ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6195

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Советском Союзе никаких сомнений в том, что государ­ство является единственным субъектом международного пра­ва, не допускалось. В В первом послевоенном советском учебни­ке по международному праву (ответственные редакторы СБ. Крылов и В.Н. Дурденевский) данная позиция была от­ражена даже в названии соответствующей главы: «Государ­ство как субъект международного права». Автор этой главы, профессор СБ. Крылов, в частности, отмечал: «Одно из корен­ных отличий международного права состоит в том, что субъектами международного права являются непосредственно сами государства». И далее: «Физические лица не являются непосредственными субъектами международного права. Юри­дические лица, кроме государства, не являются субъектами меж­дународного права [...]. Не являются субъектами международ­ного права и международные органы [...]. Не является субъек­том международного права и сложившаяся в процессе истори­ческого развития нация, пока она входит в то или иное много­национальное государство и не образует самостоятельного го­сударства». Далее в этой же главе содержался подпараграф 6 параграфа 14 под названием «Субъекты «международного пра­ва будущего»». В нем СБ. Крылов прогнозировал следующее: «Можно предполагать, что в связи с провозглашением в Уста­ве Организации Объединенных Наций необходимости защиты «прав человека и основных свобод», будут иметь место случаи, когда индивид будет непосредственно выступать перед между­народными органами [...] отдельные органы Объединенных На­ций [...] получат право вступать в соглашения с отдельными государствами или группой государств»3.

В советском учебнике 1964 г. (ответственные редакторы Д.Б. Левин и Г.П. Калюжная, автор соответствующего разде­ла - Г.П. Калюжная) содержался уже несколько иной под­ход. В частности, помимо государств к субъектам международ­ного права причислялись «нации, ведущие национально-осво­бодительную борьбу и создавшие в процессе этой борьбы орга­ны, наделенные функциями государственной власти» 4. Вопрос же о международной правосубъектности ООН и ее специализи­рованных учреждений был отнесен к числу спорных.

Как уже было отмечено выше, основным (первичным) субъек­том международного права является государство - равноправ­ный участник международного общения. В основе правосубъ­ектности государства лежит присущий ему суверенитет, бази­рующийся на праве наций на самоопределение.

6.)

Определенная международная правосубъектность присуща и национально-освободительным движениям,

сформировавшим свои общенациональные органы в ходе борьбы за достижение независимости в рамках процесса деколонизации. Они активно участвуют в процессе международного правотворчества и обла­дают преимущественной способностью обеспечивать адекват­ное применение норм международного права.


7.)

Нации, ведущие борьбу за свое освобождение от колониаль­ной зависимости

и создавшие в ходе этой борьбы свои обще­национальные органы, также должны быть отнесены к числу субъектов международного права. Это вытекает из положений Устава ООН, из известной резолюции ГА ООН 1514/XV от 14 декабря 1960 г. и других авторитетных международно-пра­вовых актов. Но национально-освободительные движения не всегда могут реализовать свою правосубъектность в полном объеме, их правоспособность не всегда равнозначна правоспо­собности суверенного государства.

И, ТАК:

- Вообще, следует прямо указать, что современное междуна­родное право исходит из наличия разного типа субъектов -субъектов с разным «удельным весом».

- Современный подход позволяет безо всяких сомнений признать международную пра­восубъектность ООН и других международных межправитель­ственных организаций.

- Ныне появилась возможность продви­нуться достаточно далеко и по пути признания международ­ной правосубъектности физического лица (индивида).

- Что ка­сается правосубъектности международных организаций, то в современной международно-правовой литературе просматрива­ются два основных подхода.

По одной версии, о международной правосубъектности меж­правительственных организаций можно говорить лишь тогда, когда о ней прямо сказано в учредительных актах (уставах) соответствующих организаций. Согласно другому подходу меж­дународные межправительственные организации обладают им­манентной (присущей им в силу их юридической природы) международной правосубъектностью. Сторонники этого под­хода обращают внимание на всеобщее признание международ­ной правосубъектности ООН, несмотря на отсутствие прямых указаний на этот счет в Уставе данной организации.

- Что касается того, являются ли физические лица (индиви­ды) субъектами международного права, то положительный ответ на этот вопрос можно найти во многих трудах западных юристов-международников. На постсоветском пространстве нет единого мнения по этому поводу. Наиболее ярким и убеди­тельным противником признания международной правосубъ­ектности за индивидами является российский профессор СВ. Черниченко. По его мнению, индивид «не обладает и не может обладать ни одним из элементов международной право­субъектности». Более того, СВ. Черниченко полагает, что индивида «нельзя ввести в ранг субъектов международного права путем заключения соглашений, допускающих прямое об­ращение индивидов в международные органы».

Противоположную точку зрения отстаивает российский профессор К.А. Бекяшев. Он перечисляет ряд факторов, среди которых: международная ответственность индивидов, предос­тавление индивиду права на обращение в международные су­дебные учреждения, наличие в ряде международных конвен­ций определения правового статуса индивидов. К.А. Бекяшев, в частности, приходит к следующему выводу: «Индивиды об­ладают международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через международные судебные органы) выполнение субъектами международного права международных норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права».



§ 2. Международная правосубъектность «сложных» государств и межгосударственных образований.

В юридической литературе значительное внимание уделя­ется проблеме международной правосубъектности применитель­но к сложным государствам.

А,) По сути дела в наши дни этот вопрос касается только федерации и рассматривается в плане наличия или отсутствия суверенитета и международной пра­восубъектности ее членов.

Б.) Что касается конфедерации, то она сложным государством вовсе и не является, это всего лишь союз двух или более суверенных государств.

В таком конфедеративном союзе международной правосубъ­ектностью в полном объеме обладают лишь государства-чле­ны, а сами центральные власти (общие органы конфедератив­ного союза) наделены лишь ограниченными внешнеполитичес­кими полномочиями, объем которых зависит от волеизъявле­ния государств — членов конфедерации. Международная право­субъектность конфедерации, таким образом, приближается по своему уровню к правосубъектности международных межпра­вительственных организаций.

В.) Совсем по-иному обстоит дело в союзном государстве (фе­дерации). В классической федерации международной правосубъектностью в полном объеме (наряду с другими суверенны­ми государствами) обладает лишь федерация как таковая в лице ее центральных (федеральных) органов. Международная правосубъектность составных частей федерации (кантонов, зе­мель, штатов и т.п.) либо категорически отрицается, либо ее проявление допускается с согласия федеральных властей в ог­раниченном объеме.

В свете вышеизложенного представляет особый интерес уни­кальный проект создания и функционирования белорусско-рос­сийского союзного государства, о котором много говорят и пи­шут в последнее время.

Поиск оптимального правового статуса для создаваемых белорусско-российских интеграционных институтов неотделим от стремления достичь максимально возможного уровня объе­динения сил и средств двух стран, как в экономической, так и в политической, а также иных сферах, при непременном усло­вии сохранения государственного суверенитета Республики Бе­ларусь и ее международной правосубъектности. Поэтому кате­горическим образом должны быть отвергнуты предложения, направленные на инкорпорацию Республики Беларусь в состав Российской Федерации.

Известно, что классическая федерация не признает суверен­ного характера своих составных частей. Отрицается и между­народная правосубъектность государств — членов федерации. Отдельные внешнеполитические акции канадских провинций, швейцарских кантонов, австралийских штатов не меняют об­шей картины.

Специалисты в области международного публичного права в различных странах, как правило, трактуют внешнеполити­ческие полномочия государств — членов федераций в качестве полномочий, делегированных федеральным центром. Не следу­ет забывать, что членство в ООН, предопределившее широкое признание международной правосубъектности Белорусской ССР, досталось республике в порядке исключения и в силу почти случайного стечения особо благоприятных обстоятельств. Если Республика Беларусь вновь окажется в составе какой-либо федерации, то ее международная правосубъектность ста­нет постепенно «угасать». При любой реорганизации ООН и других межправительственных организаций вопрос о сохране­нии членства Республики Беларусь будет обсуждаться с особым пристрастием. Крайне затруднено будет для республики и заключение новых международных договоров.


Подобная неблагоприятная ситуация может возникнуть и в том случае, если Республика Беларусь не будет инкорпориро­вана в состав Российской Федерации, а станет членом объеди­ненной белорусско-российской федерации, т.е. «внешним» по отношению к России субъектом федерации. Перспективы со­хранения для Республики Беларусь ее международной право­субъектности и в этом случае будут не вполне благоприятны­ми. Можно с достаточно высокой степенью вероятности пред­положить, что в таком случае на российский федеральный центр будет оказываться давление со стороны «внутренних» субъектов, желающих повысить свой статус посредством при­ближения его к статусу «внешнего» субъекта. В свою очередь российский федеральный центр в целях устранения внутрен­ней напряженности будет, скорее всего, стремиться к преобра­зованию этого «внешнего» субъекта в субъект «внутренний».

Особо следует остановиться на перспективах создания белорусско-российской конфедерации. В каком-то смысле учреж­дение такого образования представляет собой наилучший ва­риант. Международная правосубъектность государств — членов конфедерации никакого сомнения не вызывает, возможность выхода из конфедеративного союза сохраняется. Разумеется, хорошо структурированная конфедерация могла бы быть вы­годна для Республики Беларусь в силу причин, главным обра­зом, экономического порядка. Но для Российской Федерации она далеко не столь желательна, как по политическим, так и по экономическим соображениям.

Конфедеративные отношения характеризуются принятием решений во всех общих для государств-членов органах лишь на основе консенсуса, по правилу «одно государство — один голос». Для страны, многократно превышающей своего «млад­шего партнера» и по численности населения, и по размерам территории, и по валовому национальному продукту, и по сы­рьевой базе, и по мощи вооруженных сил и т.п., такая ситуа­ция не может быть выгодной. Вполне возможно, что российс­кая сторона будет стремиться с помощью самых различных методов обеспечить скорейшее превращение отношений между Беларусью и Россией из конфедеративных в федеративные. Не исключено, что подобного рода стремления будут реализовываться скрытно, явочным порядком, посредством саморазви­тия институтов конфедеративного союза, посредством исполь­зования так называемой «подразумеваемой компетенции» ор­ганов конфедерации.


§3. Международная правосубъектность белорусско- российского Союзного государства

В конце 1998 г. был сделан существенный шаг по пути углубления политической интеграции двух стран. 25 декабря 1998 г. в московском Кремле президенты Республики Бела­русь и Российской Федерации подписали Декларацию и Со­вместное заявление. В этих документах была поставлена зада­ча создания союзного государства при сохранении суверенитета Республики Беларусь и Российской Федерации. Каким же об­разом на практике эта задача может быть реализована?


Нам представляется, что для решения данной проблемы необходимо еще раз тщательным образом изучить имеющийся опыт создания различных межгосударственных объединений, а также определиться с конечной целью интеграционных уси­лий, для чего, очевидно, потребуется выяснить юридическую природу такого понятия, как «союзное государство».

Строго говоря, Союзное государство - это не что иное, как федерация. А это означает, что:

  1. в таком формировании т.н. «компетенция компетенции»,
    т.е. право своим односторонним решением перераспреде­
    -
    лять полномочия между органами Союза и государств-чле-­
    нов, принадлежит союзному Центру;

  2. существует запрещение «сецесии» государств-членов, т.е. пра-­
    ва на свободный выход из Союза, выход в одностороннем
    порядке;

  3. для государств-членов устанавливается ограниченный уро­-
    вень международной правосубъектности, на основе которо­
    го реализуется в весьма незначительном объеме внешнепо­
    литическая компетенция правительственных учреждений
    членов федерации, т.е. допускается такая внешнеполити­
    ческая активность государств-членов, которая время от вре­
    мени, как уже отмечалось, проявляется у отдельных швей­
    царских кантонов, канадских провинций и т.п.


Возникает вопрос: а как же дело обстояло в Союзе Совет­ских Социалистических Республик с 1944 по 1991 год? Дей­ствительно, в советской юридической литературе неоднократ­но подчеркивалось, что СССР - федерация уникальная, федера­ция «высшего типа», федерация, в которой и Союз ССР и каж­дая входившая в него союзная республика в равной мере обла­дали государственным суверенитетом и международной пра­восубъектностью.

На самом деле, конечно, все обстояло намного сложнее. СССР был уникальным государством и, может быть, даже не государством вообще, а скорее неким симбиозом, заслуживав­шим наименования «партия-государство». Все принципиаль­ные решения в этом квазигосударстве принимались в Полит­бюро ЦК РКП(б), ВКП(б), КПСС. В годы брежневского «зас­тоя» дело дошло даже до того, что сплошь и рядом внешнепо­литические функции главы Советского союзного государства (с молчаливого согласия ведущих мировых держав) исполнял ех officio генеральный секретарь ЦК КПСС. Однако, следует от­метить, что в те времена мы имели дело с двумя сторонами одной и той же медали. На одной стороне положение de facto -жесткий централизованный партийно-государственный меха­низм, использующий в качестве чистой бутафории псевдоде­мократические государственные институты. На другой сторо­не: положение de jure - здесь удивительное сочетание конфеде­рации с федерацией, союзного государства и союза государств. Налицо одноуровневое участие в международном общении Со­юза и союзных республик, равенство их (Союза и республик) международных обязательств, приоритетность которых опреде­лялась лишь известной формулой lex posterior derogat priori. Принципиальное наличие т.н. «компетенции компетенций» у союзного Центра вполне компенсировалось рядом конституци­онных гарантий для союзных республик, важнейшей из кото­рых, разумеется, была «свобода сецессии», реальность которой и подтвердилась в декабре 1991 г.