ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6360
Скачиваний: 9
4.1 Земельный налог
71
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, согласно Решению Думы города Томска «О взимании земельного налога
на территории муниципального образования»
1
, предусмотрены налоговые льготы:
1) в виде полного освобождения от уплаты земельного налога. Предостав-
ляются пенсионерам — в отношении земельных участков, предоставлен-
ных для садоводства и огородничества; собственникам жилых помещений
в многоквартирных домах — в отношении принадлежащих им долей в пра-
ве на прошедшие после 01.01.2009 государственный кадастровый учет зе-
мельные участки, образованные для эксплуатации многоквартирных до-
мов, и др;
2) в виде возможности уплачивать земельный налог в пониженном размере
гарантированы:
организациям и предпринимателям в отношении земельных участков,
предоставленных для захоронения токсичных, промышленных отхо-
дов, — в размере 0,3 процента;
физическим лицам, а также некоммерческим объединениям граждан,
созданным в целях осуществления садоводства, огородничества и экс-
плуатации коллективных овощехранилищ, в отношении земельных
участков, предоставленных для садоводства и огородничества, —
в размере 0,1 процента;
органам местного самоуправления, органам администрации Города
Томска, казенным, бюджетным и автономным учреждениям в отно-
шении земельных участков, используемых для целей их основной де-
ятельности, — в размере 0,01 процента;
физическим лицам в отношении земельных участков, предоставлен-
ных для ведения личного подсобного хозяйства, эксплуатации инди-
видуальных жилых домов, — в размере 0,15 процента;
организациям и индивидуальным предпринимателям в отношении зе-
мельных участков, предоставленных для эксплуатации объектов не-
движимого имущества, относящегося к объектам спорта, а также дет-
ских садов и других объектов для дошкольного образования детей —
в размере 0,5 процента и др.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Порядок исчисления налога (ст. 396 НК РФ)
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответству-
ющая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
1
http://www.sibinfo.su/tmsk/officiality/803.html.
72
Глава 4. Местные налоги
Органы местного самоуправления в своих нормативно-правовых актах могут
предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчис-
лять и не уплачивать авансовые платежи по налогу. Например в г. Томске такими
субъектами являются некоммерческие объединения граждан, созданные в целях
дачного, гаражного, жилищного строительства, осуществления садоводства, ого-
родничества, эксплуатации коллективных овощехранилищ
1
.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели исчисля-
ют сумму налога и авансовые платежи по налогу самостоятельно.
Сумма налога и авансового платежа по налогу, подлежащие уплате в бюджет
налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, исчисляются налоговыми
органами.
В НК РФ зафиксированы случаи исчисления суммы земельного налога с уче-
том понижающих (повышающих) коэффициентов при возникновении (прекраще-
нии) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода прав на зе-
мельный участок (например, при переходе земельного участка по наследству к фи-
зическому лицу налог исчисляется с того месяца, когда было открыто наследство).
Порядок уплаты налога (ст. 397 НК РФ)
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту на-
хождения земельных участков.
Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются нормативно-правовыми ак-
тами органов местного самоуправления, но не ранее 1 февраля для организаций
и индивидуальных предпринимателей, а для физических лиц — не ранее 1 ноября.
Так, в Решении Думы г. Томска предусмотрено, что организации и индивидуаль-
ные предприниматели уплачивают земельный налог в срок не позднее 10 февраля,
а физические лица — не позднее 10 ноября
2
.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые пла-
тежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа
муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. В г. Томске авансовые платежи упла-
чиваются в пятидневный срок после окончания отчетного периода
3
.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на
основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налогоплательщики — организации и предприниматели по истечении налого-
вого периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного
участка налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля.
Налог может быть взыскан не более чем за 3 года. Аналогичный срок установ-
лен для его возврата или зачёта.
Согласно ст. 61 Бюджетного кодекса РФ доходы от уплаты земельного налога,
устанавливаемого представительными органами поселений, поступают в бюдже-
ты поселений по нормативу 100%. В бюджеты муниципальных районов подлежат
зачислению доходы от уплаты земельного налога на межселенных территориях,
1
http://www.sibinfo.su/tmsk/officiality/803.html.
2
http://www.sibinfo.su/tmsk/officiality/803.html.
3
http://www.sibinfo.su/tmsk/officiality/803.html.
4.2 Налог на имущество физических лиц
73
устанавливаемого представительными органами муниципальных районов, по нор-
мативу 100% (ст. 61.1 БК РФ). В бюджеты городских округов зачисляются нало-
говые доходы от уплаты земельного налога, устанавливаемого представительными
органами городских округов, по нормативу 100% (ст. 61.2 БК РФ).
4.2 Налог на имущество физических лиц
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В Российской Федерации налог на имущество физических лиц
введен в 1991 году Законом РФ «О налогах на имущество фи-
зических лиц»
1
и до настоящего времени не включен в отдельную
главу части второй Налогового кодекса РФ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Первоначально в объекты данного налога были выделены строения, помеще-
ния и сооружения, а также транспортные средства. Значительные изменения в на-
логообложение имущества физических лиц были внесены в 1999 году, когда вза-
мен общей ставки в размере 0,1% на строения, помещения и сооружения были
регламентированы дифференцированные ставки в зависимости от величины сто-
имости указанного имущества. Более того, круг объектов налогообложения был
существенно увеличен. С 2003 года в связи с введением гл. 28 НК РФ «Транспорт-
ный налог» из числа объектов были исключены самолеты, вертолеты, теплоходы,
яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные
средства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Исходя из положений налогового законодательства Российской
Федерации (ст. 12 НК РФ) в финансовую компетенцию законо-
дательных органов местного самоуправления в порядке и преде-
лах, предусмотренных Законом «о налогах на имущество физи-
ческих лиц», входит установление следующих элементов налого-
обложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Кроме того, представительные органы муниципальных образова-
ний, органы государственной власти городов федерального значе-
ния Москвы и Санкт-Петербурга имеют право устанавливать на-
логовые льготы и основания для их использования налогоплатель-
щиками
2
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Налогоплательщиками (ст. 1 Закона «О налогах на имущество физических
лиц») признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого
объектом налогообложения.
1
О налогах на имущество физических лиц : закон Рос. Федерации от 09.12.1991 №2003-1 //
Рос. газ. 1992. №36.
2
О порядке установления и введения в действие местных налогов : письмо Минфина России
от 3.08.2005 г. №03-06-02-02/57 // Финансовая газета (Региональный выпуск). 2005. №36.
74
Глава 4. Местные налоги
Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физи-
ческих лиц, налогоплательщиком считается каждое из них соразмерно своей доле
в этом имуществе. Аналогично определяются налогоплательщики, если имуще-
ство находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий
(организаций). Однако если имущество находится в общей совместной собствен-
ности нескольких физических лиц, на них возложена равная ответственность по
исполнению налоговой обязанности.
Объекты налогообложения (ст. 2 Закона «О налогах на имущество физических
лиц») являются:
жилые дома;
квартиры;
комнаты;
дачи;
гаражи;
иные строения, помещения и сооружения;
доли в праве общей собственности на указанное имущество.
Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения
является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органа-
ми технической инвентаризации
1
.
Согласно ст. 3 Закона «О налогах на имущество физических лиц» установлены
предельные ставки налога на строения, помещения и сооружения в дифференци-
рованных размерах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости
имущества:
до 300 тыс. руб. — до 0,1%;
от 300 тыс. до 500 тыс. руб. — от 0,1 до 0,3%;
свыше 500 тыс. руб. — от 0,3 до 2,0%.
В рамках предусмотренных пределов конкретные ставки устанавливаются нор-
мативными правовыми актами представительных органов местного самоуправле-
ния в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости указанного иму-
щества и типа использования объекта налогообложения
2
.
При этом органы местного самоуправления могут учитывать и другие крите-
рии, например тип использования имущества.
1
По применению Закона Рос. Федерации «О налогах на имущество физических лиц» : ин-
струкция МНС РФ от 02.11.1999 г. №54 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. 2000. №6.
2
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. №6.
4.2 Налог на имущество физических лиц
75
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, в соответствии с Решением Думы города Томска «Об установлении на
территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество фи-
зических лиц»
1
предусмотрены ставки налога на имущество:
1) жилого типа использования (до 300 тыс. руб. — 0,1%; свыше 300 до 500 тыс.
руб. — 0,11%; свыше 500 до 1 млн руб. — 0,32%; свыше 1 до 1 млн 600 тыс.
руб. — 0,33%; свыше 1 млн 600 тыс. до 2 млн руб. — 0,43%; свыше 2 млн
до 3 млн руб. — 0,53%; свыше 3 млн руб. — 1,08%);
2) нежилого типа использования (до 300 тыс. — 0,1%; свыше 300 до 500 тыс.
руб. — 0,3 %; свыше 500 тыс. руб. — 2%);
3) жилого типа использования в отношении малоимущих граждан (до 500 тыс.
руб. — 0 %; свыше 500 тыс. до 1 млн руб. — 0,1%);
4) нежилого типа использования в отношении малоимущих граждан (до
200 тыс. руб. — 0%).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Малоимущими гражданами являются граждане, среднедушевой доход которых
ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Администрацией Томской области.
Налоговые льготы (ст. 4 Закона «О налогах на имущество физических лиц»)
установлены как для всех объектов налогообложения, так и по некоторым видам
имущества.
В отношении всех объектов налогообложения от уплаты налога освобождаются:
Герои Советского Союза и Российской Федерации и лица, награжденные
орденом Славы трех степеней, участники гражданской и Великой Отече-
ственной войн и др.;
инвалиды I и 2 групп и инвалиды с детства; лица, получающие льготы
как подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чер-
нобыльской АЭС и других подобных аварий; лица, принимавшие участие
в испытаниях ядерного оружия, в ликвидации аварий на ядерных установ-
ках; лица, уволенные с военной службы по достижении предельного воз-
раста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи
с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительно-
сти военной службы 20 лет и более; члены семьи военнослужащего, поте-
рявшие кормильца.
Помимо этого, освобождаются от налога на строения, помещения и сооружения:
пенсионеры; граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афгани-
стане и других странах, в которых велись боевые действия; родители и су-
1
О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 14.07.2010 №1541 «Об установле-
нии на территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество физических
лиц» : решение Думы города Томска от 14 августа 2012 г. №463 // КонсультантПлюс: справ. право-
вая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2013. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.
ун-та.