Файл: Налоговое право РФ. Особенная часть - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6361

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

3.3 Транспортный налог

61

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут

также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.

Налогоплательщиками (ст. 357 НК РФ) признаются лица, на которых в со-

ответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транс-
портные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Налогоплательщиком по транспортным средствам, зарегистрированным на фи-

зических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на
право владения и распоряжения транспортным средством, является лицо, указан-
ное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные
транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства
о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII

Олимпийских, Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также лица,
являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета.

Объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мото-

циклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на
пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, па-
русные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамо-
ходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства,
зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

ˆ весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не

свыше 5 лошадиных сил;

ˆ автомобили легковые, специально оборудованные для использования инва-

лидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 ло-
шадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы
социальной защиты населения;

ˆ промысловые морские и речные суда;
ˆ пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящи-

еся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления) организаций, основным видом деятельности которых являет-
ся осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

ˆ тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины

(молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, ма-
шины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной
помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохо-
зяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйствен-
ных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

ˆ транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения

или оперативного управления федеральным органам исполнительной вла-
сти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней
служба;


background image

62

Глава 3. Региональные налоги

ˆ транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтвержде-

ния факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным
органом;

ˆ самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
ˆ суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Налоговая база определяется (ст. 359 НК РФ):

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность

двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

ˆ в отношении воздушных транспортных средств, для которых опре-

деляется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая
тяга реактивного двигателя 
(суммарная паспортная статическая тяга
всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на
взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств,

для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость
в регистровых тоннах
;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных

выше, — как единица транспортного средства.

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Налоговым периодом (ст. 360 НК РФ) признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями,

признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе не устанав-

ливать отчетные периоды.

Налоговые ставки (ст. 361 НК РФ) устанавливаются законами субъектов Рос-

сийской Федерации соответственно в зависимости от типа транспортного сред-
ства, мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости
транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лоша-
диную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы
тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или
единицу транспортного средства. В налоговом кодексе РФ определены размеры на-
логовых ставок для каждого объекта налогообложения. Однако эти размеры нало-
говых ставок могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской
Федерации, но не более чем в десять раз.

Например, в соответствии с НК РФ ставка налога для легковых автомобилей

с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) составляет 2,5 руб. (в то время
как в Томской области в силу Закона «О транспортном налоге» (ст. 6)

1

составляет

5 руб.); мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя свыше 35 л. с. (свыше
25,74 кВт) — 5 руб. (в Томской области — 11 руб.); катеров, моторных лодок и дру-
гих водных транспортных средств с мощностью двигателя свыше 100 л. с. (свы-
ше 73,55 кВт) — 20 руб. (в Томской области — 53 руб.); гидроциклов с мощностью

1

О налогах на имущество физических лиц : закон Рос. Федерации от 9.12.1991 г. №2003-1 //

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. №8. Ст. 362.


background image

3.3 Транспортный налог

63

двигателя свыше 100 л. с. — 50 руб. (в Томской обрасти — 148,5 руб.); самолетов,
вертолетов и иных воздушных судов, имеющих двигатели, — 25 руб. (в Томской
области — 106,5 руб.) с каждой лошадиной силы; водных и воздушных транспорт-
ных средств, не имеющих двигателей, — 200 руб. (в Томской области 423,5 руб.)
с единицы транспортного средства и др.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Более того, субъектам Российской Федерации предоставлено пра-
во на установление дифференцированных налоговых ставок в от-
ношении каждой категории транспортных средств, а также с уче-
том срока использования транспортных средств и (или) их эколо-
гического класса.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Необходимо подчеркнуть, что в компетенцию законодательных
органов субъектов Российской Федерации входит установление
льгот по уплате транспортного налога.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Например, Законом Томской области «О транспортном налоге» (ст. 9)

1

гаран-

тированы льготы в виде освобождения от уплаты транспортного налога для следу-
ющих категорий физических лиц и организаций:

ˆ общеобразовательные учреждения, в том числе дошкольные образователь-

ные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения
для детей-сирот, финансируемые из областного бюджета;

ˆ лечебно-профилактические учреждения;
ˆ стационарные учреждения социального обслуживания (например, дома-

интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты);

ˆ учреждения социальной защиты населения и социального обслуживания;
ˆ спортивно-технические организации в части спортивно-тренировочной

техники;

ˆ лечебно-производственные предприятия, занимающиеся проведением тру-

довой терапии лиц, страдающих психическими расстройствами, в том чис-
ле инвалидов;

ˆ ветераны Великой Отечественной войны. Льгота предоставляется по одно-

му транспортному средству по выбору налогоплательщика;

1

О транспортном налоге : закон Томской области от 04.10.2002 №77-ОЗ // Официальные ве-

домости Государственной Думы Томской области (сборник нормативных правовых актов). 2002.
№11 (72).


background image

64

Глава 3. Региональные налоги

ˆ реабилитированные граждане и лица, пострадавшие от политических ре-

прессий. Льгота предоставляется по одному транспортному средству по
выбору налогоплательщика;

ˆ пенсионеры. Льгота предоставляется в отношении одного транспортного

средства, указанного в строке «Другие самоходные транспортные средства,
машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», по выбору
налогоплательщика;

ˆ граждане, подвергшиеся воздействию радиации. Льгота предоставляется

по одному транспортному средству по выбору налогоплательщика;

ˆ организации в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе

организации-резидента особой экономической зоны технико-внедренческо-
го типа, созданной на территории г. Томска, в течение десяти лет, начиная
с первого числа месяца, в котором указанное лицо было зарегистрировано
в качестве резидента особой экономической зоны;

ˆ лица, удостоенные почетного звания «Почетный гражданин Томской обла-

сти». Льгота предоставляется по одному транспортному средству по выбо-
ру налогоплательщика и др.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Порядок исчисления налога (ст. 362 НК РФ)

Сумма транспортного налога исчисляется в отношении каждого транспортного

средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки:

ˆ для налогоплательщиков, являющихся организациями, — самостоятельно;
ˆ для физических лиц — налоговыми органами на основании сведений, ко-

торые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими
государственную регистрацию транспортных средств на территории Рос-
сийской Федерации (то есть органами государственной инспекции безопас-
ности дорожного движения).

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансо-

вых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной
четвертой произведения соответствующей налоговой базы и соответствующей на-
логовой ставки.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств,

обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспорт-
ных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах,
а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение
10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Более того, органы, осуществляющие государственную регистрацию транс-

портных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахожде-
ния сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистри-
рованы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календар-
ного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных
с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.


background image

Контрольные вопросы по главе 3

65

Порядок и сроки уплаты налога (ст. 363 НК РФ)

Уплата налога по налогу производится налогоплательщиками по месту нахож-

дения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами
субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся органи-

зациями, не может быть установлен ранее 1 февраля года (в Томской области до
10 марта
), следующего за истекшим налоговым периодом, для физических лиц —
не ранее 1 ноября года (в Томской области до 10 ноября), следующего за истекшим
налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспорт-

ный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым орга-
ном. Причем уведомление не может быть направлено более чем за три налоговых
периода. Соответственно налог уплачивается не более чем за три налоговых пери-
ода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи

с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в по-
рядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового пе-

риода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств
налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за ис-
текшим налоговым периодом (ст. 363.1 НК РФ).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 56) доходы от транспортного

налога поступают в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации по
нормативу 100%.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 3

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. В чем заключается компетенция органов законодательной власти субъектов

Российской Федерации при установлении ими на территории соответству-
ющего субъекта РФ налога на имущество организаций и транспортного
налога?

2. Что признается объектом налогообложения по налогу на имущество рос-

сийских и иностранных организаций?

3. Дайте определение понятиям «игорный бизнес», «игорная зона», «налог на

игорный бизнес», «игровое поле», «игровой стол», «выигрыш», «лотерея».

4. В чем заключается специфика определения налоговой базы по налогу на

игорный бизнес?

5. Охарактеризуйте обязательные и факультативные элементы транспортного

налога.