Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7186

Скачиваний: 109

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обобщенная система критериев ценности

природного и культурного наследия


  1. Общественное признание объекта шедевром творения – творческого ли гения человека, творческих ли сил природы или, для культурного ландшафта, – сил рукотворных, приумножающих или преобразующих красоту, разнообразие, продуктивность и комфортность ландшафта. В системе критериев ЮНЕСКО по культурному наследию выделяются шедевры творчества (критерий 1), а по природному наследию – феномены исключительной красоты и эстетической ценности (критерий 3).

  2. Исключительная наглядность эволюционных процессов, наблюдаемых как ряд последовательно изменяющихся во времени и пространстве качественных состояний природных либо культурных комплексов и их компонентов. В системе критериев ЮНЕСКО этот параметр учитывается как по отношению к культурному (критерий 2), так и природному наследию (критерии 1 и 2).

  3. Исключительная выраженность, репрезентативность (полнота представленности) природного либо культурного объекта или явления. В системе критериев ЮНЕСКО этот показатель непосредственно учитывается при оценке культурного наследия, а именно культурной традиции, технологии, типа застройки, форм землепользования (критерий 5). В отношении к природному наследию он учитывается лишь косвенно, через иллюстрацию основных этапов истории Земли (критерий 1) и важных экологических или биологических процессов (критерий 2). Целесообразно использование этого критерия как самостоятельного применительно к любым формам наследия. Для культурного ландшафта критерий может применяться в отношении к его планировке, пропорциям, компонентному составу, технологиям освоения территории.

  4. Историческая феноменальность, или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определенный этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, событие или явление. В системе критериев ЮНЕСКО этот критерий фигурирует при оценке и культурного наследия (критерий 4), и природного (критерий 1).

  5. Наличие условий и местообитаний, имеющих ключевое значение для сохранения природного и культурного разнообразия, в том числе особо ценных природных и культурных феноменов, находящихся под угрозой исчезновения. В системе критериев ЮНЕСКО данный критерий применяется только для оценки природного наследия и ориентирован на биоразнообразие (критерий 4). Для культурного ландшафта этот критерий особенно значим, так как последний зачастую представляет собой уникальные «места обитания» какой-либо культурной традиции и является средоточием различных типов культуры.

  6. Таксономическая уникальность, то есть исключительная редкость определенного типа или класса объектов. Она может быть обусловлена изменением или нарушением условий окружающей среды вплоть до уничтожения местообитаний либо присущей объекту уязвимостью, либо разрушающим действием времени. К подобным уникальным явлениям относятся природные и культурные реликты, включая реликтовые культурные ландшафты. Уникальность всегда предполагает высокую научную и информативную ценность. В документах ЮНЕСКО данный критерий однозначно выделяется как самостоятельный только для культурного наследия (критерий 3). В применении к природному наследию он используется в скрытой форме по всей системе критериев, то есть его заменяют понятия «выдающийся», «превосходный», «исключительный», «универсальный», что содержит указание на редкость явления.

  7. Ассоциативная (опосредованная) ценность, отражающая связи с историческими событиями, выдающимися личностями, их творчеством, с общественными идеалами и культурными традициями. В системе критериев ЮНЕСКО этот критерий используется для оценки только объектов культурного наследия (критерий 4) и только в качестве дополнения к другим критериям.


При оценке культурных ландшафтов следует использовать формат описания культурного ландшафта, разработанный специалистами НИИ природного и культурного наследия. Он включает следующие позиции:

наименование и основные географические параметры ландшафта;

  • типологические характеристики ландшафта; основные свойства, определяющие ценность ландшафта; природных и культурных объектов его слагающих; состояние ландшафта; планировочные особенности ландшафтных компонентов;

  • задачи сохранения и восстановления ландшафта, проблемы организации мониторинга;

  • статус, правовое положение ландшафта, уровень его охраны, владение землей и недвижимостью, основные правоустанавливающие документы;

  • наличие фотодокументации, различная картографическая информация, библиография.

Разработан и полный вариант формата, который включает около 150 позиций. Этот расширенный вариант предполагает подробную информацию о культурном ландшафте по многим позициям, которая позволит обеспечить множественность возможных полей классификаций информации и организацию процедур многоаспектного поиска. Сокращенный вариант сможет служить своеобразной «этикеткой» конкретного культурного ландшафта, дать общие сведения об этом элементе культурного наследия при предварительном поиске. При этом «этикетка» также должна выполнить очень важную функцию по обеспечению единства справочных сведений о культурном ландшафте и сведений о других элементах сети культурного наследия (памятниках архитектуры, археологии, движимых памятниках культуры).

В заключении следует сказать, что одним из основных направлений использования культурных ландшафтов является эколого-культурный туризм, способствующий с одной стороны, успешному и экологически невредному развитию территории, а с другой, оказывающий непосредственное влияние на формирование экологической культуры и экологического сознания, как у населения данного региона, так и у туристов, избравших данный резерват местом своего отдыха.


Контрольные вопросы


  • Какую роль играют различные элементы культуры в формировании туристского интереса?

  • Какие элементы русской культуры способны привлечь в нашу страну иностранных туристов? Приведите примеры их использования в практике деятельности турфирм.

  • Сущность и значение культурно-исторических ресурсов туризма.

  • Какие виды памятников истории и культуры вы знаете?

  • Как и с помощью каких методов проводится оценка культурно-исторических ресурсов туризма?

  • Перечислите особенности и критерии комплексной оценки историко-культурного и природного наследия.

  • Какие существуют подходы к выделению материального и духовного наследия территории?

  • Какие вы можете назвать способы включения культурного наследия в практику туристской деятельности?

  • Перечислите основные способы повышения эффективности культурного наследия.

  • Как можно охарактеризовать политику России в сфере культурного наследия?

  • Культурный туризм и его основные направления.

  • В чем сущность концепции адекватного туризма? Выделите ее основные принципы.

  • Какова география памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО?

  • Перечислите наиболее известные памятники, входящие в Список Всемирного наследия.

  • Какие памятники России входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО?

  • Назовите основные точки зрения на понятие «культурный ландшафт». Какая позиция вам наиболее близка?

  • Назовите основные составляющие культурного ландшафта.

  • В чем заключаются сложности оценки культурного ландшафта?

  • Перечислите основные виды и характеристики культурных ландшафтов.

  • Методика оценки культурных ландшафтов, разработанная учеными НИИ природного и культурного наследия.



Задания для практических занятий


  1. Выделите и охарактеризуйте основные элементы культуры вашего региона, которые являются объектами туристского интереса в настоящее время или могли бы стать таковыми в перспективе. Как они используются в практике деятельности турфирм региона?

  2. Разработайте трехдневный культурно-познавательный тур по территории вашего региона. При разработке маршрута упор следует делать на проведении оценки и выявлении основных форм использования культурно-исторических ресурсов региона в рамках тура.

  3. Охарактеризуйте один из наиболее посещаемых культурно-исторических памятников вашего региона по следующему плану: а) тип; б) местоположение; в) доступность; г) аттрактивность; д) основные свойства; е) степень сохранности; е) туристская значимость; ж) пропускная способность; з) безопасность.


Г Л А В А 6

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ТУРИЗМА И ИХ ОЦЕНКА


6.1. Понятие о социально-экономических ресурсах туризма


Формирование территориальных систем туризма предполагает рациональную организацию всего хозяйства занимаемой территории и требует решения многих общих задач, таких как:

  • рациональное размещение туристских учреждений по территории с учетом природно-климатических условий, минеральных, водных и прочих ресурсов;

  • всестороннее и эффективное использование туристских ресурсов;

  • установление оптимальных пропорций между отраслями туристского хозяйства;

  • достижение оптимального сочетания между отраслями специализации, сопутствующими отраслями и инфраструктурой;

  • улучшение тепло-, водо- и электроснабжения как путем создания их собственной базы, так и за счет получения этих ресурсов из других районов;

  • создание местных строительных и ремонтных баз;

  • обеспечение бытовым и культурным обслуживанием, общественным питанием, потребительскими и сувенирными товарами, рекламной продукцией;

  • развитие высокопродуктивного сельского хозяйства и пищевой промышленности, обеспечивающих потребности туристов и местного населения в продовольствии;

  • развитие современного транспорта, сети дорог, рационализация и улучшение внутри- и межрайонных транспортных связей;

  • взаимосвязь авиа-, авто-, железнодорожного и водного видов транспорта;

  • развитие всех видов связи (почта, телефон, факс, электронная почта);

  • обеспечение занятости населения и рациональное использование трудовых ресурсов;

  • охрана и улучшение природной среды на туристских территориях64.

Приступаем теперь к изучению и оценке социально-экономических ресурсов, которые необходимы для рациональной организации любой туристской территории. Здесь дело обстоит гораздо сложнее, чем с определением природных и культурно-исторических ресурсов туризма. Это объясняется тем, что многими авторами по-разному понимаются социально-экономические ресурсы. Мы определим социально-экономические ресурсы туризма как объекты и явления антропогенного характера, необходимые для наиболее эффективного и полноценного использования туристских ресурсов и развития индустрии туризма в стране или регионе.

Итак, кроме двух основных групп туристских ресурсов существуют социально-экономические объекты и явления, которые в процессе организации отдыха выступают то как условия, то как ресурсы (например, население курортной местности, не вовлеченное в туристский процесс, выступает как условие туристской деятельности, а часть его, которая по своим качествам может быть занята в туристских учреждениях – это уже трудовые ресурсы туристского хозяйства).

Однако будет неправильно, если мы ограничим состав этой группы лишь трудовыми ресурсами. Ведь нормальное функционирование систем туризма различного ранга зависит не только от природных ресурсов и живого труда, но и от основных фондов, которыми они располагают. В экономической литературе высказывается точка зрения, что к ресурсам производства кроме сырья, материалов и живого труда необходимо относить основные производственные фонды. На такой же позиции находится и ряд экономико-географов, которые отмечают, что основные фонды как производственные, так и непроизводственные, следует рассматривать как экономический ресурс, ибо они представляют собой важнейшую часть народного богатства, а само богатство – ресурсное понятие.


Туристское хозяйство в своей основе всегда территориально. Можно назвать целую группу регионов, где оно выступает в качестве важнейшего структурного звена сложившихся в их пределах народнохозяйственных комплексов. Любая территория располагает определенным набором ресурсов, которые в ходе ее освоения превращаются в фонды. Это общая закономерность. В частном же случае она сводится к тому, что определенные отрасли под воздействием общественных потребностей и технико-экономических возможностей их удовлетворения «отбирают» для себя районы, а в них – необходимые места.

Появление у общества новых потребностей обусловливает изменение спроса на территорию, то есть приводит к смене функции места, выдвигает на передний план отрасли-лидеры, которые получают преимущественное право на «отбор» для себя ресурсов территории и превращение их в фонды. Иногда это может вызвать даже «конфликтную» ситуацию, когда пригодные для данного вида использования территории заняты другими угодьями. С последним сейчас приходится сталкиваться при туристском освоении территории, когда возникает необходимость сооружения учреждений отдыха на землях, занятых сельскохозяйственными и другими угодьями. Изъятие их для функции оздоровления означает, что на какой-то момент сельскохозяйственные фонды (например, виноградники) становятся туристскими ресурсами территории, а после вложения новых средств и труда они переходят в категорию туристских фондов65.

Теперь следует рассмотреть классификацию социально-экономических ресурсов туризма. Этот аспект представляется весьма сложным, так как существует множество точек зрения на содержание данного понятия. Все основные подходы к определению структуры социально-экономических ресурсов приведены нами в § 3.1. Считаем необходимым выделение в составе социально-экономических ресурсов туризма пяти основных блоков:

  • туристская инфраструктура;

  • трудовые и образовательные ресурсы;

  • информационные ресурсы;

  • финансовые и материальные ресурсы;

  • управленческие ресурсы.

В рамках данного учебника мы не будем останавливаться на подробном рассмотрении трудовых, образовательных, финансовых, материальных и управленческих ресурсов. Все указанные выше группы ресурсов туризма будут рассматриваться в ряде учебных дисциплин: менеджмент туризма, управление персоналом, экономика туризма и др. Мы остановимся лишь на рассмотрении туристской инфраструктуры.

Информационные ресурсы туризма образует информация различного рода, которую турист получает в разное время: а) в процессе подготовки к туристской поездке, используя для этого путеводители, справочники, материалы периодической печати, советы друзей, знакомых и родственников; б) в ходе реализации туристское поездки с помощью наблюдений, рассказов экскурсоводов; знакомства с буклетами, картами, путеводителями на месте; в) по окончании туристской поездки с целью углубить и закрепить представления и впечатления от поездки и посещенной стране.