ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2020
Просмотров: 1755
Скачиваний: 9
ОДМ 218.6.003-2011
III
6
служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного
движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения.
Светофор дорожный -
светосигнальное устройство, применяемое для
регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а
также для обозначения опасных участков дорог.
Светофорный объект - г
руппа светофоров, установленных на участке
дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих
транспортных потоков или транспортных и пешеходных потоков регулируется
светофорной сигнализацией.
Такт регулирования
-
период действия определенной комбинации
светофорных сигналов. Такты делятся на основные и промежуточные.
Техническое средство организации дорожного движения -
дорожный
знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.
Транспортное средство
– устройство, предназначенное для перевозки по
дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Тротуар
– элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения
пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Уступить дорогу
– требование, означающее, что участник дорожного
движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение,
осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников
движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить
направление движения или скорость.
Участник дорожного движения
– лицо, принимающее непосредственное
участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного
средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Фаза регулирования
-
совокупность основного и следующего за ним
промежуточного такта в цикле светофорного регулирования.
Цикл регулирования
-
периодически повторяющаяся совокупность всех
фаз светофорного регулирования.
4 Общие положения
4.1 Светофорное регулирование является одним из эффективных методов
повышения безопасности дорожного движения и регулирования транспортных
и
пешеходных
потоков.
Светофорные
объекты,
использующие
индивидуальные автоматические переключатели светофорных сигналов и
работающие в одном или нескольких жестких режимах, проектируют на
пересечения автомобильных дорог. При значительном взаимном удалении
светофорных объектов друг от друга такой способ регулирования дает хорошие
результаты. Необходимыми условиями для этого являются обоснованная
установка светофора и оптимальное назначение режима его работы в
зависимости от объемов транспортного и пешеходного движения и
планировочной характеристики пересечения автомобильных дорог.
4.2 Светофоры предназначены для поочередного пропуска участников
движения через определенный участок дорожной сети, а также для обозначения
ОДМ 218.6.003-2011
III
7
опасных участков дорог. В зависимости от условий светофоры применяются
для управления движением в определенных направлениях или по отдельным
полосам данного направления:
• в местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а также
транспортные и пешеходные потоки (пересечения, пешеходные переходы);
• по полосам, где направление движения может меняться на про-
тивоположное;
• на железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах,
переправах;
• при выездах автомобилей спецслужб на дороги с интенсивным
движением;
• для управления движением маршрутных транспортных средств.
4.3 Светофоры классифицируются по их функциональному назначению
(транспортные, пешеходные); по конструктивному исполнению (одно-, двух-
или трехсекционные, трехсекционные с дополнительными секциями); по их
роли, выполняемой в процессе управления движением (основные, дублеры,
повторители).
4.4 В соответствии с ГОСТ Р 52282-2004 светофорам присвоены индексы,
в которых первая буква соответствует группе, цифра — типу светофора,
последующие буквы — его исполнению (при наличии), следующая цифра —
варианту конструкции, после чего следует обозначение стандарта.
4.5 Обозначения исполнения светофора:
п — с правой дополнительной секцией;
л — то же, с левой;
пл — с правой и левой дополнительными секциями;
г — с горизонтальным расположением сигналов;
ж — с дополнительным сигналом желтого цвета;
д — с двойным сигналом.
4.6 Светофорное регулирование выполняет задачу автоматического:
- чередования фаз зеленого и красного сигналов для обеспечения
безопасности при пересечении интенсивных транспортных и пешеходных
потоков разных направлений;
- регулирования очередности проезда потоков разных направлений таким
образом, чтобы обеспечивать максимальную пропускную способность
пересечений автомобильных дорог.
4.7 Управление светофорными циклами может быть:
- жесткое (постоянное по времени независимо от его интенсивности
движения);
- адаптивное (программы зависят от интенсивности движения,
используются транспортные детекторы).
4.8 Светофорное регулирование может быть:
- ручным (использование контроллера);
- автоматическим (контроллер работает по заданной программе);
- автоматизированным.
ОДМ 218.6.003-2011
III
8
5 Общие требования к проектированию светофорного объекта
5.1 Проектирование и строительство светофорного объекта является
многостадийным процессом. Решение о необходимости проектирования
светофорного объекта принимается на основании результатов предпроектного
обследования транспортных и пешеходных потоков. В предпроектный период
определяют организацию-заказчика, имеющую право финансирования
проектных работ, проектную организацию и генерального подрядчика.
5.2 Рекомендуется, чтобы заказчик представлял проектной организации
следующие исходные данные:
• задание на проектирование;
• геодезический план местности в масштабе 1:500 в необходимом для
проектирования объеме, содержащий все подземные коммуникации, которые
проходят в зоне действия объекта;
• условия на присоединение проектируемого объекта к источникам
энергоснабжения, сетям передачи информации и другим сооружениям.
5.3 Рекомендуется, чтобы задание на проектирование светофорного
объекта включало: наименование объекта; основание для проектирования; вид
строительства (новое, расширение, реконструкция); указания о применяемых
типах технических средств; схему организации движения транспортных
средств и пешеходов; режим регулирования; планировочную характеристику
объекта (число полос движения, наличие разделительной полосы или резервной
зоны и т.д.); требования по разработке вариантов; стадийность проектирования
(две стадии или одна); расчетную стоимость строительства; наименование
строительной организации-генподрядчика.
5.4 Проектирование светофорных объектов рекомендуется вести в одну
стадию
(рабочий проект, включающий утверждаемую часть и рабочую
документацию).
5.5 Рекомендуется, чтобы текстовые и графические материалы,
включаемые в рабочий проект были укомплектованы в следующем порядке:
Титульный лист.
Содержание.
Состав проекта.
Ведомость ссылочных и прилагаемых документов.
Ведомость согласований.
Общая пояснительная записка.
Спецификация оборудования.
Тексты согласований.
Ведомость основных видов работ.
Тексты согласований (в том числе на присоединение мощности).
Графические документы.
5.6 Рекомендуется, чтобы графические документы включали:
ОДМ 218.6.003-2011
III
9
Схему организации дорожного движения на пересечении автомобильных
дорог с указанием применяемых средств организации дорожного движения и
режима работы светофорной сигнализации.
Схему расстановки оборудования, трассы прокладки кабелей со
спецификацией и кабельным расписанием.
Генеральный план (М 1:500) расстановки оборудования и прокладки
питающего и контрольных кабелей, с указанием опасных мест производства
работ: пересечение с газопроводами, силовыми кабелями, магистральными
кабелями связи.
Электрическую схему.
Электромонтажные схемы.
Чертежи общих видов, применяемых конструкций, изделий.
Схему генерального плана с нанесением объектов благоустройства и
озеленения участка.
5.7 Общая пояснительная записка должна содержать исходные данные для
проектирования,
характеристику
светофорного
объекта,
обоснование
необходимости ввода светофорного регулирования, данные о номенклатуре,
качестве и техническом уровне используемого оборудования.
5.8 Сметная документация, разрабатываемая в составе проекта, должна
содержать в своем составе пояснительную записку с данными об основных
положениях, принятых при ее составлении.
5.9 При проведении проектных работ на пересечении автомобильных дорог
рекомендуется:
- применять комплексный подход к решению конкретной задачи, при этом
следует увязываться с мероприятиями по совершенствованию организации
движения в целом по автомобильной дороге, району.
- соблюдать требования нормативных документов в части расстановки
дорожных знаков, нанесения линий разметки, установки светофорных
объектов, ограждений и направляющих устройств.
- использовать современное оборудование, позволяющее дальнейшее
включение данного светофорного объекта в автоматизированную систему
управления дорожным движением (предусматривать наиболее совершенные в
техническом отношении оборудование, материалы);
-
принимать технические решения, обеспечивающие экономное
расходование материальных ресурсов, снижение материалоемкости, трудовых
затрат, а также оптимальные условия эксплуатации кабельных линий и
оборудования;
- обеспечивать согласование с заинтересованными организациями.
5.10 Проект утверждается заказчиком и Управлением эксплуатации и
сохранности автомобильных дорог Росавтодора (может быть поручено органу
управления дорожным хозяйством). Согласование проекта возлагается на
организацию-проектировщика.
6.
Эффективная длительность фазы регулирования
ОДМ 218.6.003-2011
III
10
6.1 Эффективная длительность фазы регулирования и потерянное время
показаны на рисунке 1. В течение фазы регулирования транспортные средства
движутся в направлении, в котором включен разрешающий сигнал, в период
основного такта
t
о
.
В период промежуточного такта
t
п
интенсивность движения
в сечении стоп-линий постепенно падает до нуля. В начале движения в период
основного такта
t
о
происходит стартовая задержка (
t
ст
). Между тем
интенсивность движения
N
в сечении стоп-линий постепенно нарастает и
достигает через некоторое время приблизительно постоянное значение
M
н
,
равное пропускной способности данного направления. В конце фазы при
включении мигающего зеленого сигнала наблюдается торможение и остановка
отдельных транспортных средств (
t
р
)
.
Эффективность разрешающей фазы
несколько увеличивается за счет времени
t
р
— «прорыва» на желтый сигнал
транспортных средств, которые не смогли своевременно остановиться у стоп-
линий.
6.2 Потерянное время в фазе
t
пт
=
t
ст
+
t
п
–t
р
,
а длительность фазы (
t
о
+
t
п
)
будет равна сумме эффективной ее длительности и потерянного времени (
t
эф
+
t
пт
).
Показатель
M
н
, является максимальной интенсивностью разъезда очереди
при полностью насыщенной фазе и называется потоком насыщения.
6.3 Для практических расчетов рекомендуется принимать
t
ст
≈
t
р
и
t
пт
≈
t
п
.
Поэтому потерянное время в цикле можно приближенно считать равным сумме
промежуточных тактов, входящих в состав цикла.
t
p
t
ст
t
эф
t
п
t
о
t, с
N
,
ав
т/
су
т
М
н
Рисунок 1- Эффективная длительность фазы регулирования