Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Роль сетевых компаний в развитии регионального потребительского рынка).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сетевая форма организации бизнеса
1.1. Формы организации бизнеса
1.2. Цели и сущность сетевой формы организации бизнеса
1.3. Сетевые формы интеграции бизнеса
2. Роль сетевых компаний в развитии регионального потребительского рынка
2.1. Теоретические аспекты сетевой организации торговых компаний
2.2.Существующие форматы розничной торговли в России
Некоторые бесприбыльные фирмы полностью зависят от пожертвований. Многие получают доходы от [14]:
- гонораров,
- продажи товаров,
- услуг.
Сюда можно также отнести:
- госпитали,
- театральные группы,
- издательства.
В случае, если бесприбыльная фирма получает в качестве пожертвований или доходов от продажи товаров и услуг больше, чем тратит, то закон обязывает вложить излишки в дело.
Кооперативы тесно связаны с бесприбыльными фирмами. Они образуются:
- потребителями,
- фермерами,
- рабочими фабрик для организации предприятий с целью извлечения взаимной пользы.
В отличие от бесприбыльных фирм кооперативы имеют право распределять полученную прибыль между своими членами. Например, доход кооперативного супермаркета в конце года может быть распределен
между членами кооператива, на основе их общих закупок в течение этого года. Однако, в отличие от обычных корпораций, кооперативы не всегда нацелены на получение прибыли. Образование кооператива, например, дает возможность потребителям:
- объединять свою покупательную способность,
- приобретать товары по оптовым ценам,
- дает возможность фермерам контролировать продажу сельскохозяйственной продукции.
Нормативное регулирование сетевого бизнеса осуществляется с помощью следующих законов:
- Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 №14-ФЗ — Часть 2, статья 1012 [1].
- Налоговый кодекс РФ от 28.12.2016 N 475-ФЗ [2].
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 ( ред. от 03.07.2016 ) «О защите прав потребителей» [3].
- Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" [4].
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ ( в ред. от 05.12.2016 N 413-ФЗ) [5].
1.2. Цели и сущность сетевой формы организации бизнеса
Сетевая форма организации бизнеса имеет полную самостоятельность и юридическую независимость фирм, включенных в сеть. Они работают в сети на основании договоров. При этом, единая информационная сеть и ресурсная база обладают равными знаниями. Можно их использовать для принятия как управленческих, так и опережающих решений.
Основные цели создания сетей [20]:
- формирование общей ресурсной базы для снижения издержек ее эксплуатации и воспроизводства;
- создание:
- общей базы знаний,
- обмен необходимыми компетенциями
- предложение рынку более привлекательной ценности;
- распределение рисков между партнерами;
- максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого системного эффекта.
Факторы устойчивости и эффективности сети:
- устойчивость информационных связей,
- согласованность действий участников сети,
В случае объединения компаний, имеющих одинаковое положение на рынке, обычно создаются координационные советы для решения наиболее важных вопросов или нанимают сетевого брокера, который осуществляет координацию их деятельности;
- наличие и исполнение внутрисетевых стандартов:
- должны быть определены бизнес-процессы, связанные с :
- обслуживанием клиентов,
- переработкой информации,
- принятием решений,
- мотивацией,
- внедрением инноваций и т.п.;
- доверие между участниками сети или внутрисетевая корпоративная культура. Необходимо заметить, что этот фактор часто является ключевым для достижения успеха.
Сети – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общей ресурсной базы. Причем, в этой базе ключевым является информационный ресурс.
Особенность сетевой структуры – ее ориентация на использование
активов партнеров по созданию потребительской ценности вместо сосредоточения всех необходимых активов внутри одной фирмы. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедур. Первыми исследователями, наиболее четко описавшими сетевые формы организации крупного бизнеса, были Р.Майлз и Ч.Сноу (детальный обзор их работы выполнил В. Катькало [7]). Они предложили классификацию сетевых структур, в которой выделили 3 основные формы: внутреннюю, стабильную и динамическую. Сферы применения сетевых структур (по Майлзу и Сноу):
- внутренние и стабильные сети наиболее применимы в отраслях, где требуются высокие капитальные вложения;
- динамические сети более подходят для низкотехнологичных
отраслей с короткими циклами разработки продуктов и для развивающихся высокотехнологичных отраслей (электроника и биотехнология).
1.3. Сетевые формы интеграции бизнеса
По мере развития и усложнения межфирменных связей жесткие формы интеграции, основанные на владельческом контроле и пирамиде подчинения, замещаются мягкими, сетевыми формами интеграции, основанными на взаимной выгоде сотрудничества.
Понятие «сеть» может быть определено следующим образом: посредством понятия «связи» или через родовое понятие «группа агентов». К первому типу определений можно отнести следующее. Межфирменная сеть – совокупность:
- устойчивых,
- многосторонних,
- регулярно воспроизводящихся формальных и неформальных взаимосвязей между фирмами
Причем они основаны на совместном использовании специфических ресурсов. Сеть предполагает выработку совместной стратегии адаптации фирм к изменениям во внешней среде. При этом она основана на объединении конкретных ресурсов экономических субъектов в интересах реализации этой общей стратегии [7]. Как показано в [Третьяк, Румянцева, 2003, с. 28], «многочисленные объяснения межфирменных сетей в зависимости от целей и направлений исследований отличаются как по используемой терминологии, так и по выделенным акцентам» [25].
Можно определять сеть через понятие «группа агентов», делать ударение на их внимание к формальной независимости.
Сеть - группа формально независимых экономических агентов, связанных между собой:
- отношениями доверия,
- выгодностью сотрудничества,
- длительными и устойчивыми кооперационными и информационными связями.
Принципиальное отличие сетевых от ранее рассмотренных форм интеграции - это отсутствие прямых связей по капиталу между участниками сети. Причем это не исключает, однако, наличия у них имущества, находящегося в общей собственности.
Выгодность сотрудничества может быть обоснована возможностью совместного решения общих задач, совместного использования ресурсов, сложившимися и доказавшими свою эффективность в прошлом рутинами взаимодействия и/или «эффектом запирания». Связь между длительностью межфирменного взаимодействия и специфичностью используемых ресурсов имеет две стороны:
- вложения в специфические активы стимулируют долгосрочный характер отношений,
- длительность сотрудничества приводит к приобретению общих специфических знаний и компетенций, существенно облегчающих взаимодействие.
К числу ведущих факторов возникновения сетевых структур можно отнести:
- эффект масштаба от использования общих, в том числе дополнительных ресурсов;
- взаимное обогащение знаниями - формирование не явных:
- организационных,
- знаний
- компетенций;
- защиту вложений в специфические активы с помощью заключения долгосрочных контрактов;
- защиту от неопределенности внешней среды посредством выстраивания стабильных отношений и замещения формальных норм условными;
- сравнительные преимущества во взаимодействии с внешней средой за счет объединения ресурсов и/или усиления рыночной власти.
Дополнительный толчок интенсификации процессов формирования сетевых структур дало развитие информационно-коммуникационных технологий. Эти технологии дают возможность не только быстрого обмена информацией, но и:
- отделения производства от офисов,
- разделения производственного процесса на составляющие,
- локализации в различных частях мира [26].
Согласно Н. Флигстину, стабильный рынок характеризуется сетевыми отношениями между преобладающими предприятиями на основе информационных связей. Эти предприятия «формируют свое поведение по отношению друг к другу с целью убеждения преобладающих предприятий не вступать в прямую борьбу друг с другом и получить гарантии того, что предприятия-претенденты не станут разворачивать ценовую конкуренцию» [16].
Учитывая, что сетевые связи обладают устойчивостью, можно говорить о структуре каждой конкретной сети, которая определяет:
- центры и способы координации,
- распределение власти,
- отношения зависимости,
- способы извлечения ценности.
Важно отметить, что система распределения власти в той или иной сети опирается как на переговорную силу участников, так и на локальную культуру сети. Причем, одновременно определяет социальные отношения между ее участниками [16]. Постоянные участники создают и поддерживают правила взаимодействия в сети.
К общим преимуществам сетевой формы интеграции относятся:
- высокая степень самостоятельности участников сети. Это является мощным стимулирующим фактором;
- возможность обновления вида сети при изменении запросов потребителей или перестройке технологических цепочек.
Оборотной стороной этих достоинств являются:
- конкуренция между участниками сети по поводу распределения общих результатов деятельности;
- сохраняющаяся противоположность информации о процессах, протекающих в границах фирм-участниц.
Необходимо заметить, что это, как правило, отрицательно влияет на уровень доверия между участниками сети и нередко оборачивается ее распадом из-за враждебного поведения отдельных партнеров.
Майлз и Сноу делят сетевые структуры на внутренние, стабильные и динамические. К внутренним сетям они относят [23]:
- внутрикорпоративное взаимодействие, применяющее ценовой способ координации;
- стабильные сети характеризуются устойчивым составом партнеров;
- динамические - конкуренцией поставщиков за выполнение заказов центрального агента сети [Miles, Snow, 2003].
Как видим, здесь одновременно применяются два критерия:
- наличие владельческого контроля (внешние и внутренние сети),
- постоянство состава участников (стабильные и динамические
сети).
В исследованиях встречаются различные подходы к типологизации сетей. Так, [Олескин, 2013] предлагается деление сетей на плоские и объемные. К плоским относятся сети, все участники (узлы) которых равны по значимости. Проще говоря, такие сети не имеют даже частичных лидеров. В объемных (трехмерных) сетях, напротив, присутствуют [9]:
- частичные лидеры с лидерскими правами,
- ограничены:
- конкретными ситуациями,
- областями деятельности,
- задачами [Олескин, 2013].
В [Попов, Третьяк, 2008] подразделяются все сети на [11]:
- самоорганизующиеся, которые возникают снизу, на местном рынке, на базе взаимодействия,
- сознательно создаваемые «стратегические сети»,
- сети создания стоимости.
В свою очередь, в [Шерешева, 2006] представлены следующие виды сетей [19]:
- стратегические альянсы,
- сети создания стоимости,
- фокальные,
- динамические сети поставок,
- виртуальные организации.
Можно предложить совсем другой подход к построению типологии сетей. Причем сети основаны не на строгой классификации, а на попытке выделения абстрактно-идеальных конструкций. Также можно говорить о следующих формах сетевых структур:
- цеха,
- альянсы,
- кластеры,
- партнерства,
- цепи,
- концентрические сети.
Конкретные сетевые структуры могут обладать чертами нескольких конструкций, а могут существовать и в «чистом» виде. Можно попробовать дать характеристики всем формам сетей.
Сети-цеха - объединение независимых агентов, производящих однородную продукцию (товары, услуги). В основе такого объединения лежат задачи пробивание общих интересов и контроль рынка. Как правило, члены сети, сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность. Также устанавливают общие стандарты [27]:
- требования к технологиям производства и продвижения,
- требования к качеству продукции,
- требования к способам реализации,
- ценовые ориентиры,
- условия входа на рынок.
Все это необходимо для того, чтобы обеспечить возможность извлечения квазиренты (существенное превышение прибыли фирмы по отношению к прибыли конкурирующей фирмы вследствие более высокой эффективности производства или других местных условий).
В качестве примеров такого типа сетей можно привести компании, которые объединены в: