ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8077
Скачиваний: 5
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО
ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие, предмет и метод налогового права
Российской Федерации
1.1.1 Понятие Налогового права РФ
В науке финансового права относительно понятия налогового права нет прин-
ципиальных разногласий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Наиболее распространенной является позиция, согласно которой:
налоговое право представляет совокупность правовых норм, ре-
гулирующих отношения и социальные связи, возникающие между
теми или иными субъектами при установлении, введении и взима-
нии налогов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
При этом одновременно под налоговым правом понимают ос-
нованную на собственных принципах подотрасль финансового
права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся
в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у фи-
зических лиц и организаций.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Финансовое право можно определить как совокупность юриди-
ческих норм, регулирующих общественные отношения, возникаю-
щие в процессе планового собирания, распределения и использова-
ния государством или органами местного самоуправления денеж-
ных средств, необходимых для осуществления их задач и функций
в данный период развития.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Налоговое право регулирует особый вид финансовых отношений — отноше-
ний, складывающихся в сфере налоговой деятельности Российской Федерации,
отношений в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных пла-
тежей, организацией и функционированем системы органов налогового регулиро-
вания и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местно-
го самоуправления. Наряду с другими источниками пополнения бюджета, как-то:
доходы от приватизации объектов государственной собственности, дивиденды по
акциям, находящимся в федеральной собственности, налоги являются основным
источником доходов государственного (местного) бюджета.
Наличие самостоятельного предмета (в рамках предмета финансового права)
и соответствующих методов воздействия позволяет утверждать, что налоговое пра-
во представляет собой подотрасль финансового права, которое регулирует обще-
ственные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности госу-
дарства или местного самоуправления. Посредством этой подотрасли права госу-
дарство воздействует на систему специфических однородных общественных отно-
шений, возникающих относительно аккумулирования государственных (муници-
пальных) денежных фондов.
Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответ-
ствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в ре-
зультате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отно-
шений, обновляются его внутренние институты. После вступления в действие НК
РФ правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими новыми
для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т. д.
1.1.2 Предмет Налогового права РФ
Все отрасли или подотрасли права различаются прежде всего по предмету пра-
вового регулирования. Поэтому, чтобы дать понятие налогового права, необходимо
выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.
Предмет правового регулирования образуют, как правило, отношения, харак-
теризующиеся следующими признаками:
1) устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность
с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов;
2) способностью к внешнему правовому контролю;
3) нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.
1.1 Понятие, предмет и метод налогового права Российской Федерации
13
Уяснение предмета налогового права позволяет отграничить его от других со-
ставных частей финансового права и отраслей российского права, а также опре-
делить ту центробежную силу, которая обусловливает объединение налоговых от-
ношений в самостоятельный вид общественных связей, объективно требующих
финансово-правового регулирования. Налоговое право, основано в целом на пред-
мете и методе финансового права. При этом оно имеет свои, специфические черты
предмета и метода, и это условие признается необходимым для выделения ком-
плекса правовых норм в отдельную подотрасль. Предметом налогового права как
подотрасли финансового права являются определенные общественные отношения,
имеющие свои специфические особенности.
Для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет нало-
гового права, принципиально значима ст. 2 НК РФ, которая называется «Отноше-
ния, регулируемые законодательством о налогах и сборах». Названная статья не
только перечисляет отношения, образующие предмет налогового права, но и опре-
деляет сферу действия законодательства о налогах и сборах и тем самым указывает
на критерии разграничения налогового и смежных подотраслей и отраслей права.
Для определения предмета налогового права ст. 2 НК РФ использует два крите-
рия: метод правового регулирования и объект правового воздействия с указанием
основных групп регулируемых отношений.
Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулиро-
вания, можно сгруппировать как отношения:
• по установлению налогов и сборов;
• по введению налогов и сборов;
• по взиманию налогов;
• возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
• возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий
(бездействия) их должностных лиц;
• возникающие в процессе привлечения к ответственности за налоговые пра-
вонарушения.
Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных от-
ношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и рас-
ширенному толкованию не подлежит.
Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том,
что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельно-
сти государства и местного самоуправления, направленной на аккумулирование
денежных средств в доход публичных субъектов.
Налоговое право имеет определенные закономерности, которые влияют на воз-
никновение, функционирование или прекращение налоговых отношений. Подоб-
ными закономерностями, например, являются следующие показатели налоговых
отношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обуслов-
ленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства;
изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публич-
ной формами собственности; политическая компромиссность правового регулиро-
вания.
14
Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Присущая налоговому праву развитая и сложная совокупность
объективных закономерностей позволяет рассматривать пред-
мет налогового права как совокупность однородных имуществен-
ных и связанных с ними неимущественных общественных отно-
шений, складывающихся между государством, налогоплательщи-
ками и иными лицами по поводу установления, введения и взима-
ния налогов в доход государства (муниципального образования),
осуществления налогового контроля и привлечения к ответствен-
ности за совершение налогового правонарушения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Можно выделить следующие основные отличительные признаки отношений,
составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:
1) налоговое правоотношение — это прежде всего общественное отношение,
т. е. отношение между государственными налоговыми органами и лицами
(юридическими и физическими) по поводу обязательных платежей в бюд-
жеты всех уровней;
2) это — волевое отношение. Волевой характер налоговых правоотношений
проявляется в том, что поведение субъектов налоговых правоотношений,
регулируемое нормами налогового права, сообразуется с волей государ-
ства, выраженной в нормах налогового права;
3) налоговые правоотношения имеют имущественный характер;
4) они направлены на образование государственных и муниципальных фи-
нансовых ресурсов;
5) обязательным участником и воздействующим субъектом является государ-
ство или муниципальное образование в лице компетентных органов;
6) налоговое правоотношение как предмет налогового права урегулировано
специфической юридической нормой — налоговой нормой.
Наиболее полное представление о структуре предмета налогового права дает
его классификация указанных отношений по различным основаниям.
1) В зависимости от институциональной принадлежности, выделяются отношения:
а) по установлению и введению налогов и иных обязательных платежей;
б) исполнению обзанности по уплате налогов и сборов;
в) осуществлению налогового контроля;
г) охране механизма правового регулирования налоговой сферы;
д) налогообложению организаций;
е) налогообложению физических лиц;
ж) установлению особых налогово-правовых режимов.
2) По экономическому критерию налоговые отношения подразделяются на
финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосре-
дующие движение денежных средств и обладающие характерными при-
знаками финансов (например, отношения по взиманию налогов). Нефи-
нансовыми являются отношения, в результате функционирования которых
1.1 Понятие, предмет и метод налогового права Российской Федерации
15
не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат
в основе налоговых и направлены на создание, изменение или прекраще-
ние налоговых правоотношений (например, установление налогов, налого-
вый контроль, привлечение к налоговой ответственности).
Проведенная классификация общественных отношений позволяет сделать вы-
вод, что в предмет налогового права входят не все финансовые отношения, а толь-
ко определенная их часть, опосредующая процессы образования — за счет налого-
вых поступлений — государственных и муниципальных фондов денежных средств
в публичных интересах.
1.1.3 Метод налогового права
Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод
правового регулирования. Специфика общественных отношений, в совокупности
образующих предмет налогового права, обусловила и особенности способов госу-
дарственного воздействия на данную сферу финансовой деятельности.
Понятие «метод», являющееся одним из основополагающих в методологиче-
ском и мировоззренческом развитии современной науки, определяется как науч-
ная абстракция, фиксирующая совокупность приемов или операций практического
или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкрет-
ной задачи. Методы отражают качественную сторону налоговых отношений, так
как позволяют судить о характере сочетания частных и публичных финансовых
интересов.
Способы воздействия обусловлены самой природой финансовой деятельности
государства и муниципальных образований (составной частью которой выступают
налоговые отношения), ее публичным характером, направленностью на достиже-
ние общего интереса. При этом необходимо иметь в виду, что при регулировании
финансовых отношений один и тот же правовой прием применяется различны-
ми подотраслями и институтами финансового права. Несмотря на это структура
отраслевого метода остается неизменной, а отдельные правовые приемы могут
переходить от одного правового метода к другому, не разрушая его структуру. Та-
ким образом, задача методологии налогового права — выявить сущность, пределы
и особенности «преломления» методов финансового права относительно регули-
рования налоговых отношений.
Понятие метода налогового права ни в коей мере не следует связывать только
с какой-либо одной юридической особенностью: это всегда совокупность юриди-
ческих приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной
подотрасли права на отношения налоговой сферы.
Методология налогового права обусловлена регулируемыми налоговыми от-
ношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходи-
мостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде
централизованных фондов денежных средств. Однако образование публичных де-
нежных фондов осуществляется посредством налогообложения частных субъек-
тов, поэтому и методы налогово-правового воздействия на участников налоговых
правоотношений различны: в большинстве случаев проявляется императивность,
но в отдельных ситуациях — диспозитивность. Следовательно, налоговое право РФ
использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод.