ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8425
Скачиваний: 6
86
16.2.16 Постановление арбитражного суда кассационной
инстанции
По результатам кассационного пересмотра судебных актов
первой и апелляционной инстанций (решений, постановлений,
определений) принимается судебный акт суда кассационной ин-
станции, именуемый постановлением. В постановлении суда кас-
сационной инстанции должны содержаться сведения, позволяю-
щие идентифицировать принятое постановление как акт правосу-
дия, позволяющие определить, какой судебный акт подвергнут
пересмотру, какова правовая оценка выводов суда нижестоящей
инстанции и доводов лиц, участвующих в деле, мотивы и суще-
ство принятого судом кассационной инстанции решения.
Постановление суда кассационной инстанции вступает в за-
конную силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит и
может быть пересмотрено лишь в порядке надзора и по вновь от-
крывшимся обстоятельствам.
16.2.17 Кассационные жалобы на определения арбитражного
суда первой и апелляционной инстанций
В суде кассационной инстанции подлежат обжалованию оп-
ределения, принятые в первой и апелляционной инстанциях. Кас-
сационному пересмотру подлежат определения, вынесенные в
виде отдельного судебного акта и в случаях, когда обжалование
такого вида определений предусмотрено настоящим Кодексом, а
также когда такое определение препятствует дальнейшему дви-
жению дела.
Срок подачи кассационной жалобы на определения суда
первой и апелляционной инстанций составляет два месяца со дня
вынесения определения, если иной срок не установлен Кодексом.
87
Тема
17
Производство
по
пересмотру
судебных
актов
арбитражных
судов
17.1 Пересмотр судебных актов в порядке надзора
В порядке надзора Высшим Арбитражным судом РФ (ВАС
РФ) могут быть пересмотрены судебные акты, принимаемые ар-
битражным судом в форме решения, постановления или опреде-
ления. При этом пересмотру может подвергнуться судебный акт
как полностью, так и в той или иной его части.
Предметом надзорного пересмотра может стать любое ре-
шение суда первой инстанции, а также постановление апелляци-
онной или кассационной инстанции, поскольку этими судебными
актами дело разрешается по существу. Исключение составляют
постановления и определения, принятые Высшим Арбитражным
Судом РФ в порядке надзора, пересмотр которых в порядке над-
зора АПК не предусмотрен. Но они могут быть пересмотрены по
вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 310 АПК). Ограничение
повторного пересмотра в порядке надзора указанных судебных
актов продиктовано рядом обстоятельств.
Среди них следует указать на следующие: любой судебный
процесс не может продолжаться неопределенно долго, и законо-
датель вправе устанавливать те или иные временные рамки, за
пределами которых продолжение судебной процедуры исключа-
ется; в сфере предпринимательских и иных экономических отно-
шений важное значение имеет их правовая определенность, ста-
бильность. Иной подход может повлечь за собой негативные по-
следствия для хозяйственного оборота.
АПК допускает пересмотр только вступивших в законную
силу судебных актов.
Не подлежат надзорному пересмотру судебные акты, срок
на обжалование которых в кассационном порядке не истек. Уча-
ствующие в деле лица, прежде чем обращаться в Высший Арбит-
ражный Суд РФ, должны использовать все иные процессуальные
права, которыми они обладают, для постановки вопроса о про-
верке судебного акта в соответствующих судебных инстанциях.
88
И только после исчерпания, т.е. полного использования всех этих
возможностей, они могут обратиться в ВАС РФ.
Однако неиспользование или неполное их использование не
исключает права на такое обращение.
Право на обращение в ВАС РФ о пересмотре судебного акта
в порядке надзора имеют участвующие в деле и иные лица, кото-
рым АПК предоставлено такое право. Исчерпывающего круга
лиц, которые по закону наделены этим правом, в комментируе-
мой статье нет.
Кроме того, в АПК содержится прямое указание на право
лиц, не участвовавших в деле, в отношении которых арбитраж-
ный суд принял судебный акт, затрагивающий их права и обязан-
ности, оспорить этот акт в порядке надзора, т.е. обратиться с со-
ответствующим мотивированным заявлением в ВАС РФ. Наряду
с российскими лицами аналогичным правом обладают и ино-
странные лица (ст. 254 АПК).
Прокурор вправе обратиться в Высший Арбитражный Суд
РФ с представлением о пересмотре в порядке надзора судебного
акта, но не по всем делам, а лишь по тем из них, по которым он
наделен правом обращения в арбитражный суд с иском или заяв-
лением. Исчерпывающий перечень указанных дел содержится в
ст. 52 АПК. При этом таким правом прокурор обладает незави-
симо от того, на какой стадии процесса (включая надзорную) он
вступил в дело (ч. 5 ст. 52 АПК). Представление в ВАС РФ на-
правляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генераль-
ного прокурора РФ (ч. 2 ст. 52 АПК).
В случае, когда прокуратура выступает в качестве стороны
по делу в защиту собственных имущественных интересов, она не
может использовать полномочия государственного органа. В
этом случае она обращается в ВАС РФ в общем порядке, т.е. не с
представлением, а с заявлением.
Пересмотр судебных актов в порядке надзора в отличие от
апелляционного и кассационного обжалования, оставаясь судеб-
ной процедурой, является не обычным, а исключительным по-
рядком. Поэтому указанные выше лица могут поставить вопрос о
пересмотре судебного акта в порядке надзора в случае, если, по
их мнению, арбитражный суд, рассматривая подведомственное
ему дело, связанное с осуществлением предпринимательской и
89
иной экономической деятельности, допустил нарушение или не-
правильное применение материально-правовых или процессуаль-
ных норм и тем самым существенно нарушил их права и закон-
ные интересы. В законе говорится не просто о нарушении, а о
существенном нарушении. Таковым может быть признано, в ча-
стности, нарушение, повлекшее неустранимые недостатки или
невосполнимые потери.
АПК установил, что обращение в ВАС РФ с заявлением или
представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора
возможно при соблюдении определенных условий.
Во-первых, это срок обращения. Он не должен превышать
трех месяцев, исчисляемых со дня вступления в законную силу
последнего судебного акта, принятого по делу.
Во-вторых, АПК предусматривает, что обращение в ВАС
РФ допускается в случае, когда имеющиеся процессуальные пра-
ва использованы и осталась только одна возможность
− обраще-
ние в высшую государственную судебную инстанцию. Поэтому
необходимо реализовать иные предусмотренные законом воз-
можности, прежде чем обращаться в ВАС РФ.
17.1.1 Порядок надзорного производства
Первой стадией надзорного производства является рассмот-
рение заявления или представления судьей ВАС РФ в соответст-
вии с порядком, установленным ст. 295 АПК. Полномочия судьи
на этом этапе прохождения обращения состоят только в решении
вопроса о принятии или непринятии его к производству. Иные
работники аппарата ВАС РФ выполняют подготовительные,
обеспечительные функции по регистрации обращения и передаче
его судье.
Данная стадия надзорного производства завершается, если
обращение не принимается к производству ВАС РФ.
Заявление или представление, отвечающие требованиям
АПК, принимаются к производству ВАС РФ.
Заявление или представление, принятые к производству, пе-
реходят во вторую стадию надзорного производства
− передают-
ся коллегии судей ВАС, которая решает следующие вопросы: при
90
наличии оснований для пересмотра
− о передаче дела в Президи-
ум ВАС РФ; при отсутствии оснований для пересмотра
− об отка-
зе в передаче дела в Президиум ВАС РФ; о направлении дела в
соответствующий кассационный суд.
Третьей, заключительной стадией надзорного производства
является рассмотрение Президиумом ВАС дела, переданного ему
коллегией судей, которая пришла к выводу о том, что имеются
основания для пересмотра оспариваемого акта в порядке надзора.
Президиум ВАС РФ образован в соответствии со ст. 15 Фе-
дерального конституционного закона "Об арбитражных судах в
Российской Федерации". Он состоит из 18-ти членов: Председа-
теля ВАС, шести заместителей Председателя ВАС, председателей
восьми судебных составов ВАС и трех судей ВАС.
Количественный состав Президиума не является неизмен-
ным. По решению Пленума ВАС РФ он может быть дополнен
судьями ВАС.
17.1.2 Требования к обращению в Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации
Заявление или представление лиц, обладающих правом об-
ращения о возбуждении надзорного производства, должно отве-
чать определенным требованиям.
Во-первых, оно должно быть подписано тем лицом, которое
ходатайствует о пересмотре судебного акта, или его представите-
лем. Представитель может выступать от имени представляемого
на основании надлежаще оформленных документов, в которых
должно быть специально оговорено полномочие на обращение с
заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Во-вторых, устное обращение не допускается, оно должно
быть подано только в письменном виде.
И, в-третьих, заявление или представление должно быть ад-
ресовано и направляется непосредственно в ВАС РФ, в отличие
от апелляционной и кассационной жалоб, которые подаются че-
рез суд первой инстанции, принявший решение. Направление за-
явлений другим адресатам является неправильным, так как пра-