группы личных неимущественных отношений. Первая из них – это личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. К ним относятся отношения по поводу авторства на изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, произведения науки, литературы и искусства, иные охраняемые законом результаты интеллектуальной творческой деятельности (интеллектуальной собственности). Личные права авторов (право авторства, право на неприкосновенность произведения и т. д.) и имущественные отношения, возникающие в связи
с использованием продуктов творчества, неразрывно связаны между собой. И поскольку эти имущественные отношения имеют товарно-денежную форму и регулируются гражданским правом, постольку и связанные с ними личные неимущественные отношения становятся предметом регулирования этой отраслью права.

Вторая группа – личные неимущественные отношения, не связанные
с имущественными,– регулируются гражданским правом лишь в случаях, прямо указанных в законе. Гражданский кодекс предусматривает, в частности,
защиту чести, достоинства и деловой репутации гражданина.

Таким образом, гражданское право – это совокупность правовых норм, которые регулируют товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные
с имущественными личные неимущественные отношения, а в случаях, предусмотренных законом, и иные личные неимущественные отношения.

Под системой гражданского права понимается совокупность его отдельных институтов и норм в их определенной последовательности. Система гражданского права существует объективно, ибо она отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Система гражданского права получает свое выражение в законодательстве, прежде всего в актах кодификационного характера, таких как Гражданский кодекс. Гражданское право включает две большие группы институтов
и норм: общую и особенную части.

Общую часть составляют нормы, распространяющие свое действие на все или большинство отношений, регулируемых гражданским правом. Сюда входят институты и нормы, которые определяют предмет гражданского права и способы защиты гражданских прав, а также нормы, посвященные участникам гражданских правоотношений – субъектам гражданского права (гражданам и юридическим лицам) и главному основанию возникновения, прекращения гражданских правоотношений – сделкам. Далее идет институт, используемый для совершения сделок: представительство и наиболее распространенное его основание – доверенность. Общее значение имеют правила о сроках, в частности для принудительного осуществления субъективного права через суд.


Особенная часть гражданского права включает наиболее значительное число гражданско-правовых институтов, к которым следует отнести право собственности и другие вещные права, обязательственное право, авторское право, право на открытие, изобретательское право, наследственное право, правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров.

21. Юридические лица: понятие и виды


Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Выделяют следующие основные признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, имущественная ответственность, участие в гражданском обороте от своего имени. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь все юридические лица в зависимости от их деятельности поразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие. К коммерческим юридическим лицам относят: хозяйственные товарищества (полные, коммандитные), хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества), унитарные предприятия (государственные, частные), производственные кооперативы. К некоммерческим юридическим лицампотребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, фонды.



22. Физические лица как субъекты
гражданского права


К физическим лицам, являющимся субъектами гражданского права, относят не только белорусских граждан, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Республики Беларусь. Для участия в гражданских правоотношениях им необходимо обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Некоторые нормы права предусматривают охрану гражданских прав еще не родившегося ребенка. Например, наследниками по завещанию могут быть дети, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после его смерти. Граждане Республики Беларусь могут иметь имущество на праве собственности; завещать и наследовать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной хозяйственной (не запрещенной законодательством) деятельностью; создавать самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями юридические лица; совершать не запрещенные законом сделки; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы, искусства или иных результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. В содержание гражданской правоспособности входит и способность обладать обязанностями (например, обязанность причинителя вреда возместить вред).