Файл: Международное частное право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6532

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

Глава 5. Правовое положение юридических лиц в МЧП

Вопрос об определении национальности иностранных юридических лиц воз-

никает главным образом при признании их правосубъектности, что является необ-
ходимой предпосылкой для заключения с ними сделок.

Рассмотрим примеры из договорной практики. В ст. 10 международного дву-

стороннего торгового договора между СССР и Финляндией (1947 г.) говорится, что
будет предоставляться определенный режим юридическим лицам, образованным
согласно финляндским законам. Таким образом, в этом договоре, как и в ряде дру-
гих, национальность юридического лица определяется по месту его учреждения.
Однако иногда используется и другой критерий. Так, в ст. 10 торгового договора
между СССР и Австрией (1955 г.) указано, что соответствующие права предостав-
ляются в одной стране юридическим лицам, имеющим свое место пребывания на
территории другой страны, т. е. в этом случае национальность юридического лица
определяется по месту его пребывания (домицилия). Таким образом, в Российской
договорной практике применялись обычно два критерия для определения нацио-
нальности юридических лиц:

1) место учреждения юридического лица;

2) место его пребывания.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

По Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в РФ»
(1999 г.) иностранное юридическое лицо — это лицо, граждан-
ская правоспособность которого определяется в соответствии
с законодательством государства, в котором оно учреждено.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Аналогичное определение иностранного юридического лица дается в Феде-

ральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой де-
ятельности» (2003 г.).

Сопоставление содержания приведенных понятий, сформулированных в этих

законах, позволяет сделать вывод, что все лица, которые, во-первых, организованы
в соответствии с законами иного, нежели Российская Федерация, государства и,
во-вторых, имеющие свое местонахождение вне ее территории, должны квалифи-
цироваться как иностранные.

В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на

территории РФ хозяйственную деятельность:

ˆ заключать сделки;
ˆ создавать с участием российских юридических и физических лиц, либо

юридических и физических лиц «третьих государств», или без таковых
новые общества в соответствии с предусмотренными законодательством
Российской Федерации организационно-правовыми формами;

ˆ открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том

числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного
юридического лица;

ˆ совершать связанные с такими сделками расчеты, страховые, транспорт-

ные, кредитно-финансовые, обеспечительные и другие операции. В насто-


background image

47

ящее время в Российской Федерации не требуется никаких специальных
разрешений для допуска иностранных юридических лиц на территорию РФ.

Современной формой деятельности иностранных юридических лиц являет-

ся их участие в соглашениях о разделе продукции согласно Закону Российской
Федерации «О разделе продукции» (1999 г.). Соглашения о разделе продукции
действуют по типу консорциумов временного характера, создаваемых на конкрет-
ный период для решения определенной хозяйственной задачи. Наиболее известные
современные консорциумы — «Сахалин-1» и «Сахалин-2», созданные российским
правительством и рядом транснациональных корпораций в целях разработки неф-
ти на сахалинском шельфе.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выводы

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Таким образом, иностранные юридические лица могут участвовать в предпри-

нимательской деятельности на территории РФ в различных формах.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

При этом объем их правоспособности зависит, во-первых, от того, на основе

какого режима они действуют и, во-вторых, какие права и обязанности они могут
реализовывать в конкретных сферах экономики.

Как правило, иностранным юридическим лицам на территории РФ предостав-

ляется режим наибольшего благоприятствования, установленный ст. 4. Федераль-
ного закона «Об иностранных инвестициях в РФ», заключающийся в том, что пра-
вовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной
от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой ре-
жим деятельности и использования полученной прибыли, предоставленный рос-
сийским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
В данной норме установлен равный для всех иностранных фирм режим, включая
равные изъятия из национального режима, что позволяет создать благоприятные
инвестиционные условия для всех иностранных лиц в РФ. В то же время в Рос-
сийском законодательстве установлены ограничения в сфере предпринимательства
для иностранных юридических лиц.

К числу ограничений прав иностранных юридических лиц относится запре-

щение заниматься в России страховой деятельностью, предусмотренное Законом
РФ «Об организации страхового дела в РФ». Однако этим же законом разрешается
посредническая деятельность по заключению от имени иностранных страховщи-
ков на территории РФ договоров по страхованию гражданской ответственности
владельцев автотранспортных средств, выезжающих за рубеж.

Ограничение прав иностранцев, включая иностранных юридических лиц,

предусмотрено в Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. п. 3 ст. 15, где уста-
новлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юриди-
ческие лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, ко-
торые находятся на приграничных территориях. Перечень таких территорий уста-
навливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством
о Государственной границе РФ. Подобные ограничения прав иностранных лиц


background image

48

Глава 5. Правовое положение юридических лиц в МЧП

распространяются на всех иностранцев, находящихся на территории Российской
Федерации.

Таким образом, правовой режим иностранных юридических лиц в Российской

Федерации не может быть менее благоприятным, чем правовой режим иностран-
ных инвесторов из любых «третьих стран» (режим наибольшего благоприятство-
вания).

Национальность (личный закон) иностранной
компании в Российской Федерации

В связи с тем, что объем правомочий иностранного и национального юридиче-

ского лица может оказаться различным, в первую очередь важно верно определить
национальность (личный закон) юридического лица.

В разделе VI Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена общая

формулировка личного закона юридического лица. По ст. 1202 ГК РФ «личным
законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое
лицо». Поэтому право страны учреждения юридического лица всегда будет его
личным законом независимо от государственной принадлежности его владельца
или входящих в его состав имущественных комплексов. Компания, учрежденная
в России, в качестве личного закона всегда будет иметь российское право, даже
если ее учредителями будут иностранцы и ее капитал будет полностью иностран-
ным. П. 2 ст. 1202 ГК РФ определяет круг вопросов, решаемых по их личному
статусу юридического лица: организационно-правовую форму, требования к на-
именованию юридического лица, вопросы создания, реорганизации и ликвидации
юридического лица, а также весь комплекс гражданско-правовой правоспособно-
сти. Возможность иметь права и выполнять обязанности входит в категорию пра-
воспособности юридического лица, а правоспособность, ее содержание в соответ-
ствии со ст. 1202 ГК РФ определяется личным законом этого лица, т. е. правом
государства, где оно учреждено. Отсюда при определении правоспособности юри-
дического лица возникает вопрос о соотношении иностранного права (если юри-
дическое лицо учреждено за рубежом) как личного закона и российского права,
применение которого вытекает из национального режима.

Личный закон устанавливает пределы правоспособности: если иностранное

юридическое лицо по личному закону имеет специальную (ограниченную) право-
способность, то за этими пределами оно не имеет права приобретать какие-либо
права, заключать какие-либо сделки. В пределах правоспособности, определен-
ных личным законом, юридическое лицо может приобретать права, установленные
российским законодательством. Например, если иностранное юридическое лицо
(учреждение) создано для осуществления туристической деятельности и по ино-
странному праву у него ограниченная правоспособность, то и в России это ли-
цо вправе заниматься только деятельностью в сфере туризма. Конкретные права
в сфере туризма иностранного юридического лица в России определяются россий-
ским гражданским и предпринимательским правом.


background image

49

Специфика правового статуса транснациональных
компаний

От национальных юридических лиц, созданных на основе права одного госу-

дарства, следует отличать международные юридические лица, которые создаются
на основе международного договора. Личным законом таких компаний не может
быть право одного государства. Личный статут таких международных организаций
определяется международным соглашением. К международным юридическим ли-
цам относятся, прежде всего, международные межправительственные организации
системы ООН.

Помимо указанных выше, существует и еще одна категория — транснациональ-

ные корпорации, многонациональные предприятия и т. д. Существует ряд сложно-
стей при определении личного закона таких образований. С одной стороны, они со-
зданы по праву какого-либо конкретного государства, а с другой — имеют несколь-
ко дочерних компаний, которые в свою очередь создаются по праву государства,
на территории которого осуществляют деятельность.

Транснациональные корпорации (ТНК) имеют интернациональный характер не

только по сфере деятельности, но и по капиталу. ТНК представляют собой слож-
нейшую многоступенчатую вертикаль: головная корпорация (национальное юри-
дическое лицо), дочерние холдинговые (акционерные) компании (юридические ли-
ца того же или других государств), производственные компании (юридические ли-
ца третьих стран), холдинговые компании (юридические лица «четвертых» стран)
и т. д. Национальность каждой «дочки» — самостоятельного юридического лица —
определяется в соответствии с законодательством того государства, на чьей тер-
ритории такое подразделение действует. Характерная особенность ТНК — юриди-
ческая множественность при экономическом единстве. На международном уровне
разработан «Кодекс поведения ТНК».

В современном мире деятельность ТНК имеет глобальный характер (например,

корпорация «Microsoft»). Установить единый личный закон подобного объедине-
ния можно только при использовании теории контроля (которая закреплена в зако-
нодательстве далеко не всех государств): по личному закону головной компании.

Специфическим видом транснациональных компаний являются оффшорные

компании, в массовом масштабе создаваемые в специальных оффшорных зонах.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Оффшорная зона — это страна или территория, национальное
законодательство которой предусматривает возможность реги-
страции юридических лиц, занимающихся международным бизне-
сом, и предоставление им льготного режима налогообложения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Оффшорные зоны создаются с целью привлечения иностранных инвестиций

и создания рабочих мест для собственного населения. Кроме того, в государстве
регистрации оффшорные компании уплачивают регистрационный сбор и ежегод-
ные пошлины (как правило, 3–5% от прибыли). Для государств, не имеющих бо-
гатых природных ресурсов, этот доход может составлять существенную или даже
основную часть государственного бюджета (например, около 30% государственно-


background image

50

Глава 5. Правовое положение юридических лиц в МЧП

го бюджета Лихтенштейна составляют именно доходы от зарегистрированных на
его территории 40 тыс. оффшорных компаний).

Промышленно развитые страны достаточно негативно относятся к практике

использования оффшорных центров их национальными компаниями. В целях уже-
сточения контроля за движением капиталов через границы и ограничения коли-
чества оффшорных компаний во многих странах принято антиоффшорное зако-
нодательство (США, Великобритания, Франция). В рамках Европейского Союза
в обязательном порядке проверяются все сделки с компаниями из оффшорных зон
и все отчисления в адрес оффшорных компаний облагаются дополнительным на-
логом «у источника». Процесс борьбы с оффшорами начался в середине 80-х гг.
XX в. В России принят Федеральный закон от 7.08.2001 г. №115-ФЗ «О противо-
действии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Большинство оффшорных зон — это развивающиеся и островные государства.

Однако, несмотря на мировую борьбу с оффшорами, выгоды от них для «принима-
ющего» государства очевидны. Именно поэтому на территории многих развитых
европейских стран (Швейцария, Португалия, Испания, Великобритания, Мальта,
Люксембург) и на территории США (Делавэр, Невада, Вайоминг) существуют
оффшорные центры. С середины 90-х гг. XX в. предпринимаются попытки созда-
ния оффшорных зон на территории РФ (свободные экономические зоны или зоны
экономического благоприятствования — Ингушетия, Калмыкия, Бурятия и др.).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 5

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Как определяется понятие юридического лица в МЧП?

2. Каковы критерии определения национальности (личного закона) юридиче-

ского лица?

3. Как соотносятся понятия «личный закон» и «национальность» юридиче-

ского лица?

4. Какие международные соглашения существуют, где определена специфика

деятельности юридических лиц?

5. Как определяется правовое положение российских юридических лиц в ино-

странных государствах?

6. Является ли критерий инкорпорации, признаваемый в РФ, императивным?

7. Какие отношения определяются действием личного закона юридического

лица?

8. Как определить личный закон организации, не являющейся юридическим

лицом по месту своего учреждения? Для ответа на вопрос воспользуйтесь
ст. 1203 VI раздела ГК РФ.

9. Что такое международное юридическое лицо?

10. Что понимается под аббревиатурой ТНК?