ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 1467

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, информация является одним из самых главных условий распространения и продвижения товаров. Термин «информация» произошел от латинского «informatio», что означает – разъяснение, изложение. Под информацией понимают сообщения, сведения, передаваемые одними людьми другим людям, а также сам процесс передачи этих сведений. Исходя из собранных мною данных, можно сделать выводы о том, что реклама не может существовать без информации, а рекламно-информационная деятельность совокупность информации и действий, которые вынуждают покупателей к приобретению рекламируемой продукции.


1.2 Основные функции, цели и роль рекламной деятельности


Итак, реклама – любая оплаченная форма неличностного продвижения товаров, улус, имиджа компании. Из данного определения можно сделать выводы об основных целях и задачах, которые ставятся перед рекламой. Целью рекламы является донесение информации от рекламодателя до целевой аудитории. А задачами – побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т. п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования) [37, с. 37].

В основе рекламы лежат два основополагающих момента, без которых не возможно ее существование:

  • Передача информации о товаре или услуге, ознакомление с ним потенциальных клиентов. Любая реклама передает информацию о ее заказчике, рекламируемом товаре или услуге, месте продажи, цене и т.д. На рынке покупателю предоставляется возможность выбора наиболее выгодного предложения. При этом выборе реклама и оказывает существенную пользу. Например, покупатель получил определенную сумму денег в качестве неожиданной премии. Он выходит на рынок и ищет товар или услугу, которые он может приобрести на свои деньги (или ищет место, куда их можно положить на хранение). Просмотрев рекламу в утренней газете, он решил купить телевизор. Из рекламы предприятий, занимающихся изготовлением телевизоров, он получает сведения о телевизорах той или иной марки, их преимуществах. Допустим, покупатель уже выбрал то, что он хочет купить. Просмотрев рекламу в местной утренней газете, он может узнать о существовании и месторасположении тех магазинов, которые продают интересующие покупателя телевизоры и о ценах на них. Сравнив все условия продажи, гарантийного ремонта и т.д. он приходит в выбранный им магазин и покупает интересующую его марку телевизора. Таким образом, здесь можно увидеть то, что реклама является очень важным источником информации для покупателя [17, с. 326].

  • Агитация покупателей в пользу данного товара или услуги. Агитация заключается в воздействии на психику человека с целью вызвать у него желание приобрести данный товар или услугу. С помощью рекламы рекламодатель добивается того, что у потребителя появляется охота купить такую вещь, произвести такие расходы, которые не имели бы место при нормальных условиях, т.е. пробуждаются скрытые потребности [17, с. 327].


Проанализировав основные моменты рекламы, указанные выше, можно сделать выводы о том, что реклама является каналом распространения информации на рынке, а также предпосылкой обратной связи с ним. В связи с тем, что реклама представляет собой неотъемлемую часть системы маркетинга, возникает необходимость рассмотреть её функции, найти пути оптимального управления рекламной деятельностью. Реклама отличается огромным разнообразием форм. Однако, её главное, традиционное назначение – обеспечение сбыта товаров и достижение определенного уровня прибыли рекламодателю.

Как правило, выделяют четыре основные функции рекламы: экономическую, маркетинговую, коммуникационную и социальную.

- Экономическая функция – основа стимулирования сбыта и наращивания объемов прибыли от реализации продукции. Реклама информирует, формирует потребность в товаре или услуге, побуждает человекам к их приобретению. Чем больше людей заинтересовалось рекламой, тем лучше для экономического благосостояния предприятия и экономики в целом. Для рекламы важное место занимает регулирование сбыта, т.е. если забыть о данной функции рекламы, можно легко заработать отрицательный имидж. Следует помнить о том, что наличие товара должно соответствовать ожиданиям от рекламной кампании (вашим и клиентским). Если осенняя коллекция одежды (к примеру) распродана, снимайте рекламу с эфира, прекращайте публикацию в СМИ [17, с. 327].

  • Маркетинговая функция. Рынок есть совокупность товарных потоков (включая услуги), валютных, кредитных и иных отношений внутри национальных хозяйств страны или между странами. Рынок является сферой постоянных контактов между продавцами, покупателями, посредниками, банками, страховыми компаниями, средствами массовой информации. Как известно, реклама – важная составляющая маркетинга и составляющая механизма продвижения товаров на рынке. Реклама полностью подчинена задачам маркетинга и способствует удовлетворению потребностей покупателей. С точки зрения маркетинга реклама, как основной инструмент маркетинга способствует увеличению объема продаж. Однако для того, чтобы клиент сделал выбор в пользу рекламируемого объекта (компании, банка, сервиса и т.д.), одного рекламного сообщения, как правило, оказывается недостаточно. Когда клиент попытается связаться с объектом, для него будет важно не только то, что ему обещала реклама, но и то, правдивы ли эти обещания. Как встретят клиента, какой товар он увидит на полках, по какой цене он сможет его приобрести — эти и другие факторы также влияют на рост или падение продаж. Реклама лишь направляет и заставляет запомнить [28, с. 126].

  • Коммуникационная функция. Реклама так же является одной из специфических форм коммуникаций. Она призвана выполнять соответствующую ей функцию – коммуникационную, которая связывает в одно целое рекламодателей и их рекламу с потребителем при помощи информационных каналов. Так же немало важную роль занимает привлечение клиентов с помощью информирования покупателей о новых товарах, местах продаж. Обычно, в рекламном сообщении перечислены конкурентные преимущества рекламируемой компании, плюсы, которые могут приобрести её клиенты [17, с. 328].


  • Социальная функция призвана воздействовать на формирование массового общественного сознания через рекламную информацию. Обращение к потребителям способствует формированию и внедрению в сознание людей идейных ценностей, оказывать определенное влияние на характер общественных отношений, вызывать потребительский инстинкт у покупателей для повышения их уровня благосостояния, ведь при сравнении различных товаров, потребитель всегда стремится получить лучшее.

Любая реклама в той или иной мере выполняет первую функцию т.к. всегда передает информацию о ее заказчике, товаре или услуге. Часть рекламы рассчитана на агитацию в пользу товара или услуги, но эта реклама также несет информацию в виде существования рекламодателя, его товара или услуги и информацию, выступающую в качестве доводов в пользу данного товара или услуги [39, с. 46].

Реклама передает потребителю информацию о продавце или его товаре, ценах на этот товар, сведения о месте продажи. Для многих потребителей местная реклама стала помощником и путеводителем по магазинам. Также реклама часто “рассказывает” об усовершенствованиях товаров, изменении в качестве и т.д.

Современная реклама не только извещает потенциальных покупателей о возможности покупки того или иного товара, она еще помогает им более разумно совершать покупки, заранее информируя о качестве, цене, способах применения и других факторах, которые покупатели хотят знать, прежде чем сделать выбор среди многочисленных схожих товаров. Кроме того, реклама способствует повышению жизненного уровня людей, стимулируя их усилия к приобретению более качественных вещей. Она так же побуждает производственные и торговые предприятия предлагать товары лучшего качества [12, с. 446].

На каждом рынке есть новые покупатели, которые ничего не знают о существующих продавцах, их товарах, месте продаже и т.д. Эти покупатели нуждаются в информации о продавцах и их товарах. Испытывая потребность в товаре или услуге, покупатели начинают поиск такой информации. Т.о. реклама представляет для него ценность, т.к. предает уже перечисленную выше информацию. “Встретив” рекламу, покупатель получает сообщение о продавце и его товаре или услуге. Это уменьшает неопределенность для покупателя и помогает ему принять верное решение о покупке [36, с. 16].

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что реклама выступает как средство борьбы конкурентов за свою долю на рынке. Одновременно реклама, создавая вокруг определенных товаров общественное мнение, тем самым влияет на формирование потребностей. Формированию потребностей в товарах и услугах, кроме рекламы, способствуют и соответствие товарного предложения покупательскому спросу, и величина платежеспособного спроса населения, и уровень организации торговли [27, с. 216].


Из мирового бизнеса давно известна сила и роль рекламы. Прежде всего, реклама несет в себе информацию, которая обычно представлена в сжатой, художественно выраженной форме эмоционально окрашенная и доводящая до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. Следует заметить, что, если реклама всегда информация, то информация — «не всегда реклама» [18, с. 211].

Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей разные сведения, необходимые для покупки и использования изделий. С другой – сочетая свою информационность с убедительностью и внушаемостью, реклама оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Отсюда, многие считают, что реклама, сама по себе, одновременно и бизнес, и искусство. Так как в нашей стране не стояла серьезно проблема убеждения потребителей сделать свой выбор в том или ином товаре, то и не требовалось выявлять сущность рекламы. Зарубежные авторы дают определение рекламы в основном с точки зрения маркетинга [19, c. 13].

Основную роль в рекламной деятельности занимает рекламная компания. Это несколько рекламных мероприятий, объединенных одной целью, охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, что одно рекламное мероприятие дополняло другие. Мероприятия рекламной компании можно сравнить с набором матрешек. Они должны иметь одну форму, стиль и составлять вместе одно единое целое. Более того, в ходе проведения рекламной компании для достижения поставленных целей часто используются инструменты других элементов маркетинговых коммуникаций, такие как, например, стимулирование сбыта, участие в выставках и т.д. [3, с. 257].

Таким образом, основными целями рекламы могут быть:

  • формирование у потребителя определенного уровня знаний о данном товаре, услуге;

  • формирование потребности в данном товаре;

  • формирование благожелательного отношения к фирме;

  • побуждение потребителя обратится к данной фирме;

  • побуждение к приобретению данного товара у данной фирмы;

  • стимулирование сбыта товара или эксплуатации услуг;

  • увеличение и ускорение товарооборота;

  • стремление сделать данного потребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным клиентом фирмы [24, с. 191].


1.3 Классификация и задачи рекламы

Любую рекламу можно отнести к той или иной ее разновидности в зависимости от того, что лежит в основе классификации рекламы. Например, может быть выделена:

  • товарная реклама (признана стимулировать продажу отдельных товаров);

  • институциональная реклама (направлена в основном на создание имиджа фирмы);

  • сравнительная реклама (призвана дать сопоставление основных параметров двух или более товаров для выбора наиболее подходящих по определенным критериям или параметрам товара);


  • конкурентная реклама (признана обеспечивать показ преимуществ товаров фирмы по сравнению с аналогичными товарами конкурирующих фирм).

Реклама может быть квалифицирована по самым различным признакам. В частности, с учетом охвата отдельных географических территорий можно говорить о местной, региональной, национальной и международной рекламе. В зависимости от того, что является объектом рекламирования, выделяется реклама товара, торговой марки, самого предприятия или отрасли. Если речь идет о рекламе товара или его торговой марке, то оговаривается и особо подчеркиваются наиболее важные потребительские свойства товара. При рекламе предприятия делается попытка создать его положительный образ и тем самым, благодаря этому добиться доверия покупателей к производимым товарам [3, с. 323].

Итак, во всех рассмотренных выше определениях рекламы прослеживаются ее основные характеристики:

  • Реклама – это определенная информация.

  • Обычно эта информация оплачиваемая.

  • Целью рекламы является привлечение внимания и стимулирование интереса к рекламируемому объекту.

Определение рекламной деятельности в соответствии с законодательством РБ:

рекламная деятельность – деятельность организации или гражданина по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению) [5, с. 113].

Рекламная деятельность делится на международный, внешнеэкономический и внутренний виды рекламной деятельности.

Для международного вида рекламной деятельности характерна современная деятельность фирм промышленно развитых стран, которая ориентирована на зарубежные рынки с учетом их особенности.

Внешнеэкономический вид деятельности – деятельность отечественных предприятий и организаций на зарубежных рынках, которая отражает современную практику.

Внутренний вид – деятельность отечественных предприятий и организаций, которые обслуживают внутренний рынок.

Основную роль играют рекламные средства, с помощью которых будет осуществляться распространение определенной информации. Рекламное средство – это материальное воплощение рекламного сообщения. При подготовке любого рекламного мероприятия следует предварительно ответить на ряд вопросов:

  • Какой товар и почему необходимо рекламировать?

  • Как построить рекламное сообщение?

  • На какую аудиторию (целевую группу) рассчитано рекламное воздействие?

  • Каков оптимальный уровень затрат?

Только после этого можно переходить к подбору конкретных рекламных средств и рекламных носителей и к принятию решения, где и когда распространять рекламную информацию. Правильно выбранное рекламное средство позволяет решить конкретную рекламную задачу наиболее успешно и с меньшими затратами. При его выборе надо учитывать следующие факторы: