Файл: Налоговое право РФ. Особенная часть - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6362

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56

Глава 3. Региональные налоги

производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращи-
ванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов; садоводческие, огороднические
или дачные некоммерческие товарищества; организации почтовой связи, оказыва-
ющие услуги по приему от физических лиц денежных средств в уплату налогов
и сборов, и др.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Порядок и сроки уплаты налога

В течение налогового периода организации по налогу на имущество уплачива-

ют авансовые платежи. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода
как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Налог
и авансовые платежи уплачиваются в порядке и сроки, которые установлены зако-
нами субъектов Российской Федерации. Так, в Томской области авансовые платежи
по налогу подлежат уплате по истечении отчетного периода в пятидневный срок со
дня, установленного для представления налогового расчета. По истечении налого-
вого периода уплата налога производится налогоплательщиками в десятидневный
срок со дня, установленного для представления налоговой декларации

1

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе
предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков пра-
во не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу
в течение налогового периода.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В Томской области такое право предоставлено для организаций по производ-

ству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, ло-
ву и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных
видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации
товаров (работ, услуг).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Налоговая декларация (ст. 386 НК РФ)

Налогоплательщики обязаны по истечении отчетного и налогового периода

представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по
налогу и налоговую декларацию по налогу.

1

О налоге на имущество организаций : закон Томской области от 27.11.2003 №148-ОЗ // Том-

ский вестник. 2003. №264.


background image

3.2 Налог на игорный бизнес

57

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам

по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налого-

плательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым
периодом.

Для российских организаций, имеющих имущество, которое располагается на

территории иностранного государства, предусмотрены нормы об устранении двой-
ного налогообложения. В соответствии со ст. 386.1 НК РФ фактически уплаченные
такой организацией суммы налога в бюджеты иностранного государства засчиты-
ваются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного иму-
щества. При этом размер засчитываемых сумм налога не может превышать размер
суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые

органы следующие документы:

ˆ заявление на зачет налога;
ˆ документ об уплате налога за пределами территории Российской Федера-

ции, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного
государства.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 56) доходы от уплаты налога на иму-

щество организаций поступают в соответствующий бюджет субъекта Российской
Федерации по нормативу 100%.

3.2 Налог на игорный бизнес

В Российской Федерации налог на игорный бизнес был введен в 1998 году

Законом «О налоге на игорный бизнес»

1

, в котором легально был утвержден ос-

новной понятийный аппарат, устанавливалась ставка относительно каждого объ-
екта налогообложения (в то время как ранее 1998 года налогом облагалась при-
быль предприятий, осуществлявших деятельность в сфере игорного бизнеса

2

).

С 2003 года данный налог регулируется главой 29 Налогового кодекса РФ.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Значительные изменения в сфере игорного бизнеса произошли
в 2007 г. в связи с принятием Закона «О государственном регу-
лировании деятельности по организации и проведению азартных
игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации»

3

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

О налоге на игорный бизнес : федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998 №142-ФЗ // Собр.

законодательства Рос. Федерации. 1998. №31. Ст. 3820.

2

О налоге на прибыль предприятий и организаций : закон Рос. Федерации от 27.12.1991 №2116-

1 // Рос. газ. 1992. №53.

3

О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр

и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : федер. закон
Рос. Федерации от 29.12.2006 №244-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. №1. Ст. 7.


background image

58

Глава 3. Региональные налоги

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В настоящее время игорные заведения (за исключением букме-
керских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут
быть открыты исключительно в специальных игорных зонах. На
территории Российской Федерации созданы всего четыре игорные
зоны 
— на территориях Алтайского («Сибирская монета»), Красно-
дарского («Азов-Сити») и Приморского края («Приморье), а также
в Калининградской области («Янтарная»). Срок действия игорных
зон неограничен.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

К игорному бизнесу не относится организация и проведение лотерей, торгов-

ля на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках (биржевая
и иная).

Деятельность по организации и проведению азартных игр с использовани-

ем информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»,
а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Таким образом, налог на игорный бизнес взимается с предприни-
мательской деятельности, связанной с извлечением организация-
ми доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азарт-
ных игр и (или) пари, не являющейся реализацией товаров (имуще-
ственных прав), работ или услуг.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудован-
ное в соответствии с правилами азартной игры, где проводит-
ся азартная игра с любым количеством участников азартной иг-
ры и только с одним работником организатора азартной игры,
участвующим в указанной игре.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Налогоплательщиками (ст. 365 НК РФ) признаются организации, осуществля-

ющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (до 2012 г.
налогоплательщиками могли быть и предприниматели
).

Объекты и ставки налогообложения:

1) игровой стол (то есть игровое оборудование, которое представляет со-

бой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи ко-
торого организатор азартных игр проводит азартные игры между их
участниками либо выступает в качестве их участника через своих работ-
ников) 
подлежит налогообложению по ставкам налога в пределах от 25000
до 125000 рублей;

2) игровой автомат (игровое оборудование (механическое, электрическое,

электронное или иное техническое оборудование), используемое для про-
ведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяет-


background image

3.2 Налог на игорный бизнес

59

ся случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого
игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его
работников) 
— от 1500 до 7500 рублей;

3) процессинговый центр тотализатора или букмекерской конторы (часть

игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет
ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует
результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате
выигрышей, осуществляет представление информации о принятых став-
ках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора или букмекер-
ской конторы) 
— от 25000 до 125000 рублей;

4) пункт приема ставок тотализатора или букмекерской конторы (терри-

ториально обособленная часть игорного заведения, в которой организа-
тор азартных игр организует заключение пари между участниками дан-
ного вида азартных игр и осуществляет представление информации о при-
нятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинго-
вый центр тотализатора) 
— от 5 000 до 7 000 рублей.

Конкретные налоговые ставки устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе

по месту установки (месту нахождения) этого объекта налогообложения не позднее
чем за два дня до даты установки (каждого объекта налогообложения).

Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по ме-

сту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества
объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (откры-
тия) или выбытия (закрытия) каждого объекта налогообложения.

Объект налогообложения считается зарегистрированным (выбывшим, закры-

тым) с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о ре-
гистрации объекта (объектов) налогообложения (о регистрации изменений (умень-
шений) количества объектов налогообложения).

Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления

выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с измене-
нием количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Налоговая база (ст. 367 НК РФ) определяется отдельно по каждому объекту

налогообложения как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговым периодом (ст. 368 НК РФ) признается календарный месяц.

Порядок исчисления и уплаты налога

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произве-

дение налоговой базы и ставки налога.

В случае если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка

налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых
полей.

При установке или открытии нового объекта выбытии или закрытии объекта

налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода, сумма налога
по этому объекту определяется исходя из одной второй ставки налога.


background image

60

Глава 3. Региональные налоги

Налог уплачивается по итогам налогового периода в бюджет по месту реги-

страции в налоговом органе объектов налогообложения, не позднее срока, уста-
новленного для подачи налоговой декларации.

Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налого-

плательщиком в налоговый орган по месту его учета в качестве налогоплательщика
не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 56) доходы от налога на игор-

ный бизнес поступают в бюджет соответствующего субъекта Российской Федера-
ции по нормативу 100%.

3.3 Транспортный налог

В Российской Федерации транспортный налог был введен Указом Президента

РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюд-
жетов различных уровней» и взимался с предприятий учреждений и организаций
(кроме бюджетных) в размере 1% от их фонда оплаты труда

1

. В 1997 году Указом

Президента РФ

2

транспортный налог был отменен, однако физические лица и ор-

ганизации продолжали уплачивать налог с владельцев транспортных средств в со-
ответствии с Законом «О дорожных фондах в Российской Федерации». С организа-
ций, учреждений и предприятий взимался налог как с пользователей автомобиль-
ных дорог. Доходы от уплаты указанных налогов поступали в дорожные фонды

3

.

Более того, водно-воздушные транспортные средства были включены в число объ-
ектов налогообложения в силу Закона РФ «О налогах на имущество физических
лиц» и физические лица уплачивали налог в зависимости от мощности мотора
транспортного средства

4

.

В рамках налоговой реформы налог с владельцев транспортных средств и на-

лог с пользователей автомобильных дорог были отменены в 2003 году в связи
с вступлением в силу гл. 28 НК РФ «Транспортный налог».

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии

с НК и законами субъектов Российской Федерации об этом налоге и обязателен
к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В полномочия законодательных органов субъектов Российской Фе-
дерации входит определение налоговой ставки в пределах, уста-
новленных гл. 28 НК РФ, порядка и сроков его уплаты.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных

уровней : Указ Президента Рос. Федерации от 22.12.1993 г. №2270 // Собрание актов Президента
и Правительства РФ. 1994. №1. Ст. 5.

2

О признании утратившими силу некоторых Указов Президента РФ : Указ Президента Рос.

Федерации от 15.11.1997 г. №1233 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. №47. Ст. 5379.

3

О дорожных фондах в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 18.10.1991.

№1759-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №44. Ст. 1426.

4

О налогах на имущество физических лиц : закон Рос. Федерации от 9.12.1991 г. №2003-1 //

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. №8. Ст. 362.