ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6186

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В науке сложилось два подхода к решению этого вопроса.


Сторонники широкого подхода относят к односторонним ак­там государств все акты и действия, совершаемые государством в одностороннем порядке. Помимо односторонних актов, отно­сительно которых в международно-правовой литературе суще­ствует определенное согласие (таких, как обещание или «дек­ларация обязательства», признание, протест и отказ), к одно­сторонним актам причисляют также такие формально одно­сторонние акты, как нотификация, некоторые акты законода­тельства (например, касающиеся вопросов гражданства, уста­новления границ территориальных вод), оккупация, объявление войны или её прекращение, разрыв дипломатических отношений и т. д. Кроме того, сторонники этого подхода относят к таким актам присоединение к международному договору, ого­ворку к нему, выход из договора, а также декларации госу­дарств о ниизнании обязательной юрисдикции Международно­го Суда ООН.

Сторонники узкой трактовки считают, что среди всех ак­тов и действий, совершаемых государством в одностороннем порядке, следует выделять те акты, которые способны самосто­ятельно вызывать международно-правовые последствия, не тре­буя для этого какого-либо вмешательства со стороны иных субъектов международного права. Такие акты называют одно­сторонними актами государств stricto sensu (в строгом смыс­ле), строго или «чисто» односторонними актами. Исходя из этой теории, только такие акты можно считать истинно одно­сторонними актами государств.

Существование таких актов подтверждается теорией и прак­тикой. Одним из наиболее ярких подтверждений их юриди­ческой обязательности являются решения Международного Суда ООН по делу о ядерных испытаниях (Новая Зеландия против Франции, Австралия против Франции, 1974 г.). Суд, в частно­сти, указал: «Когда намерение государства, делающего подоб­ное [одностороннее — Е.К.] заявление, состоит в том, чтобы быть юридически связанным его условиями, это намерение при­дает заявлению характер юридического обязательства». При этом «никаких действий, являющихся по своей природе дей­ствиями quid pro quo, ни какого-либо последующего принятия декларации, ни даже какого-либо ответа или реакции других государств не требуются для того, чтобы такая декларация во­зымела силу, поскольку такое требование было бы несовмести­мо со строго односторонним характером такого юридического акта...».

Учитывая, что источники международного права - это фор­ма воплощения международно-правовых норм, можно сделать вывод, что акты, являющиеся односторонними лишь формаль­но, нельзя считать источниками международного права. Эти акты сами по себе не являются источником прав и обязанно­стей в соответствии с международным правом.

Как правило, они выступают в качестве юридического факта, который ведет к появлению прав и обязанностей, уже установленных другими источниками международного права, или же являются одним из элементов согласования воль государств, которое приводит в итоге к формированию такого источника.


В то же время односторонние акты в строгом смысле это­го термина, такие как обещание, признание, отказ от прав, правомочий, претензий, ведут к созданию обязательств для государств, совершающих их, и права для государств, кото­рым они адресованы, т.е. являются источником прав и обяза­тельств по международному праву. Односторонний акт про­теста также вызывает самостоятельные международно-пра­вовые последствия в виде подтверждения прав протестующего государства и недопущения их утери. Поэтому некоторые уче­ные относят такие акты к источникам международного права.

Несмотря на важное значение, которое имеют односторон­ние акты государств в современном международном праве, их все же нельзя отнести к источникам международного права в общепринятом значении этого термина. В процессе создания односторонними актами прав и обязательств отсут­ствует такой необходимый для установления источника меж­дународного права элемент, как согласование воль государств. Кроме того, нельзя с полной уверенностью утверждать, что по­средством односторонних актов государств создаются нормы международного права, поскольку последние содержат общеобя­зательные правила поведения, а односторонний акт создает но-'вые обязательства только для одного государства — его автора.

Закрепившиеся в доктрине международного права опреде­ления терминов «источник международного права», «норма международного права» не позволяют включить односторон­ние акты государств в число источников международного пра­ва. Однако это нисколько не снижает их юридической значи­мости в системе международно-правового регулирования по срав­нению с общепризнанными источниками. Нельзя подвергать сомнению тот факт, что односторонние акты государств явля­ются источником прав и обязательств по международному праву.

Посредством одностороннего акта обещания государство берет на себя новые обязательства в отношении других субъек­тов международного права. Односторонние обещания могут касаться самых разнообразных аспектов межгосударственного сотрудничества: от визовых вопросов до обязательств в облас­ти разоружения. Для того чтобы одностороннее обещание мог­ло вызвать последствия по международному праву, необходи­мо, чтобы на то было намерение государства, совершающего такой акт. Для установления такого намерения необходимо учитывать сам текст заявления, четкость формулировок, ис­пользуемых в нем, а также условия, при которых оно было сделано.

Односторонний акт признания выражает намерение рас­сматривать определенную ситуацию, изменения в международ­ном правопорядке, претензию как соответствующие междуна­родному праву. В зависимости от объекта признания и усло­вий его предоставления могут различаться международно-пра­вовые последствия этого акта. Единым общим последствием для всех актов признания выступает возникающее для автора такого акта обязательство не оспаривать законность того, что было им признано ранее.


С помощью одностороннего акта отказа государство мо­жет отказаться от определенных прав, правомочий или пре­тензий. При этом должно быть ясно продемонстрировано, что государство, совершающее акт отказа, намерено своим одно­сторонним актом потерять права или другим образом ограни­чить свою свободу действий. Существует общая норма между­народного права, которая не допускает возможность презумп­ции отказа.

Наиболее распространенным средством защиты государ­ством своих прав является односторонний акт протеста. С помощью протеста государства подтверждают свои права, ис­ключают всякую возможность толкования поведения государ­ства как молчаливого согласия и побуждают нарушителей к прекращению или недопущению нарушений своих прав. В не­которых обстоятельствах протест является необходимым для недопущения утраты права. Если государству становится изве­стно об акте, нарушающем его права, и при этом оно не заяв­ляет протест, такое поведение может быть расценено как отказ от таких прав. Необходимо отметить важную роль, которую играет акт протеста в формировании международного обычая. Протест может препятствовать появлению обычая, а в случае его появления этот акт способен не допустить применение обыч­ной нормы в отношении протестующего государства. С 1996 г. КМП ООН занималась работой по выявлению и уточнению обычных норм, применимых к односторонним ак­там государств. В 2006 г. она представила вниманию ГА ООН документ, озаглавленный «Руководящие принципы, касающи­еся односторонних официальных заявлений, сформулирован­ных государством с намерением породить обязательства но международному праву». Этот документ, хоть и не дал ответов на все вопросы, которые были поставлены перед КМП ООН, стал важным шагом на пути к кодификации односторонних актов государств. Принципы предусматривают ряд положений, отражающих общепринятую практику в отношении односто­ронних актов государств в строгом смысле (роль принципа добросовестности в обосновании юридической силы таких ак­тов, свобода формы их совершения, правило ограничительного толкования односторонних актов, невозможность произволь­ного отзыва и некоторые другие). Сформулированы критерии, позволяющие определить юридический характер односторон­них актов государств: публичность одностороннего акта, реша­ющее значение намерения принять юридическое обязательство.

И так, при определении прав и обязательств государств не­обходимо учитывать не только общепризнанные источники международного права, но и односторонние акты государств. Они хоть и не охватываются понятием «источники междуна­родного права» в общепринятом значении этого термина, но могут являться источником прав и обязательств по между­народному праву, которые подлежат соблюдению на основа­нии принципа добросовестности и нарушение которых мо­жет привести к возникновению международной ответствен­ности для государства-автора.











Лекция №6 Соотношение международного права и внутреннего права государств.

План лекции:

Введение

  1. Доктринальные подходы к проблеме соотношения международного и национального права.

  2. Влияние национального права на процесс международного нормотворчества.

  3. Влияние международного права на функционирование национального права.

Заключение

Список литературных источников.

Ключевые слова.


1. Доктринальные подходы к проблеме соотношения международного и национального права.

Проблема соотношения международного и национального права занимает центральное место в доктрине и практике со­временного нормотворческого процесса, хотя имеет давние ис­торические корни.

По мере развития международных отношений вопрос о вза­имосвязи международного и национального права стал привле­кать внимание юристов-международников уже в начале XIX в.

Так, русский юрист Ф.Ф. Мартене писал, что «современное международное право нельзя понять, не зная действующего го­сударственного права образованных народов».

Другой рус­ский международник Л.А. Камаровский подчеркивал, что «нор­мы, выставленные каким-либо одним государством, превраща­ются в международные лишь на основании согласия всех ос­тальных народов, выраженного либо молчаливо (обычай), либо формально (договор)».

Однако доктринальные концепции соотношения междуна­родного и внутреннего права были разработаны в трудах за­падных ученых. Ими были выдвинуты две теории, признавае­мые и в настоящее время: дуалистическая и монистическая.

Дуалистическая концепция была впервые сформулирова­на немецким ученым XIX в. Г. Трипелем в его работе «Меж­дународное и внутригосударственное право». Суть ее сводилась к следующему: «Международное и внутригосударственное пра­во суть не только различные отрасли права, но и различные
правопорядки. Это
два круга, которые тесно соприкасаются, но
никогда не пересекаются
».Наиболее верным последователем дуалистической теории среди современных ученых был итальянец Д. Анцилотти. Од­нако и Г. Трипель, и Д. Анцилотти, относя международное и национальное право к различным правовым системам, не от­рицали их взаимосвязи

Г. Трипель указывал, что международное право будет «во многих отношениях совсем бессильным», если оно не будет постоянно «обращаться за помощью к внутреннему праву».

Советская доктрина международного права в абсолютном большинстве разделяла дуалистическую концепцию, но акцен­тировала внимание на взаимодействии международного и на­ционального нрава в процессе нормообразования

Современный итальянский юрист-международник А. Кас-сезе, поддерживая позицию Г. Трипеля, указывает, что между­народное право не является самодостаточной правовой систе­мой, так как государство не способно самостоятельно выра­жать свою волю, являясь абстрактной структурой действую­щей через индивидов


Монистическая концепция рассматривает международное и национальное право как части единой правовой системы. Впервые в 1899 г. данную идею выдвинул немецкий ученый В. Кауфманн. Однако он признает их неравноправными по сво­ему статусу, а отдает предпочтение либо приоритету националь­ного права, либо приоритету международного права. Отсюда сфор­мировалось два направления в монистической теории.

Первое — наиболее раннее, получившее развитие в XIX в., исходило из признания верховенства национального права и

рассматривало международное право как сумму внешнегосу-дарственного права различных стран. Выразителем указанно­го направления явился немецкий философ Г. Гегель, который утверждал, что «взаимоотношения между государствами пред­ставляют собой взаимоотношения между самостоятельными контрагентами, которые стипулируют между собой, но... оста­ются выше этих стипуляций». Рассматривая государство как «абсолютную власть на земле», он приходил к выводу, что государство способно не только по своей воле изменить внут­реннее право, но и нормы внешнегосударственного права, т.е. международного права. Несостоятельность указанных посту­латов очевидна, ибо они легализируют произвол в международ­ных отношениях, отрицая возможность создания международ­ного правопорядка.

Однако в настоящее время монистическая теория, признаю­щая верховенство национального права, не имеет сторонников среди юристов-международников.

Наибольшее распространение получило второе направление монистической концепции, основывающееся на признании при­мата международного права. Следует подчеркнуть, что среди представителей указанного направления нет единства относи­тельно правовых последствий доминирующего влияния меж­дународного права на процесс внутригосударственного регули­рования, что привело к возникновению двух течений: ради­кального монизма и умеренного монизма.

Выразителем идеи радикального монизма является авст­рийский ученый Г. Кельзен, который считается автором мо­нистической теории. По мнению Г. Кельзена, международный правопорядок имеет значение как часть универсального право­порядка, включающего все национальные правопорядки. Меж­дународный правопорядок определяет территориальную, пер­сональную и временную сферы действительности национальных правопорядков, делая возможным существование множества государств. Причем международное право определяет содержа­ние национального права, регулируя те вопросы, которые бы государства, в противном случае регулировали бы произвольно в одностороннем порядке. Государство, по мнению Г. Кельзена, это правовое явление, юридическое лицо, корпорация. От­сюда соотношение международного права и национального «на­поминает соотношение национального правопорядка и внут­ренних норм корпорации». Отвергая дуалистическую теорию, он утверждает, что лишь чистая теория права, по его мнению, дает возможность рассматривать международное и националь­ное право как части единой универсальной системы, происте­кающей из единой общей нормы. Международное право, яв­ляясь высшим правопорядком, делегирует полномочия госу­дарствам осуществлять юрисдикцию на своей территории. Поэтому нормы национального права должны основываться на нормах международного права и в случае противоречия послед­ним теряют юридическую силу.