Файл: Налоговое право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7438

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основным методом налогового права в современных условиях яв-
ляется метод властных предписаний (императивный, командно-
волевой), поскольку государство самостоятельно устанавливает
процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также ма-
териальное содержание этих отношений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Прямое указание на регулирование налоговых отношений властными предпи-

саниями содержится в ст. 2 НК РФ, однако содержание этой категории не раскры-
вается. Ссылка на регулирование налоговых отношений императивным способом
содержится и в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), п. 3 ст. 2 которого определя-
ет, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется,
поскольку они основаны на властном подчинении.

В налоговом праве метод властных предписаний является отражением финан-

сово-правового императивного метода, поэтому несет все сущностные характери-
стики последнего. Применительно к сфере финансовой деятельности государства
метод властных предписаний имеет следующие признаки:

1) преобладание в финансово-правовом регулировании позитивных обязыва-

ний. Государство, создавая властные предписания, обязывает субъектов
к их исполнению;

2) метод властных предписаний характеризуется как императивный (в проти-

вовес диспозитивному). Императивность финансово-правового регулиро-
вания означает невозможность для субъектов финансового права в боль-
шинстве случаев по своему усмотрению приобретать права и обязанности,
определять их содержание, осуществлять их или распоряжаться ими;

3) конформизм финансово-правового регулирования, означающий необходи-

мость для субъектов финансовых правоотношений действовать не по своей
воле, а следовать предписаниям соответствующих актов органов государства;

4) неравенство субъектов финансовых правоотношений, что проявляется,

прежде всего, в обладании одних субъектов юридически властными пол-
номочиями по отношению к другим.

Властное подчинение представляет собой способность одной стороны оказы-

вать определяющее воздействие на деятельность другой посредством предостав-
ленных законом прав. Определяющим называется такое воздействие, содержания
и применения которого достаточно, чтобы достичь поставленной цели. Юридиче-
ски властные предписания главного метода налогового права проявляются в том,
что императивные нормы налогового права обязывают плательщиков строго ис-
полнять требования налогового законодательства и не допускают каких-либо из-
менений по соглашению налогоплательщиков и налоговых органов.

Особенность отношений, основанных на властном подчинении, в отличие от

гражданских, состоит не только в том, что в них участвует (в качестве стороны)
действующий от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муници-
пального образования орган, наделенный властными функциями, но и в том, что
он проявляет присущие ему властные функции в данном правоотношении.


background image

1.2 Система налогового права

17

Наиболее ярко метод властных предписаний проявляется в применении нало-

говыми органами административного порядка наложения санкций. В данной си-
туации признак властности заключается в возможности, предоставленной только
одной стороне — налоговым органам, самостоятельно, не применяя судебную про-
цедуру, восстанавливать нарушенные фискальные права и интересы государства,
а также добиваться выполнения другой стороной — налогоплательщиком возложен-
ных обязанностей. Безусловно, налогоплательщики могут обжаловать неправомер-
ные действия налоговых органов в суде, что не исключает первоначальной власт-
ности отношений.

Однако внесудебный порядок привлечения к налоговой ответственности при-

меняется исключительно по отношению к налогоплательщикам-организациям.
Взыскание налоговых санкций с физических лиц производится по решению суда.
Следовательно, регулирование налоговых отношений не только подчинено методу
властных предписаний, но и допускает иные способы воздействия.

Методы налогового права не могут оставаться неизменными; они зависят от

реформирования финансовых отношений, а также форм взаимодействия частных
и публичных интересов субъектов налогового права.

1.2 Система налогового права

Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем

имеет свою систему. В системе налогового права выделяются комплексы однород-
ных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы обществен-
ных отношений, входящих в его предмет. Система налогового права основывается
на логическом, последовательном разделении налогово-правовых норм и их объ-
единении в однородные правовые комплексы (институты и субинституты) с уче-
том содержания и характера регулируемых ими отношений. Одновременно систе-
ма налогового права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового
регулирования уплаты налогов как целостного социального явления. Поэтому она
в определенной степени производна от системы финансового права, но имеет свою
объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой законода-
тельства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, ко-
торая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права,
помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и му-
ниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых государством

норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего
образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним
строением.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Следовательно, система налогового права — определенная внут-
ренняя его структура (строение, организация), которая склады-
вается объективно как отражение реально существующих и раз-
вивающихся общественных отношений налоговой сферы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

18

Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации

В системе налогового права также объективно сложились обособленные сово-

купности взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшие группы
видовых родственных отношений, именуемые институтами. К их числу можно
отнести институт налоговой обязанности, институт представительства в налоговых
отношениях, институт налогового контроля, институт налоговой тайны, институт
ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Система налогового права содержит и такие структурные элементы, как субин-

ституты, являющиеся, в свою очередь, составными частями институтов. К ним
относятся группы норм регулирующих, в частности отношения по изменению сро-
ков уплаты налогов и сборов, обеспечению исполнения налоговых обязанностей,
зачету и возврату излишне уплаченных или взысканных сумм, осуществлению
проверок, привлечению к ответственности нарушителей налогового законодатель-
ства.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Первичным элементом системы является норма налогового пра-
ва
, которая представляет собой установленное государством
(муниципальным образованием) общеобязательное правило пове-
дения в процессе установления и взимания налогов (сборов), обес-
печенное мерами государственного принуждения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субин-

ститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаи-
модействуют. Системе налогового права свойственны такие характерные черты,
как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность,
согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

Единство юридических норм, образующих налоговое право, определяется: во-

первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, един-
ством принципов, а также конечных целей и задач налогового законодательства;
в-третьих, единством механизма правового регулирования налоговых отношений.
В то же время нормы налогового права различаются по своему конкретному содер-
жанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям
и т. д. В основе такого деления лежат, прежде всего, разнообразие и специфика
налоговых отношений, присущий им имущественный характер.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Поэтому налоговое право подразделяется на две крупные части —
Общую и Особенную.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В Общую часть включаются нормы, которые закрепляют основные принципы,

правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, со-
став системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов
и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятель-
ность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового
статуса других субъектов, методы налогового контроля и т. д. Нормы Общей ча-
сти вменяются ко всем налогово-правовым отношениям и относительно всех иных
институтов, субинститутов и норм налогового права.


background image

1.3 Источники налогового права

19

В Особенной части налогового права конкретизируются положения Общей ча-

сти налогового права. Особенная часть состоит из норм, детально регламентирую-
щих порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов.

1.3 Источники налогового права

1.3.1 Понятие и виды источников налогового права

Источник права в общеправовом смысле этого слова — это внешние формы

выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля
законодателя становится обязательной для исполнения. Это внешняя форма объек-
тивизации, выражение права или нормативной государственной воли.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Источники налогового права — это внешние конкретные формы
его выражения, т. е. правовые акты представительных и испол-
нительных органов государственной власти и органов местного
самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопро-
сы установления, введения и взимания налогов и сборов, отноше-
ния в сфере налогового контроля и отношения по привлечению
к ответственности за налоговое правонарушение.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Источники налогового права призваны выполнять две взаимосвязанные зада-

чи. Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества,
которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой
деятельности государства и органов местного самоуправления. В результате право-
творческой функции государства, органов местного самоуправления и образуются
источники налогового права.

Во-вторых, источники налогового права представляют собой форму существо-

вания налоговых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобяза-
тельных правил поведения субъектов в налоговых отношениях. Форма источника
налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирую-
щем налоги и сборы.

Система источников налогового права в структурном отношении делится на

две части: источники, имеющие внутригосударственную природу, и международно-
правовые источники.

Так, согласно ст. ст. 2 и 7 НК РФ к источникам налогового права относятся

международные договоры Российской Федерации, законы (федеральные и субъек-
тов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах. Система
источников налогового права включает множество элементов, представляющих со-
бой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Таким ис-
точником может считаться нормативно-правовой акт, содержащий правила относи-
тельно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля,
а также относительно привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

В налоговом праве РФ определяющую роль играют внутригосударственные

(национальные) источники. К ним относят законы, подзаконные правовые акты,


background image

20

Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации

судебную практику (решения органов конституционной юстиции и акты иных су-
дебных органов), правовой обычай.

Роль и значение этих источников налогового права в разных странах неоди-

наковы. Основным источником налогового права являются законы, среди которых
доминирующее положение занимает Основной закон — Конституция.

В регулировании налоговых отношений высока роль подзаконных норматив-

ных актов. В различных странах объем подзаконного регулирования налоговых
отношений разный. Однако эти акты издаются на основе и во исполнение законов,
имеют подчиненный характер.

Судебная практика официально не признается источником права, в том чис-

ле налогового. Признано, что суд не творит, а применяет право. Однако и здесь
судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.

Правовой обычай — сложившееся в практике обыкновение, ставшее юридиче-

ски обязательным, — в налоговом праве применяется чрезвычайно редко, в основ-
ном в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате налогов.

Определенное влияние на налоговые отношения оказывает и юрдическая док-

трина — научные труды и теории в области налогового права. Однако необходимо
рассматривать ее не как самостоятельный источник права, а как одну из основ
развития источников налогового права.

Международно-правовые источники налогового права представлены договора-

ми, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения.

Системе источников налогового права свойственно единство, основой которо-

го служат отношения субординации ее элементов. Субординация исключает кон-
куренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта на-
логообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм
налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вы-
текающим из Конституции; соответствии подзаконных нормативных актов законам
и т. д.

1.3.2 Признаки источников налогового права

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Источники налогового права, как и источники иных отраслей (по-
дотраслей) права, обладают следующими свойствами:

• формальной определенностью;

• общеобязательностью, охраняемой возможностью госу-

дарственного принуждения;

• законностью, заключающейся в наличии юридической силы.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции дан-

ного государственного или муниципального органа; соответствовать актам выше-
стоящих органов; надлежащим образом опубликован (обнародован).

Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличаю-

щие их от совокупностей нормативно-правых актов, регулирующих иные отрасли
(подотрасли) права.