Файл: Налоговое право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7415

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

7.3 Налоговая ответственность

151

7.3.4 Специфика производства по делу о налоговом
правонарушении

Производство по делу о налоговом нарушении представляет собой поэтапный

процесс реализации ответственности в соответствии с законодательством о на-
логах и сборах. При этом каждый этап производства обеспечивает выполнение
конкретных процессуальных задач и выступает в качестве относительно самосто-
ятельной его части, обладая некоторыми специфическими особенностями. Важное
юридическое значение для выделения той или иной стадии имеет документальное
оформление соответствующих процессуальных действий.

Поскольку проблемы производства до сих пор не являлись предметом иссле-

дования в науке финансового права, закономерно обращение к учению о стадиях
и этапах производства по делу об административном правонарушении, разработан-
ному в науке административного права. Это позволяет выделить с учетом специ-
фики производства по делу о налоговом правонарушении следующие его стадии:

1) возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении;

2) рассмотрение дела и вынесение по нему решения;

3) судебный контроль;

4) исполнение решения.

1. Стадия возбуждения производства по делу о налоговом правонарушении.

К задачам первой стадии производства относится установление самого со-

бытия налогового правонарушения, обстоятельств его совершения, их фиксацию
и юридическую квалификацию содеянного
. Выявление налоговых правонарушений
чаще всего происходит в процессе контрольных налоговых проверок деятельности
налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Причем далеко
не всегда налоговые органы до начала соответствующей проверки располагают
информацией о правонарушении. Налоговый контроль как раз и направлен на вы-
явление фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового зако-
нодательства, их устранение и привлечение виновных в установленных случаях
к ответственности. При этом следует обратить внимание на строгую процессуаль-
ную регламентацию проведения контрольных налоговых проверок и высокие тре-
бования к документальной фиксации их результатов, позволяющие гарантировать
права и законные интересы обязанной стороны в налоговом правоотношении. Так,
особое внимание НК РФ отводит оформлению результатов выездной налоговой
проверки в соответствующем акте (ст. 100 НК РФ). В указанном акте находят
отражение и документально подтвержденные факты налоговых правонарушений
со ссылками на статьи НК РФ, предусматривающие за них ответственность. По-
этому законодательство о налогах и сборах не предусматривает никакого иного
документа, фиксирующего информацию о налоговом правонарушении проверяе-
мого лица.

Производство по делу о налоговом правонарушении налогоплательщика, пла-

тельщика сбора и налогового агента начинается в соответствии с законодатель-
ством о налогах и сборах с подписания уполномоченными должностными лицами
акта налоговой проверки, содержащего документальное подтверждение факта на-
рушения.


background image

152

Глава 7. Ответственность за нарушение

законодательства о налогах и сборах

2. Стадия рассмотрения дела и вынесения по нему решения.
Центральной стадией производства по делу о налоговом правонарушении яв-

ляется рассмотрение дела и вынесение по нему решения. Именно на этой стадии
определяется мера ответственности правонарушителя.

Анализ соответствующих положений НК РФ позволяет выделить в рамках рас-

сматриваемой стадии следующие этапы:

1) рассмотрение дела;

2) принятие решения по делу;

3) доведение решения до сведения лица, привлекаемого к ответственности.

Несмотря на то, что порядок рассмотрения дел о правонарушениях, совершен-

ных налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами опре-
деляется НК РФ отдельно от порядка рассмотрения дел о нарушениях иных лиц,
анализ соответствующих норм не позволяет выявить в них принципиальных различий.

Рассмотрение дела в соответствии со ст. ст. 101 и 101 НК РФ осуществляет-

ся руководителем налогового органа либо его заместителем единолично. Причем
с учетом вышеизложенного не исключена ситуация отсутствия при рассмотрении
дела каких-либо иных лиц, включая привлекаемых к ответственности.

В соответствии с требованиями п. 6 ст. 100 и п. 6 ст. 101 НК РФ руководи-

тель налогового органа либо его заместитель должен рассмотреть материалы дела
о налоговом правонарушении не позднее 10 дней после истечения срока, установ-
ленного для представления привлекаемым к ответственности лицом письменных
возражений по акту в целом или по его отдельным положениям.

Центральным этапом второй стадии производства по делу о налоговом право-

нарушении является вынесение решения по делу. В соответствии с НК РФ привле-
чение лица к ответственности по налоговому законодательству может выражать-
ся исключительно в форме вынесения об этом решения. По смыслу ст. ст. 101
и 101 НК РФ указанное решение представляет собой письменный индивидуально-
правовой акт руководителя налогового органа либо его заместителя. Форма реше-
ния о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждена Прика-
зом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338.

По результатам рассмотрения дела о нарушении налогового законодательства

руководитель налогового органа или его заместитель выносит одно из двух решений:

1) о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правона-

рушения;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового

правонарушения.

Особое внимание НК РФ уделяет регламентации процедуры доведения реше-

ния до сведения привлеченного к ответственности лица, которая аналогичан про-
цедуре доведения до сведения акта выездной налоговой проверки.

Строгое соблюдение процедурных правил на стадии рассмотрения дела при-

звано гарантировать права и законные интересы привлекаемых к ответственности
лиц, а потому нарушение налоговыми органами любого из формальных требо-
ваний НК РФ может служить основанием для отмены решения о привлечении
к ответственности вышестоящим органом либо судом (п. 14 ст. 101 НК РФ).


background image

7.3 Налоговая ответственность

153

3. Стадия судебного контроля.

НК РФ предусматривает механизм судебного контроля за законностью и обос-

нованностью имущественных взысканий, применяемых налоговыми органами. Он
допускает относительно пассивную позицию лица, не согласного с вынесенным
в отношении него налоговым органом решением о привлечении к ответственности
за налоговое правонарушение. В свою очередь, активного поведения налоговое за-
конодательство требует от налоговых органов, которые в случае неисполнения их
решения о привлечении к ответственности в добровольном порядке обязаны обра-
титься в суд с иском о взыскании налоговых санкций. Поэтому стадия судебного
контроля с известной степенью условности может быть названа стадией «пассив-
ного обжалования» решения налогового органа. В связи с этим стадия судебного
контроля является факультативной стадией по делу о налоговом правонарушении.
Она имеет место, если решение налогового органа о привлечении к ответственно-
сти не исполняется в добровольном порядке.

Обязательным условием обращения налогового органа в суд с иском о взыска-

нии налоговых санкций является соблюдение досудебного порядка предъявления
привлеченному к ответственности лицу требования о добровольной уплате этих
санкций. Это значит, что налоговый орган в любом случае не имеет права обра-
титься в суд с соответствующим иском, если он не направил нарушителю требова-
ние о добровольной уплате налоговых санкций либо если не истек установленный
в требовании срок для его исполнения. Соблюдение досудебного порядка урегули-
рования спора является обязательным, даже если оно по срокам лишает налоговый
орган возможности обращения в суд с иском о взыскании санкций. С учетом обя-
зательности соблюдения указанного порядка закономерен вывод о необходимости
соответствия исковых требований налогового органа требованиям, предъявляемым
лицу в досудебном порядке.

Основным содержанием стадии судебного контроля является оценка судом за-

конности и обоснованности принятого налоговым органом решения о привлече-
нии лица к ответственности, позволяющая разрешить вопрос о принудительном
взыскании с нарушителя налоговых санкций. Особую трудность в связи с этим
представляет решение вопроса о моменте привлечения лица к ответственности.
Положения НК РФ дают определенные основания полагать, что лицо считается
привлеченным к ответственности уже с момента вынесения об этом решения на-
логового органа. Однако такой вывод не может основываться лишь на формальных
признаках, каковым является само наименование выносимого налоговым органом
решения.

Налоговый кодекс РФ определяет порядок подачи искового заявления о взыс-

кании налоговой санкции в п. 2 ст. 104 НК РФ. Исковое заявление о взыскании
санкций с организаций или индивидуального предпринимателя подается в арбит-
ражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предприни-
мателем, — в суд общей юрисдикции. При этом к исковому заявлению должно быть
приложено решение налогового органа, а также все иные материалы, полученные
им в ходе проверки.

4. Исполнение решения.

Анализ положений НК РФ позволяет сделать вывод о том, что самостоятель-

ная уплата лицом налоговой санкции на основании решения налогового органа


background image

154

Глава 7. Ответственность за нарушение

законодательства о налогах и сборах

может с известной долей условности рассматриваться в качестве добровольного
исполнения решения о привлечении к ответственности.

В случае несогласия привлекаемого к ответственности лица с вынесенным

в отношении него налоговым органом решением о привлечении к ответственности
законность и обоснованность последнего подлежат проверке в судебном порядке.
При вынесении судом решения о взыскании налоговой санкции исполнение тако-
го решения производится в порядке, установленном Федеральным законом РФ от
02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 7

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Общая характеристика налоговых правонарушений. Юридические призна-

ки налоговых правонарушений.

2) Классификация составов налоговых правонарушений.

3) Налоговые правонарушения, предусмотренные главой 16 НК РФ, и ответ-

ственность за их совершение.

4) Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодатель-

ством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

5) Понятие, функции и признаки налоговой ответственности.

6) Принципы налоговой ответственности.

7) Стадии налоговой ответственности.

8) Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от от-

ветственности за налоговое правонарушение.

9) Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за налоговые

правонарушения.

10) Санкции в налоговом праве.

11) Административные правонарушения.

12) Уголовные преступления.


background image

Глава 8

ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

(ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ, НАЛОГОВЫХ

АГЕНТОВ)

8.1 Право на обжалование

Несомненным демократическим достижением Российского государства являет-

ся правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов налоговых пра-
воотношений по обжалованию нарушенных прав. Прежде всего, характерно рас-
ширение сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов
налогового права. Кроме этого, впервые в российском налоговом праве в НК РФ
включён отдельный раздел, регламентирующий возможность и порядок обжало-
вания актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
(раздел VII).

В зависимости от характера нарушенного права налогоплательщик и налого-

вый агент могут использовать предусмотренные теми или иными отраслями зако-
нодательства конкретные способы защиты своего права. При этом под способом
защиты субъективного права 
следует понимать совокупность правовых средств,
применяемых в связи с совершенным против этого права нарушением и направ-
ленных на восстановление и защиту интересов его обладателя.

От способа защиты права следует отличать порядок защиты права, который

определяет процедуру применения того или иного правового средства в целях вос-
становления и защиты нарушенного права. НК РФ традиционно различает админи-
стративный и судебный порядок защиты нарушенного права налогоплательщиков
и налоговых агентов. Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщи-
ку или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов, действия или
бездействие их должностных лиц. В соответствии с п. 1 ст. 22 НК РФ налогопла-
тельщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная
защита 
их прав и законных интересов.