ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6281
Скачиваний: 5
Особый правовой режим некоторых международных пространств получил название режима «общего наследия человечества» . Такой режим устанавливается на договорной основе в отношении объектов, представляющих особую ценность для всего человечества. В отличие от режима terra communis, запрещающего национальное присвоение пространств, но в остальном не ограничивающего государства в формах и целях деятельности, режим общего наследия человечества дополнительно устанавливает ряд требований.
Во-первых, все объекты общего наследия человечества подлежат полной демилитаризации и нейтрализации.
Во-вторых, исследование и эксплуатация ресурсов данных территорий должны происходить в соответствии с установленными процедурами в мирных целях, в интересах всего человечества с учетом особого положения наименее развитых стран.
В-третьих, в отношении данных территорий осуществляется должная охрана окружающей среды.
Впервые режим общего наследия человечества был предложен в ГА ООН мальтийским послом при ООН А. Пардо в 1967 г. В действующем международном праве он закреплен в ст. 136 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. за Районом (дном морей и океанов и их недрами за пределами национальной юрисдикции); в ст. XI Договора о Луне 1979 г. за Луной и иными небесными телами (но не за всем космическим пространством).
Сходный режим возник в отношении Антарктики на основе системы Договора об Антарктике 1959 г.
Несмотря на конвенционное закрепление, данный принцип неоднозначно воспринимается мировым сообществом.
Так, наиболее развитые страны, чьи возможности по эксплуатации ресурсов объектов общего наследия человечества ограничиваются этим режимом, не ратифицировали ни договор по Луне, ни Конвенцию ООН 1982 г. в ее первоначальной редакции.
3.) К территориям со смешанным правовым режимом относят морские пространства, чей режим определяется как международным, так и национальным правом прибрежного государства.
В частности, такой режим распространяется на прилежащую зону, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, которые согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. открыты для всех государств, но прибрежные государства обладают особыми правами в отношении разведки, разработки и сохранения ресурсов данных территорий и имеют право осуществлять юрисдикцию в пределах этих территорий в специально установленных областях.
Исторически выделялись т.н. «ничейные территории» {terra nullius), на которые может распространяться суверенитет какого-либо государства, но которые пока не принадлежат ни одному государству.
Современный уровень развития человеческой цивилизации позволил полностью изучить планету, так что «неисследованных» пространств не осталось. В то же время в результате вулканической активности, например, могут возникать новые острова. Тогда на них может распространяться суверенитет какого-либо государства в соответствии с общепринятыми законными способами приобретения территории
§ 2. Правовой статус государственной территории
1. Под государственной территорией в доктрине международного права понимают географические пространства, на которые распространяется суверенитет государства, ограниченные государственной границей.
Согласно ст. 1 Конституции Республики Беларусь государство обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, а также защищает свою независимость и территориальную целостность. В соответствии со ст. 9 Конституции государственная территория Республики Беларусь едина и неотчуждаема и является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета.
Современное международное право гарантирует уважение целостности государственной территории.
Естественно, что такой защите подлежат правомерно приобретенные территории.
Государственная территория не может быть приобретена в результате применения силы или угрозы силой в нарушение принципов Устава ООН. Так, согласно резолюции ГА ООН 2625 (XXV), которой принята Декларация о принципах международного права 1970 г., территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения; никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.
2.Состав государственной территории сложен.
В нее входит:
- сухопутная государственная территория, т.е. поверхность земли, включая материковую часть, островные образования и анклавы как часть территории государства, полностью охваченную территорией другого государства или государств.
Разумеется, наличие всех этих категорий в составе территории конкретного государства не обязательно. Например, Республика Беларусь не имеет островов и анклавов, а Филиппины, как архипилажное государство, напротив, состоит только из островов и не имеет материковой части;
- Водная государственная территория - это часть гидросферы, включающая внутренние воды рек, озер, искусственных водных объектов, внутренние морские воды портов, бухт, внутренних заливов, лиманов, эстуариев, проливов и территориальное море.
Внутренними водами Республики Беларусь, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-3 «О Государственной границе Республики Беларусь» являются воды рек, озер и иных водных объектов, берега которых полностью принадлежат Республике Беларусь;
- Недра — важнейшая составляющая государственной территории. Глубинного предела распространения территориального верховенства государства в современном международном праве не существует. Теоретически нижней границей недр является центр Земли.
Согласно ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах, недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;
- Воздушная государственная территория (государственное воздушное пространство) - это часть атмосферы до высоты 100— 110 км над уровнем моря, расположенная над сухопутной и водной территорией. Исторически верхнего предела государственной территории не существовало. Считалось, что власть государства распространяется неограниченно, «до звезд» (usque ad sidera).
С выходом человечества в космическое пространство и установлением для него статуса международного возникла необходимость разграничения двух пространств, имеющих разный правовой режим: государственного (международного над открытым морем и Антарктикой) воздушного и международного космического. Однако четкой нормы о границе такого раздела в действующем договорном праве не содержится. Современная доктрина сходится на том, что граница между воздушным и космическим пространством пролегает на высоте 100-110 км над уровнем моря. В то же время с развитием технологий появляются все более совершенные летательные аппараты, способные достигать больших высот. В отсутствие договорно-закрепленной границы при наличии технических возможностей государства могут пожелать расширить пределы государственного воздушного пространства. Данный пробел в международно-правовом регулировании еще предстоит восполнить. Согласно Воздушному кодексу Республики Беларусь государству принадлежит полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства Республики Беларусь, т.е. «части воздушной сферы, расположенной в пределах территории Республики Беларусь».
В законодательстве иногда выделяют таможенную территорию государства. Согласно ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации. Таможенную территорию государств-участников ТС составляют их территории. А ткаже, находящиеся за пределами их территорий икусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых они обладают исключительной юрисдикцией.
Кроме того, применительно к юрисдикции и, в частности, при определении действия норм права данного государства в пространстве, говорят о т.н. условной территории государства или квазитерритории , к которой относятся:
-
территории
дипломатических и консульских
представительств
государства
за рубежом;
-
курсирующие
под флагом государства гражданские
речные,
морские
и воздушные суда, если они находятся в
водах и
воздушном
пространстве своего государства либо
в откры
том
море и воздушном пространстве над ним;
военные ко
рабли
и военные воздушные суда государства
независимо от
их
местонахождения;
-
космические
корабли, станции и другие космические
объек
ты государства;
- кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море;
- технические сооружения на континентальном шельфе и в открытом море;
- и не которые другие объекты.
На такие объекты распространяется та же система правовых норм, которая действует на государственной территории, но сравнение с государственной территорией условно: в частности, суверенитет в отношении ресурсов недр, находящихся под зданием дипломатического представительства, принадлежит принимающему государству.
4.Применительно к государственной территории следует различать несколько важных юридических категорий, касающихся осуществления государственной власти: суверенитет, территориальное верховенство и юрисдикция государства.
4.1 Суверенитет - наиболее широкое понятие, охватывающее полноту и независимость власти данного государства как внутри страны, так и во внешних сношениях. Так, в арбитражном решении 1928 г. по делу об острове Палмас, о принадлежности которого спорили США и Нидерланды, указывается, что суверенитет в отношении части поверхности планеты является правовым основанием, необходимым для включения такой части в состав территории государства.
4.2 Одна из составляющих суверенитета — территориальное верховенство - предполагает приоритетность, господство власти государства в отношении своей территории. Территориальное верховенство проявляется в двух аспектах:
-
осуществлении суверенной власти в отношении всех лиц и
объектов на данной территории (imperium); -
верховном публично-правовом владении данной террито
рией (dominium).
Выделяют два критерия, согласно которым территориальное верховенство должно быть полным и исключительным. Полнота верховенства предполагает, что оно распространяется на все лица (включая иностранцев и лиц без гражданства) и объекты, во всех сферах (законодательной, исполнительной, судебной, административной). Исключительность территориального верховенства означает невозможность распространения публичной власти другого государства на данную территорию, запрет использования территории, включая ее природные ресурсы, другими государствами.
И полнота, и исключительность территориального верховенства могут быть ограничены согласием самого государства. Так, большинство государств мира, включая Республику Беларусь, допускают действие на своей территории международных соглашений и их приоритет над нормами национального права, кроме того, в ряде отраслей национального права коллизионными привязками определяется возможность применения иностранного закона. Очевидно, что территориальное верховенство в современном взаимозависимом мире включает и ряд обязанностей. В частности, государства должны предпринимать все необходимые меры для недопущения как причинения трансграничного ущерба, так и использования своей территории для осуществления действий, противоречащих международному праву.
Юрисдикция как действие власти государственных органов подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Причем законодательная юрисдикция, в отличие от судебной, не связана территориальным признаком - по субъектному признаку нормы права данного государства применяются и экстерриториально - вне государственной территории, к физическим лицам, имеющим гражданство данного государства и апатридам, постоянно в нем проживающим, к юридическим лицам, зарегистрированным в данном государстве, а также на условной территории: на самолетах, судах под флагом данного государства, на территории его дипломатических или консульских представительств.
На своей территории государство в силу соглашений, может ограничивать свою юрисдикцию. Так, Соглашение по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава стратегических сил на территории Республики Беларусь от 6 января 1995 г. 1 в ст. 5 определяет изъятия из-под юрисдикции Беларуси определен-
деяний, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований, на месте их дислокации.
Существует несколько особых правовых режимов, при которых государство сохраняет суверенитет, но в одностороннем порядке или на договорной основе ограничивает свою юрисдикцию над частью государственной территории: кондоминиум, аренда, режим общего пользования.
1. Кондоминиум — это совместное осуществление суверенитета над определенной территорией несколькими государствами. Например, с 1906 г. Великобритания и Франция совместно владели Новыми Гибридами, которые в 1980 г. стали независимым государством под названием Республика Вануату.
2.Международно-правовая аренда предполагает предоставление одним государством другому части государственной территории или расположенных на ней объектов в пользование на определенный срок для определенных целей. Так, в соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан 1994 г. Казахстан передал в аренду России комплекс «Байконур», включающий в себя космодром «Байконур» и город Ленинск (ныне Байконур), за 150 миллионов долларов в год на 20 лет с возможностью продления договора (действие договора продлено до 2050 г.). В 1898 г. Китай передал Великобритании на 99 лет так называемые «Новые территории» - большую часть полуострова Цзюлун с прилегающими островами, которые вместе с колонией Великобритании, островом Гонконг (Сянган) и стали британским владением Гонконг (Сянган), а в 1997 г. — вернулись под юрисдикцию Китая, получив статус специального административного района.
3. Режим общего пользования означает предоставление государствам — участникам договора равных прав на использование части государственной территории.