ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6356
Скачиваний: 9
5.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
81
налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от
предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемо-
го с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, 4
и 5 ст. 224 НК РФ);
налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, использу-
емого для осуществления предпринимательской деятельности);
налога на добавленную стоимость (за исключением налога, уплачиваемо-
го при ввозе товаров на территорию Российской Федерации или уплачи-
ваемого при осуществлении операций в соответствии с договором просто-
го товарищества, договором доверительного управления имуществом или
концессионным соглашением в силу ст. 174.1 НК РФ).
Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными пред-
принимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога,
в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законо-
дательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налогоплательщиками ЕСХН (346.1 НК РФ) являются сельскохозяйственные
товаропроизводители, которыми признаются:
1) организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельско-
хозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последую-
щую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основ-
ных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в об-
щем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и ин-
дивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведен-
ной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее пер-
вичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья
собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие,
сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, жи-
вотноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным
законом от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной коопе-
рации»
1
, у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной про-
дукции собственного производства членов данных кооперативов, включая
продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперати-
вами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов
этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов дан-
ных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (ра-
бот, услуг) не менее 70 процентов;
2) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации,
рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при
соблюдении ими следующих условий:
если средняя численность работников не превышает за налоговый пе-
риод 300 человек (кроме градо- и поселкообразующих организаций);
1
О сельскохозяйственной кооперации : федер. закон Рос. Федерации от 08.12.1995 №193-ФЗ //
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. №50. Ст. 4870.
82
Глава 5. Специальные налоговые режимы
если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода
от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) про-
изведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции
из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период
не менее 70 процентов;
если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового
флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют
их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-
чартера).
Не вправе переходить на уплату ЕСХН:
1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся произ-
водством подакцизных товаров;
2) организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфе-
ре игорного бизнеса;
3) казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину рас-
ходов. Организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы
от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные
доходы. Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообло-
жения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности на
основании данных бухгалтерского учета.
Налоговой базой (ст. 346.6 НК РФ) признается денежное выражение доходов,
уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы
и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на
сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом
налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые
периоды в течение 10 лет.
Налоговым законодательством определены правила определения налогообла-
гаемой базы при переходе на уплату ЕСХН с иных режимов (ст. 346.6 НК РФ).
Налоговым периодом (ст. 346.7 НК РФ) признается календарный год. Отчетный
период равен полугодию.
Налоговая ставка (ст. 346.8 НК РФ) устанавливается в размере 6%.
Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного
налога (ст. 346.9 НК РФ)
Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая нало-
говой ставке процентная доля налоговой базы.
Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются
не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Налого-
вые платежи по ЕСХН осуществляются не позднее 31 марта года, следующего
за истекшим налоговым периодом, а в случае прекращения налогоплательщиком
предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, — не позднее
5.2 Упрощенная система налогообложения
83
25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором им прекращена указанная
деятельность.
Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по едино-
му сельскохозяйственному налогу производится налогоплательщиками на основа-
нии налоговой декларации по местонахождению организации (месту жительства
индивидуального предпринимателя).
Суммы, взимаемые с сельскохозяйственных производителей в виде ЕСХН, рас-
пределяются между бюджетами бюджетной системы РФ следующим образом:
в бюджеты поселений налоговые доходы от уплаты ЕСХН поступают по
нормативу 50 процентов (ст. 61 БК РФ);
в бюджеты муниципальных районов — по нормативу 50 процентов, а нало-
говые доходы от уплаты ЕСХН, взимаемого на межселенных территори-
ях, — по нормативу 100 процентов (ст. 61.1 БК РФ);
в бюджеты городских округов — по нормативу 100 процентов (ст. 61.2 БК РФ).
5.2 Упрощенная система налогообложения
В Российской Федерации упрощенная система налогообложения была введе-
на в 1995 году Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложе-
ния, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
1
, на осно-
вании которого упрощенная система налогообложения, учета и отчетности при-
менялась к субъектам малого предпринимательства с целью содействия развитию
малому бизнесу путем облегчения налогового бремени указанных плательщиков.
С 2003 года УСН регулируется гл. 26.2 НК РФ.
Переход на уплату УСН осуществляется организациями и индивидуальными
предпринимателями в добровольном порядке.
Организации и индивидуальные предприниматели уведомляют о переходе на
УСН налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства
индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, пред-
шествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН (п. 1
ст. 346.13 НК РФ).
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный
предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогооб-
ложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом
органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Для организаций и индивидуальных предпринимателей переход
на уплату УСН заключается в замене уплаты тех же налогов, что
и при переходе указанных субъектов на уплату ЕСХН.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1
Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпри-
нимательства : федер. закон Рос. Федерации от 29.12.1995 №222-ФЗ // Собр. законодательства Рос.
Федерации. 1996. №1. Ст. 15.
84
Глава 5. Специальные налоговые режимы
Налогоплательщиками (ст. 346.12 НК РФ) признаются организации и индиви-
дуальные предприниматели.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения,
если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомле-
ние о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые
в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн рублей.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестици-
онные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбар-
ды; нотариусы, занимающиеся частной практикой; адвокаты, учредив-
шие адвокатский кабинет, а также иные формы адвокатских образова-
ний; казенные и бюджетные учреждения; иностранные организации;
2) организации и индивидуальные предприниматели:
занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей
и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспро-
страненных полезных ископаемых;
перешедшие на уплату ЕСХН;
средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) пе-
риод превышает 100 человек;
3) организации:
имеющие филиалы и представительства;
занимающиеся игорным бизнесом;
являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн
рублей (учитываются основные средства, которые подлежат аморти-
зации и признаются амортизируемым имуществом);
в которых доля участия других организаций составляет более 25 про-
центов, за исключением:
– организаций, уставный капитал которых полностью состоит из
вкладов общественных организаций инвалидов, если среднеспи-
сочная численность инвалидов среди их работников составляет
не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;
– некоммерческих организаций, в том числе организаций потреби-
тельской кооперации, осуществляющих свою деятельность в со-
ответствии с Законом Российской Федерации «О потребительской
кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Россий-
ской Федерации»
1
; хозяйственных обществ, единственными учре-
дителями которых являются потребительские общества и их союзы;
1
О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Феде-
рации : закон Рос. Федерации от 19.06.1992 №3085-1 // Рос. газ. 1992. №139.
5.2 Упрощенная система налогообложения
85
– учреждений, созданных в соответствии с Федеральным законом
«О науке и государственной научно-технической политике»
1
;
– бюджетных учреждений, созданных в соответствии с Федераль-
ным законом «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании»
2
.
Объектом налогообложения (ст. 346.14 НК РФ) признаются:
доходы;
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком
и может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведо-
мит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором
налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.
Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарище-
ства (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управле-
ния имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, умень-
шенные на величину расходов.
Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают
доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также вне-
реализационные доходы (ст. 346.15 НК РФ).
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы,
указанные ст. 346.16 НК РФ, к которым, в частности, относятся:
расходы на приобретение, сооружение, изготовление, модернизацию и ре-
монт основных средств;
расходы на приобретение и создание нематериальных активов;
арендные (в том числе лизинговые) платежи;
материальные расходы;
расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;
расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества
и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование, обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское
страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации;
суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам);
расходы на обеспечение пожарной безопасности, расходы на услуги по
охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, рас-
ходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной де-
ятельности;
1
О науке и государственной научно-технической политике : федер. закон Рос. Федерации от
23.08.1996 №127-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №35. Ст. 4137.
2
О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон Рос. Федерации
от 22.08.1996 №125-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №35. Ст. 4135.