ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8082
Скачиваний: 5
16
Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основным методом налогового права в современных условиях яв-
ляется метод властных предписаний (императивный, командно-
волевой), поскольку государство самостоятельно устанавливает
процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также ма-
териальное содержание этих отношений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Прямое указание на регулирование налоговых отношений властными предпи-
саниями содержится в ст. 2 НК РФ, однако содержание этой категории не раскры-
вается. Ссылка на регулирование налоговых отношений императивным способом
содержится и в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), п. 3 ст. 2 которого определя-
ет, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется,
поскольку они основаны на властном подчинении.
В налоговом праве метод властных предписаний является отражением финан-
сово-правового императивного метода, поэтому несет все сущностные характери-
стики последнего. Применительно к сфере финансовой деятельности государства
метод властных предписаний имеет следующие признаки:
1) преобладание в финансово-правовом регулировании позитивных обязыва-
ний. Государство, создавая властные предписания, обязывает субъектов
к их исполнению;
2) метод властных предписаний характеризуется как императивный (в проти-
вовес диспозитивному). Императивность финансово-правового регулиро-
вания означает невозможность для субъектов финансового права в боль-
шинстве случаев по своему усмотрению приобретать права и обязанности,
определять их содержание, осуществлять их или распоряжаться ими;
3) конформизм финансово-правового регулирования, означающий необходи-
мость для субъектов финансовых правоотношений действовать не по своей
воле, а следовать предписаниям соответствующих актов органов государства;
4) неравенство субъектов финансовых правоотношений, что проявляется,
прежде всего, в обладании одних субъектов юридически властными пол-
номочиями по отношению к другим.
Властное подчинение представляет собой способность одной стороны оказы-
вать определяющее воздействие на деятельность другой посредством предостав-
ленных законом прав. Определяющим называется такое воздействие, содержания
и применения которого достаточно, чтобы достичь поставленной цели. Юридиче-
ски властные предписания главного метода налогового права проявляются в том,
что императивные нормы налогового права обязывают плательщиков строго ис-
полнять требования налогового законодательства и не допускают каких-либо из-
менений по соглашению налогоплательщиков и налоговых органов.
Особенность отношений, основанных на властном подчинении, в отличие от
гражданских, состоит не только в том, что в них участвует (в качестве стороны)
действующий от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муници-
пального образования орган, наделенный властными функциями, но и в том, что
он проявляет присущие ему властные функции в данном правоотношении.
1.2 Система налогового права
17
Наиболее ярко метод властных предписаний проявляется в применении нало-
говыми органами административного порядка наложения санкций. В данной си-
туации признак властности заключается в возможности, предоставленной только
одной стороне — налоговым органам, самостоятельно, не применяя судебную про-
цедуру, восстанавливать нарушенные фискальные права и интересы государства,
а также добиваться выполнения другой стороной — налогоплательщиком возложен-
ных обязанностей. Безусловно, налогоплательщики могут обжаловать неправомер-
ные действия налоговых органов в суде, что не исключает первоначальной власт-
ности отношений.
Однако внесудебный порядок привлечения к налоговой ответственности при-
меняется исключительно по отношению к налогоплательщикам-организациям.
Взыскание налоговых санкций с физических лиц производится по решению суда.
Следовательно, регулирование налоговых отношений не только подчинено методу
властных предписаний, но и допускает иные способы воздействия.
Методы налогового права не могут оставаться неизменными; они зависят от
реформирования финансовых отношений, а также форм взаимодействия частных
и публичных интересов субъектов налогового права.
1.2 Система налогового права
Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем
имеет свою систему. В системе налогового права выделяются комплексы однород-
ных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы обществен-
ных отношений, входящих в его предмет. Система налогового права основывается
на логическом, последовательном разделении налогово-правовых норм и их объ-
единении в однородные правовые комплексы (институты и субинституты) с уче-
том содержания и характера регулируемых ими отношений. Одновременно систе-
ма налогового права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового
регулирования уплаты налогов как целостного социального явления. Поэтому она
в определенной степени производна от системы финансового права, но имеет свою
объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой законода-
тельства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, ко-
торая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права,
помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и му-
ниципальных денежных средств.
Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых государством
норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего
образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним
строением.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Следовательно, система налогового права — определенная внут-
ренняя его структура (строение, организация), которая склады-
вается объективно как отражение реально существующих и раз-
вивающихся общественных отношений налоговой сферы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации
В системе налогового права также объективно сложились обособленные сово-
купности взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшие группы
видовых родственных отношений, именуемые институтами. К их числу можно
отнести институт налоговой обязанности, институт представительства в налоговых
отношениях, институт налогового контроля, институт налоговой тайны, институт
ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Система налогового права содержит и такие структурные элементы, как субин-
ституты, являющиеся, в свою очередь, составными частями институтов. К ним
относятся группы норм регулирующих, в частности отношения по изменению сро-
ков уплаты налогов и сборов, обеспечению исполнения налоговых обязанностей,
зачету и возврату излишне уплаченных или взысканных сумм, осуществлению
проверок, привлечению к ответственности нарушителей налогового законодатель-
ства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Первичным элементом системы является норма налогового пра-
ва, которая представляет собой установленное государством
(муниципальным образованием) общеобязательное правило пове-
дения в процессе установления и взимания налогов (сборов), обес-
печенное мерами государственного принуждения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субин-
ститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаи-
модействуют. Системе налогового права свойственны такие характерные черты,
как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность,
согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.
Единство юридических норм, образующих налоговое право, определяется: во-
первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, един-
ством принципов, а также конечных целей и задач налогового законодательства;
в-третьих, единством механизма правового регулирования налоговых отношений.
В то же время нормы налогового права различаются по своему конкретному содер-
жанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям
и т. д. В основе такого деления лежат, прежде всего, разнообразие и специфика
налоговых отношений, присущий им имущественный характер.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Поэтому налоговое право подразделяется на две крупные части —
Общую и Особенную.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В Общую часть включаются нормы, которые закрепляют основные принципы,
правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, со-
став системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов
и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятель-
ность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового
статуса других субъектов, методы налогового контроля и т. д. Нормы Общей ча-
сти вменяются ко всем налогово-правовым отношениям и относительно всех иных
институтов, субинститутов и норм налогового права.
1.3 Источники налогового права
19
В Особенной части налогового права конкретизируются положения Общей ча-
сти налогового права. Особенная часть состоит из норм, детально регламентирую-
щих порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов.
1.3 Источники налогового права
1.3.1 Понятие и виды источников налогового права
Источник права в общеправовом смысле этого слова — это внешние формы
выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля
законодателя становится обязательной для исполнения. Это внешняя форма объек-
тивизации, выражение права или нормативной государственной воли.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Источники налогового права — это внешние конкретные формы
его выражения, т. е. правовые акты представительных и испол-
нительных органов государственной власти и органов местного
самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопро-
сы установления, введения и взимания налогов и сборов, отноше-
ния в сфере налогового контроля и отношения по привлечению
к ответственности за налоговое правонарушение.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Источники налогового права призваны выполнять две взаимосвязанные зада-
чи. Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества,
которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой
деятельности государства и органов местного самоуправления. В результате право-
творческой функции государства, органов местного самоуправления и образуются
источники налогового права.
Во-вторых, источники налогового права представляют собой форму существо-
вания налоговых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобяза-
тельных правил поведения субъектов в налоговых отношениях. Форма источника
налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирую-
щем налоги и сборы.
Система источников налогового права в структурном отношении делится на
две части: источники, имеющие внутригосударственную природу, и международно-
правовые источники.
Так, согласно ст. ст. 2 и 7 НК РФ к источникам налогового права относятся
международные договоры Российской Федерации, законы (федеральные и субъек-
тов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах. Система
источников налогового права включает множество элементов, представляющих со-
бой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Таким ис-
точником может считаться нормативно-правовой акт, содержащий правила относи-
тельно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля,
а также относительно привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
В налоговом праве РФ определяющую роль играют внутригосударственные
(национальные) источники. К ним относят законы, подзаконные правовые акты,
20
Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации
судебную практику (решения органов конституционной юстиции и акты иных су-
дебных органов), правовой обычай.
Роль и значение этих источников налогового права в разных странах неоди-
наковы. Основным источником налогового права являются законы, среди которых
доминирующее положение занимает Основной закон — Конституция.
В регулировании налоговых отношений высока роль подзаконных норматив-
ных актов. В различных странах объем подзаконного регулирования налоговых
отношений разный. Однако эти акты издаются на основе и во исполнение законов,
имеют подчиненный характер.
Судебная практика официально не признается источником права, в том чис-
ле налогового. Признано, что суд не творит, а применяет право. Однако и здесь
судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.
Правовой обычай — сложившееся в практике обыкновение, ставшее юридиче-
ски обязательным, — в налоговом праве применяется чрезвычайно редко, в основ-
ном в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате налогов.
Определенное влияние на налоговые отношения оказывает и юрдическая док-
трина — научные труды и теории в области налогового права. Однако необходимо
рассматривать ее не как самостоятельный источник права, а как одну из основ
развития источников налогового права.
Международно-правовые источники налогового права представлены договора-
ми, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения.
Системе источников налогового права свойственно единство, основой которо-
го служат отношения субординации ее элементов. Субординация исключает кон-
куренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта на-
логообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм
налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вы-
текающим из Конституции; соответствии подзаконных нормативных актов законам
и т. д.
1.3.2 Признаки источников налогового права
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Источники налогового права, как и источники иных отраслей (по-
дотраслей) права, обладают следующими свойствами:
• формальной определенностью;
• общеобязательностью, охраняемой возможностью госу-
дарственного принуждения;
• законностью, заключающейся в наличии юридической силы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции дан-
ного государственного или муниципального органа; соответствовать актам выше-
стоящих органов; надлежащим образом опубликован (обнародован).
Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличаю-
щие их от совокупностей нормативно-правых актов, регулирующих иные отрасли
(подотрасли) права.