ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 7438
Скачиваний: 113
Г Л А В А 3
ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
3.1. Понятие о туристских ресурсах
Туризм как отрасль хозяйства имеет выраженную ориентацию на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Это выражается в том, что он:
-
вызывает миграции людей к местам сосредоточения туристских ресурсов;
-
вовлекает в хозяйственный оборот ранее не используемые природные и культурные комплексы и их элементы;
-
комплексно использует природные и историко-культурные ресурсы;
-
ввиду многоцелевого природопользования предъявляет весьма разнообразные требования к природным и культурным комплексам;
-
удачно сочетается с другими видами природопользования, предъявляя при этом требования к природным и культурным комплексам с точки зрения привлекательности, комфортности, разнообразия и доступности;
-
осуществляет воздействие на природу и культуру через потребителя – туриста;
-
характеризуется заинтересованностью в регулировании антропогенных воздействий на природные и культурные комплексы;
-
является эффективной в экономическом плане отраслью хозяйства, так как труд работников туризма направлен на человека, на восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил.
В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие «туристские ресурсы» зачастую приравнивалось к понятию «рекреационные ресурсы». Разводя понятия «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы», Д. С. Веселов указывает, что первое понятие включает туристские объекты (средства размещения, питания, музеи); объекты и явления природы (памятники природы, бальнеологические ресурсы, климат и т. д.), которые могут быть интересны, привлекательны для туристов. В то время как термин «туристские ресурсы» существенно шире и распространяется также на экономические, финансовые, трудовые, производственные, социальные, инфраструктурные ресурсы, которые могут быть использованы для организации туристского хозяйства.
Не следует стремиться выявить различия между содержанием понятий «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы», а необходимо рассматривать их как взаимодополняющие (взаимозаменяющие). Такой подход объясняется тем, что традиционное понимание туризма как части рекреации (а значит, имеется в виду подчиненный характер туристских ресурсов) противоречит международному пониманию туризма как формы миграций, где рекреация выступает лишь как одна из целей путешествия. На практике же зачастую туристов и рекреантов привлекают одни и те же объекты и явления территории.
Ресурсная база туризма описывается с использованием трех основных понятий: туристские ресурсы, туристский потенциал, наследие территории. Туристский ресурс – категория, обладающая довольно четким экономическим содержанием, имеющая смысл лишь с точки зрения организаторов туризма или территориального управления. Исходя из уровня освоения туристские ресурсы подразделяют на 1) интенсивно используемые (переходящие после капитальных вложений в фонды предприятий); 2) экстенсивно используемые (без серьезных капитальных затрат, например экскурсионные объекты); 3) неиспользуемые или перспективные.
Туристский потенциал трактуется очень широко, поэтому его удобнее использовать для комплексной характеристики территории. Он позволяет учитывать не только объекты туристского интереса (актуальные и перспективные), но и весь комплекс необходимых условий для реализации деятельности как в отраслевом аспекте, так и с точки зрения отдельных туристов.
Категория природного и культурного наследия территории не имеет прямого отношения к туристской деятельности и определяется исходя из универсальной ценности материальных и духовных явлений, необходимых для последующих поколений. Однако туризм признается самой эффективной формой использования наследия, поскольку обеспечивает массовое восприятие сохраняемых ценностей. Наследие создает ресурсную основу для реализации высших туристских потребностей в познании, эстетическом восприятии и творчестве17.
Многие авторы, не желая заниматься разделением указанных категорий, используют понятие «туристско-рекреационные ресурсы» как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта территории. Сюда входят природные, исторические и социально-культурные объекты, способные удовлетворять физиологические и духовные потребности, а также содействовать восстановлению физического и духовного здоровья людей.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается другое по форме, но сходное по смыслу понятие: туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
Наряду с хорошо разработанным в отечественной науке понятием «рекреационные ресурсы» существует и успешно развивается своеобразное учение о туристских ресурсах, которое встречает рациональную критику со стороны ряда российских ученых. В частности, А. М. Сазыкин полагает, что происходит вытеснение термина «рекреационные ресурсы», который хорошо разработан и смысл его ясен. Вместо «рекреационных ресурсов» используют термин «туристские ресурсы», сущность и теория которого еще не разработаны, а само определение очень расплывчато. Нередко эти понятия рассматривают как синонимы, тогда не понятно, зачем вводить новый термин взамен устоявшегося и теоретически обоснованного. Встречается утверждение, что рекреационные ресурсы – часть туристских, что опять же является терминологической путаницей, так как туризм является частью рекреации, а не наоборот18.
Итак, туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов. Суть туристских ресурсов – объекты туристского интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов – туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.
Сущность туристских ресурсов заключается в том, что они являются основой для формирования туристского продукта и его предложения. Если говорить в общем, то туристскими ресурсами считается все то, что можно использовать в конкретном районе для организации туристской деятельности и привлечения туристов.
Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует – совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.
Ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.
Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющих особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.
Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление19.
Туристским интересом является перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.
К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребности туристских услуг и/или туристского продукта и/или тура, адекватно прямым или косвенным целям тура.
Однако для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которые обеспечат: доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечение.
Под туристским впечатлением следует понимать комплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.
Туристское впечатление возникает при совершении экскурсии, посещении красивых природных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживании в отеле и др. Туристское впечатление о туристских ресурсах и туре в целом складывается из многих компонентов. Поскольку туризм, в основной своей направленности, предназначен для удовлетворения потребности человека в отдыхе и развлечении, то человек, покупающий туристские услуги, естественно планирует или подразумевает получение положительных эмоций в процессе познания, оздоровления, осуществления приключений.
3.2. Классификация и принципы выделения туристских ресурсов
Существует множество классификаций туристских ресурсов. В первую очередь, туристские ресурсы делят на две большие группы: непосредственные и косвенные. К первым относятся природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т. д.). Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов; их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.
По функциональному признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важна и природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает или, наоборот, снижает функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уникальных объектов природы, культуры, промышленности и др.).
Н. П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы20:
-
природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и др.;
-
культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т. д.;
-
социально-экономические: транспортная доступность и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения.
Популярными являются классификации туристских ресурсов, предложенные польским экономистом М. Труаси и французским экономистом П. Дефером. В основе классификации М. Труаси лежит деление туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. М. Труаси выделяет три группы туристских ресурсов: природные туристские ресурсы, определяемые как «потенциальный туристский капитал»; туристские ресурсы, созданные трудом человека; «дополнительные» туристские ресурсы (инфраструктура, экономические удобства).
В отличие от М. Труаси, П. Дефер не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры и экономические удобства. П. Дефер подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (земля, природа); литом (созданные трудом человека – архитектура); антропом (нематериальные виды человеческой деятельности – обычаи, праздники, обряды, нравы и др.).
М. М. Амирханов, H. С. Лукашин и А. П. Трунев21 приводят классификацию туристских ресурсов в рамках развития туристского потенциала (рис. 3.1.). Данная классификация достаточно схематична и имеет сугубо экономическую направленность.
Рис. 3.1. Классификация туристских ресурсов
К туристским ресурсам также можно отнести все компоненты неживой природы, отнесенные к физико-географическим ресурсам (геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические и термальные). Биологические туристские ресурсы – компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические и флористические. Энергоинформационные туристские ресурсы представляют специфические поля ноосферной природы, служащие факторами аттрактивности местности или ландшафта и положительно влияющие на психофизическое состояние человека, покупающего туристский продукт.
Каждый из выделенных типов туристских ресурсов обладает собственными, присущими только ему признаками и свойствами, на основе которых выделяются виды ресурсов по: возможности использования; степени аттрактивности; лечебно-оздоровительным свойствам; исторической и эволюционной уникальности; экологическим критериям.
Туристские ресурсы являются предпосылкой для строительства и эксплуатации туристских учреждений, создают возможность для формирования различных туристских программ и маршрутов. При этом с точки зрения основных целей путешественников ресурсы можно условно разделить на четыре группы: 1) курортологические; 2) рекреационные; 3) религиозно-культурологические; 4) информационно-деловые. Именно такие ресурсы определяют формирование базовых видов туристского бизнеса в том или ином регионе.
Рис. 3.2. Классификация туристских ресурсов
С. А. Быстров и М. Г. Воронцова приводят следующую классификацию туристских ресурсов (рис. 3.2.)22. В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные туристские ресурсы. Туристская территория или акватория – географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.
Выделим и такие виды ресурсов как природные лечебные и туристские информационные. Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. На базе природных лечебных ресурсов выделяются лечебно-оздоровительные и курортные местности, создаются курорты.