ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 1258
Скачиваний: 9
Государственный
служащий
имеет
право
на: письменное закрепление своих
служебных обязанностей и создание
надлежащих условий для их исполнения;
принятие решений или участие в их
подготовке в соответствии со служебными
обязанностями; посещение в установленном
порядке для исполнения служебных
обязанностей государственных органов,
иных организаций; получение в установленном
порядке от граждан, государственных
органов, иных организаций информации
и других материалов, необходимых для
исполнения служебных обязанностей;
повышение квалификации и переподготовку
за счет средств соответствующего бюджета
или иных предусмотренных законодательством
источников финансирования; повышение
в должности, классе государственного
служащего; участие
в конкурсе на
занятие вакантной государственной
должности; уважение личного достоинства,
справедливое и уважительное отношение
к себе со стороны руководителей, иных
должностных лиц и граждан; отказ от
выполнения поручения, если оно противоречит
законодательству; свободу объединений,
за исключением случаев, предусмотренных
Конституцией Республики Беларусь;
отставку по определенным основаниям и
др.
Государственный
служащий обязан:
поддерживать конституционный строй
Республики Беларусь; обеспечивать
неукоснительное соблюдение норм
Конституции и иных актов законодательства;
исполнять служебные обязанности в
пределах полномочий, предоставленных
ему законодательством; соблюдать
ограничения, связанные с государственной
службой, установленные законодательными
актами; обеспечивать соблюдение и защиту
прав и законных интересов физических
и юридических лиц; исполнять в установленном
законодательством порядке приказы,
распоряжения руководителей, изданные
в пределах их компетенции; соблюдать
культуру общения, другие нормы служебной
этики; не допускать действий и поступков,
порочащих государственную службу и
несовместимых с занятием государственной
должности; соблюдать установленные в
государственном органе регламент,
правила внутреннего трудового распорядка,
должностные положения и инструкции,
порядок работы со служебной информацией;
в пределах своих должностных полномочий
своевременно и объективно рассматривать
обращения граждан и юридических лиц и
разрешать их
в порядке, установленном
законодательством; сохранять, не
распространять доверенные ему
государственные секреты, в том числе
после прекращения государственной
службы, в течение срока, установленного
законодательством; не разглашать
полученные при исполнении служебных
обязанностей сведения, затрагивающие
личную жизнь, честь и достоинство
граждан, и не требовать от них представления
таких сведений, за исключением случаев,
предусмотренных законодательными
актами; поддерживать необходимый уровень
квалификации для эффективного исполнения
своих служебных обязанностей.
Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Для государственных служащих устанавливаются высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.
18.
Административные правонарушения
и
меры взыскания за их совершение
Административное правонарушение (проступок) – это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Всем административным правонарушениям присущи общие признаки: общественная опасность; противоправность; виновность; наказуемость деяния.
Общественная опасность выражается в том, что действие или бездействие представляет опасность для общества, государства, создает угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняет вред интересам граждан.
Противоправность предусматривает, что деяние нарушает нормы административного и ряда других отраслей права.
Наличие вины (психическое отношение лица к содеянному и его последствиям) является обязательным условием для наступления административной ответственности. Вина может быть как умышленной, так и неосторожной.
Наказуемость означает, что административным правонарушением признается только то общественное деяние, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность.
В
состав административного правонарушения,
как и в целом правонарушения включают:
объект, объективную сторону, субъект,
субъективную сторону. Объектом
административного правонарушения
являются охраняемые правом общественные
отношения, на которые посягает
правонарушитель. Объективная
сторона
заключается в действии или бездействии
лица, запрещенном административным
правом. Субъектами административного
правонарушения являются физические и
юридические лица. Субъективную
сторону
характеризует психическое отношение
субъекта
к противоправному действию
либо бездействию и его последствиям.
Административные правонарушения многообразны, только в КоАП Республики Беларусь они разделены на одиннадцать самостоятельных глав. За совершение административных правонарушений в установленном законом порядке налагаются административные взыскания (меры административной ответственности), такие как: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного гражданину; исправительные работы; административный арест.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня исполнения взыскания оно не совершило нового административного правонарушения.
19.
Производство по делам об
административных
правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется специально уполномоченными органами и должностными лицами (более 40 субъектов), в частности: административными комиссиями при исполнительных комитетах первичного и базового уровней и администрациях районов в городах с районным делением, поселковыми и сельскими исполнительными комитетами, городскими и районными комиссиями по делам несовершеннолетних, районными и городскими судами (судьями), органами внутренних дел.
Производство по делам об административных правонарушениях включает исполнение определенных действий, следующих одно за другим в строгой последовательности, из которых и формируются определенные процессуальные стадии.
Выделяют следующие основные стадии данного производства:
1) возбуждение дела об административном правонарушении (как правило, начинается с составления протокола об административном правонарушении);
2)
рассмотрение дела об административном
правонарушении
–важнейшая стадия, которая осуществляется
по месту совершения административного
правонарушения или по месту жительства
правонарушителя,
а также по месту
расположения таможенного органа в
15-дневный срок со дня получения органом
(должностным лицом) материалов дела
(некоторые
дела
рассматриваются
в
течение суток,
трех
суток, в пятидневный
срок);
3) вынесение постановления по делу об административном правонарушении, которое объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, его копия вручается в течение трех дней под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе;
4)
обжалование и опротестование постановления
по делу об административном правонарушении
– это
факультативная
(необязательная) стадия
(жалоба на
постановление по делу может быть подана
лицом,
в отношении которого она
вынесена, а также потерпевшим в течение
десяти дней со дня вынесения постановления;
опротестование постановления по делу
осуществляется прокурором, что
приостанавливает исполнение постановления
до рассмотрения протеста);
5) исполнение постановления о наложении административного взыскания – заключительная, обязательная стадия, начинающаяся сразу после вынесения постановления либо после рассмотрения жалобы или протеста и оставления их без удовлетворения (постановление о наложении административного взыскания обращается к исполнению органом (должностным лицом), вынесшим постановление).
20. Предмет и система гражданского права
Гражданское право как одна из отраслей национального права имеет свой предмет правового регулирования, который определен в Гражданском кодексе Республики Беларусь.
В предмет гражданского права входят три группы отношений:
– имущественные, основанные на равенстве участников;
– личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;
– личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.
Гражданское
право регулирует две группы личных
неимущественных отношений. Первая из
них – это личные неимущественные
отношения, связанные с имущественными.
К ним относятся отношения по поводу
авторства на изобретения, рационализаторские
предложения, промышленные образцы,
товарные знаки, знаки обслуживания,
произведения науки, литературы и
искусства, иные охраняемые законом
результаты интеллектуальной творческой
деятельности (интеллектуальной
собственности). Личные права авторов
(право авторства, право на неприкосновенность
произведения и т. д.) и имущественные
отношения, возникающие в связи
с
использованием продуктов творчества,
неразрывно связаны между собой. И
поскольку эти имущественные отношения
имеют товарно-денежную форму и регулируются
гражданским правом, постольку и связанные
с ними личные неимущественные отношения
становятся предметом регулирования
этой отраслью права.
Вторая
группа – личные неимущественные
отношения, не связанные
с имущественными,–
регулируются гражданским правом лишь
в случаях, прямо указанных в законе.
Гражданский кодекс предусматривает, в
частности, защиту
чести, достоинства и деловой репутации
гражданина.
Таким
образом, гражданское
право – это совокупность правовых норм,
которые регулируют товарно-денежные и
иные основанные на равенстве участников
имущественные отношения, а также
связанные
с имущественными личные
неимущественные отношения, а в случаях,
предусмотренных законом, и иные личные
неимущественные отношения.
Под
системой
гражданского права
понимается совокупность его отдельных
институтов и норм в их определенной
последовательности. Система гражданского
права существует объективно, ибо она
отражает реальные общественные отношения,
являющиеся предметом данной отрасли.
Система гражданского права получает
свое выражение в законодательстве,
прежде всего в актах кодификационного
характера, таких как Гражданский кодекс.
Гражданское право включает две большие
группы институтов
и норм: общую и
особенную части.
Общую часть составляют нормы, распространяющие свое действие на все или большинство отношений, регулируемых гражданским правом. Сюда входят институты и нормы, которые определяют предмет гражданского права и способы защиты гражданских прав, а также нормы, посвященные участникам гражданских правоотношений – субъектам гражданского права (гражданам и юридическим лицам) и главному основанию возникновения, прекращения гражданских правоотношений – сделкам. Далее идет институт, используемый для совершения сделок: представительство и наиболее распространенное его основание – доверенность. Общее значение имеют правила о сроках, в частности для принудительного осуществления субъективного права через суд.
Особенная часть гражданского права включает наиболее значительное число гражданско-правовых институтов, к которым следует отнести право собственности и другие вещные права, обязательственное право, авторское право, право на открытие, изобретательское право, наследственное право, правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров.
21. Юридические лица: понятие и виды
Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Выделяют следующие основные признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, имущественная ответственность, участие в гражданском обороте от своего имени. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь все юридические лица в зависимости от их деятельности поразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие. К коммерческим юридическим лицам относят: хозяйственные товарищества (полные, коммандитные), хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества), унитарные предприятия (государственные, частные), производственные кооперативы. К некоммерческим юридическим лицам – потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, фонды.
22.
Физические лица как субъекты
гражданского
права
К физическим лицам, являющимся субъектами гражданского права, относят не только белорусских граждан, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Республики Беларусь. Для участия в гражданских правоотношениях им необходимо обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Некоторые нормы права предусматривают охрану гражданских прав еще не родившегося ребенка. Например, наследниками по завещанию могут быть дети, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после его смерти. Граждане Республики Беларусь могут иметь имущество на праве собственности; завещать и наследовать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной хозяйственной (не запрещенной законодательством) деятельностью; создавать самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями юридические лица; совершать не запрещенные законом сделки; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы, искусства или иных результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. В содержание гражданской правоспособности входит и способность обладать обязанностями (например, обязанность причинителя вреда возместить вред).