ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9870
Скачиваний: 30
16
РАЗДЕЛ I. Общая часть трудового права
В систему общественных отношений, входящих в предмет трудового права,
включаются также иные непосредственно связанные с трудовыми отношения (ч. 2
ст. 1 ТК РФ), в число которых включаются отношения:
а) по организации труда и управлению трудом;
б) по трудоустройству у данного работодателя;
в) по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалифи-
кации работников непосредственно у данного работодателя;
г) по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заклю-
чению коллективных договоров и соглашений;
д) по участию работников и профессиональных союзов в установлении усло-
вий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных
законом случаях;
е) материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
ж) по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблю-
дением трудового законодательства (включая законодательство об охране
труда);
з) по разрешению трудовых споров.
Таким образом, предмет трудового права России в настоящее время составляют
две группы общественных отношений: 1) трудовые отношения и 2) отношения,
непосредственно связанные с трудовыми.
1.2.3 Сфера действия трудового права
Различные варианты механизма правового регулирования трудовых отношений
в отдельных случаях приводят к их диффузии, т. е. к смешению различных спосо-
бов юридического воздействия. Этот эффект может быть раскрыт через категорию
сферы действия трудового права. В самом обобщенном смысле сферой действия
трудового права следует считать возможность применения норм трудового пра-
ва к регулированию трудового отношения, которое одновременно подпадает под
действие иных, смежных с трудовым правом, правовых отраслей в случаях, когда
оно не регламентировано (либо регламентировано не в полном объеме) норма-
ми одной из этих отраслей. Данный правовой механизм именуется субсидиарным
(дополнительным) применением права, когда нормы трудового права применяются
по умолчанию. Так, например, трудовые отношения государственных гражданских
служащих регламентируются нормами специального закона, однако нормативные
правовые акты, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям,
связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом
(см. ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной граж-
данской службе Российской Федерации».
В отдельных случаях имеет место иной правовой эффект — разрешенное или
кумулятивное применение права, то есть сочетание различных правовых средств
при регулировании общественного отношения для достижения комплексной за-
дачи. При этом, однако, следует учитывать схожесть и особенности механизма
правового регулирования трудовых отношений. Это относится к трудовым отно-
Глава 1. Понятие трудового права
17
шениям в рамках государственной военной и правоохранительной службы, при ис-
полнении уголовных наказаний, связанных с трудом. В таких случаях (в отличие от
субсидиарного правоприменения) нормы трудового права применяются только при
условии, если это прямо разрешается специальным законом. В частности, статус
осужденного к лишению свободы или обязательным работам по общему правилу
регламентируется нормами УИК РФ. При этом нормы уголовно-исполнительного
права направлены не только на реализацию уголовного наказания, но и на ис-
правление, адаптацию осужденного, в том числе при помощи привлечения его
к труду. Таким образом, при осуществлении осужденным трудовой деятельности
к соответствующим отношениям также применяются нормы ТК РФ (ст. 103–105
Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
1.3 Метод трудового права
Предмет любой правовой отрасли отвечает на вопрос, какой круг обществен-
ных отношений регулирует данная отрасль. Под методом в теории права понима-
ются определенные приемы, способы, средства воздействия права на обществен-
ные отношения. Метод отвечает на вопрос, как данная правовая отрасль осуществ-
ляет свою регулятивную роль.
Метод трудового права обладает рядом характерных признаков, но в науке тру-
дового права нет единого мнения по этому поводу.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Наиболее развернутое понимание метода трудового права пред-
ложил А. И. Процевский, которое с теми или иными модификаци-
ями принято у большинства представителей теории трудового
права:
а) характер взаимодействия сторон, влияющий на правовое
положение субъектов правоотношения (равенство и под-
чинение);
б) степень определенности предоставленных прав исходя из
характера норм трудового права (императивный и диспо-
зитивный);
в) порядок установления прав и обязанностей (законом или
нормативным согашением).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Можно сделать следующий вывод относительно характерных черт метода тру-
дового права России:
1. Сочетание централизованного и локального регулирования общественных
отношений в сфере труда. Этот признак отражает сущность государственно-право-
вого регулирования общественного труда. Посредством централизованного регули-
рования устанавливаются обычно минимум гарантий трудовых прав работников:
определяется мера труда; вводится тарифная система для бюджетников; прини-
маются базовые нормативные акты по вопросам дисциплины (положения о дис-
циплине) и охраны труда. В этом процессе принимают участие высшие органы
18
РАЗДЕЛ I. Общая часть трудового права
государственной власти и государственного управления страны. Принятые в ре-
зультате централизованного правотворчества нормы могут носить как императив-
ный, так и рекомендательный характер. К правовым актам, имеющим централи-
зованный характер, следует также отнести и соглашения как результат отношений
социального партнерства.
Локальное регулирование трудовых отношений связывается в первую очередь
с коллективным договором, заключаемым на уровне организации между работ-
никами и работодателями в лице их представителей. Коллективный договор как
нормативно-правовой акт распространяет свое действие в пределах данной орга-
низации и регулирует вопросы режима рабочего времени и времени отдыха, гра-
фики отпусков, льготы и компенсации сверх предусмотренных законодательством
и др. вопросы.
2. Сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регу-
лирования. Наиболее наглядно этот признак проявляется при воздействии на глав-
ный предмет отрасли — трудовые отношения. Дело в том, что основным юридиче-
ским фактом в трудовом праве следует признать договор, причем как индивиду-
альный, так и коллективный. Посредством договорного метода устанавливаются,
изменяются и прекращаются трудовые и социально-трудовые отношения. Главная
особенность договорного способа регулирования общественных отношений состо-
ит в том, что установленное на основе договора правоотношение, как правило, не
может быть изменено без взаимного согласия сторон. Только в рамках договор-
ного метода регулирования мы можем говорить о равноправии сторон трудового
отношения.
Диспозитивный и рекомендательный методы характеризуют регулирование пу-
тем указания на желательное для государства поведение, а также на допустимость
для сторон трудовых отношений в ряде случаев осуществлять собственное локаль-
ное правовое регулирование отдельных вопросов иначе, чем это предусмотрено
законодательством. Примером диспозитивного метода являются положения норм
ч. 3 ст. 147, ч. 4 ст. 178, ч. 3 ст. 179 ТК РФ, а рекомендательного — ст. 105, ч. 1
ст. 162 ТК РФ.
Императивный метод диктуется необходимостью установления строгого по-
рядка в трудовых отношениях и недопустимостью изменения объема трудовых
прав и гарантий работников, в том числе необходимостью укрепления трудовой
дисциплины, привлечением к ответственности лиц, допускающих правонаруше-
ния. Существование императивного метода, как правило, вызвано наличием госу-
дарственного интереса в устойчивости трудовых отношений, в силу чего данный
метод формируется системой норм, исходящих прежде всего от органов государ-
ственной власти РФ (Парламента, Президента, Правительства, федеральных ми-
нистерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ).
Это главным образом нормы-запреты (ст. ст. 60, 65, 265, 268 ТК РФ и др.) и нормы-
ограничения (ст. ст. 59, 126 (ч. 2), 220 (ч. 2, 6), 276 и др.).
3. Участие в регулировании общественных отношений представительных ор-
ганов работников. Прежде этот признак связывался с участием в регулировании
общественных отношений трудовых коллективов и профсоюзных органов. В на-
стоящее время ТК РФ не включает в число субъектов трудовые коллективы и со-
ответственно не использует такого понятия. Полномочия же профсоюзных органов
Глава 1. Понятие трудового права
19
значительно сократились по сравнению с КЗоТ РСФСР 1971 года, соответственно
уменьшилось и их влияние на регулирование общественных отношений в сфе-
ре труда. В то же время ТК РФ называет профсоюзные организации (профсоюзы
и их объединения) представителями работников в социальном партнерстве (ст. 29).
Статьей 31 ТК предусматривает также возможность решения некоторых вопросов
общим собранием (конференцией) работников. В итоге влияние на правовое регу-
лирование общественных отношений оказывают лишь представительные органы
работников, которые участвуют в разработке и заключении коллективных догово-
ров и соглашений на всех уровнях.
1.4 Система трудового права
Любая система — это определенным образом организованное структурное по-
строение, состоящее из взаимосвязанных элементов и подчиненное определен-
ным требованиям закономерности. Каждый элемент правовой системы имеет свою
структуру; как во многих случаях гипотеза представляет собой единство гипотезы,
диспозиции и в ряде случаев — санкции, так и отдельные отрасли образуют юри-
дические нормы и институты, которые в силу их различного назначения и функ-
циональных возможностей объединяются в более крупные структурные подразде-
ления, которые принято называть частями отрасли права.
Все отрасли российского права, в том числе и трудовое право, содержат в своей
структуре Общую и Особенную части. В то же время следует отметить высказан-
ную в литературе идею о том, что трудовое право достигло такой степени диффе-
ренциации правового положения работников, которая привела к новообразованию
в этой системе — Специальной части. Даже беглое знакомство с содержанием ТК
РФ позволяет сделать заключение о существовании специальной части трудового
права, доказательством чему служит часть 4 ТК РФ.
Нормы Общей части регламентируют общие вопросы организации и примене-
ния труда работников независимо от региональной и отраслевой принадлежности
организаций. Среди них значительное место занимают нормы-дефиниции, нормы-
принципы (ст. 2 ТК РФ), нормы-цели (задачи). Они определяют предмет трудового
права, субъектный состав участников регулируемых отношений, их статус, фор-
мируют метод правового регулирования. Нормы Особенной части трудового права
конкретизируют положения Общей части, регламентируют отдельные виды обще-
ственных отношений и их элементы, группируясь в институты и субинституты.
Наиболее характерными структурными подразделениями системы трудового
права являются институты. В настоящее время среди них можно выделить следу-
ющие:
• трудоустройства,
• социального партнерства в сфере труда,
• трудового договора,
• защиты персональных данных работников,
• профессиональной подготовки и повышения квалификации работников не-
посредственно на производстве,
• рабочего времени и времени отдыха,
20
РАЗДЕЛ I. Общая часть трудового права
• нормирования труда,
• оплаты труда,
• гарантий и компенсаций,
• дисциплины труда,
• материальной ответственности,
• охраны труда,
• регулирования труда отдельных категорий работников,
• надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства,
• защиты трудовых прав работников,
• разрешения трудовых споров.
Перечисленные институты трудового права — объективно сложившиеся норма-
тивные образования, призванные в рамках предмета отрасли регулировать отдель-
ный вид общественных отношений.
От системы трудового права следует отличать систему трудового законодатель-
ства, которые соотносятся друг с другом как содержание и форма.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Система права — это внутренняя структура права, соответ-
ствующая характеру регулируемых им отношений. Она носит
объективный характер и не может строиться по произволу
законодателя. Система законодательства — внешнее проявление
права, выражающее строение его источников, т. е. систему
нормативно-правовых актов — средства объективирования и при-
дания им формальной определенности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Существует и такое понятие, как система науки трудового права, то есть со-
вокупность теоретических взглядов, позиций, точек зрения на те или иные про-
блемы правового регулирования социально-трудовых отношений. Наука трудового
права исследует не только систему норм трудового права России и ее нормативно-
правовых актов в различные периоды развития страны, но и сопоставляет оте-
чественную систему трудового права с системами трудового права других стран.
Следовательно, система науки трудового права России шире системы трудового
права как отрасли, шире системы трудового законодательства.
Таким образом, система трудового права России представляет собой образо-
вание, основанное на общности юридических норм, образующих единое предмет-
ное целое (отрасль), дифференцированное на отдельные относительно самосто-
ятельные структурные образования (подотрасли и институты), а также на иные
устойчивые общности норм, имеющие более дробную структурную организацию
(субинституты).
Итак, трудовым правом называется одна из важнейших отраслей права, регу-
лирующая при активном участии ее субъектов трудовые отношения работников
с работодателями и другие непосредственно связанные, производные от трудовых
отношения и устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права
и ответственность за их нарушение, сочетая интересы субъектов трудового права
и всего общества, государства.