ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6510
Скачиваний: 15
36
Глава 3. Общие понятия МЧП. Применение коллизионных норм
Право и практика всех государств содержат общее исключение из примене-
ния отсылок: они не применимы в договорных обязательствах. Теория отсылок
не совместима с автономией воли, так как стороны при выборе права имеют в ви-
ду именно конкретное материально-правовое регулирование. Применение отсылок
способно извратить автономию воли, поскольку установления коллизионного пра-
ва могут предопределить применение права совсем другого государства, что не
соответствует намерениям сторон.
Установление содержания иностранного права
Суд обязан установить содержание иностранного права ex officio (по должно-
сти) в целях определения нормативно-правовой основы будущего судебного ре-
шения. Континентальная правовая система — иностранное право понимается как
целостная нормативная система, т. е. имеет такой же характер, что и националь-
ная правовая система. Общее право — иностранный правопорядок понимается как
факт, подлежащий доказыванию наряду с другими фактическими обстоятельства-
ми дела.
Европейская Конвенция относительно информации об иностранном законода-
тельстве 1968 г. устанавливает процедуру и механизм, предназначенные облегчить
судам доступ к информации об иностранном праве. Государства-участники обяза-
ны создать при министерствах юстиции специальные отделы либо самостоятель-
ные ведомства:
занимающиеся сбором информации об иностранном национальном праве;
отвечающие на запросы соответствующих иностранных и национальных
органов о содержании национального и иностранного права;
направляющие запросы в компетентные органы иностранных государств
о содержании права данных государств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 3
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Каковы, на Ваш взгляд, современные проблемы коллизионного права?
2. Какие виды взаимности различаются в международном частном праве?
3. Найдите определение взаимности в VI разделе ГК РФ.
4. В чем состоит проблема квалификации юридических понятий в междуна-
родном частном праве?
5. Каковы предпосылки скрытых коллизий?
6. В чем состоит практическое значение проблемы «конфликта понятий»?
7. Что такое обратная отсылка? Применяется ли она в Российской Федерации?
8. Что такое оговорка о публичном порядке? Найдите подтверждение суще-
ствования этого института в VI разделе ГК РФ.
9. Что представляет собой предварительный коллизионный вопрос?
Глава 4
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ
Основы правового статуса иностранных граждан
В МЧП определены следующие категории физических лиц:
иностранные граждане — это лица, имеющие юридическую связь с каким-
либо государством;
бипатриды — лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими го-
сударствами;
апатриды — лица, не имеющие юридической связи ни с каким государ-
ством;
беженцы — лица, вынужденные по определенным причинам (указанным
в законе) покинуть территорию своего государства и получившие убежище
на территории другого.
Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граж-
дан заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам: государства
места пребывания и государства своего гражданства. Общепризнанные импера-
тивные принципы и нормы международного публичного права являются основой
правового статуса иностранных граждан.
Существует минимальный стандарт обращения с иностранцами, основанный
на Международных пактах о политических, экономических и социальных правах.
Этот стандарт включает пять составляющих:
1) ограничения политических прав (иностранцы, как правило, в государстве
пребывания не пользуются политическими правами, не избирают и не мо-
гут быть избранными);
2) ограничения, связанные с выполнением воинской обязанности (как прави-
ло, иностранцы в государстве пребывания не несут воинской обязанности);
38
Глава 4. Правовое положение иностранцев
3) различен порядок выезда и въезда иностранцев и отечественных граждан:
если иностранцу можно запретить въезд на территорию иностранного госу-
дарства, то, например, гражданину России въезд в Российскую Федерацию
не может быть ограничен;
4) уголовная ответственность иностранных граждан: иностранцы несут ту же
уголовную ответственность, что и российские граждане;
5) дипломатическая и консульская защита иностранцев осуществляется на
территории государства пребывания по законам этого государства.
Правовое положение физических лиц определяется как в национальном зако-
нодательстве, так и в международных договорах. С позиций регулирования об-
щеправового статуса иностранного гражданина определяющим являются три фе-
деральных закона: «О гражданстве РФ», «О правовом положении иностранных
граждан в РФ» и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без граж-
данства в Российской Федерации».
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от
25 июля 2002 г. устанавливает, что основой правового положения иностранных
граждан в России выступает национальный режим с изъятиями, предусмотренны-
ми специальным режимом, когда иностранные граждане пользуются в РФ правами
и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установ-
ленных федеральным законом.
Все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на
три категории:
1) временно пребывающие в России;
2) временно проживающие в России;
3) постоянно проживающие в России.
Для каждой категории граждан предусмотрены определенные основания и сро-
ки нахождения на территории России. Срок временного пребывания иностранного
гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок времен-
ного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не
требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Решение о продлении
срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается терри-
ториальным органом МВД РФ, о чем делается отметка в миграционной карте.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному граж-
данину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия раз-
решения на временное проживание составляет три года. Квота на выдачу ино-
странным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утвержда-
ется Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государствен-
ной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации и возможностей
данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Без учета утвержден-
ной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть
выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в граждан-
стве СССР или родившемуся на территории РФ;
39
2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или
дочь, состоящих в гражданстве РФ;
3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего
в гражданстве РФ;
4) состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;
5) осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном Правитель-
ством РФ;
6) в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Территориальный орган МВД РФ по заявлению, поданному временно пребыва-
ющим в РФ иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностран-
ным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учре-
ждение РФ в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок
выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо от-
казывает ему в выдаче такого разрешения.
В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения
на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление
о выдаче разрешения на временное проживание не ранее, чем через один год со дня
отклонения предыдущего заявления. Основания для отказа в выдаче либо аннули-
рования разрешения на временное проживание содержатся в ст. 7 Федерального
закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», причем перечень
таких оснований является исчерпывающим.
В течение срока действия разрешения на временное проживание и при на-
личии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может
быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается
иностранным гражданином в территориальный орган МВД РФ не позднее, чем за
шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
До получения вида на жительство Иностранный гражданин обязан прожить в РФ
не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на
жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока
действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного граждани-
на может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида
на жительство не ограничено (ст. 8). Основания для отказа в выдаче либо анну-
лирования вида на жительство содержатся в ст. 9 Закона, причем перечень таких
оснований является исчерпывающим.
Наряду с положениями, регулирующими гражданский и трудовой статус ино-
странных граждан на территории России, Закон содержит обширные требования
административно-правового характера, касающиеся:
порядка оформления приглашений на въезд в РФ (глава 2);
регистрации иностранных граждан в РФ (глава 3);
учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих
в РФ (глава 4);
контроля за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ (глава 5);
40
Глава 4. Правовое положение иностранцев
применения ответственности за нарушения настоящего Закона, включая
административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ
(глава 6).
Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного го-
сударства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному
правопорядку. Однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц подчиня-
ются их личному закону. Понятие личного закона физических лиц в российском
праве установлено в ст. 1195 ГК РФ. Генеральная коллизионная привязка лично-
го закона — это закон государства гражданства, субсидиарная — право государства
места жительства. Личный закон иностранного гражданина — это право страны,
гражданство которой данное лицо имеет. Личным законом лиц с двойным граж-
данством, одно из которых — российское, является российское право. Личным зако-
ном иностранных граждан также может быть российское право, если иностранец
имеет место жительства в РФ (п. 3 ст. 1195 ГК РФ). Понятие категории «место
жительства» определено в ст. 20 ГК РФ.
Личный закон апатрида определяется на основе признака домицилия (п. 5
ст. 1195 ГК РФ). Личным законом индивида, имеющего статус беженца, являет-
ся право страны убежища (п. 6 ст. 1195 ГК РФ). По сравнению со статусом других
категорий физических лиц статус беженца предоставляет индивиду определенные
преимущества (в сфере социального обеспечения, трудоустройства, пенсионного
обеспечения).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Гражданская правоспособность физических лиц — это способ-
ность индивида иметь права и обязанности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Правоспособность свойственна человеку как жизнеспособному существу, она
не зависит от возраста, состояния здоровья, умственных способностей. Правоспо-
собность возникает с момента рождения и прекращается в момент смерти. В рос-
сийском праве гражданская правоспособность физических лиц определяется на ос-
нове их личного закона (ст. 1196 ГК РФ). При этом иностранные граждане и апат-
риды пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими
гражданами. Российское право закрепляет сочетание коллизионного и материаль-
но-правового методов регулирования гражданской правоспособности иностран-
ных граждан и лиц без гражданства. Предоставление национального режима этим
лицам на территории РФ установлено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62). Положе-
ния Конституции — основа правового положения иностранцев на территории РФ.
В российском законодательстве установлены изъятия из принципа национального
режима (ограничения прав иностранцев заниматься определенной деятельностью,
занимать определенные должности).
Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом определяет-
ся в соответствии с законодательством государства пребывания. Российское госу-
дарство обязано защищать граждан РФ за рубежом и оказывать им покровитель-
ство. Эта функция возложена на дипломатические и консульские представитель-
ства РФ в других государствах. Если в каком-либо государстве имеет место ущем-