ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6288

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международная процедура по своему содержанию представ­ляет порядок и методы изучения информации о наличии, на­пример, серьезных нарушений международного гуманитарного права. Принятие мер по устранению выявленных в ходе такой процедуры нарушений относится к исключительной внутриго­сударственной компетенции. В рамках международных инсти­туциональных правовых средств реализации международного гуманитарного права возможно использование тех или иных процедур, однако в подобных случаях процедура представляет собой методы работы соответствующей организационной струк­туры. Более того, в отдельных случаях результаты изучения информации о нарушениях могут повлечь принятие организа­ционной структурой мер по охране и защите нарушенного права (деятельность международных судов ad hoc, Международного уголовного суда).

Процесс осуществления международного права становится все более многогранным, что приводит все к большей институ-ционализации межгосударственных отношений. Результаты кодификации и прогрессивного развития международного пра­ва свидетельствуют об устойчивости данной тенденции во мно­гих отраслях международного права (международном трудо­вом праве, праве прав человека, международном гуманитар­ном праве, праве международной безопасности и др.).

Основанием для учреждения международных институ­циональных правовых средств реализации международного права являются международные договоры или иные междуна­родно-правовые акты. Так, например, в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. был учрежден Комитет по правам человека. Создание подобных средств предусматривается рядом других многосто­ронних международных договоров: Международной конвенци ей о ликвидации всех форм расовой дискриминаций 1965 г. (Комитет по ликвидации расовой дискриминации), Конвенци­ей против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни­жающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (Комитет против пыток), Статутом Международного уголовно­го суда 1998 г. (Международный уголовный суд), Конвенцией об охране всемирного культурного наследия 1972 г. (Комитет всемирного наследия) и т.п.

На основе двусторонних договоров могут учреждаться дву­сторонние межправительственные органы. Например, в соот­ветствии со ст. 8 Соглашения между Правительством Респуб­лики Беларусь и Правительством Ливанской Республики о торгово-экономическом сотрудничестве от 19 июня 2001 г. в целях обеспечения выполнения положений данного соглаше­ния была создана Белорусско-Ливанская межправительствен­ная комиссия по торговому и экономическому сотрудничеству.

В отдельных случаях данные средства могут создаваться (назначаться) при возникновении того или иного юридическо­го факта, являющегося основанием для их создания (назначе­ния). Например, таким фактом для назначения Державы-по­кровительницы или субститута Державы-покровительницы, наряду с другими условиями, которые определяются Женев­скими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополни­тельным протоколом I к ним 1977 г., является наличие фак­та существования международного вооруженного конфликта.


В отдельных случаях международные институциональные правовые средства реализации международного права учрежда­ются на основе резолюций ГА ООН или решений СБ ООН (ГА ООН в 1977 г. учредила Специальный комитет по усилению эффективности принципа неприменения силы в международ­ных отношениях; Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на терри­тории бывшей Югославии с 1991 г., был учрежден на основа­нии резолюции СБ ООН 827 (1993) либо являются органами международных организаций и входят в их структуру (Между­народный Суд ООН, Суд Европейских Сообществ).

Конкретные функции и порядок действия международных институциональных правовых средств реализации междуна­родного права определяются международными договорами или иными международно-правовыми актами на основе которых они учреждаются или создаются (назначаются). Как прави­ло, их задачей является изучение и оценка действия конкрет­ных принципов и норм, контроль за реализацией международ­но-правовых норм, разработка мер по успешному их осуществ­лению, а в ряде случаев и осуществление судебных функций. Например, Комитет по правам человека изучает доклады, пред­ставляемые государствами - участниками Международного пак­та о гражданских и политических правах 1966 г. о соответ­ствии национального законодательства положениям Пакта. Комитет направляет свои замечания государствам относительно соблюдения Пакта, получает и рассматривает индивидуаль­ные жалобы о невыполнении государством своих обязательств и т.д.

Центральное место в процессе имплементации междуна­родного права на международном уровне занимают государства, непосредственно реализующие субъективные права и обя­занности, вытекающие из норм международного права. Для обсуждения хода реализации международного права, для осу­ществления дополнительного нормотворчества и реагирования на нарушения, государства могут использовать как двусторон­ние, так многосторонние переговоры, международные конфе­ренции, которые являются наиболее распространенной формой обсуждения и решения международных проблем, в том числе и возникающих в правореализационном процессе.

В случаях, когда совершаются нарушения международного права, государства могут как совместно, так и индивидуально, с использованием возможностей отдельных институциональ­ных правовых средств, а также в сотрудничестве с ООН и дру­гими международными организациями осуществлять меропри­ятия, связанные с оказанием дипломатического давления на нарушителя, и меры международно-правового принуждения.

Дипломатическое давление на нарушителя международно­го права может осуществляться путем неоднократного заявле­ния протеста дипломатическими представителями либо откры­того осуждения государством или рядом государств, либо об­ладающей значительным влиянием международной органи­зацией, нарушения международного права. К этим же мерам можно отнести оказание дипломатического давления на право­нарушителя через посредников, а также обращение государства к возможностям отдельных институциональных правовых средств, например, обращение в Международную комиссию по установлению фактов в отношении другого государства при ус­ловии, что компетенция комиссии признана этими странами.


Говоря о мерах международно-правового принуждения, не­обходимо отметить, что это могут быть только допустимые с точки зрения международного права меры, которые могут пред­принять государства в отношении нарушителя международно­го права. Иначе говоря, это могут быть только законные меры, отвечающие следующим требованиям:

- должны быть направлены против государства, которое само
несет ответственность за совершение незаконного действия;

- должны предваряться предупреждением, направляемым этому
государству с требованием

- должны быть соразмерными. Любые меры, несоразмерные с
вызвавшим их действием, являются чрезмерными и, следо­
вательно, незаконными;

- должны согласовываться с основными гуманитарными прин­
ципами;

- быть временными и прекращаться, как только соответ-­
ствующее государство прекратит нарушать международное
право.

К мерам международно-правового принуждения можно от­нести отвечающие требованиям правомерности реторсии и не связанные с использованием вооруженных сил репрессалии.

Одним из важнейших инструментов, имеющихся у госу­дарств для обеспечения имплементации положений междуна­родного права, являются международные межправительствен­ные организации и прежде всего ООН.

Они создаются для координации сотрудничества государств в определенной или различных сферах и по возможности ока­зывают необходимую помощь государствам. Более того, любые попытки какого-либо государства обеспечить соблюдение меж­дународного права, особенно в случае серьезных нарушений, были бы затруднены, если вообще возможны, без политичес­кой поддержки сообщества государств, объединенных прежде всего в ООН, которая является одним из наиболее широко используемых средств такой поддержки в современном мире.

Например, начиная с 1968 г., после принятия на Междуна­родной конференции по правам человека в Тегеране резолю­ции «Уважение прав в период вооруженного конфликта», ООН включилась в деятельность по оказанию содействия выполне­нию положений международного гуманитарного права. ООН может выступать в защиту уважения международного гумани­тарного права только в том случае, когда значительное число ее членов согласны поддержать эту инициативу. Именно дан­ное обстоятельство дало возможность СБ ООН осудить нару­шения норм международного гуманитарного права, совершен­ные в ходе ирано-иракского конфликта.

На практике меры по обеспечению реализации международ­ного права санкционируются органами ООН в различных фор­мах: принятие специальных резолюций ГА ООН, назначение специальных докладчиков, обращение к Международному Суду с просьбой дать консультативное заключение о том, действи­тельно ли установленный факт нарушения международного права государством, находящимся в конфликте, является на­рушением его международного обязательства и т.п.


Деятельность международных организаций по оказанию помощи государствам в развитии образования, культуры, средств информации (ЮНЕСКО), в предоставлении оборудования, ядер­ной технологии и материалов для использования в мирных целях (МАГАТЭ), в содействии развитию сельского хозяйства, промышленности, транспорта, здравоохранения и других сфе­рах (ПРООН) и т.д. является по существу созданием матери­альной основы имплементации норм международного права государствами.

В области правового обеспечения, с учетом полномочий международных организаций, ими могут приниматься детали­зирующие и конкретизирующие правовые акты (например, Дек­ларация о принципах международного права 1970 г., приня­тая ГА ООН), акты толкования (резолюция ГА ООН «Опреде­ление агрессии» 1974 г. (A/RES/3314(XXIX)), осуществлять­ся контроль за исполнением международных обязательств (рас­смотрение докладов о мерах по исполнению обязательств, об­суждение эффективности имплементации международного до­говора, проведение инспекций и т.п.). Существенна роль меж­дународных организаций в разрешении споров, в осуществле­нии функций правоприменительных органов, включая приня­тие решений о применении санкций и т.д.

§ 3. Внутригосударственный механизм имплементации международного права.

Главная ответственность за обеспечение эффективной имп­лементации международного права ложится на государства. Однако сам факт участия того или иного государства в между­народных соглашениях вовсе не означает, что все их положе­ния будут автоматически применяться и эффективно действо­вать. Необходимо приведение в действие системы правовых и иных мер в национальных правопорядках, позволяющих обес­печить реализацию предписаний международных договоров

Воздействие международного права на содержание отноше­ний по реализации принятых международных обязательств в пределах внутригосударственной юрисдикции имеет опосредо­ванный характер. С одной стороны, это отношения между субъектами международного договора по поводу оговоренных в нем прав и обязанностей, а с другой — отношения между соот­ветствующими органами государства — участника этого догово­ра по поводу выполнения вытекающих из договоров междуна­родных обязательств.

Возникающие в связи с заключением международного дого­вора международные правоотношения регулируются непосред­ственно нормами, зафиксированными в данном договоре. Внут­ригосударственные правоотношения, возникающие вследствие принятия государством международных обязательств, регули­руются не договорными, а национальными нормами права. Меж­дународный договор выступает лишь в качестве юридическо­го факта, вызывающего необходимость внутригосударствен­ного правотворчества и установления соответственно внут­ригосударственных правоотношений. Даже когда речь идет о внутригосударственных правоотношениях, возникающих при на­ступлении предусмотренных самоисполнимыми международно-правовыми нормами юридических фактов, они опосредуются на­циональными нормативными правовыми актами о выражении согласия государства на обязательность для него международ­ного договора.


Таким образом, выполнение международных обязательств зависит от согласованности международной и национальной правовых систем. Достижение подобной согласованности меж­дународной и национальной правовых систем возможно при наличии в правовой системе государства правового механизма, с помощью которого обеспечивается на внутригосударственном уровне реализация принятых международных обязательств.

Внутригосударственный механизм имплементации норм международного права — это совокупность нацио­нальных правовых средств, используемых для имплемен­тации норм международного права и государственных ор­ганов, уполномоченных на реализацию международных обя­зательств государства, и осуществляющих правообеспечи-телъную деятельность, разработку законодательства со­ответствующего международным обязательствам.

Механизм имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне существует в каждом государ­стве. Однако этому механизму присуще наличие как общих, характерных для всех государств, признаков, так и специфи­ческих признаков. Эти признаки прежде всего зависят от осо­бенностей правовой системы конкретного государства.

Основными элементами внутригосударственного механиз­ма имплементации норм международного права, присущими любому государству, являются:

- национальные правовые средства, используемые для реали­зации международного права;

- система государственных органов, уполномоченных на реали­зацию обязательств, вытекающих из международного права.

К национальным правовым средствам, используемым для реализации международного права, относятся:

нормативные правовые акты общего характера, регулирую­щие вопросы соотношения международного и внутригосу­дарственного права, заключения, исполнения и прекраще­ния действия международных договоров, нормотворческой деятельности, а также определяющие компетенцию государ­ственных органов м области имплементации международно­го права;

национальные правовые акты, принимаемые в целях обес- международных обязательств, вытека­ющих иа конкретных международных договоров (имплемен правовые акты);

прввообеспечительная деятельность государственных орга­нон, связанная с имплементацией на внутригосударствен­ном уровне предписаний, содержащихся в нормах междуна­родного права;

национальная правоприменительная практика.

Правовое содержание этих средств зависит от решения в национальном законодательстве вопроса о соотношении меж­дународного и внутригосударственного права прежде всего в части характера влияния международного права на функцио­нирование национальной правовой системы в процессе реали­зации международно-правовых норм. Это влияние международ­ного права на национальную правовую систему весьма много-планово, и оно распространяется на все элементы системы — от правосознания до правоприменения.