ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8079
Скачиваний: 5
6
Оглавление
7.2.3.3
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов
с организации (ст. 199 УК РФ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
7.2.3.4
Неисполнение обязанностей налогового агента
(ст. 199.1 УК РФ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
7.2.3.5
Сокрытие денежных средств либо имущества
организации или индивидуального предпринимателя, за счет
которых должно производиться взыскание налогов и (или)
сборов (ст.199.2 УК РФ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
7.3
Налоговая ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
7.3.1
Понятие, функции и признаки налоговой ответственности . . 141
7.3.2
Принципы налоговой ответственности . . . . . . . . . . . . . . 147
7.3.3
Стадии налоговой ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . 149
7.3.4
Специфика производства по делу о налоговом
правонарушении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
8
Защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов,
налоговых агентов)
155
8.1
Право на обжалование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
8.2
Административный порядок защиты нарушенных прав
налогоплательщиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
8.3
Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков . 159
Заключение
161
Литература
162
Глоссарий
163
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические предпосылки налоговой
реформы в Российской Федерации. Необходимость
изучения налогового права
Для исполнения государством возложенных на него функций (экономической,
социальной, политической и других) ему необходимы ресурсы, в том числе денеж-
ные средства. В связи с этим в ряду государственных доходов налоги занимают
важнейшее место. Само существование государства неразрывно связано с налога-
ми. Стоит только вспомнить один из основных признаков государства как особой
организации системы политической власти — наличие собственной налоговой си-
стемы. Аналогичную роль играют обязательные платежи и в жизни местного само-
управления. О значении налогов для государства и каждого человека очень кратко
и точно сказал Бенджамин Франклин:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги» (или платить
налоги и умереть должен каждый).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Однако налог не только не единственная форма аккумуляции денежных средств,
но и не первая в историческом плане. Налог предполагает достаточно высокий
уровень развития податной техники, правосознания, хозяйства, системы контроля.
Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчиты-
вают и двухсот лет. Царившее в древнем мире отношение к налогу как к признаку
несвободного человека (патриции в Древнем Риме налогов не платили) сохраня-
лось в Европе до начала 20-го века. Здесь витали идеи о том, что люди объеди-
нились в общественные союзы для того, чтобы сохранить свое имущество, а не
отдавать его. Институт налогов развился из различных подарков, подносимых го-
сударю, пошлин за пользование услугами государственных учреждений. Различ-
ные налоги, вернее «приношения», которые на всех языках назывались «помощь»,
взимались в силу обычая в случае возникновения необходимости в средствах, на-
пример для выкупа плененного сюзерена, выдачи замуж его дочери и т. д. Право
вводить новые налоги — это тот центр, вокруг которого складывались гражданские
права, развивался парламентаризм. Представительные органы в Европе возникли
8
Введение
из союзов, образованных для защиты от произвольных податей, и созывались, в ос-
новном, для решения вопросов о вводе на какой-либо период времени и с какой-
либо целью налогов. Кроме этого, существует мнение, что законодательные полно-
мочия парламента, которые в настоящее время рассматриваются как одна из основ
демократического строя, были приобретены после того, как он приобрел полномо-
чия в области финансов. Считают, что основные полномочия парламента в области
финансов лежат в праве народного представительства соглашаться или не согла-
шаться на взимание налогов. Все остальное по сравнению с этим правом суждения
о налогах «представляется собранием формальных аксессуаров».
В связи с изложенным, налоги в каждом государстве выполняют несколько
важнейших функций, которые в данном случае являют собой способы достижения
определенных целей в результате осуществления соответствующей деятельности.
1. Фискальная функция означает, что посредством налогов осуществляется фор-
мирование финансовых ресурсов государства (местного самоуправления).
2. Распределительная (социальная) функция — посредством налогов в бюджете
государства концентрируются средства, направляемые на решение общественных
проблем. В результате доходы перераспределяются между различными слоями на-
селения, богатыми и малоимущими.
Социальное значение налогов проявляется не только в том, что они использу-
ются в качестве инструмента воздействия на определенные общественные процес-
сы. Налоги (особенно прямые) имеют значение в качестве института конституци-
онного права. Например, есть примеры государств, обходящихся без прямых нало-
гов с населения. Как показывает практика, здесь участие населения в управлении
государством минимально. При этом связь политической системы и системы нало-
гообложения прямая: косвенные налоги скрывают от каждого налогоплательщика
сумму, которую он платит государству, подавляют всякое стремление к самоуправ-
лению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого контролировать правитель-
ство, расходующее уплаченные налогоплательщиком суммы.
3. Регулирующая функция проявляется в том, что посредством налогов государ-
ство осуществляет экономическое принуждение. Маневрируя налоговыми ставка-
ми, штрафами, вводя и отменяя налоги, изменяя условия налогообложения, госу-
дарство оказывает влияние на инвестиционный процесс, рост производства, его
структуру. Данная функция подразделяется на несколько подфункций:
а) поощрительную (стимулирующую) подфункцию, которая проявляется через
налоговые льготы, позволяющие создать благоприятный налоговый режим
для отдельных субъектов налогообложения;
б) дестимулирующую подфункцию, которая реализуется через повышение на-
логовых ставок и создание жесткого налогового режима, ограничивающего
отдельные виды деятельности, которые не поощряются государством;
в) воспроизводственную подфункцию, которая заключается в использовании
взысканных в виде налогов средств на восстановление использованных ре-
сурсов.
4. Контрольная функция обязательных платежей выражается в том, что через
систему налогообложения проверяется действенность налоговых механизмов, со-
став и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности.
Соглашения, принятые в книге
9
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей
влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписа-
ний, запретов. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осу-
ществляется, в том числе, посредством налогообложения. При этом преследуются
экономические и социальные цели.
Например, для развития отечественного автомобилестроения могут быть уста-
новлены высокие пошлины на импорт автомобилей зарубежного производства, что
снижает их конкурентоспособность из-за повышения цен. При снижении нало-
га на доходы физических лиц, на получаемые гражданами проценты по вкладам
происходит увеличение денежных вливаний, что, в свою очередь, развивает бан-
ковскую систему. С введением акцизных марок усиливается контроль за производ-
ством и реализацией ликероводочной продукции.
Вышеизложенные обстоятельства придают институту обязательных платежей
особый статус и обуславливают необходимость проведения налоговой реформы
в Российской Федерации. При этом реформирование указанных отношений прохо-
дит на фоне не только происходящих экономических преобразований в стране, но
и в связи со сменой старых политических отношений и построением нового де-
мократического государства, повышением правосознания, активной гражданской
позицией каждого члена общества. Общества, в котором каждый знает или хотя
бы примерно представляет себе, кому, за что, и в каких размерах он платит.
Все эти причины предопределяют необходимость изучения налогов как эко-
номической категории, а также общеобязательных правил поведения, связанных
с осуществлением налоговой деятельности государства, введением сборов нало-
гов, налоговым контролем, в общем, изучением того, что является предметом на-
логового права.
Соглашения, принятые в книге
Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто-
граммы и специальное выделение важной информации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает внимание. Здесь выделена важная ин-
формация, требующая акцента на ней. Автор здесь может поде-
литься с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых
ошибок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает цитату.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .