ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 2873
Скачиваний: 6
26
Лекция 4. Глава муниципального образования
Формы отчетности главы муниципального образования устанавливаются уста-
вами муниципальных образований, регламентами и отдельными решениями пред-
ставительных органов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вопросы и задания для самоконтроля
по лекции 4
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Раскройте правовой статус главы муниципального образования.
2) Как проводятся выборы главы муниципального образования?
3) Назовите полномочия главы муниципального образования.
4) Раскройте особенности осуществления модели мэр-совет.
5) Каково соотношение понятий главы муниципального образования и главы
местной администрации?
6) Совпадают ли ограничения по должности для главы муниципального об-
разования и для главы местной администрации?
7) Какие издает акты глава муниципального образования?
Лекция 5
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
1) Назначение, задачи и функции исполнительно-распорядительных органов
муниципального образования.
2) Структура исполнительно — распорядительных органов муниципального
образования.
3) Правовой статус главы местной администрации.
4) Полномочия и организация работы главы местной администрации.
5) Акты главы местной администрации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Местная администрация (исполнительно-распорядительный ор-
ган муниципального образования) наделяется уставом муници-
пального образования полномочиями по решению вопросов мест-
ного значения и полномочиями для осуществления отдельных го-
сударственных полномочий, переданных органам местного само-
управления федеральными законами и законами субъектов Россий-
ской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принци-
пах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального
образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администра-
ции по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной
должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образо-
вания.
Значительное внимание уставы муниципальных образований уделяют замести-
телям главы администрации. Число заместителей определяется уставом муници-
пального образования. Они выполняют функции в соответствии с распределением
обязанностей, закрепленных уставом.
28
Лекция 5. Местная администрация
Отношения подчиненности структурных подразделений администрации муни-
ципальных образований строятся по горизонтали. Как правило, законы субъектов
Федерации и уставы муниципальных образований устанавливают подотчетность
департаментов, отделов, управлений и других подобных им структур главам мест-
ной администрации.
Уставы муниципальных образований по-разному подходят к определению ис-
точников финансирования органов местной администрации. В одном случае уста-
навливается правило, согласно которому их деятельность финансируется исклю-
чительно за счет средств местного бюджета. При этом органы администрации не
могут заниматься предпринимательской деятельностью и состоять на хозрасчете.
В другом случае закрепляется порядок, по которому подразделения администрации
могут финансироваться из бюджета либо состоять на хозрасчетной или смешанной
основе.
Структура местной администрации утверждается представительным органом
муниципального образования по представлению главы местной администрации.
В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные)
и территориальные органы местной администрации.
Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской,
а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской,
научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная
и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет
средств иностранных государств, международных и иностранных организаций,
иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено меж-
дународным договором Российской Федерации или законодательством Российской
Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов
управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностран-
ных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на терри-
тории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не преду-
смотрено международным договором Российской Федерации или законодатель-
ством Российской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вопросы и задания для самоконтроля
по лекции 5
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Назовите задачи и функции исполнительно-распорядительных органов му-
ниципального образования.
2) Какова структура у исполнительно- распорядительных органов муници-
пального образования?
3) Раскройте особенности правового статуса главы местной администрации.
4) Назовите основные полномочия главы местной администрации.
5) Какие акты издает глава местной администрации?
6) Кем определяется структура местной администрации?
Лекция 6
ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ
ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
1) Местный референдум.
2) Муниципальные выборы.
3) Правотворческая инициатива граждан.
4) Территориальное общественное самоуправление.
5) Публичные слушания.
Отличие в формулировках осуществление местного самоуправления и участие
в осуществлении местного самоуправления состоит в том, что в первом случае
речь идет о действиях, осуществляемых от имени всего населения муниципаль-
ного образования, реализуемых через принятие актов, обязательных к исполнению
на всей территории муниципального образования, и исполнении, а также обеспече-
нии исполнения данных актов. При этом осуществление местного самоуправления
является не только правом, но и обязанностью.
Когда речь идет об участии населения в осуществлении местного самоуправ-
ления, подразумеваются допустимые, но не обязательные действия жителей му-
ниципальных образований (как индивидуальные, так и коллективные), связанные
с решением вопросов местного значения, совершаемые ими по собственной ини-
циативе и под свою ответственность. Пределы указанных действий определяются
федеральными, субъектов Российской Федерации и муниципальными норматив-
ными правовыми актами.
К формам осуществления местного самоуправления непосредственно жителя-
ми относятся: местный референдум, муниципальные выборы, сход жителей му-
ниципального образования, отзыв выборных лиц местного самоуправления, голо-
30
Лекция 6. Формы прямого
волеизъявления граждан в системе местного самоуправления
сование жителей по выявлению мнения населения по вопросу изменения границ
территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления отно-
сятся: обращения жителей муниципального образования в органы местного само-
управления, территориальное общественное самоуправление, народная правотвор-
ческая инициатива, иные формы инициативного участия жителей в осуществлении
местного самоуправления.
6.1 Местный референдум
1) В целях решения непосредственно населением вопросов местного значе-
ния проводится местный референдум.
2) Местный референдум может проводиться на всей территории муниципаль-
ного образования.
3) Решение о назначении местного референдума принимается представитель-
ным органом муниципального образования:
а) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, име-
ющими право на участие в местном референдуме;
б) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, ины-
ми общественными объединениями, уставы которых предусматрива-
ют участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистриро-
ваны в порядке и в сроки, установленные федеральным законом;
в) по инициативе представительного органа муниципального образова-
ния и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
6.2 Муниципальные выборы
1) Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов
выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц
местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избира-
тельного права при тайном голосовании.
2) Муниципальные выборы назначаются представительным органом муници-
пального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального
образования. В случаях, установленных федеральным законом, муници-
пальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией
муниципального образования или судом.
3) Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных
выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления ито-
гов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются
федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами
субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федера-
ции устанавливаются виды избирательных систем, которые могут приме-
няться
при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.