ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6287

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как указывалось выше, воздействие международного права на национальное право имеет преимущественно опосредован­ный характер и выражается в помощи национального права при реализации норм международного права.

Без помощи внутригосударственного права решение вопро­са о недопущении возникновения коллизий между нормами международного и национального права или обеспечение их преодоления также невозможно. В основе решения этой зада­чи лежит принцип pacta sunt servanda. Механизм согласова­ния, увязки международного и национального права базирует­ся на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоря­жении властными действиями в соответствии с конститу­ционными и иными предписаниями. Для этого государству не­обходимо иметь такое национальное законодательство, кото­рое не противоречило бы установлениям международного пра­ва либо позволяло разрешать правовые коллизии в пользу пос­леднего. Это также становится возможным при наличии во внутреннем законодательстве общей нормы о порядке разре­шения коллизий с международным правом и принятии наци­ональных правовых актов, обеспечивающих соответствие нор­мам международных договоров.

В этих целях государства в своих конституциях или иных нормативных правовых актах закрепляют положения, кото­рые определяют юридическую силу международных договоров и их внутригосударственную применимость, регулируют по­рядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров.

Однако имплементационный механизм, закрепленный в конституционном законодательстве государств, также отлича­ется большим разнообразием.

Если попытаться классифицировать имплементационные механизмы различных государств, то в зависимости от исполь­зуемых критериев можно выделить следующие способы реали­зации норм международного права, базируясь на положениях конституций:

193

а) критерий признания монистической или дуалистической теории соотношения международного права и национально­го права. Абсолютное большинство государств является монистически ориентированными и признают за международ­ной нормой либо статус, равный норме национального права, либо верховенство нормы международного права перед зако­ном. Дуалистически ориентированные государства (Англия, Канада, Швеция, Израиль, Финляндия) признают возмож­ность действия договора или обычая на территории соответ­ствующих государств только после введения их в правовую систему соответствующим законом;

б) критерий применения норм международного права в зави­симости от их вида: договорные нормы и обычные нормы. Исходя из указанного критерия можно выделить 3 катего­рии имплементационных механизмов.

Во-первых, это конституционные имплементационные ме­ханизмы, которые рассматривают только международный до­говор как часть национального права или национальной пра­вовой системы. Так, в Конституции США предусматривается, что Конституция и законы США, изданные в ее исполнение, равно, как и все договоры, которые заключены или будут зак­лючены, являются высшими законами страны, и суды каждого штата обязываются к исполнению, хотя бы в конституциях и законах любого штата содержались противоречивые положе­ния (ст. 6). Аналогичные положения имеются в конституциях Аргентины (ст. 31), Болгарии (ст. 5), Египта (ст. 151), Японии (ст. 98), Кыргызстана (ст. 12), Литвы (ст. 138), Нидерландов (ст. 91), Румынии (ст. 10), Швейцарии (ст. 113), Венесуэлы (ст. 128).


Однако следует отметить, что в конституционных импле­ментационных механизмах государств этой категории предус­матриваются различные варианты определения статуса между­народного договора. В конституциях могут закрепляться поло­жения о том, что международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные, имеют силу, превыша­ющую силу закона с момента опубликования, при условии при­менения каждого соглашения или договора другой стороной. Подобные положения содержатся в конституциях Франции (ст. 55), Мали (ст. 116), Того (ст. 23), Туниса (ст. 23), Бурки­на-Фасо (ст. 151), Гвинеи (ст. 79).

В конституциях ряда государств провозглашается приори­тет международных договоров только по конкретному объекту регулирования. Так, в Конституции Чешской Республики устанавливается, что ратифицированные и промульгированные международные соглашения относительно прав человека и фун­даментальных свобод немедленно вступают в силу и имеют вер­ховенство по отношению к закону (ст. 10). Аналогичные поло­жения имеются в гонституциях Казахстана (ст. 3), Словакии (ст. 14), Испании (ст. 10).

Во-вторых, это конституционные имплементационные ме­ханизмы, признающие лишь за обычными нормами междуна­родного права возможность их применения в национально-пра­вовой сфере. Так, ст. 10 Конституции Австрии гласит: «Обще­признанные нормы международного права являются частью федерального права». Конституция Эстонии устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются неотъемлемой частью эстонской правовой системы (ст. 3). Подобные положения включены в Конституции Венг­рии (ст. 7), Ирландии (ст. 29), Сомали (ст. 19), Узбекистана (Преамбула). Конституция Германии не только провозглашает общепризнанные нормы международного права интегральной частью федерального права, но и подчеркивает их приоритет над законами и прямое действие в отношении прав и обязанно­стей населения на территории (ст. 25).

В-третьих, это конституционные имплементационные ме­ханизмы, признающие любые нормы международного права ча­стью национальной правовой системы. Таковы положения Кон­ституции Российской Федерации, которые гласят, что обще­признанные принципы и нормы международного права и меж­дународные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международный дого­вор устанавливает иные нормы, чем те, которые закреплены в законе, то применяются нормы международного договора (ч. 1 ст. 15). Аналогичные положения имеются в конституциях Гре­ции (ст. 28), Молдовы (п. 1-2 ст. 4), Кореи (п. 1 ст. 6), Грузии (п. 2 ст. б)1.

Из анализа имплементационных конституционных механиз­мов можно сделать вывод о конкретных способах реализации норм международного права в национальном законодательстве, которые также отличаются большим разнообразием.



Для монистически ориентированных государств харак­терен такой способ, как отсылка, которая делится на 2 вида:

  • генеральная, когда речь идет о статусе всех международных
    договоров (например, как в Конституции США или обыч­
    ных норм международного права - в Конституции России);

- частичная, применяемая к конкретному закону, содержаще­
му нормы, противоречащие конкретным положениям дого­
вора.

Наибольшее значение отсылки проявляется тогда, когда речь идет о признании верховенства норм международного права по отношению к национальному законодательству, особенно в слу­чае коллизии между ними. Отсылка по своему характеру не изменяет природы нормы международного права, даже если кон­ституция провозглашает ее статус, равный норме националь­ного права (гонституции США, России, Эстонии), а лишь санк­ционирует применение одной правовой системы в сфере дей­ствия другой правовой системы.

Для дуалистически ориентированных государств харак­терен такой способ, как инкорпорация, т.е. введение в дей­ствие международного договора или обычая на территории го­сударства специальным законом (иногда его называют импле-ментирующим законом). Так, в Конституции Израиля провоз­глашается, что международный договор действует во внутрен­нем праве только в силу закона.

Инкорпорация может осуществляться в форме рецепции и трансформации. При рецепции имплементирующий закон вос­производит содержание инкорпорируемого договора, не внося изменений или уточнений его положений. Очень часто к имп-лементирующему закону просто прилагается текст договора, но он даже в таком случае утрачивает статус международного дого­вора, становясь национальным законом, но продолжая быть меж­дународным обязательством в международных отношениях.

При трансформации имплементационный закон может уточ­нять, конкретизировать положения соответствующего между­народного договора, отменять действие старых законов, если они находятся в противоречии с вводимым международным договором, но опять-таки речь идет о национальном законе, приведенным в соответствие с международным обязательством государства.


В современной международной практике, особенно стран СНГ, широко используется такой способ, как гармонизация. По мнению И.И. Лукашука, под гармонизацией понимается процесс целенаправленного сближения отраслей, утверждения общих институтов и норм, устранения противоречий.

Различают взаимную и одностороннюю гармонизацию. При взаимной гармонизации все участники международного право­вого акта предпринимают согласованные меры для приведения своего законодательства в соответствие с международно-право­вым документом. При односторонней гармонизации такие дей­ствия осуществляются одним участником. Страны СНГ исполь­зуют такой метод гармонизации права, как принятие Парла­ментской Ассамблеей (орган СНГ) модельных кодексов (на­пример, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс), имеющих рекомендательный характер. Страны СНГ, воспринимая общие принципы, институты, содержащиеся в таких кодексах, гармо­низируют свое право.


Наиболее проблемным вопросом имплементации является применение норм международного права в практике нацио­нальных судов. Сложность данной проблемы заключается в том, что возможность применения зависит от целевой направ­ленности и содержательной пригодности международного до­говора для использования национальными правоприменитель­ными органами.

Следует отметить, что большинство соглашений в области международного публичного права не пригодны к непосредствен­ному применению в национально-правовой сфере (иными сло­вами, не могут быть самоисполнимыми). Если такое качество присуще нормам международного частного права в силу их точности, конкретности и ориентированности на внутригосу­дарственное регулирование, то нормам международного пуб­личного права в абсолютном большинстве свойственна обоб­щенность, абстрактность формулировок, позволяющих их ис­пользование лишь в сфере межгосударственного сотрудниче­ства. Поэтому, если национальный закон отсылает к междуна­родному договору, рассматривая его как часть национальной правовой системы или провозглашая приоритет в случае кол­лизии его положений с нормами закона, это не означает, что суд может обратиться к нему в конкретной ситуации: содер-


жательная непригодность делает положения договора факти­чески неприменимыми.

Можно сделать вывод, что непосредственное применение во внутригосударственной сфере распространяется только на самоисполнимые нормы международного права. Понятие са­моисполнимых норм международного права дается в консти­туциях и законах некоторых государств. В Конституции Гер­мании они квалифицируются как общие нормы международно­го права, имеющие «преимущество перед законом и непосред­ственно порождающие права и обязанности для жителей тер­ритории» (ст. 25). Конституция Нидерландов определяет само­исполнимые нормы как положения договоров, которые могут быть обязательными для любых лиц в силу их содержания (ст. 93). В Законе Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» под самоисполнимыми нор­мами понимаются «положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требую­щие издания внутригосударственных актов для применения, и действующие непосредственно (ст. 5). В конституциях Кыр­гызстана (ст. 12) и Словении (ст. 8) дается абстрактная трак-товка самоисполнимых норм, к которым относятся положения

ратифицированных и опубликованных международных догово­ров, имеющих прямое действие.

Следовательно, самоисполнимые нормы должны, отвечать следующим требованиям:

  1. иметь статус нормы международного права, независимо от
    юридической природы (договорная, обычная, резолюция меж­
    дународной организации);

  2. по содержанию ориентироваться на применение субъекта­
    ми национального права (физическими и юридическими
    лицами);

  3. обладать прямым действием на территории государства, не
    требуя помощи внутригосударственного акта.


Следует иметь в виду ограниченную сферу действия самоис­полнимых норм, которые используются в случаях пробелов в национальном законодательстве, или коллизии с националь­ной нормой, если это допускается конституцией или иным законом.



Кроме того, нужно учитывать, что общий характер боль­шинства самоисполнимых норм международного публичного права позволяет правоприменительным органам использовать их только для установления факта правонарушения. Привле­чение к ответственности и применение санкций против нару­шителя требуют дополнительного внутригосударственного ре­гулирования. Поэтому в международных конвенциях, нормы которых могут иметь прямое действие, содержатся статьи, ори­ентирующие государство на «обязательное принятие законода­тельных и иных мер» для их реализации (например, ст. 2 Меж­дународного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.). Кроме того, некоторые государства, в частности США, при присоединении к международным договорам делают ого­ворки о несамоисполнимости норм.

Сдерживающее влияние на их применение оказывают и на­циональные суды, традиционно приверженные своей правовой системе, а иногда неспособные выявить самоисполнимые нор­мы в силу недостаточной подготовки в области международно­го права. Поэтому в странах, имплементационный механизм которых допускает непосредственное действие международно-правовых норм, конституционным судам или иным высшим судебным учреждениям предоставляется право толкования международных соглашений или общепризнанных норм на пред­мет определения их самоисполнимости.

Другим методом, содействующим применению международ­ной нормы в судебной практике, является разработка специ­альных образовательных программ для судей в области меж­дународного права. Показательна в этом отношении Голлан­дия, где была разработана специальная программа для подго­товки судей в области международного права. Причем понадо­билось 10 лет, прежде чем суды стали ссылаться на нормы международного права.

Заслуживает внимания механизм взаимодействия регио­нальных органов, граждан и национальных судов в рамках Европейского союза в процессе реализации самоисполнимых норм европейского права. Европейская комиссия осуществля­ет контроль за выполнением государствами — участниками ЕС норм европейского права. Граждане имеют право предъявлять претензии к государственным органам через Европейскую ко­миссию и Европейский Суд, решения которого обязательны


для любых национальных учреждений, в том числе и судов. Причем последние, в порядке преюдиционального производ­ства, могут обращаться в Суд ЕС за толкованием положений европейского права. Такой механизм контроля и защиты прав граждан способствует наиболее эффективному применению меж­дународных норм на национальном уровне.