Файл: Налоговое право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7403

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

Оглавление

7.2.3.3

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

с организации (ст. 199 УК РФ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
7.2.3.4

Неисполнение обязанностей налогового агента

(ст. 199.1 УК РФ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
7.2.3.5

Сокрытие денежных средств либо имущества

организации или индивидуального предпринимателя, за счет
которых должно производиться взыскание налогов и (или)
сборов (ст.199.2 УК РФ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141

7.3

Налоговая ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
7.3.1

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности . . 141

7.3.2

Принципы налоговой ответственности . . . . . . . . . . . . . . 147

7.3.3

Стадии налоговой ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . 149

7.3.4

Специфика производства по делу о налоговом
правонарушении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151

8

Защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов,
налоговых агентов)

155

8.1

Право на обжалование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155

8.2

Административный порядок защиты нарушенных прав
налогоплательщиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157

8.3

Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков . 159

Заключение

161

Литература

162

Глоссарий

163


background image

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические предпосылки налоговой
реформы в Российской Федерации. Необходимость
изучения налогового права

Для исполнения государством возложенных на него функций (экономической,

социальной, политической и других) ему необходимы ресурсы, в том числе денеж-
ные средства. В связи с этим в ряду государственных доходов налоги занимают
важнейшее место. Само существование государства неразрывно связано с налога-
ми. Стоит только вспомнить один из основных признаков государства как особой
организации системы политической власти — наличие собственной налоговой си-
стемы. Аналогичную роль играют обязательные платежи и в жизни местного само-
управления. О значении налогов для государства и каждого человека очень кратко
и точно сказал Бенджамин Франклин:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

«В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги» (или платить
налоги и умереть должен каждый).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Однако налог не только не единственная форма аккумуляции денежных средств,

но и не первая в историческом плане. Налог предполагает достаточно высокий
уровень развития податной техники, правосознания, хозяйства, системы контроля.
Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчиты-
вают и двухсот лет. Царившее в древнем мире отношение к налогу как к признаку
несвободного человека (патриции в Древнем Риме налогов не платили) сохраня-
лось в Европе до начала 20-го века. Здесь витали идеи о том, что люди объеди-
нились в общественные союзы для того, чтобы сохранить свое имущество, а не
отдавать его. Институт налогов развился из различных подарков, подносимых го-
сударю, пошлин за пользование услугами государственных учреждений. Различ-
ные налоги, вернее «приношения», которые на всех языках назывались «помощь»,
взимались в силу обычая в случае возникновения необходимости в средствах, на-
пример для выкупа плененного сюзерена, выдачи замуж его дочери и т. д. Право
вводить новые налоги — это тот центр, вокруг которого складывались гражданские
права, развивался парламентаризм. Представительные органы в Европе возникли


background image

8

Введение

из союзов, образованных для защиты от произвольных податей, и созывались, в ос-
новном, для решения вопросов о вводе на какой-либо период времени и с какой-
либо целью налогов. Кроме этого, существует мнение, что законодательные полно-
мочия парламента, которые в настоящее время рассматриваются как одна из основ
демократического строя, были приобретены после того, как он приобрел полномо-
чия в области финансов. Считают, что основные полномочия парламента в области
финансов лежат в праве народного представительства соглашаться или не согла-
шаться на взимание налогов. Все остальное по сравнению с этим правом суждения
о налогах «представляется собранием формальных аксессуаров».

В связи с изложенным, налоги в каждом государстве выполняют несколько

важнейших функций, которые в данном случае являют собой способы достижения
определенных целей в результате осуществления соответствующей деятельности.

1. Фискальная функция означает, что посредством налогов осуществляется фор-

мирование финансовых ресурсов государства (местного самоуправления).

2. Распределительная (социальная) функция — посредством налогов в бюджете

государства концентрируются средства, направляемые на решение общественных
проблем. В результате доходы перераспределяются между различными слоями на-
селения, богатыми и малоимущими.

Социальное значение налогов проявляется не только в том, что они использу-

ются в качестве инструмента воздействия на определенные общественные процес-
сы. Налоги (особенно прямые) имеют значение в качестве института конституци-
онного права. Например, есть примеры государств, обходящихся без прямых нало-
гов с населения. Как показывает практика, здесь участие населения в управлении
государством минимально. При этом связь политической системы и системы нало-
гообложения прямая: косвенные налоги скрывают от каждого налогоплательщика
сумму, которую он платит государству, подавляют всякое стремление к самоуправ-
лению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого контролировать правитель-
ство, расходующее уплаченные налогоплательщиком суммы.

3. Регулирующая функция проявляется в том, что посредством налогов государ-

ство осуществляет экономическое принуждение. Маневрируя налоговыми ставка-
ми, штрафами, вводя и отменяя налоги, изменяя условия налогообложения, госу-
дарство оказывает влияние на инвестиционный процесс, рост производства, его
структуру. Данная функция подразделяется на несколько подфункций:

а) поощрительную (стимулирующую) подфункцию, которая проявляется через

налоговые льготы, позволяющие создать благоприятный налоговый режим
для отдельных субъектов налогообложения;

б) дестимулирующую подфункцию, которая реализуется через повышение на-

логовых ставок и создание жесткого налогового режима, ограничивающего
отдельные виды деятельности, которые не поощряются государством;

в) воспроизводственную подфункцию, которая заключается в использовании

взысканных в виде налогов средств на восстановление использованных ре-
сурсов.

4. Контрольная функция обязательных платежей выражается в том, что через

систему налогообложения проверяется действенность налоговых механизмов, со-
став и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности.


background image

Соглашения, принятые в книге

9

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей

влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписа-
ний, запретов. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осу-
ществляется, в том числе, посредством налогообложения. При этом преследуются
экономические и социальные цели.

Например, для развития отечественного автомобилестроения могут быть уста-

новлены высокие пошлины на импорт автомобилей зарубежного производства, что
снижает их конкурентоспособность из-за повышения цен. При снижении нало-
га на доходы физических лиц, на получаемые гражданами проценты по вкладам
происходит увеличение денежных вливаний, что, в свою очередь, развивает бан-
ковскую систему. С введением акцизных марок усиливается контроль за производ-
ством и реализацией ликероводочной продукции.

Вышеизложенные обстоятельства придают институту обязательных платежей

особый статус и обуславливают необходимость проведения налоговой реформы
в Российской Федерации. При этом реформирование указанных отношений прохо-
дит на фоне не только происходящих экономических преобразований в стране, но
и в связи со сменой старых политических отношений и построением нового де-
мократического государства, повышением правосознания, активной гражданской
позицией каждого члена общества. Общества, в котором каждый знает или хотя
бы примерно представляет себе, кому, за что, и в каких размерах он платит.

Все эти причины предопределяют необходимость изучения налогов как эко-

номической категории, а также общеобязательных правил поведения, связанных
с осуществлением налоговой деятельности государства, введением сборов нало-
гов, налоговым контролем, в общем, изучением того, что является предметом на-
логового права.

Соглашения, принятые в книге

Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто-

граммы и специальное выделение важной информации.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Эта пиктограмма означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Эта пиктограмма означает внимание. Здесь выделена важная ин-
формация, требующая акцента на ней. Автор здесь может поде-
литься с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых
ошибок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

10

Введение

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Эта пиктограмма означает цитату.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .