ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6180

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, на основа­нии Парижского договора о Шпицбергене 1920 г., закрепив­шего сложившийся международный обычай, признается пол­ный и абсолютный суверенитет Норвегии в отношении данно­го архипелага, включающего более тысячи малых островов и остров Медвежий, на условиях его мирного экономического и научного освоения со стороны всех государств-участников вклю­чая суверена при полной демилитаризации и нейтрализации архипелага. Архипелаг образует административный округ

которым управляет губернатор, назначаемый коро­лем Норвегии. Участники Договора 1920 г. должны соблю­дать норвежское законодательство, действующее на Свальбарде, которое, в свою очередь, не должно противоречить положе­ниям Договора.

К 1991 г. в Договоре о Шпицбергене участво­вало 41 государство. Государствам - участникам договора гарантируется свободный доступ на архипелаг и в его терри­ториальные воды, равное для всех право заниматься хозяй­ственной, коммерческой и научной деятельностью. Основной формой пользования данной территорией является разработ­ка полезных ископаемых, главным образом каменного угля, регулируемая Горным Уставом, принятым норвежским Стор­тингом (парламентом) в 1925 г. и являющимся составной ча­стью Договора 1920 г.

Современное международное право запрещает насильствен­ные территориальные изменения, однако это не означает невоз­можность территориальных изменений как таковых.

Определе­ние правомерности титула (правооснования) на государствен­ную территорию базируется на т.н. принципе или законе интертемпоральности, согласно которому правомерность титу­ла оценивается исходя из норм того времени, когда произошло приобретение территории.

В частности, поскольку до 1945 г. не существовало запрета на применение силы, сегодня титул на территории, завоеванные до 1945 г., не подлежит оспариванию. Так, Декларация о принципах международного права 1970 г., закрепляя незаконность территориальных приобретений, явля­ющихся результатом угрозы силой или ее применения, прямо указывает на неприменимость данного положения к приобрете­ниям на основании любого международного соглашения, зак­люченного до принятия Устава ООН и имеющего юридическую силу в соответствии с международным правом.

Исключение могут составлять ситуации, в которых интер­темпоральному закону противостоит императивная норма меж­дународного права. Так, из консультативного заключения о статусе Западной Сахары Международного Суда ООН можно сделать вывод о том, что принцип права народов на самоопре­деление имеет преимущественное значение в отношении всех прочих оснований приобретения титула.

В настоящее время правомерными основаниями и способа­ми приобретения и изменения государственной территории признаются осуществление права на самоопределение народов, эффективная оккупация ничейной территории, цессия, аккре­ция, адъюдикация и др.


Первичное приобретение территории путем эффективной оккупации ничейной земли осуществлялось на протяжении всей эпохи географических открытий. Следует подчеркнуть, что данный способ значительно эволюционировал. Первона­чально «ничейными» считались все земли, не принадлежавшие христианским монархам. В XIX в., с утверждением концеп­ции «цивилизованных государств», terra nullius считались все земли «варварских» народов.

С принятием Устава ООН и утверждением принципа суве­ренного равенства государств, подобный подход неприменим. Как подчеркнул Международный Суд ООН в консультативном заключении о статусе Западной Сахары, проживание на ка­кой-либо территории населения с зачатками политической и социальной организации лишает ее статуса terra nullius

. В международном праве XIV-XVTII вв. существовал принцип «первичного завладения» или «фиктивной оккупации», когда для приобретения титула достаточно было факта открытия ничейной земли и установления знака (флага, креста, камня), подтверждающего принадлежность какому-либо государству.

Постепенно, с уменьшением количества неосвоенных земель и интенсификацией споров в отношении территории, сначала, с XVII в., в доктрине, а позднее, в XIX в., в практике государств были введены дополнительные критерии, подтверждающие эф­фективность оккупации2.

Сегодня под эффективной оккупацией понимают способ приобретения территории, основанный на нотификации заин­тересованных государств и непрерывном, мирном, фактическом осуществлении власти от имени государства. Данные крите­рии означают, что деятельности на какой-либо территории

лиц недостаточно для ее включения в состав государ­ственной: само государство должно показать animus occupandiнамерение распространить свой суверенитет на данную терри­торию и фактически действовать исходя из этого намерения. В случаях, когда климатические и иные природные особеннос­ти не позволяют активно осваивать приобретенные земли, animus occupandi может стать достаточным основанием правомернос­ти приобретения титула (как, например, в случае Восточной Гренландии).

Молчаливое согласие заинтересованных государств с дли­тельным, непрерывным, мирным осуществлением государствен­ной власти на определенной территории может привести к воз­никновению титула на основании давности владения. Основ­ным вопросом является длительность такой практики. На­пример, в деле о храме Преах Вихеар 2 фактическое владение Камбоджей территорией, прилегающей к храму, на основании карты, которую Таиланд не оспаривал, длилось менее 50 лет и, наряду с иными аргументами, Международный Суд ООН посчи­тал этого достаточным, чтобы не принять возражения Таилан­да и признать суверенитет Камбоджи над этой территорией.

Принцип самоопределения народов, закрепленный в Ус­таве ООН, стал причиной наиболее серьезных территориаль­ных изменений в XX в. — распада колониальной системы и возникновения независимых государств в Азии, Африке, Ла­тинской Америке и Европе. Основную сложность представляет соотнесение права народов на самоопределение в форме отделе­ния от государства и принципа территориальной целостности. Современная доктрина и практика международных отношений дают основания полагать, что за несколькими исключениями территориальная целостность имеет приоритет. Так, Деклара­ция о принципах международного права 1970 г. указывает, что право на самоопределение «не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, ко­торые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих


в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов... и, вследствие этого, имеющих правительства, пред­ставляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Каждое го­сударство должно воздерживаться от любых действий, направ­ленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого госу­дарства или страны». Осуществление территориальных изме­нений при реализации народом своего права на самоопределе­ние может происходить в различных формах.

Достаточно широко распространен референдум {плебисцит). Так, в 1993 г. в результате референдума от Эфиопии отдели­лась Эритрея, вопрос о суверенитете Квебека и выходе из Кана­ды был поставлен на референдуме 30 октября 1995 г., на ко­тором практически одинаковое количество проголосовало «за» (49,4 %) и «против» (50,6 %), однако в деле об отделении Квебека в 1998 г. Верховный Суд Канады, опираясь на Дек­ларацию о принципах международного права 1970 г., указал, что государство, чье правительство представляет весь народ или народы, проживающие на его территории, на основании равен­ства и без дискриминации и уважает принцип самоопределе­ния в своих внутренних установлениях, по международному праву имеет право защищать свою территориальную целост­ность.

Использование вооруженной силы для отстаивания своего права на отделение допускается согласно резолюции ГА ООН 3314 (XXIX) «Определение агрессии» 1974 г., если народу, находящемуся под колониальной властью, иностранным гос­подством или военной оккупацией, отказывают в праве на самоопределение. История XX в. знает немало антиколони­альных войн, в частности, прибегать к силе пришлось Конго, Алжиру, Вьетнаму. Неопределенность правовых норм в облас­ти соотношения права народа на самоопределение и территори­альной целостности, а также высокая политическая значи­мость данных проблем, находят свое практическое выражение в продолжающихся кризисах вокруг положения Тибета под властью Китая, курдов в Турции и на Ближнем Востоке.

Цессия в международном праве (от лат. cessio отказ, уступка) — это уступка, передача части территории од­ним государством другому на вечные времена, сопровожда­емая переходом суверенитета. Такая уступка обычно зак­репляется международным договором.

Для наступления правовых последствий неважно, на воз­мездной или на безвозмездной основе осуществляется цесси-рование. В случае возмездной передачи территории компенса­ция может выражаться в денежной или иной форме. Так, в 1867 г. Россия уступила США Аляску за 7,2 млн. долларов США. Достаточно часто используется так называемая двойная цессия или обмен территориями, например, Соглашением 1951 г. об обмене территориями между СССР и Республикой Польша эти страны обменялись участками своих территорий, в силу их экономической привязки к приграничному району дру­гого государства.


Изменение территории государства, особенно в бассейнах пограничных рек, возникает в силу аккреции и авульсии 1. Поскольку река представляет собой сложную гидросистему, со временем возможно изменение ее русла. Если такие изменения явились результатом постепенного процесса намывания оса­дочных пород — это аккреция или приращении территории, та­кие новые земли становятся частью государственной террито­рии. Если изменение русла реки произошло внезапно, в резуль­тате влияния внешних факторов (в частности, климатических, например, урагана или наводнения), говорят об авульсии или отрыве территории, которая обычно не влечет изменения границ.

Основанием изменения территории государства может стать адъюдикация, т.е. вынесение судебного или арбитражного ре­шения. Современное международное право обязывает государ­ства прибегать к мирным способам разрешения международ­ных споров, включая территориальные споры. В XIX- начале XX вв. был вынесен ряд важных решений, оказавших влияние на формирование института правового режима государствен­ной территории в международном праве.

В современных международных отношениях широко рас­пространена

для разрешения споров о сухопутной и морской границе, для раздела континентального шельфа. Советский Союз к данно­му способу не прибегал, однако после его распада территори­альные споры разгорелись с новой силой. Так, 3 февраля 2009 г. Международный Суд ООН вынес решение об установлении чер­номорской границы, включая делимитацию континентального шельфа и исключительной экономической зоны, между Румы­нией и Украиной.

Послевоенная практика показывает возможность измене­ния (отторжения) части территории государства, совершив­шего международные преступления (в частности, агрессию) как чрезвычайной формы ответственности. Подобные меры приме­нялись и к Германии (Восточная Пруссия), и к Японии (Ку­рильские острова).

В качестве дополнительных оснований приобретения или изменения территории государства используют географические принципы, наиболее известный из которых - принцип примы­кания или географической близости, которым пытаются оп­равдать распространение суверенитета на острова, составляю­щее геологическое целое с другим островом или материковой территорией, принадлежащей государству. Иногда в качестве дополнительного основания приобретения территории исполь­зуются аргументы исторического характера, относиться к ко­торым следует осторожно.

§ 3. Правовой статус государственных границ

Территории государств разделяются государственными гра­ницами.

Государственная граница линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пре­делы- территории Республики Беларусь (суши, вод, недр, воздушного пространства (ст. 1 Закона Республики Бела­русь «О Государственной границе Республики Беларусь»).


Линии государственных границ могут быть действительны­ми или воображаемыми, но в любом случае они осуществляют свою основную функцию - определяют пределы верховенства государства и отделяют территорию одного государства от территории другого.

Современное международное право в качестве одного из ос­новополагающих принципов закрепляет принцип нерушимос­ти границ как запрет одностороннего или, тем более, насиль­ственного изменения границ (Декларация о принципах между­народного права 1970 г., Декларация принципов Хельсинкс­кого заключительного акта СБСЕ 1975 г.). Данный принцип не направлен на полное запрещение изменения границ, таковое возможно при условии согласия всех приграничных государств. Поэтому в современных международных отношениях наиболее широко распространена практика договорного оформления гра­ниц, которая позволяет четко и недвусмысленно закрепить волю государств.

Помимо принципа нерушимости границ, при определении их прохождения в случае осуществления народом права на самоопределение в форме образования нового государства при­меняется принцип uti possidetis (juris) (сохраняешь то, чем владеешь), согласно которому вновь возникшие государства ува­жают колониальные и административные границы. Данный принцип возник в XIX в. в Латинской Америке, применялся при деколонизации Африки и при распаде Советского Союза, Чехословакии для предотвращения «переделов» территории и поддержания международного мира и безопасности. Его значи­мость вне деколонизационного контекста была подтверждена Арбитражной комиссией Конференции по Югославии в Зак­лючении № 3.

Закон Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» указывает, что Республика Беларусь при осуществлении государственной пограничной политики, руко­водствуется принципами обеспечения национальной безопас­ности Республики Беларусь и международной безопасности, взаимного уважения суверенитета, равенства и территориаль­ной целостности государств, нерушимости государственной гра­ницы, мирного разрешения пограничных вопросов и инциден­тов, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными госу­дарствами. В ст. 15 Закона предусматривается, что государ­ственная граница устанавливается и изменяется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, не уста­новленные с сопредельными государствами участки границы подлежат договорному закреплению.

Установление границ - сложный процесс, предполагающий несколько стадий, среди основных — делимитация и демарка­ция. Делимитация, т.е. договорное закрепление линии про­хождения границы, осуществляется на крупномасштабных кар­тах с приложением подробного словесного описания границы. Например, Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о белорусско-литовской государственной грани­це 1995 г. следующим образом описывает прохождение гра­ницы: