ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8080
Скачиваний: 5
156
Глава 8. Защита прав налогоплательщиков
Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановле-
нием нарушенного права к вышестоящему органу власти (по отношению к органу,
принявшему решение или выполнившему действие). Вместе с тем административ-
ный порядок не отрицает возможности последующего обращения за защитой в суд.
Судебный порядок обжалования основан на положениях Закона РФ от 27.04.1993
№4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и сво-
боды граждан»
1
. Закон предусматривает, что право на обжалование имеет каждый
гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него
возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо от-
ветственности либо, созданы препятствия для осуществления его прав и свобод.
В соответствии со ст. 137 НК РФ со стороны налогоплательщиков или налого-
вых агентов обжалованию подлежат акты налоговых органов как ненормативного,
так и нормативного характера. Между тем для обжалования нормативных актов
налоговых органов предусмотрена особая процедура — они обжалуются в поряд-
ке, предусмотренном не НК РФ, а иным федеральным законодательством и только
в судебном порядке. В отличие от них акты ненормативного характера могут быть
обжалованы как в судебном, так и в административном порядке.
НК РФ устанавливает условие, соблюдение которого необходимо для защиты
нарушенных прав налогоплательщиков или налоговых агентов. Так, ненорматив-
ные акты налоговых органов, а также действия или бездействие должностных лиц
этих органов должны, по мнению налогоплательщика или налогового агента, на-
рушать их права. В том числе, налогоплательщик имеет право оспаривать право-
мерность действий или бездействия должностных лиц налоговых органов, если
последствиями этого поведения стали нарушения законных прав и интересов за-
явителя; создание незаконных препятствий осуществлению права собственности
или иных вещных прав, а также свобод; возложение дополнительных обязанно-
стей или иных незаконных имущественных обременений; незаконное привлечение
к налоговой ответственности.
Действия должностных лиц налоговых органов, нарушающие права налогопла-
тельщиков и, следовательно, подлежащие обжалованию, могут выражаться в раз-
личного рода поступках: проведение контрольных мероприятий с нарушением
налогово-процессуальных норм, предъявление требования об уплате налога или
сбора, предъявление письменного налогового уведомления об уплате налога и т. д.
Бездействие должностных лиц налоговых органов, нарушающее права налогопла-
тельщиков, чаще всего выражается в уклонении от возврата излишне взысканных
сумм налога, сбора или пени.
С учетом специфики налоговых правоотношений ст. 12 ГК РФ позволяет нало-
гоплательщикам использовать, в частности, следующие гражданско-правовые спо-
собы защиты своих имущественных интересов:
а) признание недействительным решения налогового органа о взыскании не-
доимки и пеней по налогу, а также решения о привлечении к ответствен-
ности за налоговое правонарушение;
б) возврат из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами
в бесспорном порядке с нарушением требований налогового законодательства;
1
ВСНД и ВС. 1993. №19. Ст. 675; СЗ РФ. 1995. №51. Ст. 4970.
8.2 Административный порядок защиты
нарушенных прав налогоплательщиков
157
в) возмещение убытков, причиненных налогоплательщиком вследствие не-
правомерных решений налоговых органов, а также действий или бездей-
ствия их должностных лиц.
Объектом обжалования со стороны налогоплательщика могут быть следующие
ненормативные акты налоговых органов, обозначенные НК РФ:
• решения о доначислении налога или пени (п. 3 ст. 40);
• решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств,
находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46);
• инкассовые поручения на перечисление налога в бюджет (п. 2 ст. 46);
• решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате
налога или сбора (п. 6 ст. 64);
• решения о приостановлении операций по банковским счетам налогопла-
тельщика или налогового агента (ст. 76);
• решения об аресте имущества налогоплательщика или налогового агента
(ст. 77);
• акты, на основании которых налоговые органы вправе самостоятельно
определять сумму налогов, подлежащих уплате по аналогии (п. 3 ст. 91);
• решения руководителей налоговых органов (их заместителей) о привле-
чении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах
и сборах, об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение
законодательства о налогах и сборах либо о проведении дополнительных
мероприятий налогового контроля (п. 8 ст. 101).
Кроме названных ненормативных актов обжалованию подлежат решения вы-
шестоящих налоговых органов, вынесенные по вопросам рассмотрения заявлений
налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижесто-
ящих налоговых инспекций.
Не подлежат обжалованию в административном или судебном порядке акты
налоговых проверок, поскольку сами по себе они не содержат обязательных для
налогоплательщиков предписаний, влекущих юридические последствия.
8.2 Административный порядок защиты нарушенных
прав налогоплательщиков
Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
означает возможность обжалования актов налоговых органов, действий или без-
действия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему
должностному лицу).
В налоговом праве административный порядок обжалования имеет характер
обязательной досудебной процедуры, поэтому подача жалобы в вышестоящий на-
логовый орган (вышестоящему должностному лицу) исключает право на одновре-
менную подачу аналогичной жалобы в суд. Процедурные нормы, определяющие
порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоя-
щему должностному лицу, установлены ст. 139 НК РФ.
158
Глава 8. Защита прав налогоплательщиков
При использовании налогоплательщиком административного порядка защиты
нарушенных прав обжалование актов налоговых органов, действий или бездей-
ствия их должностных лиц осуществляется по административной иерархии — жа-
лоба подается в налоговый орган (должностному лицу), в чьем подчинении нахо-
дится налоговый орган или должностное лицо, которые нарушили законодательство.
Жалоба налогоплательщика может содержать несколько фактов, которые нару-
шают права заявителя. Вместе с тем НК РФ четко различает подведомственность
подачи и рассмотрения жалобы — факты несогласия с актами, действиями или без-
действием налогового органа заявляются только в вышестоящий налоговый орган;
жалобы на неправомерное поведение должностных лиц подаются вышестоящему
должностному лицу. Объединение в одной жалобе требований, подведомствен-
ных налоговым органам, с требованиями, подведомственными должностным ли-
цам этих органов, не допускается.
Обжалование неправомерной деятельности налоговых органов или их долж-
ностных лиц осуществляется только в письменной форме. Жалоба должна со-
держать название и координаты налогового органа или должностного лица, чьи
действия обжалуются, сведения о заявителе, а также предмет и основания обжа-
лования. НК РФ устанавливает трехмесячный срок давности (срок обжалования)
для обращения с жалобой на неправомерные акты, действия или бездействие на-
логовых органов или их должностных лиц. Этот срок начинается со дня, когда
налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо в месяч-
ный срок со дня получения жалобы обязаны ее рассмотреть и принять одно из
следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом право-
нарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение по существу обстоятельств
дела.
О любом из принятых решений в течение трех дней сообщается лицу, подав-
шему жалобу.
Административный порядок обжалования актов, действий или бездействия на-
логовых органов или их должностных лиц не предполагает обязательного участия
заявителя или его уведомления о дате разбирательства его жалобы. В некоторых
случаях в целях всестороннего и объективного рассмотрения фактов, изложенных
в жалобе, от налогоплательщика могут быть затребованы какие-либо документы,
сведения или пояснения.
Преимущества административного способа разрешения разногласий с нало-
говыми органами заключаются в следующем:
• простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно за-
щищать свои права, не пользуясь услугами юристов;
• быстрое рассмотрение жалобы;
• отсутствие необходимости уплаты пошлины;
8.3 Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
159
• обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом
позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, и при об-
ращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно
подготовиться к защите своей позиции.
Негативной стороной административного порядка выступает некоторая «соли-
дарность» всех звеньев системы налоговых органов, что в некоторых случаях влия-
ет на объективность рассмотрения дела. Кроме этого, территориальные инспекции
в своей деятельности, как правило, руководствуются разъяснениями вышестоящих
налоговых органов, имеющих обычно фискальную направленность: противоречия
и пробелы в законодательстве налоговые органы истолковывают чаще всего в поль-
зу государства.
8.3 Судебный порядок защиты нарушенных прав
налогоплательщиков
Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков подразумевает обраще-
ние лица в порядке искового производства в надлежащий суд. Для судов рассмот-
рение налоговых споров является одной из самых сложных категорий дел, по-
скольку судьи должны владеть не только налоговым, но и почти всем финансовым
законодательством, а также разбираться в правилах ведения бухгалтерского учета,
осуществления аудиторской деятельности и т. д.
Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие спосо-
бы судебной защиты прав налогоплательщиков:
1) признание неконституционным законодательного акта полностью или в ча-
сти Конституционным Судом РФ;
2) признание судом общей юрисдикции закона субъекта РФ противоречащим
федеральному закону и, следовательно, недействующим или не подлежа-
щим применению;
3) признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недей-
ствительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа,
иного государственного органа или органа местного самоуправления, про-
тиворечащего закону и нарушающего права и законные интересы налого-
плательщика;
4) отмена арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействи-
тельного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, ино-
го государственного органа или органа местного самоуправления, проти-
воречащего закону и нарушающего права и законные интересы налогопла-
тельщика;
5) неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государст-
венного органа, органа местного самоуправления или иного органа, проти-
воречащего закону;
6) пресечение действий должностного лица налогового или иного государ-
ственного органа, нарушающих права или законные интересы налогопла-
тельщика;
160
Глава 8. Защита прав налогоплательщиков
7) принуждение налоговых органов, иных органов государственной власти
или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных
обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;
8) признание не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоря-
жения) налогового или другого органа на списание с банковского счета
налогоплательщика в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов
за нарушения налогового законодательства;
9) возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм
недоимок, пени, штрафов;
10) взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм налога, сбора, пеней;
11) возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями
или бездействием налоговых органов или их должностных лиц.
Названные способы судебной защиты одновременно являются предметами ис-
ковых требований налогоплательщиков.
Статья 138 НК РФ устанавливает, что дела по обжалованию нормативных
и ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их
должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подве-
домственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися инди-
видуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции. Пункт 2 ст. 138 НК
РФ наделяет физических лиц организации равным правом на обращение в суд за
защитой нарушенных прав.
Преимущества судебного способа разрешения конфликтов с налоговыми орга-
нами по сравнению с административным порядком состоят в следующем:
1) относительная объективность рассмотрения спора, как следствие его рас-
смотрения вне рамок налогового ведомства. Процент удовлетворения тре-
бований налогоплательщиков в судебном порядке гораздо выше, чем в ад-
министративном;
2) возможность (если позволяет существо иска) принятия судом мер по обес-
печению исковых требований в виде, например, запрещения налоговому
органу списывать недоимку и пени до разрешения спора по существу;
3) детальная урегулированность всех стадий судопроизводства процессуаль-
ным законодательством;
4) возможность (в зависимости от характера требований) получения испол-
нительного листа и принудительного исполнения решения суда.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 8
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Право на обжалование актов налоговых органов, а также действий (бездей-
ствия) их должностных лиц.
2) Административный и судебный порядок защиты прав налогоплательщиков.