Файл: Специфика влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии
1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Результаты исследования по методике ДРО А.Я.Варга и В.В.Столина представлены в таблице 2, см. ПРИЛОЖЕНИЕ, и рисунке 2 «Результаты методики диагностики родительского отношения».
Рисунок 2 - Результаты методики диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин
Установлено, что 6 мам (60%) имеют высокие баллы по шкале «Принятие – отвержение ребенка». Это значит, что мамы имеют выраженное положительное отношение к ребенку. Мамы принимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признают их индивидуальность, одобряют их интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом. Две мамы (20%) выявили низкие баллы по шкале «Принятие – отвержение ребенка». Это значит, что такие мамы испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть.
3 мамы (30%) по шкале «Кооперация» имеют высокие значения. Это значит, что эти мамы проявляют искренний интерес к тому, что интересует их ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных.
2 мамы (20%) показали низкий уровень по шкале «Кооперация». Это значит, что эти мамы по отношению к ребенку ведут себя противоположным образом и не могут претендовать на роль хорошего педагога.
4 мамы (40%) по шкале «Симбиоз» имеют высокие значения. Это значит, что эти мамы не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
По шкале «Контроль» 3 мамы (30%) выявили высокий уровень. Это значит, что эти мамы ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Они навязывают ребенку почти во всем свою волю. Такая мама далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
2 мамы (20%) по шкале «Контроль» показали низкие значения. Это значит, что у этих мам контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Отметим, что 5 мам (50%) имеет средний уровень по данной шкале, что свидетельствует о наилучшем варианте оценки педагогических способностей мам.
По шкале «Отношение к неудаче ребенка» 8 мам (80%) имеют низкие значения. Это говорит о том, что мамы неудачи своего ребенка считают случайными и верят в него. 1 мама (10%) показали высокое значение по данной шкале. Это значит, что такая мама считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу.
Результаты исследования по методике «Анализ семейных взаимоотношений при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях» представлены в таблице 3, см. ПРИЛОЖЕНИЕ и на рисунке 3.
Рисунок 3 - Результаты теста «Анализ семейных взаимоотношений»
Г+ — Гиперпротекция
Г- — Гипопротекция
У+ — Потворствование
У- — Игнорирование потребностей ребенка
Т+ — Чрезмерность требований-обязанностей
Т- — Недостаточность требований-обязанностей ребенка
З+ — Чрезмерность требований-запретов
З- — Недостаточность требований-запретов к ребенку
С+ — Чрезмерность санкций
С- — Минимальность санкций
Н - Неустойчивость стиля воспитания
РРЧ - Расширение сферы родительских чувств
ПДК - Предпочтение в подростке детских качеств
ВН - Воспитательная неуверенность родителя
ФУ - Фобия утраты ребенка
НРЧ - Неразвитость родительских чувств
ПНК - Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств
ВК - Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания
ПМК - Шкала предпочтения мужских качеств
ПЖК - шкала предпочтения женских качеств.
Для определения особенностей влияния семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии, была проведена статистическая, корреляционная обработка данных при использовании критерия Пирсона. Представим результаты использования критерия в виде Таблицы 3.
Таблица 3
Результаты корреляционной обработки данных
Шкалы |
Здоровье |
ум |
характер |
Авто ритет |
Умелые руки |
Внеш ность |
Уверен ность |
Самооц |
принят |
0,8460 |
0,7943 |
0,5075 |
0,7735 |
0,8145 |
0,6937 |
0,7316 |
0,7939 |
коопер |
0,6367 |
0,6801 |
0,3396 |
0,4652 |
0,6372 |
0,4143 |
0,5618 |
0,5685 |
симбиоз |
0,4427 |
0,4209 |
0,4844 |
0,6004 |
0,6388 |
0,5178 |
0,7807 |
0,6016 |
контроль |
0,5750 |
0,4089 |
0,4489 |
-0,7799 |
-0,6507 |
-0,6735 |
-0,6665 |
-0,6512 |
неудачи |
-0,6842 |
-0,7281 |
-0,3217 |
-0,6922 |
-0,6506 |
-0,4888 |
-0,5857 |
-0,6211 |
Г+ |
0,6577 |
0,6965 |
0,4586 |
0,6448 |
0,6285 |
0,6160 |
0,5503 |
0,6517 |
Г- |
-0,6942 |
-0,8160 |
-0,4253 |
-0,6514 |
-0,7210 |
-0,6214 |
-0,6477 |
-0,7009 |
У+ |
0,6695 |
0,8165 |
0,6591 |
0,6611 |
0,7296 |
0,6359 |
0,7150 |
0,7381 |
У- |
-0,6306 |
-0,6259 |
-0,2689 |
-0,5745 |
-0,6386 |
-0,4560 |
-0,6354 |
-0,5876 |
Т+ |
-0,3132 |
-0,2520 |
0,1767 |
-0,2201 |
-0,2602 |
-0,0553 |
-0,2482 |
-0,1811 |
Т- |
0,1330 |
-0,3071 |
-0,0751 |
0,1271 |
0,0323 |
-0,2438 |
0,1928 |
-0,0116 |
З+ |
-0,5279 |
-0,5148 |
-0,1659 |
-0,4017 |
-0,3798 |
-0,1906 |
-0,4084 |
-0,3957 |
З- |
0,0405 |
0,3789 |
-0,2452 |
-0,0347 |
0,0925 |
-0,0332 |
0,0341 |
0,0287 |
С+ |
-0,6956 |
-0,8835 |
-0,4794 |
-0,5699 |
-0,6848 |
-0,6165 |
-0,5713 |
-0,6868 |
С- |
0,5422 |
0,5282 |
0,1586 |
0,4196 |
0,4383 |
0,3323 |
0,4094 |
0,4330 |
Н |
-0,4270 |
-0,3048 |
-0,0501 |
-0,3550 |
-0,3371 |
-0,1650 |
-0,2912 |
-0,2984 |
РРЧ |
-0,3012 |
0,0008 |
-0,0034 |
-0,2993 |
-0,3427 |
-0,1919 |
-0,2829 |
-0,2271 |
ПДК |
-0,3917 |
-0,4245 |
-0,3077 |
-0,3065 |
-0,3612 |
-0,4797 |
-0,1465 |
-0,3697 |
ВН |
0,0234 |
0,3484 |
0,4035 |
0,1182 |
0,3101 |
0,3979 |
0,3220 |
0,2927 |
ФУ |
0,6456 |
0,6521 |
0,5617 |
0,6930 |
0,7045 |
0,5748 |
0,7144 |
0,6958 |
НРЧ |
-0,7478 |
-0,8566 |
-0,4896 |
-0,6940 |
-0,7819 |
-0,6618 |
-0,7049 |
-0,7567 |
ПНК |
-0,6326 |
-0,6883 |
-0,3164 |
-0,5682 |
-0,5821 |
-0,4145 |
-0,5667 |
-0,5771 |
ВК |
-0,3909 |
-0,1520 |
0,0277 |
-0,3694 |
-0,3252 |
-0,1107 |
-0,3847 |
-0,2672 |
ПЖК |
-0,2330 |
-0,3517 |
-0,2746 |
-0,2817 |
-0,3684 |
-0,1563 |
-0,4558 |
-0,3265 |
ПМК |
-0,5191 |
-0,4130 |
-0,2087 |
-0,4053 |
-0,5474 |
-0,2150 |
-0,5745 |
-0,4473 |
rкр = 0,632, р ≤ 0,05
Итак, установлено, что результаты использования методик, направленных на определение стилей детско-родительских отношений (методика ДРО А.Я.Варга и В.В.Столина, «Анализ семейных взаимоотношений при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях») выявили положительную и отрицательную связь с результатами методик, направленных на определение самооценки школьников с нарушением психического развития (Методика диагностика самооценки в модификации А.М.Прихожан).
Выводы по 2 главе:
Итак, результаты показали: воспитательные отклонения в семье родителями («симбиотичность», «авторитарность», «эмоциональное отвержение», «инфантильность») неблагоприятно влияют на развитие самооценки детей.
Высокая самооценка развивается при высокой требовательности к ребенку со стороны родителей.
В случае отвержения родителя у ребенка развивается неуверенность в себе. У детей развивается низкая самооценка, если отношение родителей показывает «отвержение» (непринятия) своего ребенка.
В случае принятия ребенка в семье у него формируется адекватная самооценка.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что тип родительского воспитания определяет уровень самооценки школьников с нарушениями в психическом развитии.
Глава 3. Практические рекомендации, направленные на коррекцию самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии
3.1 Формирование оптимальных детско-родительских отношений
Коррекционная программа была задумана и реализована как совместная работа родителей и детей, направленная на реконструкцию детско-родительских отношений в семье.
Задача программы направлена на изменение неадекватных родительских позиций и гармонизацию стиля воспитания для успешного формирования у ребенка адекватной самооценки.
Всего участвовало 10 семейных пар (дети и родители).
Занятия проходили в просторном музыкальном зале детского сада.
Психокоррекционная программа состоит из двух этапов:
- «Психокоррекция семейных отношений в родительских группах» (работа в тренинговой группе с родителями);
- «Совместная работа детей и родителей, направленная на реконструкцию детскородительских отношений».
На первом этапе проводилась работа с родителями.
Задача этапа: изменение неадекватности родительских позиций, гармонизация стиля воспитания.
Всего состоялось 5 встреч по 1-1,5 часа. Такой режим позволил родителям применить на практике полученные знания и корректировать свое поведение в процессе обсуждения на последующих занятиях.
Предполагая, что самооценка у детей повысится после реализации коррекционной программы, я предлагала психологические методы, направленные на просвещение, обучение и переориентацию родителей по отношению к своим детям.
Психокоррекционная программа осуществлялась на основе методики О. Головневой. Концептуальная основа методики – «Идея сотрудничества взрослого с ребенком». В ней решались следующие задачи:
- В целях психологического просвещения давались родителям знания о механизмах семейных систем, влияние родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье.
- В целях обучения предлагались определенные модели построения взаимоотношений с детьми и давались различные навыки межличностного общения, которые необходимы для реализации этой модели.
- Переориентация – самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских отношений, преодоление стереотипов и ригидных паттернов поведения.
Из наблюдений было видно, что полученный родителями на занятиях когнитивный опыт часто вызывал у них негативные эмоциональные процессы. Для предотвращения и коррекции подобных эффектов необходима была поддержка со стороны психолога и участников группы. Также целенаправленные упражнения позволяли удерживать родителей в ресурсном состоянии.
За время проведения коррекционной программы удалось: создать доверительную атмосферу в родительском коллективе; снять барьер общения между участниками; вызвать стремление к взаимопониманию со своими детьми; научить предоставлять право свободы выбора своим детям; обучить конструктивному решению конфликтов с ребенком.
Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Поэтому при подаче информации опиралась на принципы, которые носят особый характер – это активность слушающего, опираясь на идею: человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проигрывает, и 90% того, что делает сам.
Для того чтобы родители освоили педагогические знания, понимали возрастные особенности и возможности детей, необходимы и психологическое просвещение. Поэтому проводятся письменные консультации, которые выполняют роль памятки, т.е. напоминания родителям о правильном поведении в общении с детьми. Также предлагалась родителям литература для чтения в домашних условиях.
Тренинговая работа с группой родителей, имеющих отклонения в воспитании своих детей, помогла не только освоить педагогические знания теоретически, но и применить их на практике и закрепить, выполняя домашние задания. Для эффективности такой работы учитывались желания самих родителей.
Во время подведения итогов психокоррекции большинство родителей
изъявило желание продолжать работу в этом направлении, но уже совместно с детьми.
Второй этап, предполагал построение совместной тренинговой работы родителей и детей, на основе использования песочной терапии.
Задача этапа: формирование и развитие чувства родительской любви.
Эта часть тренинговой работы состоит из 8 встреч (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Выводы по 3 главе:
В итоге совместной работы удалось: сблизить большую группу детей и родителей; развить социальное доверие ребенка к родителям; научить понимать эмоциональное состояние родителями своих детей и умение адекватно выражать свое; научить новым способам общения в семье.
Заключение
В ходе экспериментального исследования было выявлено, что родительское отношение к ребенку в семье влияет на формирование самооценки в следующих случаях:
- снижение самооценки выявлено в случае «отвержения» и «инфантильности» родителей по отношению к ребенку.
Родители погружены в собственную жизнь, в которой нет места для ребенка, контроль со стороны старших отсутствует. Дети попадают в зависимость от внешнего влияния. Такая позиция родителей к ребенку воспитывает в нем вседозволенность, низкий уровень самоконтроля;
- «симбиотичность» по отношению к ребенку – излишняя забота порождает пассивность, несамостоятельность, трудность в общении со сверстниками, формируя тем самым заниженную самооценку;
- в случае «авторитарного» стиля воспитания, ребенок показывает чаще завышенное представление о себе. В семье происходит контроль над действиями ребенка, требования беспрекословного подчинения. В результате у ребенка развивается конформность, несамостоятельность, неуверенность в себе, зависимость от мнения и оценок окружающих;