ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 2871
Скачиваний: 6
36
Лекция 7. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
в рамках своей компетенции. Представительные органы местного самоуправле-
ния устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципаль-
ной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления, исходя из
заданной нормативной программы, непосредственно владеют, пользуются, распо-
ряжаются этим имуществом.
Движимое, недвижимое муниципальное имущество находится в местной казне
наряду со средствами местных бюджетов или закрепляется за муниципальны-
ми унитарными предприятиями и учреждениями. Муниципальные предприятия
и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют
в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в ка-
честве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуще-
ством ограничены усмотрением органов местного самоуправления, продолжаю-
щих осуществлять в отношении названного имущества правомочия собственника.
Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным
за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, а муниципальные учре-
ждения — на праве оперативного управления. Оба эти права производны от права
муниципальной собственности и представляют собой его содержательно усечен-
ные копии.
Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными ор-
ганизациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, так же,
как и о казенном имуществе, заносятся в реестр муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия, опре-
деляют предмет и цели деятельности данных предприятий, решают вопросы назна-
чения и увольнения руководителей муниципальных предприятий, реорганизации
и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги),
осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью при-
надлежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководителей дан-
ных предприятий об их деятельности. Предприятия не вправе продавать принад-
лежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его
в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) ка-
питал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться
этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправле-
ния. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются,
по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов
местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использо-
вания имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.
7.2 Местный бюджет
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Местный бюджет — форма образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для финансового обеспече-
ния задач и функций местного самоуправления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вопросы и задания для самоконтроля по лекции 7
37
Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет.
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав
муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципально-
го района — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей
территории. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть преду-
смотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являю-
щихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных
смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселе-
ний самостоятельно.
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных
бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных
отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципаль-
ного долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных об-
разований.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его
исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятель-
но с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления
в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответ-
ствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в феде-
ральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти
субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вопросы и задания для самоконтроля
по лекции 7
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Каков правовой режим объектов муниципальной собственности?
2) Что такое финансово-экономическая основа осуществления местного са-
моуправления?
3) Что включается в доходную часть местного бюджета?
4) Раскройте полномочия органов местного самоуправления по владению,
пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.
5) Проанализируйте стадии бюджетного устройства и процесса в муници-
пальном образовании.
6) Какое целевое назначение объектов муниципального имущества?
7) Кто является собственником муниципального имущества?
Лекция 8
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1) Межмуниципальное сотрудничество как институт муниципального права
России.
2) Источники правового регулирования межмуниципального сотрудничества.
3) Советы муниципальных образований.
4) Межмуниципальные объединения и организации.
5) Межмуниципальные соглашения.
С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (да-
лее — Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г.) в муниципальном
праве России утвердилось новое понятие «межмуниципальное сотрудничество»
(ст. 8, глава 9 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г.).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Межмуниципальное сотрудничество — урегулированная нормами
права совместная деятельность органов местного самоуправле-
ния, направленная на эффективное решение ими вопросов местно-
го значения и переданных им государственных полномочий, а так-
же для выражения и защиты их общих интересов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Первичными элементами института межмуниципального сотрудничества вы-
ступают нормы муниципального права, регламентирующие совместную деятельность
Вопросы и задания для самоконтроля по лекции 8
39
органов местного самоуправления. В рассматриваемом институте преобладают
нормы, закрепляющие организационно-правовые формы межмуниципального со-
трудничества и пределы полномочий органов местного самоуправления в дан-
ной сфере. Иные нормы названного правового института — нормы-цели, которыми
устанавливаются исходные начала, направления и способы межмуниципального
сотрудничества. Так, Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 8)
содержит следующие нормы-цели межмуниципального сотрудничества: организа-
ция взаимодействия органов местного самоуправления, выражение и защита об-
щих интересов муниципальных образований; обеспечение взаимодействия муни-
ципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Россий-
ской Федерации, выражение и защита интересов всех муниципальных образова-
ний РФ, представление общих интересов в федеральных органах государственной
власти и организация сотрудничества муниципальных образований РФ с междуна-
родными организациями и иностранными юридическими лицами; решение иных
задач; объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов для ре-
шения вопросов местного значения.
Более наглядно цели межмуниципального сотрудничества проявляются в му-
ниципальных правовых актах, где они получают предметную конкретизацию при-
менительно к местным условиям. Так, в п. 2.1 Положения «О порядке участия
муниципального образования «Город Томск» в организациях межмуниципального
сотрудничества» муниципальное образование участвует в организациях межмуни-
ципального сотрудничества в целях: содействия развитию местного самоуправле-
ния; осуществления взаимодействия органов местного самоуправления по вопро-
сам местного значения, выражения и защиты общих интересов муниципальных об-
разований; объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов му-
ниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения;
представления интересов муниципального образования «Город Томск» в федераль-
ных органах государственной власти; организации сотрудничества муниципально-
го образования «Город Томск» с международными организациями и иностранными
юридическими лицами.
Аналогичные нормы-цели получили закрепление в правовых актах, регламен-
тирующих межмуниципальное сотрудничество в г. Хабаровске, в г. Владивостоке
и в большинстве иных муниципальных образований.
Нормы-цели получили также распространение в уставных документах межму-
ниципальных объединений — союзов, ассоциаций и советов муниципальных обра-
зований субъектов Российской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вопросы и задания для самоконтроля
по лекции 8
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) В какой организационно-правовой форме образуются советы муниципаль-
ных образований субъектов Российской Федерации и единое общероссий-
ское объединение муниципальных образований?
40
Лекция 8. Межмуниципальное сотрудничество в Российской Федерации
2) Какие функции выполняют советы муниципальных образований?
3) Порядок образования советов муниципальных образований и единого об-
щероссийского объединения муниципальных образований.
4) Компетенция советов муниципальных образований и единого общероссий-
ского объединения муниципальных образований.
5) Межмуниципальные хозяйственные общества.