ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6363
Скачиваний: 9
Глава 4
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц.
4.1 Земельный налог
С принятием в 1991 году Закона «О плате за землю»
1
использование земли
в Российской Федерации осуществляется на основе принципа платности. Формами
платы в настоящее время являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ
2
земельный налог является
формой платы за использование земли в Российской Федерации до введения нало-
га на недвижимость.
Земельный налог относится к прямым местным налогам, взимаемым на по-
стоянной и регулярной основе с собственников земли, землепользователей (кроме
арендаторов) и землевладельцев. С 2005 года правовое регулирование этого на-
лога осуществляется на основании Налогового кодекса РФ (гл. 31), нормативно-
правовых актов законодательных органов муниципальных образований, законов
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и обязателен к уплате
на территориях этих муниципальных образований и городов федерального значения.
1
О плате за землю : закон Рос. Федерации от 11.10.1991 №1738-1 // Ведомости СНД и ВС РФ.
1991. №44. Ст. 1424.
2
Земельный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 25.10.2001 №136-
ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №44. Ст. 4147.
4.1 Земельный налог
67
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных об-
разований (законодательные органы государственной власти горо-
дов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) опреде-
ляют налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок
и сроки уплаты налога (если они не определены НК). При этом
они могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок
их применения, включая установление размера не облагаемой на-
логом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Налогоплательщиками (ст. 388 НК РФ) признаются организации и физические
лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоян-
ного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее пае-
вой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие ком-
пании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот пае-
вой инвестиционный фонд.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отно-
шении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного
пользования или переданных им по договору аренды.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
С 1998 года права на земельные участки подлежат государствен-
ной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Феде-
ральным законом «О государственной регистрации прав на недви-
жимое имущество и сделок с ним»
1
и удостоверяются соответ-
ствующими документами о праве пользования землей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Объектом налогообложения (ст. 389 НК РФ) признаются земельные участ-
ки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов
Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки:
1) в составе земель лесного фонда;
2) изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской
Федерации: занятые особо ценными объектами культурного наследия на-
родов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемир-
ного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археоло-
гического наследия;
4) занятые находящимися в государственной собственности водными объек-
тами в составе водного фонда.
1
О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : федер. закон
Рос. Федерации от 21.07.1997 №122-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. №30.
Ст. 3594.
68
Глава 4. Местные налоги
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как
его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налого-
вым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве
общей собственности на земельный участок в случае, если налогоплательщиками
признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Если земельный участок находится в общей долевой собственности, то нало-
говая база определяется для каждого из налогоплательщиков пропорционально их
долям. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то
налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков в равных долях.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с зе-
мельным законодательством РФ. Так, согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ
1
, для
ее определения проводится государственная кадастровая оценка земель. По ре-
зультатам проведения такой оценки кадастровая стоимость земельных участков
в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимо-
сти доводится бесплатно до сведения налогоплательщиков по их письменному за-
явлению территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости
2
.
Кроме того, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государствен-
ного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним в целях налогообложения, обязаны:
информировать налоговые органы о государственной регистрации земель-
ного участка в течение 10-ти дней со дня такой регистрации;
сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках ежегодно
до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, по состоянию на
1 января года, являющегося налоговым периодом.
Информация о кадастровой стоимости содержится в специальном государ-
ственном информационном ресурсе — государственном кадастре недвижимости,
ведение которого осуществляется на основании Федерального закона «О государ-
ственном кадастре недвижимости»
3
.
Налогоплательщики — организации, индивидуальные предприниматели (в от-
ношении земельных участков, используемых для предпринимательской деятель-
ности) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений госу-
дарственного кадастра недвижимости.
Налоговая база по земельному участку физических лиц определяется налоговы-
ми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы
органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадаст-
ра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним.
Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ к отдельным категориям налогоплательщиков при-
меняются налоговые вычеты в виде уменьшения налогооблагаемой базы на сум-
1
Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №44. Ст. 4147.
2
О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплатель-
щиков : постановление Правительства Рос. Федерации от 07.02.2008 №52 // Собр. законодательства
Рос. Федерации. 2008. №6. Ст. 508.
3
О государственном кадастре недвижимости : федер. закон Рос. Федерации от 24.07.2007 №221-
ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. №31. Ст. 4017.
4.1 Земельный налог
69
му в размере 10 тысяч руб. на одного налогоплательщика на территории одного
муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-
Петербурга. Право на налоговый вычет имеют: герои России; герои СССР; инва-
лиды I и II групп; инвалиды детства; ветераны и инвалиды Великой Отечественной
войны, также ветераны и инвалиды боевых действий; граждане, подвергшиеся воз-
действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; физические
лица, получившие лучевую болезнь в результате испытаний, учений и иных работ,
связанных с любыми видами ядерных установок, и др.
Если размер необлагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы
по земельному участку, налоговая база принимается равной нулю.
Налоговым периодом (ст. 393 НК РФ) признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и предприни-
мателей признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного го-
да. При этом законодательные органы муниципальных образований, городов феде-
рального значения Москвы и Санкт-Петербурга вправе не устанавливать отчетный
период.
Налоговые ставки (ст. 394 НК РФ) устанавливаются нормативными правовы-
ми актами представительных органов муниципальных образований, городов феде-
рального значения Москвы и Санкт-Петербурга и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к зем-
лям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях
и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструкту-
ры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в пра-
ве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящий-
ся к жилищному фонду и объектами инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жи-
лищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйст-
ва, садоводства, огородничества или животноводства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, пре-
доставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных
нужд.
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
На территории муниципального образования «город Томск» в настоящее вре-
мя в отношении указанных земельных участков установлены налоговые ставки,
аналогичные налоговым ставкам, предусмотренным в Налоговом кодексе РФ
1
.
1
О взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск» :
решение Думы г. Томска от 21.09.2010 №1596 // http://www.regionz.ru/index.php?ds=1832241.
70
Глава 4. Местные налоги
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Допускается установление дифференцированных налоговых ста-
вок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного ис-
пользования земельного участка.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, на территории города Томска, в отношении земельных участков, предо-
ставленных для строительства и эксплуатации индивидуальных гаражей для хра-
нения личных легковых автомобилей, предусмотрена ставка в размере 0,9%
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ст. 395 НК РФ установлен широкий перечень налоговых льгот. В частности,
от налогообложения освобождаются:
организации уголовно-исполнительной системы;
религиозные и общественные организации инвалидов;
организации, в отношении земельных участков, занятых государственными
автомобильными дорогами общего пользования;
организации народных художественных промыслов;
организации малочисленных народов севера;
организации-участники проекта Сколково в отношении земельных участ-
ков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково»
и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения
возложенных на эти организации функций;
организации-резиденты особой экономической зоны в отношении земель-
ных участков, расположенных на территории особой экономической зоны,
сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каж-
дый земельный участок;
судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-
производственной особой экономической зоны, в отношении земельных
участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и исполь-
зуемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями,
сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких
организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на
десять лет.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как уже отмечалось выше, в финансовую компетенцию органов
местного самоуправления входит установление дополнительных
преимуществ для определенных категорий налогоплательщиков.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1
http://www.sibinfo.su/tmsk/officiality/803.html.