Файл: Специфика влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование стилей семейного воспитания и самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений

1.3 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

Глава 2. Аналитическое исследование формирования самооценки школьников с нарушениями в психическом развитии в условиях влияния различных стилей семейного воспитания

2.1 Методическое обеспечение и организация исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Глава 3. Практические рекомендации, направленные на коррекцию самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

3.1 Формирование оптимальных детско-родительских отношений

Заключение

Список использованной литературы

Результаты исследования по методике ДРО А.Я.Варга и В.В.Столина представлены в таблице 2, см. ПРИЛОЖЕНИЕ, и рисунке 2 «Результаты методики диагностики родительского отношения».

Рисунок 2 - Результаты методики диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

Установлено, что 6 мам (60%) имеют высокие баллы по шкале «Принятие – отвержение ребенка». Это значит, что мамы имеют выраженное положительное отношение к ребенку. Мамы принимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признают их индивидуальность, одобряют их интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом. Две мамы (20%) выявили низкие баллы по шкале «Принятие – отвержение ребенка». Это значит, что такие мамы испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть.

3 мамы (30%) по шкале «Кооперация» имеют высокие значения. Это значит, что эти мамы проявляют искренний интерес к тому, что интересует их ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных.

2 мамы (20%) показали низкий уровень по шкале «Кооперация». Это значит, что эти мамы по отношению к ребенку ведут себя противоположным образом и не могут претендовать на роль хорошего педагога.

4 мамы (40%) по шкале «Симбиоз» имеют высокие значения. Это значит, что эти мамы не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

По шкале «Контроль» 3 мамы (30%) выявили высокий уровень. Это значит, что эти мамы ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Они навязывают ребенку почти во всем свою волю. Такая мама далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

2 мамы (20%) по шкале «Контроль» показали низкие значения. Это значит, что у этих мам контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Отметим, что 5 мам (50%) имеет средний уровень по данной шкале, что свидетельствует о наилучшем варианте оценки педагогических способностей мам.

По шкале «Отношение к неудаче ребенка» 8 мам (80%) имеют низкие значения. Это говорит о том, что мамы неудачи своего ребенка считают случайными и верят в него. 1 мама (10%) показали высокое значение по данной шкале. Это значит, что такая мама считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу.


Результаты исследования по методике «Анализ семейных взаимоотношений при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях» представлены в таблице 3, см. ПРИЛОЖЕНИЕ и на рисунке 3.

Рисунок 3 - Результаты теста «Анализ семейных взаимоотношений»

Г+ — Гиперпротекция

Г- — Гипопротекция

У+ — Потворствование

У- — Игнорирование потребностей ребенка

Т+ — Чрезмерность требований-обязанностей

Т- — Недостаточность требований-обязанностей ребенка

З+ — Чрезмерность требований-запретов

З- — Недостаточность требований-запретов к ребенку

С+ — Чрезмерность санкций

С- — Минимальность санкций

Н - Неустойчивость стиля воспитания

РРЧ - Расширение сферы родительских чувств

ПДК - Предпочтение в подростке детских качеств

ВН - Воспитательная неуверенность родителя

ФУ - Фобия утраты ребенка

НРЧ - Неразвитость родительских чувств

ПНК - Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств

ВК - Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания

ПМК - Шкала предпочтения мужских качеств

ПЖК - шкала предпочтения женских качеств.

Для определения особенностей влияния семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии, была проведена статистическая, корреляционная обработка данных при использовании критерия Пирсона. Представим результаты использования критерия в виде Таблицы 3.

Таблица 3

Результаты корреляционной обработки данных

Шкалы

Здоровье

ум

характер

Авто

ритет

Умелые руки

Внеш

ность

Уверен

ность

Самооц

принят

0,8460

0,7943

0,5075

0,7735

0,8145

0,6937

0,7316

0,7939

коопер

0,6367

0,6801

0,3396

0,4652

0,6372

0,4143

0,5618

0,5685

симбиоз

0,4427

0,4209

0,4844

0,6004

0,6388

0,5178

0,7807

0,6016

контроль

0,5750

0,4089

0,4489

-0,7799

-0,6507

-0,6735

-0,6665

-0,6512

неудачи

-0,6842

-0,7281

-0,3217

-0,6922

-0,6506

-0,4888

-0,5857

-0,6211

Г+

0,6577

0,6965

0,4586

0,6448

0,6285

0,6160

0,5503

0,6517

Г-

-0,6942

-0,8160

-0,4253

-0,6514

-0,7210

-0,6214

-0,6477

-0,7009

У+

0,6695

0,8165

0,6591

0,6611

0,7296

0,6359

0,7150

0,7381

У-

-0,6306

-0,6259

-0,2689

-0,5745

-0,6386

-0,4560

-0,6354

-0,5876

Т+

-0,3132

-0,2520

0,1767

-0,2201

-0,2602

-0,0553

-0,2482

-0,1811

Т-

0,1330

-0,3071

-0,0751

0,1271

0,0323

-0,2438

0,1928

-0,0116

З+

-0,5279

-0,5148

-0,1659

-0,4017

-0,3798

-0,1906

-0,4084

-0,3957

З-

0,0405

0,3789

-0,2452

-0,0347

0,0925

-0,0332

0,0341

0,0287

С+

-0,6956

-0,8835

-0,4794

-0,5699

-0,6848

-0,6165

-0,5713

-0,6868

С-

0,5422

0,5282

0,1586

0,4196

0,4383

0,3323

0,4094

0,4330

Н

-0,4270

-0,3048

-0,0501

-0,3550

-0,3371

-0,1650

-0,2912

-0,2984

РРЧ

-0,3012

0,0008

-0,0034

-0,2993

-0,3427

-0,1919

-0,2829

-0,2271

ПДК

-0,3917

-0,4245

-0,3077

-0,3065

-0,3612

-0,4797

-0,1465

-0,3697

ВН

0,0234

0,3484

0,4035

0,1182

0,3101

0,3979

0,3220

0,2927

ФУ

0,6456

0,6521

0,5617

0,6930

0,7045

0,5748

0,7144

0,6958

НРЧ

-0,7478

-0,8566

-0,4896

-0,6940

-0,7819

-0,6618

-0,7049

-0,7567

ПНК

-0,6326

-0,6883

-0,3164

-0,5682

-0,5821

-0,4145

-0,5667

-0,5771

ВК

-0,3909

-0,1520

0,0277

-0,3694

-0,3252

-0,1107

-0,3847

-0,2672

ПЖК

-0,2330

-0,3517

-0,2746

-0,2817

-0,3684

-0,1563

-0,4558

-0,3265

ПМК

-0,5191

-0,4130

-0,2087

-0,4053

-0,5474

-0,2150

-0,5745

-0,4473


rкр = 0,632, р ≤ 0,05

Итак, установлено, что результаты использования методик, направленных на определение стилей детско-родительских отношений (методика ДРО А.Я.Варга и В.В.Столина, «Анализ семейных взаимоотношений при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях») выявили положительную и отрицательную связь с результатами методик, направленных на определение самооценки школьников с нарушением психического развития (Методика диагностика самооценки в модификации А.М.Прихожан).

Выводы по 2 главе:

Итак, результаты показали: воспитательные отклонения в семье родителями («симбиотичность», «авторитарность», «эмоциональное отвержение», «инфантильность») неблагоприятно влияют на развитие самооценки детей.

Высокая самооценка развивается при высокой требовательности к ребенку со стороны родителей.

В случае отвержения родителя у ребенка развивается неуверенность в себе. У детей развивается низкая самооценка, если отношение родителей показывает «отвержение» (непринятия) своего ребенка.

В случае принятия ребенка в семье у него формируется адекватная самооценка.

Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что тип родительского  воспитания  определяет уровень  самооценки  школьников с нарушениями в психическом развитии.

Глава 3. Практические рекомендации, направленные на коррекцию самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

3.1 Формирование оптимальных детско-родительских отношений

Коррекционная программа была задумана и реализована как совместная работа родителей и детей, направленная на реконструкцию детско-родительских отношений в семье.

Задача программы направлена на изменение неадекватных родительских позиций и гармонизацию стиля воспитания для успешного формирования у ребенка адекватной самооценки.


Всего участвовало 10 семейных пар (дети и родители).

Занятия проходили в просторном музыкальном зале детского сада.

Психокоррекционная программа состоит из двух этапов:

- «Психокоррекция семейных отношений в родительских группах» (работа в тренинговой группе с родителями);

- «Совместная работа детей и родителей, направленная на реконструкцию детскородительских отношений».

На первом этапе проводилась работа с родителями.

Задача этапа: изменение неадекватности родительских позиций, гармонизация стиля воспитания.

Всего состоялось 5 встреч по 1-1,5 часа. Такой режим позволил родителям применить на практике полученные знания и корректировать свое поведение в процессе обсуждения на последующих занятиях.

Предполагая, что самооценка у детей повысится после реализации коррекционной программы, я предлагала психологические методы, направленные на просвещение, обучение и переориентацию родителей по отношению к своим детям.

Психокоррекционная программа осуществлялась на основе методики О. Головневой. Концептуальная основа методики – «Идея сотрудничества взрослого с ребенком». В ней решались следующие задачи:

- В целях психологического просвещения давались родителям знания о механизмах семейных систем, влияние родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье.

- В целях обучения предлагались определенные модели построения взаимоотношений с детьми и давались различные навыки межличностного общения, которые необходимы для реализации этой модели.

- Переориентация – самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских отношений, преодоление стереотипов и ригидных паттернов поведения.

Из наблюдений было видно, что полученный родителями на занятиях когнитивный опыт часто вызывал у них негативные эмоциональные процессы. Для предотвращения и коррекции подобных эффектов необходима была поддержка со стороны психолога и участников группы. Также целенаправленные упражнения позволяли удерживать родителей в ресурсном состоянии.

За время проведения коррекционной программы удалось: создать доверительную атмосферу в родительском коллективе; снять барьер общения между участниками; вызвать стремление к взаимопониманию со своими детьми; научить предоставлять право свободы выбора своим детям; обучить конструктивному решению конфликтов с ребенком.

Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Поэтому при подаче информации опиралась на принципы, которые носят особый характер – это активность слушающего, опираясь на идею: человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проигрывает, и 90% того, что делает сам.


Для того чтобы родители освоили педагогические знания, понимали возрастные особенности и возможности детей, необходимы и психологическое просвещение. Поэтому проводятся письменные консультации, которые выполняют роль памятки, т.е. напоминания родителям о правильном поведении в общении с детьми. Также предлагалась родителям литература для чтения в домашних условиях.

Тренинговая работа с группой родителей, имеющих отклонения в воспитании своих детей, помогла не только освоить педагогические знания теоретически, но и применить их на практике и закрепить, выполняя домашние задания. Для эффективности такой работы учитывались желания самих родителей.

Во время подведения итогов психокоррекции большинство родителей
изъявило желание продолжать работу в этом направлении, но уже совместно с детьми.

Второй этап, предполагал построение совместной тренинговой работы родителей и детей, на основе использования песочной терапии.

Задача этапа: формирование и развитие чувства родительской любви.
Эта часть тренинговой работы состоит из 8 встреч (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Выводы по 3 главе:

В итоге совместной работы удалось: сблизить большую группу детей и родителей; развить социальное доверие ребенка к родителям; научить понимать эмоциональное состояние родителями своих детей и умение адекватно выражать свое; научить новым способам общения в семье.

Заключение

В ходе экспериментального исследования было выявлено, что родительское отношение к ребенку в семье влияет на формирование самооценки в следующих случаях:

- снижение самооценки выявлено в случае «отвержения» и «инфантильности» родителей по отношению к ребенку.

Родители погружены в собственную жизнь, в которой нет места для ребенка, контроль со стороны старших отсутствует. Дети попадают в зависимость от внешнего влияния. Такая позиция родителей к ребенку воспитывает в нем вседозволенность, низкий уровень самоконтроля;

- «симбиотичность» по отношению к ребенку – излишняя забота порождает пассивность, несамостоятельность, трудность в общении со сверстниками, формируя тем самым заниженную самооценку;

- в случае «авторитарного» стиля воспитания, ребенок показывает чаще завышенное представление о себе. В семье происходит контроль над действиями ребенка, требования беспрекословного подчинения. В результате у ребенка развивается конформность, несамостоятельность, неуверенность в себе, зависимость от мнения и оценок окружающих;