ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6280
Скачиваний: 5
Например, на основании Парижского договора о Шпицбергене 1920 г., закрепившего сложившийся международный обычай, признается полный и абсолютный суверенитет Норвегии в отношении данного архипелага, включающего более тысячи малых островов и остров Медвежий, на условиях его мирного экономического и научного освоения со стороны всех государств-участников включая суверена при полной демилитаризации и нейтрализации архипелага. Архипелаг образует административный округ
которым управляет губернатор, назначаемый королем Норвегии. Участники Договора 1920 г. должны соблюдать норвежское законодательство, действующее на Свальбарде, которое, в свою очередь, не должно противоречить положениям Договора.
К 1991 г. в Договоре о Шпицбергене участвовало 41 государство. Государствам - участникам договора гарантируется свободный доступ на архипелаг и в его территориальные воды, равное для всех право заниматься хозяйственной, коммерческой и научной деятельностью. Основной формой пользования данной территорией является разработка полезных ископаемых, главным образом каменного угля, регулируемая Горным Уставом, принятым норвежским Стортингом (парламентом) в 1925 г. и являющимся составной частью Договора 1920 г.
Современное международное право запрещает насильственные территориальные изменения, однако это не означает невозможность территориальных изменений как таковых.
Определение правомерности титула (правооснования) на государственную территорию базируется на т.н. принципе или законе интертемпоральности, согласно которому правомерность титула оценивается исходя из норм того времени, когда произошло приобретение территории.
В частности, поскольку до 1945 г. не существовало запрета на применение силы, сегодня титул на территории, завоеванные до 1945 г., не подлежит оспариванию. Так, Декларация о принципах международного права 1970 г., закрепляя незаконность территориальных приобретений, являющихся результатом угрозы силой или ее применения, прямо указывает на неприменимость данного положения к приобретениям на основании любого международного соглашения, заключенного до принятия Устава ООН и имеющего юридическую силу в соответствии с международным правом.
Исключение могут составлять ситуации, в которых интертемпоральному закону противостоит императивная норма международного права. Так, из консультативного заключения о статусе Западной Сахары Международного Суда ООН можно сделать вывод о том, что принцип права народов на самоопределение имеет преимущественное значение в отношении всех прочих оснований приобретения титула.
В настоящее время правомерными основаниями и способами приобретения и изменения государственной территории признаются осуществление права на самоопределение народов, эффективная оккупация ничейной территории, цессия, аккреция, адъюдикация и др.
Первичное приобретение территории путем эффективной оккупации ничейной земли осуществлялось на протяжении всей эпохи географических открытий. Следует подчеркнуть, что данный способ значительно эволюционировал. Первоначально «ничейными» считались все земли, не принадлежавшие христианским монархам. В XIX в., с утверждением концепции «цивилизованных государств», terra nullius считались все земли «варварских» народов.
С принятием Устава ООН и утверждением принципа суверенного равенства государств, подобный подход неприменим. Как подчеркнул Международный Суд ООН в консультативном заключении о статусе Западной Сахары, проживание на какой-либо территории населения с зачатками политической и социальной организации лишает ее статуса terra nullius
. В международном праве XIV-XVTII вв. существовал принцип «первичного завладения» или «фиктивной оккупации», когда для приобретения титула достаточно было факта открытия ничейной земли и установления знака (флага, креста, камня), подтверждающего принадлежность какому-либо государству.
Постепенно, с уменьшением количества неосвоенных земель и интенсификацией споров в отношении территории, сначала, с XVII в., в доктрине, а позднее, в XIX в., в практике государств были введены дополнительные критерии, подтверждающие эффективность оккупации2.
Сегодня под эффективной оккупацией понимают способ приобретения территории, основанный на нотификации заинтересованных государств и непрерывном, мирном, фактическом осуществлении власти от имени государства. Данные критерии означают, что деятельности на какой-либо территории
лиц недостаточно для ее включения в состав государственной: само государство должно показать animus occupandi — намерение распространить свой суверенитет на данную территорию и фактически действовать исходя из этого намерения. В случаях, когда климатические и иные природные особенности не позволяют активно осваивать приобретенные земли, animus occupandi может стать достаточным основанием правомерности приобретения титула (как, например, в случае Восточной Гренландии).
Молчаливое согласие заинтересованных государств с длительным, непрерывным, мирным осуществлением государственной власти на определенной территории может привести к возникновению титула на основании давности владения. Основным вопросом является длительность такой практики. Например, в деле о храме Преах Вихеар 2 фактическое владение Камбоджей территорией, прилегающей к храму, на основании карты, которую Таиланд не оспаривал, длилось менее 50 лет и, наряду с иными аргументами, Международный Суд ООН посчитал этого достаточным, чтобы не принять возражения Таиланда и признать суверенитет Камбоджи над этой территорией.
Принцип самоопределения народов, закрепленный в Уставе ООН, стал причиной наиболее серьезных территориальных изменений в XX в. — распада колониальной системы и возникновения независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке и Европе. Основную сложность представляет соотнесение права народов на самоопределение в форме отделения от государства и принципа территориальной целостности. Современная доктрина и практика международных отношений дают основания полагать, что за несколькими исключениями территориальная целостность имеет приоритет. Так, Декларация о принципах международного права 1970 г. указывает, что право на самоопределение «не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих
в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов... и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны». Осуществление территориальных изменений при реализации народом своего права на самоопределение может происходить в различных формах.
Достаточно широко распространен референдум {плебисцит). Так, в 1993 г. в результате референдума от Эфиопии отделилась Эритрея, вопрос о суверенитете Квебека и выходе из Канады был поставлен на референдуме 30 октября 1995 г., на котором практически одинаковое количество проголосовало «за» (49,4 %) и «против» (50,6 %), однако в деле об отделении Квебека в 1998 г. Верховный Суд Канады, опираясь на Декларацию о принципах международного права 1970 г., указал, что государство, чье правительство представляет весь народ или народы, проживающие на его территории, на основании равенства и без дискриминации и уважает принцип самоопределения в своих внутренних установлениях, по международному праву имеет право защищать свою территориальную целостность.
Использование вооруженной силы для отстаивания своего права на отделение допускается согласно резолюции ГА ООН 3314 (XXIX) «Определение агрессии» 1974 г., если народу, находящемуся под колониальной властью, иностранным господством или военной оккупацией, отказывают в праве на самоопределение. История XX в. знает немало антиколониальных войн, в частности, прибегать к силе пришлось Конго, Алжиру, Вьетнаму. Неопределенность правовых норм в области соотношения права народа на самоопределение и территориальной целостности, а также высокая политическая значимость данных проблем, находят свое практическое выражение в продолжающихся кризисах вокруг положения Тибета под властью Китая, курдов в Турции и на Ближнем Востоке.
Цессия в международном праве (от лат. cessio — отказ, уступка) — это уступка, передача части территории одним государством другому на вечные времена, сопровождаемая переходом суверенитета. Такая уступка обычно закрепляется международным договором.
Для наступления правовых последствий неважно, на возмездной или на безвозмездной основе осуществляется цесси-рование. В случае возмездной передачи территории компенсация может выражаться в денежной или иной форме. Так, в 1867 г. Россия уступила США Аляску за 7,2 млн. долларов США. Достаточно часто используется так называемая двойная цессия или обмен территориями, например, Соглашением 1951 г. об обмене территориями между СССР и Республикой Польша эти страны обменялись участками своих территорий, в силу их экономической привязки к приграничному району другого государства.
Изменение территории государства, особенно в бассейнах пограничных рек, возникает в силу аккреции и авульсии 1. Поскольку река представляет собой сложную гидросистему, со временем возможно изменение ее русла. Если такие изменения явились результатом постепенного процесса намывания осадочных пород — это аккреция или приращении территории, такие новые земли становятся частью государственной территории. Если изменение русла реки произошло внезапно, в результате влияния внешних факторов (в частности, климатических, например, урагана или наводнения), говорят об авульсии или отрыве территории, которая обычно не влечет изменения границ.
Основанием изменения территории государства может стать адъюдикация, т.е. вынесение судебного или арбитражного решения. Современное международное право обязывает государства прибегать к мирным способам разрешения международных споров, включая территориальные споры. В XIX- начале XX вв. был вынесен ряд важных решений, оказавших влияние на формирование института правового режима государственной территории в международном праве.
В современных международных отношениях широко распространена
для разрешения споров о сухопутной и морской границе, для раздела континентального шельфа. Советский Союз к данному способу не прибегал, однако после его распада территориальные споры разгорелись с новой силой. Так, 3 февраля 2009 г. Международный Суд ООН вынес решение об установлении черноморской границы, включая делимитацию континентального шельфа и исключительной экономической зоны, между Румынией и Украиной.
Послевоенная практика показывает возможность изменения (отторжения) части территории государства, совершившего международные преступления (в частности, агрессию) как чрезвычайной формы ответственности. Подобные меры применялись и к Германии (Восточная Пруссия), и к Японии (Курильские острова).
В качестве дополнительных оснований приобретения или изменения территории государства используют географические принципы, наиболее известный из которых - принцип примыкания или географической близости, которым пытаются оправдать распространение суверенитета на острова, составляющее геологическое целое с другим островом или материковой территорией, принадлежащей государству. Иногда в качестве дополнительного основания приобретения территории используются аргументы исторического характера, относиться к которым следует осторожно.
§ 3. Правовой статус государственных границ
Территории государств разделяются государственными границами.
Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы- территории Республики Беларусь (суши, вод, недр, воздушного пространства (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь»).
Линии государственных границ могут быть действительными или воображаемыми, но в любом случае они осуществляют свою основную функцию - определяют пределы верховенства государства и отделяют территорию одного государства от территории другого.
Современное международное право в качестве одного из основополагающих принципов закрепляет принцип нерушимости границ как запрет одностороннего или, тем более, насильственного изменения границ (Декларация о принципах международного права 1970 г., Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г.). Данный принцип не направлен на полное запрещение изменения границ, таковое возможно при условии согласия всех приграничных государств. Поэтому в современных международных отношениях наиболее широко распространена практика договорного оформления границ, которая позволяет четко и недвусмысленно закрепить волю государств.
Помимо принципа нерушимости границ, при определении их прохождения в случае осуществления народом права на самоопределение в форме образования нового государства применяется принцип uti possidetis (juris) (сохраняешь то, чем владеешь), согласно которому вновь возникшие государства уважают колониальные и административные границы. Данный принцип возник в XIX в. в Латинской Америке, применялся при деколонизации Африки и при распаде Советского Союза, Чехословакии для предотвращения «переделов» территории и поддержания международного мира и безопасности. Его значимость вне деколонизационного контекста была подтверждена Арбитражной комиссией Конференции по Югославии в Заключении № 3.
Закон Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» указывает, что Республика Беларусь при осуществлении государственной пограничной политики, руководствуется принципами обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и международной безопасности, взаимного уважения суверенитета, равенства и территориальной целостности государств, нерушимости государственной границы, мирного разрешения пограничных вопросов и инцидентов, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами. В ст. 15 Закона предусматривается, что государственная граница устанавливается и изменяется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, не установленные с сопредельными государствами участки границы подлежат договорному закреплению.
Установление границ - сложный процесс, предполагающий несколько стадий, среди основных — делимитация и демаркация. Делимитация, т.е. договорное закрепление линии прохождения границы, осуществляется на крупномасштабных картах с приложением подробного словесного описания границы. Например, Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о белорусско-литовской государственной границе 1995 г. следующим образом описывает прохождение границы: