ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6181

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особый правовой режим некоторых международных про­странств получил название режима «общего наследия человече­ства» . Такой режим устанавливается на договорной основе в отношении объектов, представляющих особую ценность для всего человечества. В отличие от режима terra communis, запрещаю­щего национальное присвоение пространств, но в остальном не ограничивающего государства в формах и целях деятельности, режим общего наследия человечества дополнительно устанав­ливает ряд требований.

Во-первых, все объекты общего насле­дия человечества подлежат полной демилитаризации и нейт­рализации.

Во-вторых, исследование и эксплуатация ресурсов данных территорий должны происходить в соответствии с ус­тановленными процедурами в мирных целях, в интересах всего человечества с учетом особого положения наименее развитых стран.

В-третьих, в отношении данных территорий осуществ­ляется должная охрана окружающей среды.


Впервые режим общего наследия человечества был предло­жен в ГА ООН мальтийским послом при ООН А. Пардо в 1967 г. В действующем международном праве он закреплен в ст. 136 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. за Райо­ном (дном морей и океанов и их недрами за пределами наци­ональной юрисдикции); в ст. XI Договора о Луне 1979 г. за Луной и иными небесными телами (но не за всем космичес­ким пространством).

Сходный режим возник в отношении Ан­тарктики на основе системы Договора об Антарктике 1959 г.

Несмотря на конвенционное закрепление, данный принцип неоднозначно воспринимается мировым сообществом.

Так, наи­более развитые страны, чьи возможности по эксплуатации ре­сурсов объектов общего наследия человечества ограничиваются этим режимом, не ратифицировали ни договор по Луне, ни Конвенцию ООН 1982 г. в ее первоначальной редакции.

3.) К территориям со смешанным правовым режимом отно­сят морские пространства, чей режим определяется как меж­дународным, так и национальным правом прибрежного госу­дарства.

В частности, такой режим распространяется на при­лежащую зону, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, которые согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. открыты для всех государств, но прибрежные государства обладают особыми правами в отношении разведки, разработки и сохранения ресурсов данных территорий и имеют право осуществлять юрисдикцию в пределах этих территорий в специально установленных областях.

Исторически выделялись т.н. «ничейные территории» {terra nullius), на которые может распространяться суверенитет какого-либо государства, но которые пока не принадлежат ни одному государству.

Современный уровень развития челове­ческой цивилизации позволил полностью изучить планету, так что «неисследованных» пространств не осталось. В то же время в результате вулканической активности, например, мо­гут возникать новые острова. Тогда на них может распростра­няться суверенитет какого-либо государства в соответствии с общепринятыми законными способами приобретения террито­рии


§ 2. Правовой статус государственной территории

1. Под государственной территорией в доктрине между­народного права понимают географические пространства, на которые распространяется суверенитет государства, ограниченные государственной границей.

Согласно ст. 1 Конституции Республики Беларусь государ­ство обладает верховенством и полнотой власти на своей тер­ритории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, а также защищает свою независимость и территори­альную целостность. В соответствии со ст. 9 Конституции го­сударственная территория Республики Беларусь едина и неот­чуждаема и является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, осно­вой его благосостояния и суверенитета.

Современное международное право гарантирует уважение целостности государственной территории.

Естественно, что такой защите подлежат правомерно приобретенные террито­рии.

Государственная территория не может быть приобретена в результате применения силы или угрозы силой в нарушение принципов Устава ООН. Так, согласно резолюции ГА ООН 2625 (XXV), которой принята Декларация о принципах междуна­родного права 1970 г., территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате уг­розы силой или ее применения; никакие территориальные при­обретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее при­менения, не должны признаваться законными.

2.Состав государственной территории сложен.

В нее вхо­дит:

- сухопутная государственная территория, т.е. поверхность земли, включая материковую часть, островные образования и анклавы как часть территории государства, полностью охва­ченную территорией другого государства или государств.

Разу­меется, наличие всех этих категорий в составе территории кон­кретного государства не обязательно. Например, Республика Беларусь не имеет островов и анклавов, а Филиппины, как архипилажное государство, напротив, состоит только из островов и не имеет материковой части;


- Водная государственная территория - это часть гидросфе­ры, включающая внутренние воды рек, озер, искусственных вод­ных объектов, внутренние морские воды портов, бухт, внутрен­них заливов, лиманов, эстуариев, проливов и территориальное море.


Внутренними водами Республики Беларусь, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-3 «О Государственной границе Республики Беларусь» являются воды рек, озер и иных водных объектов, берега которых полно­стью принадлежат Республике Беларусь;

- Недра — важнейшая составляющая государственной терри­тории. Глубинного предела распространения территориального верховенства государства в современном международном пра­ве не существует. Теоретически нижней границей недр явля­ется центр Земли.


Согласно ст. 1 Кодекса Республики Бела­русь о недрах, недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;

- Воздушная государственная территория (государственное воздушное пространство) - это часть атмосферы до высоты 100— 110 км над уровнем моря, расположенная над сухопутной и водной территорией. Исторически верхнего предела государ­ственной территории не существовало. Считалось, что власть государства распространяется неограниченно, «до звезд» (usque ad sidera).

С выходом человечества в космическое пространство и ус­тановлением для него статуса международного возникла необ­ходимость разграничения двух пространств, имеющих разный правовой режим: государственного (международного над от­крытым морем и Антарктикой) воздушного и международного космического. Однако четкой нормы о границе такого раздела в действующем договорном праве не содержится. Современная доктрина сходится на том, что граница между воздушным и космическим пространством пролегает на высоте 100-110 км над уровнем моря. В то же время с развитием технологий появляются все более совершенные летательные аппараты, спо­собные достигать больших высот. В отсутствие договорно-закрепленной границы при наличии технических возможностей государства могут пожелать расширить пределы государствен­ного воздушного пространства. Данный пробел в международ­но-правовом регулировании еще предстоит восполнить. Соглас­но Воздушному кодексу Республики Беларусь государству при­надлежит полный и исключительный суверенитет в отноше­нии воздушного пространства Республики Беларусь, т.е. «час­ти воздушной сферы, расположенной в пределах территории Республики Беларусь».

В законодательстве иногда выделяют таможенную терри­торию государства. Согласно ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации. Таможенную территорию государств-участников ТС составляют их территории. А ткаже, находящиеся за пределами их территорий икусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых они обладают исключительной юрисдикцией.


Кроме того, применительно к юрисдикции и, в частности, при определении действия норм права данного государства в пространстве, говорят о т.н. условной территории государства или квазитерритории , к которой относятся:

- территории дипломатических и консульских представительств
государства за рубежом;

- курсирующие под флагом государства гражданские речные,
морские и воздушные суда, если они находятся в водах и
воздушном пространстве своего государства либо в откры­
том море и воздушном пространстве над ним; военные ко­
рабли и военные воздушные суда государства независимо от
их местонахождения;


- космические корабли, станции и другие космические объек­
ты государства;

- кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море;

- технические сооружения на континентальном шельфе и в открытом море;

- и не которые другие объекты.

На такие объекты распространяется та же система право­вых норм, которая действует на государственной территории, но сравнение с государственной территорией условно: в част­ности, суверенитет в отношении ресурсов недр, находящихся под зданием дипломатического представительства, принадле­жит принимающему государству.

4.Применительно к государственной территории следует раз­личать несколько важных юридических категорий, касающих­ся осуществления государственной власти: суверенитет, терри­ториальное верховенство и юрисдикция государства.

4.1 Суверенитет - наиболее широкое понятие, охватывающее полноту и независимость власти данного государства как внут­ри страны, так и во внешних сношениях. Так, в арбитражном решении 1928 г. по делу об острове Палмас, о принадлежно­сти которого спорили США и Нидерланды, указывается, что суверенитет в отношении части поверхности планеты является правовым основанием, необходимым для включения такой части в состав территории государства.

4.2 Одна из составляющих суверенитета территориальное верховенство - предполагает приоритетность, господство влас­ти государства в отношении своей территории. Территориаль­ное верховенство проявляется в двух аспектах:

  • осуществлении суверенной власти в отношении всех лиц и
    объектов на данной территории
    (imperium);

  • верховном публично-правовом владении данной террито­
    рией (dominium).

Выделяют два критерия, согласно которым территориаль­ное верховенство должно быть полным и исключительным. Полнота верховенства предполагает, что оно распространяется на все лица (включая иностранцев и лиц без гражданства) и объекты, во всех сферах (законодательной, исполнительной, су­дебной, административной). Исключительность территориаль­ного верховенства означает невозможность распространения пуб­личной власти другого государства на данную территорию, запрет использования территории, включая ее природные ресурсы, другими государствами.

И полнота, и исключительность территориального верхо­венства могут быть ограничены согласием самого государства. Так, большинство государств мира, включая Республику Бела­русь, допускают действие на своей территории международных соглашений и их приоритет над нормами национального права, кроме того, в ряде отраслей национального права коллизион­ными привязками определяется возможность применения инос­транного закона. Очевидно, что территориальное верховенство в современном взаимозависимом мире включает и ряд обязан­ностей. В частности, государства должны предпринимать все необходимые меры для недопущения как причинения трансгра­ничного ущерба, так и использования своей территории для осу­ществления действий, противоречащих международному праву.


Юрисдикция как действие власти государственных орга­нов подразделяется на законодательную, исполнительную и су­дебную. Причем законодательная юрисдикция, в отличие от судебной, не связана территориальным признаком - по субъек­тному признаку нормы права данного государства применяют­ся и экстерриториально - вне государственной территории, к физическим лицам, имеющим гражданство данного государ­ства и апатридам, постоянно в нем проживающим, к юриди­ческим лицам, зарегистрированным в данном государстве, а также на условной территории: на самолетах, судах под фла­гом данного государства, на территории его дипломатических или консульских представительств.

На своей территории государство в силу соглашений, мо­жет ограничивать свою юрисдикцию. Так, Соглашение по воп­росам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирова­ний Российской Федерации из состава стратегических сил на территории Республики Беларусь от 6 января 1995 г. 1 в ст. 5 определяет изъятия из-под юрисдикции Беларуси определен-

деяний, совершенных лицами, входящими в состав воинс­ких формирований, на месте их дислокации.

Существует несколько особых правовых режимов, при ко­торых государство сохраняет суверенитет, но в одностороннем порядке или на договорной основе ограничивает свою юрис­дикцию над частью государственной территории: кондомини­ум, аренда, режим общего пользования.

1. Кондоминиум — это совместное осуществление суверенитета над определенной тер­риторией несколькими государствами. Например, с 1906 г. Ве­ликобритания и Франция совместно владели Новыми Гибрида­ми, которые в 1980 г. стали независимым государством под названием Республика Вануату.

2.Международно-правовая аренда предполагает предоставле­ние одним государством другому части государственной тер­ритории или расположенных на ней объектов в пользование на определенный срок для определенных целей. Так, в соот­ветствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан 1994 г. Казахстан передал в аренду России комплекс «Байконур», включающий в себя космодром «Байконур» и город Ленинск (ныне Байконур), за 150 милли­онов долларов в год на 20 лет с возможностью продления дого­вора (действие договора продлено до 2050 г.). В 1898 г. Ки­тай передал Великобритании на 99 лет так называемые «Но­вые территории» - большую часть полуострова Цзюлун с при­легающими островами, которые вместе с колонией Великобри­тании, островом Гонконг (Сянган) и стали британским владе­нием Гонконг (Сянган), а в 1997 г. — вернулись под юрисдик­цию Китая, получив статус специального административного района.

3. Режим общего пользования означает предоставление госу­дарствам — участникам договора равных прав на использова­ние части государственной территории.