Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7167

Скачиваний: 109

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Туристские информационные ресурсы представляют информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. В сфере туризма информация становится главным ресурсом. И это понятно, поскольку главная цель туризма – получение туристами интересной и разнообразной информации о территории, ее истории, культуре, природе, людях. Вся эта информация воспринимается туристами во время путешествий в другие страны, регионы, города и села. Основная ценность информации как туристского ресурса заключается в ее новизне, уникальности, потенциальном богатстве эстетических, эмоциональных, ассоциативных впечатлений, которые могут получить от нее туристы23.

Основные принципы выделения туристских ресурсов по группам будут рассмотрены нами в соответствующих главах учебника. Однако следует сказать, что существует весьма сложный вопрос: «Какие же объекты можно считать туристскими и как относить их к туристским ресурсам?». Поиск ответа на этот вопрос вызывает необходимость разработки целой системы критериев оценки природных и историко-культурных ресурсов, а также их пригодности для туристских целей.

В самом идеальном варианте считаем необходимым указать на следующие особенности выделения туристских ресурсов.

Во-первых, объект должен быть доступен, как с транспортной, так и с финансовой точки зрения. Кроме того, в материалах периодической печати, путеводителях, справочниках, Интернет должна циркулировать необходимая и достаточная информация о данном объекте. Отсутствие доступа к объекту резко ограничивает его использование в качестве туристского ресурса даже несмотря на его уникальность и мировое значение.

Во-вторых, важное значение придается комплексности объектов – у одиночных объектов (за некоторым исключением) гораздо меньше шансов стать туристским ресурсом по сравнению с группой интересных объектов. Комплексно размещенные объекты способны притягивать туристов и стимулировать дальнейшее развитие окружающей территории в направлении создания здесь крупной системы туризма.

В-третьих, объект должен обладать привлекательностью для туристов – аттрактивностью; при этом объект может привлекать как своей красотой и экзотичностью, так и уникальностью (большими размерами, необычностью, редкой встречаемостью). Без соблюдения этого фундаментального принципа отнесение объектов к категории туристских ресурсов представляется невозможным.

В-четвертых, объект должен быть безопасен для туристов; первостепенное значение придается возможностям охраны объекта от последствий туристской деятельности. Большое значение имеет и степень сохранности объекта. Не секрет, что развалины старинного и легендарного в прошлом замка привлекут гораздо меньшее количество туристов, нежели ренессансный дворец, находящийся в отличном состоянии. Ценность объектов различна, а предпочтение отдается именно объекту, наиболее сохранившему свой первозданный облик.


В-пятых, большое значение может сыграть и географическое положение объекта; так, положение объекта на стыке природных ландшафтов и зон в сочетании с разнообразной культурной средой и богатым историческим прошлым территории способно сделать его своеобразной Меккой для туристов.

В-шестых, определяющее значение имеет и происхождение объектов. Зачастую объекты естественного (природного) происхождения привлекают больше внимания, нежели объекты антропогенного происхождения. Между тем, некоторые объекты искусственного происхождения, созданные в последние десятилетия, способны привлекать колоссальные туристские потоки. К таким объектам, к примеру, можно отнести тематические парки.

В-седьмых, имеется особая группа объектов, являющихся одновременно туристским ресурсом и инфраструктурным объектом. Например, путешествие туристов на ретро-поездах предполагает использование поезда и как туристского ресурса – то есть объекта туристского интереса и как средства передвижения – инфраструктурного объекта.


3.3. Свойства и параметры туристских ресурсов


Туристские ресурсы обладают рядом свойств. К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные и видеоэкологические характеристики компонентов ландшафта; социально-демографические характеристики; потенциальный запас, емкость; способы использования.

А. Д. Чудновский и М. А. Жукова считают, что туристские ресурсы характеризуются следующими свойствами: аттрактивность (привлекательность); климатические условия; доступность; экскурсионная значимость; пейзажная составляющая; социально-демографическая составляющая; степень воспроизводства; способ использования; уникальность и др.24

Специфическими свойствами туристских ресурсов являются целостность, динамичность, емкость, надежность, привлекательность, устойчивость и др.

Целостность понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и др.

Емкость туристских ресурсов заключается в возможности включать в себя ресурсы других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом.

Устойчивость туристских ресурсов в масштабах национальной экономики означает ненарушение экономического баланса. Туристской индустрией используются те природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечения интересов.

Надежность в туристской сфере определяется в первую очередь социально-политическими условиями.

Привлекательность (аттрактивность) – основное свойство туристских ресурсов. Именно аттрактивность делает объект предметом туристского показа.

Уникальность туристского объекта может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус.


Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства.

Рекреационная ценность – возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туриста.

Известность – популярность туристского объекта среди туристов.

Экзотичность – степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов.

Выразительность – взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность – состояние объекта, его подготовленность к организованному приему туристов.

По мнению И. И. Пирожника важнейшими характеристиками туристских ресурсов являются25:

  • объем запасов (дебет минеральных вод; площадь туристских территорий; экскурсионный потенциал туристских центров), необходимый для определения потенциальной емкости туристских комплексов, уровня освоенности, оптимизации нагрузок;

  • площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость, обводненность территории; границы устойчивого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные туристские территории, установить округа санитарной охраны;

  • период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегание устойчивого снежного покрова), определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;

  • территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обусловливающая тяготение туристской инфраструктуры и потоков к местам их концентрации;

  • сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро создавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;

  • возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству.

Наиболее важным и фундаментальным свойством туристских ресурсов является аттрактивность. Понятие «аттрактивность (привлекательность)» в последние годы часто используется в работах по туризму. Но ясного представления о его содержании к настоящему времени не сложилось. Большинство исследователей понимают под аттрактивностью пейзажную (эстетическую) привлекательность. Вместе с тем аттрактивность следует трактовать более широко, включая в это понятие кроме эстетической привлекательности еще и утилитарную (функции ландшафта относительно рекреационных потребностей), а также топологическую (уникальные особенности местности) характеристики26. Именно комплексная привлекательность является важным фактором формирования потока туристов на данную территорию.


К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования:

  • использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.);

  • усвоение культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т. п.);

  • возможность занятий спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры и др.);

  • любительские занятия (рыбалка, охота).

Необходимым и наиболее важным методом оценки туристских ресурсов является их кадастр. Кадастр туристских ресурсов представляет систематизированный свод сведений, включающий количественную и качественную характеристику природных и социокультурных объектов и явлений туристского назначения. Важнейшая цель создания кадастра туристских ресурсов заключается в выявлении путей наиболее эффективного использования всех предпосылок развития туризма в пределах той или иной территории. Для этого в кадастре должна содержаться комплексная характеристика туристских ресурсов, включая их детальный учет и классификацию, качественную и количественную оценку экономической эффективности освоения, анализ использования и его основные перспективы, а также важнейшие мероприятия по их охране.

Можно выделить следующие направления оценки туристских ресурсов:

  • количественная оценка ресурсов, позволяющая описать имеющиеся туристские ресурсы количественно – то есть определить их объем и запасы;

  • качественная оценка ресурсов, которая позволяет оптимизировать направления по использованию туристских ресурсов дестинации;

  • анализ потенциальных возможностей использования ресурсов – определение рамок использования ресурсов, а также экономических, социальных и экологических последствий пользования туристскими ресурсами

Кадастровый учет следует вести в отношении трех основных групп туристских ресурсов: 1) ресурсы, формирующие туристский интерес (культурно-исторические ресурсы), которые являются одним из важнейших элементов (составляющей) туристского продукта; 2) инфраструктурные ресурсы (градообразующая и градообслуживающая сферы); 3) природные ресурсы.

При разработке кадастра туристских ресурсов должны использоваться различные источники информации об их наличии и состоянии, а также результаты экспертных оценок и оценок привлекательности ресурсов с точки зрения туристов, которые получают путем опросов и социально-экономического мониторинга.

При составлении кадастра должен быть соблюден ряд основных принципов: объективность (достоверность и обоснованность всех данных); непрерывность (систематическое обновление, уточнение и корректировка данных); наглядность (систематизация данных, их оформление). Таким образом, составление кадастра туристских ресурсов позволит выявить сильные и слабые стороны территории как с точки зрения специалистов, так и с точки зрения посетителей (туристов).


На основе анализа ресурсных возможностей туристской территории формируется структурная таблица кадастра туристских ресурсов (табл. 3.1.).


Таблица 3.1.


Структурно-оценочная таблица кадастра туристских ресурсов27


Категория ресурсных групп

Вид ресурса

Критерии оценки

Лимитирующие факторы

Культурно-исторические ресурсы

Объекты туристского и экскурсионного показа

Мировой уровень

Норма пропускной способности объекта

Национальный уровень

Местный уровень



Продолжение таблицы 3.1.


Инфраструктурные ресурсы

Средства

размещения

Классность

(звездность)

Количество мест номерного фонда

Ориентированность предприятия по сегментам потребителя

Другие критерии

Предприятия питания

Тип предприятия

Количество

накрытий

Классность

предприятия

Кухонная

направленность

Другие критерии

Транспортная

инфраструктура

Виды транспортной

доступности

Пропускная способность транспортной системы

Интенсивность

движения

Другие критерии

Торговля

Виды продукции

Насыщенность рынка товарами

Другие критерии

Банковская система

Виды услуг

Кредитные способности банка

Другие критерии

Иная туристская

инфраструктура

Различная совокупность критериев

Критерии возможности обслуживания

Природно-рекреационные ресурсы

Климатический фактор

Режим осадков

Режим

воздействия

Циркуляция атмосферы

Ветровой режим

Другие критерии

Водный ресурс

Вид ресурса

Допустимая антропогенно-рекреационная нагрузка: технологическая и психологическая

Оценка берега

Характеристика дна

Санитарно-гигиенические характеристики

Применимость в развитии туризма

Другие критерии

Садово-парковый ресурс (парки, сады, скверы)

Вид ресурса

Экологическая пропускная способность

Тематика ресурса

Другие критерии


Данная таблица указывает на важнейшие направления развития туризма в рамках определенной территории, позволяет определить те ресурсы, которые будут включены в план и программу развития туризма. Такая таблица поможет грамотно распределять средства бюджета, ассигнованные на развитие туристской сферы. При составлении таблицы кадастра особое значение следует уделять территориальному фактору, а именно местоположению рассматриваемых ресурсов в территориальном разрезе. Кадастр туристских ресурсов является одним из инструментов для комплексного планирования развития туризма в том или ином регионе. Кадастр туристских ресурсов является основой для разработки целевой программы или концепции развития туризма в регионе.