ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6359
Скачиваний: 9
Глава 2
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ
В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным сборам относятся:
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объек-
тами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
2.1 Сборы за пользование объектами животного
мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объекта-
ми водных биологических ресурсов в Российской Федерации введены в действие
с 1 января 2005 года и установлены главой 25.1 НК РФ.
Плательщиками сборов (ст. 333.1 НК РФ) признаются организации и физиче-
ские лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в уста-
новленном порядке разрешения (лицензии) на добычу объектов животного мира
и (или) водных биологических ресурсов. Разрешение на добычу объектов живот-
ного мира распространяется на территории всего государства, а относительно объ-
ектов водных биологических ресурсов разрешение дает право пользоваться ими во
внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Россий-
ской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации,
а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпиц-
берген.
Объекты обложения:
объекты животного мира, указанные в п. 1 ст. 333.3 НК РФ (овцебык, мед-
ведь бурый, благородный олень, лось, лань, кабан, кабарга, рысь, росомаха,
выдра и др.);
2.1 Сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов
47
объекты водных биологических ресурсов, указанные в п. 4,5 ст. 333.3 НК
РФ (минтай, сельдь, палтус, терпуг, осетровые, краб, креветка, каспийский
тюлень и др.).
Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты
водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удо-
влетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Се-
вера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, не относящи-
мися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах
их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для
которых охота и рыболовство являются основой существования. Лимиты исполь-
зования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов
водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливают-
ся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласо-
ванию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Ставки сборов:
1) за каждый объект животного мира — от 20 руб. (фазан, тетерев) до 15 тыс.
руб. (овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом);
При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных жи-
вотных ставки сбора за пользование объектами животного мира устанав-
ливаются в размере 50 процентов общей ставки;
2) за каждый объект водных биологических ресурсов — от 20 руб. (килька,
сельдь) до 100 тыс. руб. (краб камчатский) за 1 тонну;
3) за каждое морское млекопитающее — от 150 руб. (тюлень, нерпа) до 30 тыс.
руб. (касатка и другие китообразные) за 1 тонну.
Ставки сбора за каждый объект животного мира в размере 0 рублей в случаях,
если добыча таких объектов осуществляется в целях: охраны здоровья населения,
устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельско-
хозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов,
предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обита-
ния, а также в целях воспроизводства объектов, осуществляемого в соответствии
с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти; изучения запасов
и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации.
Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавли-
ваются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами осу-
ществляется: при рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных
биологических ресурсов; рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных
целях.
Порядок исчисления и уплаты сборов
Сумма сбора определяется как произведение соответствующего количества
объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта.
Сумма сбора за добычу объектов животного мира уплачивается при получении
разрешения на добычу объектов животного мира. Сумма сбора за добычу объ-
48
Глава 2. Федеральные сборы
ектов водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных
взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора,
размер которой равен 10 процентам. Уплата разового взноса производится при по-
лучении разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов.
Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной сум-
мой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регу-
лярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу объектов
водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
Уплата сборов производится:
плательщиками-физическими лицами, за исключением индивидуальных
предпринимателей, — по месту нахождения органа, выдавшего разрешение;
плательщиками-организациями и индивидуальными предпринимателями —
по месту своего учета.
Порядок представления сведений органами, выдающими
разрешения (ст. 333.6 НК РФ)
Органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов
животного мира и разрешение на добычу объектов водных биологических ресур-
сов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по
месту своего учета сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей
уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора.
В соответствии с бюджетным законодательством (ст. 50, ст. 56 БК РФ) распре-
деление доходов от уплаты сборов за пользование объектами водных биологиче-
ских ресурсов осуществляется следующим образом: 20% поступает в федеральный
бюджет, 80% — в региональный бюджет. Доходы от уплаты сборов за пользование
объектами животного мира поступают в бюджет субъектов Российской Федерации
по нормативу 100%.
2.2 Государственная пошлина
Государственная пошлина была введена в России в 1930 году в ходе проведе-
ния налоговой реформы с целью упрощения системы налоговых и неналоговых
изъятий средств в бюджет. Она заменила собой ряд пошлин, взимавшихся ранее,
в том числе гербовый сбор. Однако понятие и место государственной пошлины
в налоговой системе определены не были.
С середины 80-х годов XX века начался процесс расширения перечня юри-
дически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина. Это
связанно с постепенной либерализацией экономики и переходом к рыночным от-
ношениям
1
.
В настоящее время правовое регулирование указанного налогового платежа
регламентируется гл. 25.3 НК РФ.
1
Реут А. В. Правовой режим государственной пошлины в России : автореф. дис. . . . канд. юрид.
наук. М., 2009. С. 20.
2.2 Государственная пошлина
49
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных
в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в го-
сударственные органы, органы местного самоуправления, иные
органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены
в соответствии с законодательными актами Российской Феде-
рации, законодательными актами субъектов Российской Федера-
ции и нормативными правовыми актами органов местного само-
управления, за совершением в отношении этих лиц юридически
значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за ис-
ключением действий, совершаемых консульскими учреждениями
Российской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Конституционный суд Российской Федерации высказал позицию, что в системе
действующего правового регулирования государственная пошлина является един-
ственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юри-
дически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая
водительские удостоверения
1
.
Государственная пошлина является налоговым платежом федерального значе-
ния, однако в соответствии с бюджетным законодательством РФ может зачисляться
в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в зависимо-
сти от вида юридически значимого действия.
Плательщиками государственной пошлины (ст. 333.17 НК РФ) признаются ор-
ганизации и физические лица в случаях, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмот-
ренных гл. 25.3 НК РФ;
2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах
или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом ре-
шение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государ-
ственной пошлины согласно гл. 25.3.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины (ст. 333.18 НК РФ). Пла-
тельщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:
1) при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции,
арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатай-
ства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной,
кассационной или надзорной);
2) плательщики, указанные в пп. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ (ответчики в су-
дах), — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения
суда;
3) при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения
нотариальных действий;
1
Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 01.03.2007 №326-О-П // Вестник Кон-
ституционного Суда Рос. Федерации. 2007. №4.
50
Глава 2. Федеральные сборы
4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи доку-
ментов (их дубликатов);
5) при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исклю-
чением юридически значимых действий, — до подачи заявлений и (или) до-
кументов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих
документов.
В случае, если за совершением юридически значимого действия обратились
одновременно несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установ-
ленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками
в равных долях.
Размеры государственной пошлины различаются в зависимости от вида юри-
дически значимых действий, за совершением которых обращается плательщик,
и устанавливаются в виде:
1) твердой денежной суммы (например, при подаче заявления по делам осо-
бого производства — 200 руб.; за выдачу паспорта нового поколения, удо-
стоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами
территории Российской Федерации, — 2 500 рублей);
2) в процентном отношении (например, при подаче заявления о вынесении
судебного приказа — 50% размера государственной пошлины, взимаемой
при подаче искового заявления имущественного характера);
3) смешанной (например, за совершение нотариусом исполнительной надпи-
си — 0,5 процента взыскиваемой суммы, но не более 20 000 рублей).
Налоговым кодексом РФ предусмотрен широкий перечень льгот по уплате го-
сударственной пошлине в виде:
1) освобождения от уплаты сбора, например:
суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при
направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской
Федерации (пп. 2 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);
физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной
войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, ми-
ровыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации,
при обращении в органы и (или) к должностным лицам, соверша-
ющим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие госу-
дарственную регистрацию актов гражданского состояния (пп. 12 п. 1
ст. 333.35 НК РФ);
физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или)
удочерении ребенка (пп. 14 п. 1 ст. 333.36 НК РФ);
истцы при обращении в арбитражные суды по искам, связанным с на-
рушением прав и законных интересов ребенка (пп. 2 п. 1 ст. 333.37
НК РФ);
инвалиды I и II группы — на 50 процентов по всем видам нотариаль-
ных действий (п. 2 ст. 333.38 НК РФ);