Файл: Налоговое право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7402

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО

ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие, предмет и метод налогового права
Российской Федерации

1.1.1 Понятие Налогового права РФ

В науке финансового права относительно понятия налогового права нет прин-

ципиальных разногласий.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Наиболее распространенной является позиция, согласно которой:
налоговое право представляет совокупность правовых норм, ре-
гулирующих отношения и социальные связи, возникающие между
теми или иными субъектами при установлении, введении и взима-
нии налогов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

При этом одновременно под налоговым правом понимают ос-
нованную на собственных принципах подотрасль финансового
права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся
в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у фи-
зических лиц и организаций.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

12

Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Финансовое право можно определить как совокупность юриди-
ческих норм, регулирующих общественные отношения, возникаю-
щие в процессе планового собирания, распределения и использова-
ния государством или органами местного самоуправления денеж-
ных средств, необходимых для осуществления их задач и функций
в данный период развития.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Налоговое право регулирует особый вид финансовых отношений — отноше-

ний, складывающихся в сфере налоговой деятельности Российской Федерации,
отношений в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных пла-
тежей, организацией и функционированем системы органов налогового регулиро-
вания и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местно-
го самоуправления. Наряду с другими источниками пополнения бюджета, как-то:
доходы от приватизации объектов государственной собственности, дивиденды по
акциям, находящимся в федеральной собственности, налоги являются основным
источником доходов государственного (местного) бюджета.

Наличие самостоятельного предмета (в рамках предмета финансового права)

и соответствующих методов воздействия позволяет утверждать, что налоговое пра-
во представляет собой подотрасль финансового права, которое регулирует обще-
ственные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности госу-
дарства или местного самоуправления. Посредством этой подотрасли права госу-
дарство воздействует на систему специфических однородных общественных отно-
шений, возникающих относительно аккумулирования государственных (муници-
пальных) денежных фондов.

Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответ-

ствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в ре-
зультате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отно-
шений, обновляются его внутренние институты. После вступления в действие НК
РФ правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими новыми
для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т. д.

1.1.2 Предмет Налогового права РФ

Все отрасли или подотрасли права различаются прежде всего по предмету пра-

вового регулирования. Поэтому, чтобы дать понятие налогового права, необходимо
выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

Предмет правового регулирования образуют, как правило, отношения, харак-

теризующиеся следующими признаками:

1) устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность

с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов;

2) способностью к внешнему правовому контролю;

3) нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.


background image

1.1 Понятие, предмет и метод налогового права Российской Федерации

13

Уяснение предмета налогового права позволяет отграничить его от других со-

ставных частей финансового права и отраслей российского права, а также опре-
делить ту центробежную силу, которая обусловливает объединение налоговых от-
ношений в самостоятельный вид общественных связей, объективно требующих
финансово-правового регулирования. Налоговое право, основано в целом на пред-
мете и методе финансового права. При этом оно имеет свои, специфические черты
предмета и метода, и это условие признается необходимым для выделения ком-
плекса правовых норм в отдельную подотрасль. Предметом налогового права как
подотрасли финансового права являются определенные общественные отношения,
имеющие свои специфические особенности.

Для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет нало-

гового права, принципиально значима ст. 2 НК РФ, которая называется «Отноше-
ния, регулируемые законодательством о налогах и сборах». Названная статья не
только перечисляет отношения, образующие предмет налогового права, но и опре-
деляет сферу действия законодательства о налогах и сборах и тем самым указывает
на критерии разграничения налогового и смежных подотраслей и отраслей права.
Для определения предмета налогового права ст. 2 НК РФ использует два крите-
рия: метод правового регулирования и объект правового воздействия с указанием
основных групп регулируемых отношений.

Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулиро-

вания, можно сгруппировать как отношения:

• по установлению налогов и сборов;

• по введению налогов и сборов;

• по взиманию налогов;

• возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

• возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий

(бездействия) их должностных лиц;

• возникающие в процессе привлечения к ответственности за налоговые пра-

вонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных от-

ношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и рас-
ширенному толкованию не подлежит.

Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том,

что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельно-
сти государства и местного самоуправления, направленной на аккумулирование
денежных средств в доход публичных субъектов.

Налоговое право имеет определенные закономерности, которые влияют на воз-

никновение, функционирование или прекращение налоговых отношений. Подоб-
ными закономерностями, например, являются следующие показатели налоговых
отношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обуслов-
ленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства;
изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публич-
ной формами собственности; политическая компромиссность правового регулиро-
вания.


background image

14

Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Присущая налоговому праву развитая и сложная совокупность
объективных закономерностей позволяет рассматривать пред-
мет налогового права 
как совокупность однородных имуществен-
ных и связанных с ними неимущественных общественных отно-
шений, складывающихся между государством, налогоплательщи-
ками и иными лицами по поводу установления, введения и взима-
ния налогов в доход государства (муниципального образования),
осуществления налогового контроля и привлечения к ответствен-
ности за совершение налогового правонарушения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Можно выделить следующие основные отличительные признаки отношений,

составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:

1) налоговое правоотношение — это прежде всего общественное отношение,

т. е. отношение между государственными налоговыми органами и лицами
(юридическими и физическими) по поводу обязательных платежей в бюд-
жеты всех уровней;

2) это — волевое отношение. Волевой характер налоговых правоотношений

проявляется в том, что поведение субъектов налоговых правоотношений,
регулируемое нормами налогового права, сообразуется с волей государ-
ства, выраженной в нормах налогового права;

3) налоговые правоотношения имеют имущественный характер;

4) они направлены на образование государственных и муниципальных фи-

нансовых ресурсов;

5) обязательным участником и воздействующим субъектом является государ-

ство или муниципальное образование в лице компетентных органов;

6) налоговое правоотношение как предмет налогового права урегулировано

специфической юридической нормой — налоговой нормой.

Наиболее полное представление о структуре предмета налогового права дает

его классификация указанных отношений по различным основаниям.

1) В зависимости от институциональной принадлежности, выделяются отношения:

а) по установлению и введению налогов и иных обязательных платежей;

б) исполнению обзанности по уплате налогов и сборов;

в) осуществлению налогового контроля;

г) охране механизма правового регулирования налоговой сферы;

д) налогообложению организаций;

е) налогообложению физических лиц;

ж) установлению особых налогово-правовых режимов.

2) По экономическому критерию налоговые отношения подразделяются на

финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосре-
дующие движение денежных средств и обладающие характерными при-
знаками финансов (например, отношения по взиманию налогов). Нефи-
нансовыми являются отношения, в результате функционирования которых


background image

1.1 Понятие, предмет и метод налогового права Российской Федерации

15

не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат
в основе налоговых и направлены на создание, изменение или прекраще-
ние налоговых правоотношений (например, установление налогов, налого-
вый контроль, привлечение к налоговой ответственности).

Проведенная классификация общественных отношений позволяет сделать вы-

вод, что в предмет налогового права входят не все финансовые отношения, а толь-
ко определенная их часть, опосредующая процессы образования — за счет налого-
вых поступлений — государственных и муниципальных фондов денежных средств
в публичных интересах.

1.1.3 Метод налогового права

Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод

правового регулирования. Специфика общественных отношений, в совокупности
образующих предмет налогового права, обусловила и особенности способов госу-
дарственного воздействия на данную сферу финансовой деятельности.

Понятие «метод», являющееся одним из основополагающих в методологиче-

ском и мировоззренческом развитии современной науки, определяется как науч-
ная абстракция, фиксирующая совокупность приемов или операций практического
или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкрет-
ной задачи. Методы отражают качественную сторону налоговых отношений, так
как позволяют судить о характере сочетания частных и публичных финансовых
интересов.

Способы воздействия обусловлены самой природой финансовой деятельности

государства и муниципальных образований (составной частью которой выступают
налоговые отношения), ее публичным характером, направленностью на достиже-
ние общего интереса. При этом необходимо иметь в виду, что при регулировании
финансовых отношений один и тот же правовой прием применяется различны-
ми подотраслями и институтами финансового права. Несмотря на это структура
отраслевого метода остается неизменной, а отдельные правовые приемы могут
переходить от одного правового метода к другому, не разрушая его структуру. Та-
ким образом, задача методологии налогового права — выявить сущность, пределы
и особенности «преломления» методов финансового права относительно регули-
рования налоговых отношений.

Понятие метода налогового права ни в коей мере не следует связывать только

с какой-либо одной юридической особенностью: это всегда совокупность юриди-
ческих приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной
подотрасли права на отношения налоговой сферы.

Методология налогового права обусловлена регулируемыми налоговыми от-

ношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходи-
мостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде
централизованных фондов денежных средств. Однако образование публичных де-
нежных фондов осуществляется посредством налогообложения частных субъек-
тов, поэтому и методы налогово-правового воздействия на участников налоговых
правоотношений различны: в большинстве случаев проявляется императивность,
но в отдельных ситуациях — диспозитивность. Следовательно, налоговое право РФ
использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод.