ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6292

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


§ 4. Механизм имплементации норм международного права в законодательстве Республики Беларусь.

Неотъемлемым элементом формирования правового госу­дарства в Республике Беларусь является реформирование на­циональной правовой системы. Основная направленность ко­дификационного процесса в Республике Беларусь - приведение его в соответствие с международными обязательствами. В Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь» устанав­ливается, что «международные договоры Республики Беларусь подлежат добросовестному исполнению в соответствии с меж­дународным правом» (ст. 33).

Имплементационный механизм реализации норм между­народного права впервые получил закрепление в Конституции Республики Беларусь 1994 г. Изменения, внесенные в Консти­туцию Республики Беларусь в 1996 г., его не затронули. В Конституции БССР 1978 г., как и в Конституции СССР, вопросы соотношения международного права и национального права не регулировались. Согласно Конституции Республики Беларусь в редакции 1996 г. признается приоритет общеприз­нанных принципов международного права и обеспечения соот­ветствия им законодательства Республики Беларусь (ст. 8).

Вместе с тем законодательство Республики Беларусь, при­нятое в 1993—2008 гг., свидетельствует о признании приори­тета не только обычных норм (общепризнанных принципов), но и договорных норм. В большинстве законов содержалась статья о применении положений международного договора в случае коллизии их с правилами, установленными соответству­ющими законами (Закон Республики Беларусь «О правах ре-


бенка», Закон Республики Беларусь «О предоставлении иност­ранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты»).

Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь», обобщив предшествующую законодательную базу, прямо указал, что «нор­мы права, содержащиеся в международных договорах Респуб­лики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредствен­ному применению, кроме случаев, когда из международного до­говора следует, что для применения таких норм требуется при­нятие (издание) внутригосударственного нормативного право­вого акта...» (ст. 33).

Аналогичное положение закреплено в Гражданском кодек­се Республики Беларусь 1, согласно которому нормы граждан­ского права, содержащиеся в международных договорах Рес­публики Беларусь, являются частью действующего гражданс­кого законодательства и подлежат непосредственному приме­нению, кроме случаев, когда из международного договора сле­дует, что для применения таких норм требуется издание внут­ригосударственного акта (ст. 6).

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь х, констатируя применение международных договоров при рас­смотрении гражданских дел с участием иностранных граждан и юридических лиц, вменяет в обязанность судам руковод­ствоваться, кроме общих принципов гражданского судопроизвод­ства, принципом приоритета международных договоров (ст. 543).


Принцип приоритета международного договора закрепля­ется и в Уголовном кодексе Республики Беларусь 2 при реше-


нии вопроса о выдаче как граждан Республики Беларусь, так и иностранных граждан, совершивших преступление (ст. 7). Та­кого же принципа придерживается и Воздушный кодекс Рес­публики Беларусь1, провозглашающий в ст. 3 приоритет меж­дународного договора по отношению к нормам, содержащимся в Кодексе.

Примат норм вступивших в силу международных догово­ров Республики Беларусь подчеркивается в Трудовом кодексе Республики Беларусь 2 (ст. 8), а также в Хозяйственном про­цессуальном кодексе Республики Беларусь 3 (ст. 25, 241) и Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь4 (ст. 3).

Таким образом, Республика Беларусь провозглашает не толь­ко верховенство норм международного права, но также воз­можность их прямого действия на территории страны и ис­пользование в правоприменительной практике судов. Предос­тавление Конституцией Республики Беларусь Конституцион­ному Суду Республики Беларусь права давать заключение о


соответствии нормативных актов любого государственного орга­на, а также международных обязательств Конституции и рати­фицированным международным договорам Республики Бела­русь (ст. 116) подтверждает вышеизложенный вывод.


§ 5. Место норм международного права в правовой системе Республики Беларусь и способы воздействия на ее реформирование.

Провозглашение Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь» норм международных договоров Республики Бела­русь частью действующего законодательства делает необходи­мым определить иерархию правовых актов с учетом места и роли международных обязательств.

Высший иерархический ранг в национальной правовой си­стеме, безусловно, принадлежит Конституции Республики Бе­ларусь. Это вытекает из ст. 7 Конституции, устанавливающей, что «государство, все его органы и должностные лица действу­ют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные по­ложения, признанные в установленном законом порядке про­тиворечащими положениям Конституции, не имеют юридичес­кой силы».

Каково же соотношение международно-правового акта и Конституции? Конституция дает определенный ответ на этот вопрос только в отношении международных договоров, закре­пив, что «не допускается заключение международных догово­ров, которые противоречат Конституции» (ч. 3 ст. 8).

Что касается общепризнанных принципов международного права, то судить об их статусе можно, основываясь на доктри-нальных положениях и основополагающих международно-пра­вовых актах. Принципы международного права носят импера­тивный характер и обязательны для любого государства, что вытекает из таких международных документов, как: Устав ООН (ст. 2), Декларация о принципах международного права 1970 г. и Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. Следова­



признании приоритета общепризнанных принципов междуна­родного права молено квалифицировать как признание их вер­ховенства над Конституцией Республики Беларусь.

Таким образом, на вершине иерархической лестницы сто­ят общепризнанные принципы международного права, затем идет Конституция Республики Беларусь, обладающая высшей юридической силой по отношению ко всему нормативному мас­сиву, действующему на территории Республики Беларусь.

Вслед за Конституцией Республики Беларусь ведущее мес­то среди международных обязательств и национальных норма­тивных актов принадлежит ратифицированным международ­ным договорам Республики Беларусь, что следует из полномо­чий Конституционного Суда Республики Беларусь определять «соответствие законов, декретов, указов Президента, междуна­родных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифициро­ванным Республикой Беларусь» (ч. 5 ст. 116). Кроме того, в Конституции Республики Беларусь среди нормативных актов, входящих в правовую систему, указываются акты межгосудар­ственных образований, в которые входит Республика Беларусь, к ним могут относиться резолюции или решения международ­ных организаций или иных межгосударственных образований. Исходя из компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь определять соответствие таких международно-право­вых актов Конституции Республики Беларусь, ратифицирован­ным международным договорам, законам, декретам и указам, их иерархический ранг следует квалифицировать как более низкий, чем нормативные акты законодательного органа (Пар­ламент Республики Беларусь) или высшего исполнительного органа (Президент Республики Беларусь).

Таким образом, анализ норм Конституции Республики Бе­ларусь позволяет дать следующее иерархическое соотношение нормативных актов, входящих в правовую систему Республи­ки Беларусь:

  1. общепризнанные принципы международного права;

  2. Конституция Республики Беларусь;

  3. ратифицированные международные договоры;

законы, декреты, указы Президента Республики Беларусь,

кающие из договоров, не подлежащих ратификации, и обыч­ных норм международного права;

5) акты межгосударственных образований, участником кото­рых является Республика Беларусь, подзаконные норматив­ные акты, принятые Советом Министров Республики Бела­русь, Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хо­зяйственным Судом Республики Беларусь, Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Иерархическая структура норм, входящих в правовую сис­тему Республики Беларусь, безусловно, доказывает определяю­щее влияние международного права на реформирование право­вой системы. Причем международное право оказывает преиму­щественно опосредованное воздействие. Об этом свидетель­ствует весь процесс современных правовых реформ, направлен­ных на приведение законодательства в соответствие с между­народными обязательствами.


Ряд законов, рецептирующих международно-правовые нор­мы, был принят без присоединения Республики Беларусь к со­ответствующим международным договорам. Например, в 1995 г. в нашей стране был принят Закон Республики Беларусь «О беженцах», хотя на тот момент Беларусь не была участни­ком Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (присоединилась в 2001 г.).

Механизм инкорпорации норм международного права осо­бенно очевиден на примере Конституции Республики Беларусь. В полном соответствии с Международными пактами о правах человека 1966 г. в ней провозглашается в качестве основ кон­ституционного строя принцип высшей ценности человеческой личности (ст. 2), а обеспечение прав и свобод граждан - наи­высшей целью государства (ст. 21). В Конституции Республи­ки Беларусь содержится специальный раздел «Личность, об­щество, государство», где закрепляются права и свободы граж­дан в трактовке Международных пактов о правах человека 1966 г.

Однако, несмотря на определяющую роль опосредованного воздействия международного права, законодательство Респуб­лики Беларусь создает предпосылки для прямого применения международно-правовых норм в сфере внутригосударственной деятельности. Как было показано выше, в абсолютное боль шинство законов, принятых в 90-х гг. XX в., а также в Воз­душный кодекс Республики Беларусь включены положения о применении международного договора, если им установлены правила иные, чем в соответствующем законе. Возможность непосредственного действия ратифицированных международных договоров устанавливается Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Рес­публики Беларусь», Гражданским кодексом Республики Бела­русь, Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Бела­русь»1, предусматривающим, какие договоры не могут быть самоисполнимыми. К ним относятся договоры, устанавливаю­щие обязательства, регулируемые внутренним правом, но не урегулированные законодательством Республики Беларусь; вы­полнение договорных обязательств по которым невозможно без принятия внутреннего акта; если участники договора догово­рились о принятии соответствующих внутренних нормативных актов (ст. 22 Закона «О нормативных правовых актах»).

Кроме того, некоторые законодательные акты допускают возможность совместного регулирования, например, законы Рес­публики Беларусь «О правовом положении иностранных граж­дан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»2 (ст. 2), «О гражданстве Республики Беларусь» 3 (ст. 5, 16), «О Государ­ственной границе Республики Беларусь»4 (ст. 3). Уголовный процессуальный кодекс Республики Беларусь закрепляет со­вместное применение международных договоров Республики Беларусь, «определяющих права и свободы человека и гражда­нина», и положений Кодекса в уголовном процессе (п. 4 ст. 1).


Согласно Конституции Республики Беларусь Конституци­онному Суду Республики Беларусь предоставлено право давать заключения о соответствии нормативных актов любого госу­дарственного органа Конституции Республики Беларусь, зако-


нам и ратифицированным международным договорам (ст. 116). Практика деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь свидетельствует о том, что он активно использует международные и национальные правовые критерии для оп­ределения законности оспариваемых нормативных актов.



§ 6. Внутригосударственный механизм реализации норм международного права в Республике Беларусь.

Закрепление в Конституции Республики Беларусь и ином законодательстве принципов и способов имплементации меж­дународных обязательств не исчерпывает проблему их реали­зации. Внутригосударственный механизм реализации пред­ставляет собой сочетание использования нормативных средств и деятельности государственно-властных инсти­тутов, обеспечивающих осуществление норм международ­ного права в сфере юрисдикции государства.

Правообеспечительная деятельность государственных ор­ганов, связанная с имплементацией на внутригосударственном уровне предписаний, содержащихся в нормах международного права, по содержанию представляет собой:

  • реализацию полномочий в нормотворческой области по при­
    нятию новых, отмене или изменению национальных норма­
    тивных правовых актов, которая осуществляется в целях
    выполнения положений международного права;

  • осуществление исполнительно-распорядительной деятельно­
    сти, направленной на реализацию предписаний, вытекаю­
    щих из самоисполнимых норм международных договоров и
    национальных имплементационных нормативных правовых
    актов;

  • обеспечение предупреждения, пресечения и наказания за со­
    вершение нарушений международного права и националь­
    ного имплементационного законодательства в той или иной
    сфере (правоохранительная деятельность);


- проведение организационной, материально-технической и иной деятельности в пределах национальной юрисдикции, необходимой для выполнения международных обязательств.

Правообеспечительная деятельность государственных орга­нов осуществляется в правовых и неправовых формах. К пра­вовым формам относятся нормотворческая деятельность, ис­полнительно-распорядительная и правоохранительная деятель­ность, а к неправовым формам — организационная, матери­ально-техническая, идеологическая деятельность.

Нормотворческая деятельность является основным спо­собом воздействия на общественные отношения, главное сред­ство придания праву юридической силы. От ее результатов зависит создание необходимых правовых условий для дости­жения целей международно-правового регулирования. Особое значение эта деятельность имеет еще и потому, что с ее помо­щью конкретизируются, уточняются права и обязанности на­циональных правоприменителей, вытекающие из норм между­народного права (при этом подобная конкретизация должна осуществляться в точном соответствии с содержанием между­народно-правовых норм и особенностями национальной пра­вовой системы).