ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6286
Скачиваний: 5
С 1993 по 1999 гг. Комиссия международного права ООН рабатывала «Проект статей о гражданстве физических f в связи с правопреемством государств» (далее - Проект тей). На 55-й сессии ГА ООН 28 ноября 2000 г. текст тей был включен в резолюцию ГА ООН 55/153. В отчетах миссии международного права ООН, в резолюциях ГА ООН |днократно подчеркивалось, что следующим шагом в этой ;асти должно быть принятие обязательного документа, на-1мер, конвенции.
Сфера действия Проекта статей ограничена применением к трагиваемым лицам» — физическим лицам, имевшим на мент правопреемства гражданство государства-предшествен-*а. Таким образом, иностранные граждане и лица без граж-£ства не входят в эту категорию
Основной принцип, на котором основывается Проект статей, — право каждого затрагиваемого лица на гражданство. В данном случае «право на гражданство» приобретает значительно бьлыную определенность, чем это закреплено в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: речь идет о том, что обязательства в отношении гражданства распространяются на ограниченный круг государств-предшественников и государств-преемников. Примечательно, что затрагиваемые лица имеют право на гражданство «хотя бы одного из затрагиваемых государств» (ст. 1).
Результатом действия такой нормы может быть возникновение множественного гражданства, и выраженная в статьях позиция в отношении бипатризма нейтральна. Содержание этой нормы — предпосылка для эволюции многих иных, специальных принципов, регулирующих данную сферу: принципа множественности критериев оценки (установления) связи затрагиваемого лица с государством, принципа согласованности действий затрагиваемых государств. Одним из основополагающих принципов, на которых основывается Проект статей, является принцип избежания безгражданства.
Действие Проекта статей ограничивается вопросами порядка приобретения, утраты, оптации гражданства в ситуациях правопреемства государств. При этом, как и Венские конвенции о правопреемстве 1978 г. и 1983 г., Проект статей содержит положение о том, что он применяется только к последствиям правопреемства государств, которое осуществляется в соответствии с международным правом.
Проект статей состоит из двух частей. Первая содержит положения общего характера, применимые к любым ситуациям правопреемства. Вторая часть — специальные нормы, регулирующие порядок приобретения, утраты гражданства при какой-либо из конкретных ситуаций правопреемства (передача части территории, объединение государств, распад государства, отделение части(-ей) от государства). Основным критерием предоставления гражданства в соответствии с Проектом статей можно определить критерий обычного места жительства. Помимо этого в зависимости от ситуации применимы критерии связи с административно-территориальным образованием, места рождения, «любой другой надлежащей связи». В любом случае государства должны учитывать волю затраги-
емых лиц (право оптации). Государства-преемники не долж-i лишать своего гражданства затрагиваемых лиц до того, как и приобретут гражданство государства-преемника.
Проблемам безгражданства, соблюдения принципов и обыч-ix норм о предоставлении гражданства при правопреемстве сударств адресованы отдельные положения ряда иных актов иверсального характера (Рекомендация Комитета ООН по квидации расовой дискриминации «Дискриминация против -граждан» от 1 октября 2004 г. № 30, Резолюция Совета )Н по правам человека «Права человека и произвольное ли->ние гражданства» от 27 марта 2008 г. № 7/10).
События конца XX в. особенно остро отразились на вопро-s гражданства государств европейского региона. Результа-vi активной деятельности европейских межправительствен-[х организаций в данной сфере за последние полтора деся-летия стала разработка ряда международно-правовых актов, дификация вопросов, касающихся гражданства физических ц в связи с правопреемством государств, в рамках европейс-х региональных организаций происходила параллельно и шмосвязано, были приняты акты как рекомендательного, так )бязательного характера.
В рамках СБСЕ/ОБСЕ в 1995 г. была принята Оттавская сларация Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Пункт 34 главы ;тьей «Демократия, права человека и гуманитарные вопро-» данной Декларации устанавливает, что при смене сувере-тета все лица, имеющие подлинную и эффективную связь с зым государством, должны приобретать гражданство этого :ударства.
В рамках СЕ функционирует Комитет экспертов по граж-1ству Совета Европы. В 1996 г. Комитетом министров СЕ ли приняты Принципы по законодательству в области граж-1ства в Боснии и Герцеговине.
В 1996 г. Европейской комиссией за демократию через
аво (так называемой Венецианской комиссией) был разра-•ан целый ряд документов рекомендательного характера в ;ре гражданства и правопреемства государств: Декларация о шципах, правилах и рекомендациях касательно вопроса граж-1ства физических и юридических лиц при правопреемстве ударств CDL-NAT (96)3 от 4 апреля 1996 г., Руководство
для действий государств в сфере гражданства и правопреемства CDL-NAT(96)lrev от 23 апреля 1996 г., Декларация о последствиях правопреемства государств в отношении гражданства физических лиц от 14 сентября 1996 г., принятая совместно с докладом о последствиях правопреемства в отношении гражданства.
Европейская конвенция о гражданстве была принята в 1997 г. (далее — Конвенция 1997 г.) и вступила в силу в соответствии со ст. 27 в 2000 г. Она является обязательным и наиболее полным из существующих региональных соглашений в области гражданства. Конвенция 1997 г. была открыта для подписания государствами — членами СЕ и государствами, не являющимися его членами, но участвовавшими в разработке Конвенции. По предложению Комитета министров СЕ к данной Конвенции может присоединиться любое государство. На 1 января 2009 г. участниками данной Конвенции являлись 18 государств - членов СЕ.
Конвенция 1997 г. содержит отдельную главу (гл. 6), которая посвящена вопросам правопреемства и гражданства. В Конвенции дано ставшее уже традиционным определение правопреемства государств, установлены принципы, в соответствии с которыми следует решать вопросы гражданства в ситуации правопреемства (недискриминации, уважения и соблюдения прав человека, баланс интересов государства и личности, информированность затрагиваемых лиц о содержании и последствиях закона, принцип избежания и сокращения безгражданства, принцип эффективности связи лица с территорией при определении принадлежности к гражданству, проч.). Помимо подлинной и эффективной связи лица с государством при решении вопросов гражданства в результате правопреемства государства - участники Конвенции 1997 г. учитывают также место постоянного проживания лица, его волеизъявление, территориальное происхождение.
Европейская Конвенция об избежании безгражданства в связи с правопреемством государств вступила в силу 1 мая 2009 г. (далее - Конвенция 2006 г.) (по истечении трех месяцев с даты выражения согласия на обязательность конвенции тремя государствами — участниками СЕ в соответствии с положениями ст. 18). Сфера действия Конвенции 2006 г. ограниче-
га только вопросами избежания и сокращения безгражданства при правопреемстве государств и не касается критериев i порядка предоставления гражданства в этих случаях.
Конвенцией 2006 г. устанавливается право на гражданство, аналогичное ст. 15 Всеобщей декларации прав человека L948 г., но включающее в себя, среди прочего, и право на сохранение гражданства, что особенно важно для предотвращения безгражданства в ситуации правопреемства. Конвенцией гакже предусмотрены положения о недискриминации в решении вопросов гражданства (ст. 4), которые коррелируют с по-тожениями ст. 14 Европейской конвенции о защите прав че-товека и основных свобод 1950 г. и протокола № 12 к ней.
Конвенцией 2006 г. установлены категории лиц, в отно-иении которых распространяется обязанность затрагиваемых государств предоставить гражданство. Это бывшие граждане государства-предшественника, которые стали или могут стать шатридами в результате правопреемства и которые относятся |шбо к категории обычно проживающих в момент правопреем-зтва на затрагиваемой территории лиц (разработчики сохранили традиционную концепцию «население следует за территорией»), либо к категории лиц, имеющих «соответствующую» связь ; государством.
Понятие «соответствующая связь» подразумевает, как ми-чимум, три группы лиц:
лица, достаточно долго проживавшие до момента правопреемства на территории, но не попадающие в первую категорию;
потомки (первого и более поколений) лиц, попадающих под действие Конвенции; - супруги лиц, попадающих под действие Конвенции.
Перечень является открытым и государства вправе решать, что еще может быть расценено как «соответствующая связь».
Ответственность государства-предшественника ограничива-этся лишь тем кругом лиц, которые не приобрели гражданство государства-преемника или гражданство любого третьего государства, и заключается в запрете для государства-предшественника лишать своего гражданства таких лиц.
5.2. Правопреемство на территории бывшего СССР в отношении гражданства
Особенностью правопреемства по вопросам гражданства на постсоветском пространстве является то, что оно осуществляется параллельно с интеграционными процессами. Основной проблемой в случае СССР, как и в любой иной ситуации разделения государства, явилось прекращение существования государства-предшественника и соответственно автоматическое прекращение гражданства СССР.
Законодательство государств — преемников СССР было ориентировано на различные критерии, условия и порядок приобретения гражданства. Эти причины повлекли множество случаев безгражданства, двойного гражданства, усилили миграцию населения. Бывшие республики СССР после получения ими независимости заключили большое количество двусторонних договоров, объектом регулирования которых являются самые различные аспекты гражданства (упрощенный порядок приобретения и утраты гражданства, регулирование вопросов двойного гражданства, бегражданства).
Среди договоров, заключенных Республикой Беларусь, следует назвать:
-
Соглашение с Республикой Казахстан об упрощенном по
рядке приобретения гражданства гражданами Республики
Беларусь, прибывающими для постоянного проживания в
Республику Казахстан, и гражданами Республики Казах
стан, прибывающими для постоянного проживания в Рес
публику Беларусь от 17 января 1996 г.; -
Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Ка
захстан, Кыргызской Республикой и Российской Федера
цией об упрощенном порядке приобретения гражданства от
26 февраля 1999 г.; -
Соглашение между Республикой Беларусь и Украиной об
упрощенном порядке изменения гражданства гражданами
Республики Беларусь, постоянно проживающими в Украи
не, и гражданами Украины, постоянно проживающими в
Республике Беларусь, заключенное 12 марта 1999 г.
В 1996 г. в рамках СНГ была принята многосторонняя Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — участников Содружества Независимых Государств (в силу не вступила).
Тема №11 Вопросы территории в международном праве.
План лекции:
Введение
-
Понятие и виды территорий в международном праве.
-
Правовой статус государственной территории.
-
Правовой статус государственных границ.
-
Правовой режим международных рек и озёр.
-
Правовой режим Арктики и Антарктиды.
Заключение.
Литературные источники
§ 1. Понятие и виды территорий в международном праве.
Человеческая цивилизация развивается не в вакууме - она теснейшим образом связана и зависима от среды своего обитания - планеты Земля.
( слайд – земля: Территория важна не только с точки зрения существования каждого государства в отдельности;
межгосударственные отношения, урегулированные международным правом, происходят в пространственном измерении.
Во многом именно благодаря попыткам определения принадлежности и результатов раздела той или иной территории международное право зародилось, существует и развивается.
В этой связи, в современном международном праве упреждающе решаются вопросы, связанные с регулированием режима космического пространства и небесных тел, на которые еще фактически не ступала нога человека.
Соответственно институт правового регулирования территории в международном праве - один из древнейших и до сих пор имеющих большое значение в поддержании международного мира и безопасности, развитии международного сотрудничества и прогресса всего человечества.
В отличие от обыденного языка, в международном праве под «территорией» (лат. territorium) понимается часть географической среды, включающей сухопутную и водную поверхность, недра, воздушное и космическое пространство.
В качестве синонима часто используется термин «пространство».
Часть 2: классификация территорий исходя из из их правового режима:
Помимо классификации с точки зрения географической принадлежности в доктрине
ринято различать территории исходя из их правового режима (государственная территория, международная территория, территория со смешанным правовым режимом).
1.)
На государственную территорию распространяется территориальное верховенство какого-либо государства.
Именно государственная территория является материальной основой существования государств: без территории нет государства.
Иногда выделяют государственную территорию международного пользования, к которой относят международные реки, международные проливы и каналы, некоторые сухопутные территории (например, архипелаг Свальбард (Шпицберген). Суэцкий канал.
2.) Международные территории, или международные пространства (terra communis) — это географические пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства и чей правовой статус определяется договорным и обычным международным правом.
Международная территория не подлежит национальному присвоению, но при этом все государства имеют равные права по его исследованию и использованию в своих интересах.
Очевидно, что технологически более развитые государства используют данные пространства более интенсивно. К международной территории относятся открытое море и Район морского дна за пределами континентального шельфа (Район); Антарктика; воздушное пространство над открытым морем и Антарктикой; космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела.