ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6284

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С такой мотивировкой нельзя полностью согласиться. Ос­новная причина не в содержании норм международного права, а в субъектах, которым они адресованы. Нормы международ­ного права ориентированы на государство.

Однако деятельность государства, по справедливому заме­чанию Р.А. Мюллерсона, осуществляется через его органы, ста­тус которых регулируется национальным правом 2. Именно в национальном праве определяется, какие органы уполномочи­ваются реализовать нормы международного права. Следователь­но, первой причиной, объясняющей необходимость помощи национального права при реализации норм международного права, является то, что к субъектам международного права относятся сложные социальные образования, которые в меж­дународном праве воспринимаются как единое целое, несмот­ря на сложную структуру их организации и деятельности. Эта особенность подчеркивалась Г. Трипелем, который указы­вал, что международное право регулирует общую жизнь госу­дарств, но государство способно действовать через свой соб­ственный механизм, являющийся результатом действия пра­вовых норм, созданных им самим3.

Вторая причина, вызывающая необходимость помощи со стороны национального права, заключается в том, что многие международные договора содержат положения, ориентирован­ные на участие субъектов национального права (например, законодательных и правоприменительных органов). Таковы кон­венции по правам человека, гуманитарному праву, по борьбе с отдельными видами уголовных преступлений. В частности, пос­ледние требуют от государств привлечь преступника к судеб­ной ответственности и наказать как за тяжкое уголовное пре­ступление. Такие нормы международного права, в отличие от других, регулирующих межгосударственные отношения, обус­ловливают помощь национального законодательства не толь­ко в форме указания конкретным органам, ответственным за обеспечение международных обязательств, но и требования су­щественной модификации национального права (разработка но­вых законов, отмена или изменение действующих). Отсюда мож­но сделать вывод, что, независимо от формы помощи нацио­нального права международному праву, возможен лишь один способ влияния последнего на национальное законодательство -опосредованное влияние. Юридические основания опосредован­ного влияния международного права вытекают из принципа pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться), который следующим образом трактуется в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: «При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила», государства «будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву».

Приоритетное влияние международного права на внут­реннее законодательство гарантируется ст. 27 Венской кон­венции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой «государство не может ссылаться на положения свое­го внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора».


Следует отметить, что в доктрине международного права нет единой терминологии, определяющей способы и формы реализации норм международного права в национальном за­конодательстве. Используются следующие термины: имплемен-тация, принятие, отсылка, рецепция, инкорпорация, трансфор­мация, адаптация, гармонизация. Большинство авторов, и это вполне обоснованно, под имплементацией понимают весь про­цесс реализации норм международного права в национальное законодательство.

Представляется, что наиболее детальное и всеохватываю­щее определение понятия «имплементации» дано белорусским юристом В.Ю. Калугиным: имплементация норм международного права - это деятельность государств по всесторонне­му, своевременному, полному воплощению в жизнь предписа­ний, содержащихся в нормах международного права, а также и иное обеспечение этой деятельности, предпринимаемые ими на внутригосударственном уровне самостоятельно, или на меж­дународном уровне индивидуально или совместно с другими государствами, в том числе и в рамках международных органи­заций»1.

Наибольшие разногласия вызывает трактовка термина «трансформация». В западной доктрине он рассматривается как один из способов имплементации норм международного права, наряду с другим способом - «адаптацией» (adoption). В российской доктрине ряд юристов (В.Г. Буткевич, СВ. Чер-ниченко, Е.Т. Усенко) настаивают на широком понятии транс­формации, подразумевая под ней весь механизм реализации норм международного права 2. Указанная точка зрения под­вергается критике другими российскими юристами, например, Р.А. Мюллерсоном, Г.В. Игнатенко. Причем последний счита­ет иллюзорной концепцию трансформации международно-пра­вовых норм в национально-правовые нормы по следующим причинам: 1) трансформация означает прекращение существо­вания трансформируемых предметов, что международным до­говорам не присуще; 2) на стадии применения, если учитывать данное суждение, взаимодействие двух правовых систем заме­няется одной национально-правовой системой 3.

Представляется, что приведенные аргументы достаточно убедительны для обоснования неудачности использования тер­мина «трансформация» в широком смысле. Он вполне может применяться для определения способа влияния международно­го права, результатом которого является радикальная моди­фикация национального законодательства.

Как и во внутреннем праве, нормы международного права в зависимости от характера действий его субъектов реализуются в различных формах, к которым относятся соблюдение, испол­нение, использование и применение. Однако, несмотря на наличие определенного сходства с формами реализации внутриго­сударственного права, содержание этих форм обладает значи­тельными особенностями, предопределяемыми спецификой меж­дународно-правового регулирования.


Соблюдение является формой, с помощью которой реализу­ются нормы-запреты. Субъекты международного права воздер­живаются от совершения действий, которые запрещены норма­ми международного права. Например, п. 2 ст. 55 Дополнитель­ного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г., касающе­гося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, запрещается «причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий». Таким образом, непричинение ущерба природ­ной среде в качестве репрессалий либо отказ в соответствии с п. 1 ст. 55 от «использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожи­дать, причинят такой ущерб природной среде» 1, будут свиде­тельствовать о том, что данные международно-правовые нормы реализуются.

Исполнение как форма имплементации международного гу­манитарного права предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряжен­ные с определенными действиями. В таком виде сформулиро­вана, например, норма, содержащаяся в п. 1 ст. 27 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая гла­сит: «Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представи­тельствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они не находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и шифрованные депеши. Тем не менее, представи­тельство может устанавливать и эксплуатировать радиопере­датчик лишь с согласия государства пребывания».

При такой форме имплементации, как использование, про­исходит воплощение в жизнь так называемых уполномочива­ющих норм. В отличие от первых двух форм имплементации в

этом случае нет жесткого предписания конкретного поведения (действия или бездействия). Например, п. 3 ст. 27 Конвенции о правах ребенка 1989 г. определяется, что «государства-учас­тники в соответствии с национальными условиями и в преде­лах своих возможностей принимают необходимые меры по ока­занию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в обеспечении питанием, одеждой и жильем». Реше­ния об использовании таких нормативных положений прини­маются субъектами самостоятельно.

Особой формой имплементации международного права яв­ляется применение. При применении субъекты международ­ного права организуют, с одной стороны, выполнение предпи­саний международно-правовых норм посредством принятия их органами индивидуальных актов, а с другой охрану и защи­ту права от нарушения. Главная функция применения заклю­чается в необходимости юридической обеспечительной деятель­ности, выражающейся в использовании принуждения для вос­становления нарушенного права государствами индивидуально или через создаваемые ими на основе соглашения соответству­ющие правовые средства и организационно-правовые формы.


Примером применения норм международного права может служить деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии при рассмотрении дел в отношении лиц, совершив­ших военные преступления.











Тема №7 Имплементация международного права.


План лекции:

Введение

  1. Механизм имплементации международного права.

  2. Международный механизм имплементации международного права.

  3. Внутригосударственный механизм имплементации международного права.

  4. Механизм имплементации норм международного права в законодательстве Республики Беларусь.

  5. Место норм международного права в правовой системе Республики Беларусь и способы воздействия на её реформирование.

  6. Внутригосударственный механизм реализации норм международного права в Республике Беларусь.


§ 1. Механизм имплементации международного права.

Под механизмом имплементации норм международ­ного права понимается совокупность правовых средств, существующих в определенных правовых и организацион­ных формах, которые используются субъектами междуна­родного права, как на международном, так и внутригосу­дарственном уровнях для обеспечения достижениях целей международно-правового регулирования.

Целью этого механизма является обеспечение беспрепят­ственного движения интересов субъектов к определяемым ими ценностям, т.е гарантирование их справедливого удовлетво­рения.

Роль механизма имплементации заключается в снятии возможных препятствий, мешающих полному, всестороннему и своевременному осуществлению интересов субъектов междуна­родного права.

Другим признаком механизма имплементации международ­ного права является его синтетический характер, проявляю­щийся, с одной стороны, в определенном единстве междуна­родной и внутригосударственной составляющих этого меха­низма, а, с другой стороны, их относительной самостоятельно­сти.

В большинстве случаев имплементация норм междуна­родного права — это прерогатива суверенных государств, ис­пользующих в этих целях свой внутренний организационно-правовой механизм.

Вместе с тем сферой международно-правового регулирова­ния нередко охватываются вопросы, разрешение которых не может быть обеспечено системой национальных средств, а осу­ществляется усилиями государств в рамках специально созда­ваемого ими международного механизма.

Это создает определенную автономность этих составляющих.

Единство данной системы проявляется в том, что в центре механизма имплементации стоят государства и все имплементационные меры, осуществляемые на международном уровне, опосредуются су­веренной волей государств. При отсутствии такой воли они вообще не могут иметь место. Поэтому механизм имплементации включает в себя в качестве структурных элементов две подсистемы имплементации, соотносящиеся с ней как части и целое, международную и внутригосударственную, каждая из ко­торых состоит из своих собственных структурных элементов.


§ 2. Международный механизм имплементации международного права.

Подавляющее большинство международно-правовых норм реализуется через внутригосударственный механизм имплемен­тации. Стремление к повышению эффективности международ­но-правового регулирования привело к тому, что в рамках меж­дународного права с начала XX в. по воле государств начался процесс создания правовых средств и соответствующих им пра­вовых и организационных форм, призванных обеспечить имп-лементацию его положений не только в пределах внутригосу­дарственной правовой системы, но и на международном уров­не. Решение данной задачи происходит путем формирования международного механизма имплементации норм между­народного права, который можно определить как совокупность правовых средств, существующих в определенных правовых и организационных формах, которые используются как индиви­дуально государством, так и совместно несколькими государ­ствами, для всесторонней, своевременной и полной реализа­ции принятых в соответствии с международным правом обя­зательств.

Анализ международных договоров и иных международно-правовых актов позволяет классифицировать правовые и орга­низационные формы, в которых существуют правовые средства обеспечения реализации международного права на междуна­родном уровне, на три группы:

- международные процедурные правовые средства реализации международного права (международные процедуры);

- международные институциональные правовые средства реа­
лизации международного права;

- международные правовые средства реализации международ­
ного права, применяемые государством индивидуально или
совместно с другими государствами-участниками междуна­
родных договоров в тех или иных сферах международного
сотрудничества, в том числе и в рамках международных
организаций.

Впервые международные процедуры были введены Гааг­скими конвенциями 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении споров, закрепившими механизмы двустороннего расследова­ния, к которому можно прибегнуть по просьбе одной из сторон в случае «любого имеющего места нарушения конвенции».

1).

В настоящее время к числу международных процедурных правовых средств реализации международного права можно отнести, например, расследования в соответствии с Женевски­ми конвенциями о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г.

В практике деятельности ООН также большое значение при­дается использованию международных процедур. Например, в резолюции от 16 декабря 1963 г. ГА ООН отмечала значение следственной процедуры для мирного разрешения споров. 9 декабря 1991 г. ГА ООН была одобрена Декларация об уста­новлении фактов Организацией Объединенных Наций в обла­сти поддержания международного мира и безопасности. Декла­рация исходит из того, что при выполнении своих функций, связанных с поддержанием международного мира и безопасно­сти, СБ ООН и ГА ООН необходимо иметь подробную информа­цию в отношении любого спора или ситуации, для чего они могут принимать решения о направлении миссий для установ­ления фактов на территории любого государства после получе­ния его предварительного согласия.