ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6357
Скачиваний: 9
Контрольные вопросы по главе 2
51
физические лица за государственную регистрацию рождения, смерти,
включая выдачу свидетельств (п. 1 ст. 333.39 НК РФ) и др.;
2) предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
по ходатайству заинтересованного лица на срок, не превышающий 1 год
(по общему правилу). На сумму государственной пошлины, в отношении
которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются
в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка
(ст. 333.41 НК РФ).
Проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в го-
сударственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состоя-
ния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков
действия, за осуществление которых в соответствии с гл. 25.3 НК РФ взимается
государственная пошлина, осуществляют налоговые органы (ст. 333.42 НК РФ).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 2
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Назовите объекты обложения сборами за пользование объектами животно-
го мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
2. В чем проявляется особенность процедуры уплаты сборов за пользование
объектами животного мира и за пользование объектами водных биологи-
ческих ресурсов?
3. Что такое государственная пошлина?
4. Перечислите условия, порядок и сроки уплаты государственной пошлины.
5. Какие льготы по уплате государственной пошлины предусмотрены Нало-
говым кодексом РФ?
Глава 3
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
В соответствии со ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся:
налог на имущество организаций;
налог на игорный бизнес;
транспортный налог.
3.1 Налог на имущество организаций
Налог на имущество юридических лиц впервые был введен Законом Россий-
ской Федерации от 13 декабря 1991 г.
1
, в соответствии с которым было предусмот-
рено налогообложение имущества в его стоимостном выражении, находящегося
на балансе предприятия и представляющего собой совокупность основных и обо-
ротных средств и финансовых активов. В 1992–1993 гг. в число объектов нало-
га на имущество включались расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги.
С 1 января 1994 года до 1 января 2004 года налогообложению подлежали основ-
ные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе
налогоплательщика.
С 2004 г. вступила в действие глава 30 НК РФ, которая в настоящее время
регулирует отношения имущественного налогообложения организаций.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В соответствии с нормами указанной главы (ст. 372 НК РФ) налог
на имущество организаций устанавливается налоговым кодексом
и законами субъектов Российской Федерации, которые определяют
ставку налога в пределах, установленных гл. 30 НК РФ, порядок
и сроки уплаты налога, а также могут предусматривать налоговые
льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1
О налоге на имущество предприятий : закон Рос. Федерации от 13.12.1991 №2030-1 // Ведо-
мости СНД и ВС Рос. Федерации. 1992. №12. Ст. 599.
3.1 Налог на имущество организаций
53
Ограничение на федеральном уровне права региональных органов в сфере на-
логообложения является важнейшей юридической гарантией обеспечения право-
вых основ единого рынка и финансового регулирования
1
.
Налогоплательщиками признаются (ст. 373 НК РФ):
1) российские организации;
2) иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской
Федерации через постоянные представительства и имеющие в собствен-
ности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на
континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной эко-
номической зоне Российской Федерации.
Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организатора-
ми XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи,
а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олим-
пийского комитета, в отношении имущества, используемого ими исключительно
в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских и XI Паралимпийских
зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклимати-
ческого курорта.
Объектом налогообложения признается (ст. 374 НК РФ):
1) движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, передан-
ное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное
управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по кон-
цессионному соглашению), учитываемое на балансе российских организа-
ций в качестве основных средств в порядке, предусмотренном для ведения
бухгалтерского учета;
2) движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных
средств, имущество, полученное по концессионному соглашению, — для
иностранных организаций, осуществляющих деятельность на террито-
рии Российской Федерации через постоянные представительства;
3) находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имуще-
ство, принадлежащее иностранным организациям, не осуществляющим
деятельность на территории Российской Федерации через постоянные
представительства на праве собственности или полученное указанными
организациями по концессионному соглашению.
Не признаются объектом налогообложения:
земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты
и другие природные ресурсы);
имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федераль-
ным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена
военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органа-
ми для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности
и охраны правопорядка в Российской Федерации.
1
Томаров В. В. Правовое регулирование региональных и местных налогов и сборов в Россий-
ской Федерации: дис. . . . канд. юрид. наук. М., 2000.
54
Глава 3. Региональные налоги
Налоговая база (ст. 375 НК РФ) определяется налогоплательщиком самостоя-
тельно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налого-
обложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом нало-
гообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соот-
ветствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным
в учетной политике организации.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных
организаций, не осуществляющих деятельности на территории Российской Феде-
рации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стои-
мость указанных объектов по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым
периодом, по данным органов технической инвентаризации.
Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляю-
щие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обя-
заны сообщать в налоговый орган по месту нахождения указанных объектов све-
дения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, нахо-
дящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в те-
чение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.
Налоговая база определяется отдельно в отношении (ст. 376 НК РФ):
имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения органи-
зации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного пред-
ставительства иностранной организации);
имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего
отдельный баланс;
каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахож-
дения организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный
баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
В случае, если недвижимое имущество находится на территориях разных субъ-
ектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации
и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе
РФ или в исключительной экономической зоне РФ), налоговая база определяется
отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Рос-
сийской Федерации в части, пропорциональной доле стоимости этого недвижимо-
го имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а от-
четными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев ка-
лендарного года. При этом законодательный орган субъекта РФ при установлении
налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки (ст. 380 НК РФ) устанавливаются законами субъектов РФ
и не могут превышать 2,2%.
3.1 Налог на имущество организаций
55
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, в Томской области установлена основная ставка в размере 2,2%
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависи-
мости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, подлежащего налого-
обложению.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, в Законе Томской области ставки дифференцированы в зависимости от
прироста объема выручки и объема фонда заработной платы в организациях и пре-
дусмотрены в размерах 1,6%, 0,8%, 0%
2
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Налоговые льготы (ст. 381 НК РФ) предусмотрены в виде освобождения от
налогообложения и установлены:
1) для некоторых видов организаций — в отношении имущества, используемо-
го для осуществления их деятельности (так, освобождаются от уплаты на-
лога на имущество организаций учреждения уголовно-исполнительной си-
стемы; религиозные организации; общероссийские общественные органи-
зации инвалидов; организации, основным видом деятельности которых яв-
ляется производство фармацевтической продукции; организации, призна-
ваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным зако-
ном «Об инновационном центре “Сколково”»; организации, признаваемые
управляющими компаниями особых экономических зон (в течение 10 лет), и др.;
2) в отношении некоторых объектов налога на имущество (так, не призна-
ется объектом имущество специализированных протезно-ортопедических
предприятий; имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юриди-
ческих консультаций; имущество государственных научных центров и др.).
Необходимо отметить, что законодательные органы субъекта Российской Фе-
дерации могут устанавливать иные налоговые льготы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Например, в Томской области согласно Закону №148-ОЗ дополнительно осво-
бождаются от налогообложения органы государственной власти и местного са-
моуправления, казенные, бюджетные и автономные учреждения; организации по
1
О налоге на имущество организаций : закон Томской области от 27.11.2003 №148-ОЗ // Том-
ский вестник. 2003. №264.
2
О налоге на имущество организаций : закон Томской области от 27.11.2003 №148-ОЗ // Том-
ский вестник. 2003. №264.