Файл: Муниципальное право РФ-пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 2872

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6.3 Правотворческая инициатива граждан

31

В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федера-
ции видами избирательных систем уставом муниципального образования
определяется такая избирательная система, которая применяется при про-
ведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия
применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях
в зависимости от численности избирателей в муниципальном образова-
нии, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под из-
бирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания
кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными
к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения
депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кан-
дидатов.

4) Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.

6.3 Правотворческая инициатива граждан

1) С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа

граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном
нормативным правовым актом представительного органа муниципального
образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливает-
ся нормативным правовым актом представительного органа муниципаль-
ного образования и не может превышать 3 процента от числа жителей
муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия нормативного правового акта представительного орга-
на муниципального образования, регулирующего порядок реализации пра-
вотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмот-
рение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами,
осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2) Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации

правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмот-
рению органом местного самоуправления или должностным лицом мест-
ного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответ-
ствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена
возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого
внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, от-
носится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления,
указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного
органа.

3) Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта

муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации право-


background image

32

Лекция 6. Формы прямого

волеизъявления граждан в системе местного самоуправления

творческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной
форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

6.4 Территориальное общественное самоуправление

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Под территориальным общественным самоуправлением понима-
ется самоорганизация граждан по месту их жительства на ча-
сти территории поселения для самостоятельного и под свою от-
ветственность осуществления собственных инициатив по вопро-
сам местного значения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Границы территории, на которой осуществляется территориальное обще-

ственное самоуправление, устанавливаются представительным органом
поселения по предложению населения, проживающего на данной терри-
тории.

2) Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселе-

ниях непосредственно населением посредством проведения собраний
и конференций граждан, а также посредством создания органов террито-
риального общественного самоуправления.

3) Территориальное общественное самоуправление может осуществляться

в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд много-
квартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых
домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся
поселением; иные территории проживания граждан.

4) Органы территориального общественного самоуправления избираются на

собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей
территории.

5) Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным

с момента регистрации устава территориального общественного самоуправ-
ления уполномоченным органом местного самоуправления соответству-
ющего поселения. Порядок регистрации устава территориального обще-
ственного самоуправления определяется уставом муниципального образо-
вания и (или) нормативными правовыми актами представительного органа
муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уста-
вом может являться юридическим лицом и подлежит государственной ре-
гистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организа-
ции.

6) Собрание граждан по вопросам организации и осуществления террито-

риального общественного самоуправления считается правомочным, если
в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей
территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.


background image

6.5 Публичные слушания

33

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления терри-
ториального общественного самоуправления считается правомочной, если
в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях
граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответ-
ствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

6.5 Публичные слушания

1) Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам

местного значения с участием жителей муниципального образования пред-
ставительным органом муниципального образования, главой муниципаль-
ного образования могут проводиться публичные слушания.

2) Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представи-

тельного органа муниципального образования или главы муниципального
образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или предста-
вительного органа муниципального образования, назначаются представи-
тельным органом муниципального образования, а по инициативе главы му-
ниципального образования — главой муниципального образования.

3) На публичные слушания должны выноситься:

а) проект устава муниципального образования, а также проект муници-

пального правового акта о внесении изменений и дополнений в дан-
ный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключи-
тельно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного
значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституци-
ей Российской Федерации, федеральными законами;

б) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

в) проекты планов и программ развития муниципального образования,

проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки
территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предо-
ставления разрешений на условно разрешенный вид использования
земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы
отклонения от предельных параметров разрешенного строительства,
реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изме-
нения одного вида разрешенного использования земельных участков
и объектов капитального строительства на другой вид такого исполь-
зования при отсутствии утвержденных правил землепользования и за-
стройки;

г) вопросы о преобразовании муниципального образования.

4) Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется

уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми
актами представительного органа муниципального образования и должен
предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального


background image

34

Лекция 6. Формы прямого

волеизъявления граждан в системе местного самоуправления

образования о времени и месте проведения публичных слушаний, забла-
говременное ознакомление с проектом муниципального правового акта,
другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей
муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов
публичных слушаний.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вопросы и задания для самоконтроля
по лекции 6

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Раскройте понятие и место местного референдума в системе местного са-

моуправления.

2) Проанализируйте порядок подготовки и проведения местного референдума.

3) Раскройте стадии организации и проведения муниципальных выборов.

4) Дайте понятие территориального общественного самоуправления.

5) Раскройте компетенцию и порядок работы органов территориального об-

щественного самоуправления.


background image

Лекция 7

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1) Муниципальное имущество.

2) Местный бюджет.

3) Муниципальные предприятия, учреждения и организации.

4) Органы местного самоуправления как юридические лица.

7.1 Муниципальное имущество

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне

с иными формами собственности. Она представляет собой вид публичной соб-
ственности наряду с государственной собственностью.

Целевой характер муниципальной собственности. В собственности муници-

пальных образований может находиться имущество, предназначенное, во-первых,
для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления передан-
ных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
в-третьих, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного са-
моуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприя-
тий, учреждений. В случае возникновения у муниципального образования права
собственности на имущество, не предназначенное для вышеназванных целей, та-
кое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения
имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества
устанавливаются федеральным законом.

Виды муниципального имущества. Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает

в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных райо-
нов, городских округов.

Управление муниципальным имуществом. Органы местного самоуправления

осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества