ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8423
Скачиваний: 6
91
вом рассмотрения таких обращений по закону обладает только
Высший Арбитражный Суд РФ.
Заявление или представление по форме и по содержанию
должны отвечать определенным требованиям. В них должно
быть указано, кто обращается, каково его процессуальное поло-
жение (истец, ответчик, лицо, не участвовавшее в деле, о правах
и обязанностях которого принято решение суда, и т.д.), другие
лица, участвовавшие в деле, их юридические адреса. В отноше-
нии граждан
− имя и место жительства, юридических лиц − на-
именование и место нахождения.
Заявитель должен указать, какой судебный акт он оспарива-
ет, каким арбитражным судом и когда он принят. В случае, когда
по делу принимались другие судебные акты, они также должны
быть названы.
Если рассматривалось дело, содержащее спор, то должен
быть назван предмет спора, т.е. его суть.
Основным содержанием обращения являются правовые ар-
гументы несогласия с оспариваемым судебным актом, со ссылкой
на конкретные законы и иные нормативные правовые акты. В за-
явлении или представлении должно быть указано, в чем, по мне-
нию заявителя, заключается нарушение или неправильное при-
менение норм материального и (или) процессуального права. При
этом одного факта нарушения недостаточно. Закон требует пока-
зать связь этого нарушения с существенным ущемлением заяви-
теля в его правах в сфере предпринимательской и иной экономи-
ческой деятельности.
Обращение должно содержать перечень документов, кото-
рые к нему приложены.
Соблюдение требований относительно приведения в обра-
щении указанных выше данных является обязательным. Невы-
полнение их может повлечь за собой отказ в принятии заявления
или представления.
Помимо этого заявитель может привести по своему усмот-
рению и другие сведения, которые помогут правильно и своевре-
менно рассмотреть обращение, в частности данные о телефонной,
телефаксной или иной связи с лицами, участвующими в деле, и
их представителями.
92
В приложении к заявлению или представлению должны
быть копии оспариваемых судебных актов.
Кроме того, на заявителя возлагается обязанность предста-
вить в необходимом количестве (по числу участвующих в деле
лиц) копии обращения и приложений к нему.
17.1.3 Принятие заявления или представления к
производству
Вопрос о принятии к производству заявления или представ-
ления, поступившего в ВАС РФ, рассматривается судьей ВАС
единолично.
Заявление или представление должно быть рассмотрено в
течение пяти дней. В этот срок не включаются нерабочие дни.
Его течение начинается на следующий день после поступления
обращения в ВАС и заканчивается в последний рабочий день пя-
тидневного срока.
На данной стадии судья решает вопрос о принятии обраще-
ния к производству ВАС РФ.
Процессуально принятие заявления или представления к
производству оформляется определением в виде отдельного су-
дебного акта.
Копия определения о принятии заявления или представле-
ния к производству направляется только лицу, подавшему его.
Судья, принявший обращение к производству, вправе ре-
шить вопрос об истребовании дела из арбитражного суда. В слу-
чае истребования дела копия определения в пятидневный срок
направляется в арбитражный суд первой инстанции, который
обязан также в пятидневный срок направить указанное дело в
ВАС РФ.
17.1.4 Возвращение заявления или представления
Судья, рассматривающий обращение о пересмотре судебно-
го акта в порядке надзора, в случае установления нарушений воз-
вращает обращение заявителю с указанием мотивов возврата. За-
явление или представление возвращается также по ходатайству,
93
поступившему от заявителя до вынесения определения о возбуж-
дении надзорного производства.
Возвращение заявления является процессуальным действи-
ем, которое оформляется определением. Копия определения вме-
сте со всеми документами, поступившими в Высший Арбитраж-
ный Суд Российской Федерации, включая заявление или пред-
ставление, направляются заявителю.
Обжалование определения о возвращении заявления Кодек-
сом не предусмотрено. Однако повторное обращение допускается
с соблюдением всех установленных правил, после того, как зая-
витель устранит недостатки, на которые было указано в опреде-
лении о возврате.
17.1.5 Рассмотрение заявления или представления о
пересмотре судебного акта в порядке надзора
После возбуждения надзорного производства заявление или
представление направляется в состав судей, который в судебном
заседании без извещения участвующих в деле лиц коллегиально
рассматривает обращение. АПК устанавливает определенные
сроки рассмотрения этих документов: если дело не истребовалось
в связи с отсутствием к тому оснований
− в пределах одного ме-
сяца, в который входит время нахождения обращения в ВАС; в
случае истребования дела из суда первой инстанции
− месячный
срок исчисляется со дня поступления его в ВАС.
В целях обеспечения справедливого разбирательства, ис-
ключающего какое-либо постороннее вмешательство, обращения
распределяются исходя из нагрузки и специализации судей, с
учетом очередности.
Главная задача, стоящая перед составом судей, рассматри-
вающих обращение, состоит в том, чтобы путем изучения оспа-
риваемых судебных актов и сопоставления их содержания с до-
водами, приведенными заявителями, сделать вывод о наличии
или отсутствии оснований для надзорного пересмотра. Если из
представленных документов коллегия судей не может прийти к
определенному заключению, она выносит определение об истре-
94
бовании дела из суда первой инстанции. После поступления дела
суд изучает имеющиеся в нем материалы для принятия решения.
Если состав судей приходит к выводу о наличии в оспари-
ваемом судебном акте нарушений в толковании и применении
арбитражным судом норм права, нарушениях прав и законных
интересов неопределенного круга лиц или иных публичных ин-
тересов (ст. 304 АПК), он выносит определение о передаче дела и
поступивших документов в порядке надзора в Президиум ВАС. В
пятидневный срок со дня вынесения определения все материалы
вместе с делом передаются в Президиум ВАС РФ.
17.1.6 Содержание определения о передаче дела в Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
В определении о передаче дела в Президиум Высшего Ар-
битражного Суда РФ дается анализ примененных в оспариваемом
судебном акте норм права и указывается на допущенные наруше-
ния, которые, как полагает состав суда, являются основанием для
пересмотра дела в порядке надзора. Однако, не всякое нарушение
может служить веской причиной для передачи дела в Президиум,
а только те, которые привели к существенным нарушениям, тре-
бующим вмешательства Президиума.
Состав судей должен также указать в определении, какое
решение, по его мнению, должно быть принято Президиумом ис-
ходя из полномочий, которыми он наделен (ст. 305 АПК).
В определении должны содержаться другие реквизиты: дата
судебного заседания; состав судей, участвовавших в рассмотре-
нии заявления или представления; от какого лица исходило об-
ращение и кто из других лиц участвовал в деле, их место нахож-
дения или место жительства; данные о том, какой судебный акт,
по мнению заявителя, требует надзорного пересмотра, дата его
принятия и вступления в законную силу; какие судебные акты, не
оспариваемые, приняты по делу; каким судом приняты указанные
судебные акты; и, наконец, основное содержание спора, т.е. его
предмет.
95
17.1.7 Извещение о рассмотрении дела в Президиуме Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
Извещение направляется лицам, участвующим в деле, не
позднее, чем за 15 дней до заседания Президиума, с указанием
необходимых сведений. Эти лица должны иметь возможность ре-
ально принять участие в рассмотрении дела. Порядок направле-
ния извещения установлен в ст. 122 АПК. При неявке кого-либо
из извещенных Президиум рассматривает дело в их отсутствие.
17.1.8 Порядок рассмотрения дела в Президиуме Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
Единственным основанием для принятия к производству
дела Президиумом является определение, вынесенное коллегией
судей.
Президиум может рассматривать дела только при участии в
заседании большинства его членов (50 процентов плюс один).
При составе Президиума в 18 человек кворум составляет не ме-
нее 10.
Судья-докладчик в соответствии с действующими правила-
ми, утвержденными Пленумом ВАС РФ, является членом Прези-
диума и участвует в принятии решения по делу, которое он док-
ладывает.
Докладчиком в заседании Президиума может быть судья,
который принимал участие в составе судей, выносивших опреде-
ление о направлении дела для пересмотра в порядке надзора (ч. 4
ст. 299). Заседание Президиума по рассмотрению дела по суще-
ству является продолжением судебного процесса по пересмотру
дела в надзорном порядке.
Требование к докладу заключается в том, чтобы раскрыть
основное содержание дела исходя из тех задач, которые должен
решить Президиум: есть основания для надзорного пересмотра
или их нет. Поэтому главное содержание доклада на основе фак-
тических обстоятельств заключается в разборе доводов, изложен-
ных в обращении в ВАС, и мотивов, исходя из которых состав
суда, передавший дело в Президиум, счел, что имеются основа-
ния для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Учитывая,