ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6197

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормотворческая деятельность государств осуществляется в различных видах и формах. В каждой стране существуют свои особенности этой деятельности, которые проявляются в наличии у того или иного государства особенных видов нор­мотворчества, в существовании различной процедуры приня­тия и вступления нормативных правовых актов в силу, в уста­новлении особого порядка законодательного закрепления нор­мотворческой деятельности государственных органов и др.

Наиболее сильно влияние национальной правотворческой процедуры сказывается на выборе участниками международ­ных соглашений видов имплементационных нормативных пра­вовых актов, призванных урегулировать отношения, вытекаю­щие из их международных обязательств, а также на способах восприятия норм международного права внутренним законо­дательством.

Правовым основанием для рецепции законодательством Республики Беларусь норм международного права служат по­ложения части первой ст. 34 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Рес­публики Беларусь», в соответствии с которой «Президент Рес­публики Беларусь, Национальное собрание Республики Бела­русь, Совет Министров Республики Беларусь и руководители государственных органов Республики Беларусь, руководитель департамента государственного органа, к компетенции кото­рых относятся вопросы, содержащиеся в международных дого­ворах межведомственного характера, в пределах своей компе­тенции принимают меры для обеспечения исполнения между­народных договоров Республики Беларусь путем принятия со­ответствующих решений».

Следует отметить, что положения части первой ст. 34 За­кона Республики Беларусь 23 июля 2008 г. № 421-3 «О меж­дународных договорах Республики Беларусь», являясь основа­нием для рецепции законодательством Беларуси норм между­народного права, не содержат ответа на вопрос о том, в каких случаях принимаются меры по приведению законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами. Данный вопрос урегулирован ст. 21 и 22 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных пра­вовых актах Республики Беларусь».

В соответствии со ст. 21 названного Закона «в случаях, когда для реализации международных обязательств Республи­ки Беларусь требуется имплементация норм вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь на внутриго­сударственном уровне, нормотворческими органами (должност­ными лицами) Республики Беларусь принимаются (издаются) соответствующие нормативные правовые акты». Такие норма­тивные правовые акты согласно ст. 22 «принимаются (издают­ся) в случаях,если:

  • предметом международных договоров Республики Беларусь
    являются вопросы, относящиеся к сфере законодательного
    (нормативного) регулирования, но не урегулированные нор­
    мативными правовыми актами Республики Беларусь;

  • выполнение международных обязательств, принятых в со­
    ответствии с международным договором Республики Бела­
    русь, невозможно без принятия соответствующего норматив­
    ного правового акта;

  • участники международного договора договорились о приня­
    тии (издании) соответствующих национальных норматив­
    ных правовых актов».



Все вышеуказанные основания для принятия (издания) нор­мативных правовых актов, направленных на реализацию меж­дународных обязательств Республики Беларусь, могут встре­чаться как в отдельности, так и в совокупности.

Порядок принятия, требования к содержанию норматив­ных правовых актов Республики Беларусь определяются Кон­ституцией Республики Беларусь (см., например, ст. 79, 85, 99, 100, 101, 108), законами (например, законы Республики Бела­русь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», а также иными нормативными право­выми актами Республики Беларусь.

Исполнительно-распорядительная деятельность государ­ственных органов по своему содержанию представляет, с одной стороны, реализацию предписаний, содержащихся в нормах международного права и принятых в соответствии с ними имп-лементационных правовых актов, и, с другой стороны, в ходе этой деятельности государственные органы в зависимости от правового статуса не только исполняют эти веления, но и сами принимают правовые акты, обязательные для нижестоящих ^ государственных органов. Тем самым в процессе данной дея­тельности в пределах определенной компетенции различных государственных органов через исполнение и передачу властно­го веления в пределах системы государственного управления производится, в конечном счете, достижение на внутригосудар­ственном уровне целей, содержащихся в нормах международ­ного права.

Правоохранительная деятельность государственных ор­ганов связана прежде всего с защитой вытекающих из между­народных договоров прав лиц, предупреждением нарушений международного права и норм, принятых в соответствии с ним национальных имплементационных нормативных правовых актов, а также с привлечением к различным видам юридичес­кой ответственности лиц, виновных в совершении данных пра­вонарушений .

Проведение организационной, материально-технической и иной деятельности в пределах национальной юрисдикции, необходимой для выполнения международных обязательств яв­ляется одним из значимых элементов правообеспечительной деятельности государственных органов, осуществляемой на на­циональном уровне. Эта деятельность позволяет провести не­посредственную практическую работу по объединению, сплоче­нию и направлению в единое русло принимаемых на нацио­нальном уровне мер по достижению целей международного права, создать необходимые для этого материально-техничес­кие и мировоззренческие условия. Причем проведение меры может предусматриваться как самим международным догово­ром, так и определяться самостоятельно на внутригосударствен­ном уровне.

К числу этих мер могут относиться: проведение анализа национального законодательства с точки зрения его соответ­ствия нормам международного права, проведение различного рода совещаний, семинаров, информирование о ходе выполне­ния тех или иных положений международного права, выделе­ния необходимых ресурсов и т.п. В ряде случаев в целях содей­ствия процессу имплементации норм международного права могут создаваться национальные межведомственные комис­сии или другие органы, которые осуществляют координацию организационной, материально-технической и иной деятель­ности министерств и других органов государственного управле­ния, организаций и учреждений, необходимой для выполне­ния международных обязательств. Примером такого органа может служить Комиссия по имплементации международного гуманитарного права при Совете Министров Республики Бела­русь.


Важную роль в имплементации международного права на внутригосударственном уровне играет такое правовое средство, как правоприменительная практика. Именно она призвана решать задачи адаптации международного права к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, согласованного при­менения как самоисполнимых международно-правовых норм, так и норм национального права, обеспечивающих реализа­цию обязательств, вытекающих из международных договоров. Неприменение нормы может привести правоприменительную практику к замороженному состоянию, при котором она суще­ствует формально. С другой стороны, практика способна на­полнить норму реальным содержанием, выходящим за фор­мальные рамки. Норма - это возможность, которая усилиями субъектов может быть превращена в действительность.

Механизм реализации норм международного права на внут­ригосударственном уровне включает в себя и государствен­ные органы, уполномоченные на реализацию обязательств, вытекающих из международного права. Обычно это органы государства, которые в пределах своей компетенции осуществ­ляют внешние сношения — главы государств, парламенты, пра­вительства.

Компетенция Президента Республики Беларусь, Парламен­та и Правительства Республики Беларусь в области имплемен-тационной деятельности закреплена в Конституции Республи­ки Беларусь, специальных законах, а министерств и других республиканских органов государственного управления - в по­ложениях об этих органах, утверждаемых нормативными пра­вовыми актами Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь. Кроме того, общие полномо­чия в этой области регулируются ст. 33—35 Закона Республи­ки Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь», в соответствии с частью пер­вой которого Министерство иностранных дел Республики Бе­ларусь «координирует и контролирует заключение междуна­родных договоров Республики Беларусь и их исполнение...»

В отдельных случаях для обеспечения исполнения догово­ра на внутригосударственном уровне Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь могут принять в соответствии с частью первой ст. 34 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь» решение об определении «государственного органа (должностного лица), ответственного за исполнение междуна­родного договора или координирующего исполнение междуна­родного договора». Как правило, это делается путем либо фор­мулирования специальной нормы в нормативном правовом акте о выражении согласия на обязательность для Республики Бе­ларусь международного договора (о ратификации, утверждении и т.п.), либо принятия специального акта, посвященного дан­ному вопросу.


Например, в целях реализации международного обязатель­ства по введению в действие законодательства, необходимого для обеспечения эффективной защиты эмблемы Красного Кре­ста и Красного Полумесяца в нашей стране был принят Закон


Республики Беларусь «Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца»1.























Тема №8. Субъекты международного права.


План лекции:

Введение


  1. Понятие и виды субъектов международного права. Эволюция международной правовой субъектности.

  2. Международная правосубъектность «сложных государств» и межгосударственных объединений.

  3. Международная правосубъектность белорусско-российского государства.

Заключение

Список литературных источнико


§ 1. Понятие и виды субъектов международного права.


Эволюция международной правосубъектности.


Субъект международного (публичного) права - участвовать в носи­тель прав и обязанностей по международному праву, спо­собный международном правотворческом процессе.

В полном объеме международной правосубъект­ностью наделены лишь суверенные государства.

Суверенные госу­дарства:

Справка: В настоящее время (январь 2007г.) существует 193 государства, признанные большинством других государств. Из них в ООН входит 192 государства-члена, кроме Ватикана. Он имеет политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина не является. Сношение с миром Ватикан осуществляет посредством Святого престола – уникальная суверенная персона в международном праве. То есть, государ­ственноподное образованиегосударство-город Ватикан обладают международной правосубъектностью (Святой престол). А также, аналогично, и Мальтийский орден.

Российский ученый Ю.Е. Карпов совершенно справедливо отмечает: «Особое образование — Государство-город Ватикан, созданное в соответствии с Латеранским договором между Ита­лией и Святым престолом от 11 февраля 1929 г. и наделен­ное некоторыми чертами государственности, является чисто формальным выражением самостоятельности и независимости Ватикана (Святого престола) в мировых делах. Именно с Вати­каном (Святым престолом), а не с Государством-городом Ва­тикан поддерживают дипломатические отношения 165 стран мира.

Что касается Мальтийского ордена, то он уже давно утра­тил свои позиции на острове Мальта. По сути дела это своеоб­разная благотворительная организация со штаб-квартирой в Риме. Его официальное название следующее: «Суверенный во­енный орден госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Родо­са и Мальты». Признание международной правосубъектности за Мальтийским орденом отвечает многовековой традиции.»

2). В конфедеративных союзах государств это союз суверенных государств.

и подобных межгосударственных образованиях составные части объединения (государства-члены) обладают международной правосубъектнос­тью в полном объеме.


Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

3). В федеративных государствах

в полном объеме междуна­родной правосубъектностью обладает лишь федерация в це­лом. Отдельные элементы международнуй правосубъектности могут проявляться у государств - членов федерации лишь в порядке исключения и в тех пределах, в каких это допускается союзными властями. Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений.

Возможна Имитация федерализма. Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР).

  1. Современные международные межправительственные орга­низации

также рассматриваются в качестве субъектов меж­дународного права. Их правосубъектность, однако, носит про­изводный и функциональный характер. Они обладают опреде­ленной договорной правоспособностью, правом взаимного офи­циального представительства, правом поддержания официаль­ных отношений, напоминающих дипломатические, с государ­ствами-членами и другими государствами.


Что касается международной правосубъектности физичес­ких лиц (индивидов),

то в современном международном праве наметилась тенденция к постепенному признанию за ними ка­чества субъектов международного права. Однако на данный момент наблюдаются лишь первые шаги, предпринимаемые в этом направлении.

Изложенный выше подход к проблеме международной правосубъектности соответствует позиции большинства ученых-международников на постсоветском пространстве. Он отража­ет сложившиеся реалии современного мира. Между тем на про­тяжении многих столетий - вплоть до начала XX в. - в меж­дународном праве господствовали иные представления. Счита­лось, что только государство является субъектом международ­ного права. Государства в своей совокупности являются твор­цами действующего (позитивного) международного права - они обеспечивают его соблюдение. Правда, на Западе в 20-30-х гг. прошлого века пробивало себе дорогу представление о между­народной правосубъектности индивида, но всеобщего призна­ния в мировом масштабе эта точка зрения не получила.