Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7183

Скачиваний: 109

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В большинстве стран мира информационным ресурсам туризма уделяется большое внимание. Страны, специализирующиеся на приеме туристов, огромными тиражами издают путеводители по основным регионам и туристским центрам, буклеты, справочники, карты, листовки, каталоги, рекламный материал. Зачастую эти материалы раздаются туристам бесплатно или за символическую плату в информационных киосках, музеях, переходах метро и т. д. Информационное обеспечение туризма в нашей стране пока оставляет желать лучшего.

К трудовым ресурсам туризма относятся кадры туристских предприятий – как штатный персонал, так и работники, привлекаемые для работы в высокий туристский сезон. Сразу следует сказать, что индустрия туризма охватывает огромное количество как основных, так и сопутствующих производств и отраслей экономики. Именно по этой причине учет общего количества занятых в сфере туризма представляется затруднительным.

Бок о бок с трудовыми ресурсами туризма идут образовательные ресурсы. Необходимым условием для открытия туристского предприятия и успешной работы в туризме является профильное образование. В России и ряде стран мира создано большое количество учебных заведений, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов для сферы туризма и гостеприимства. Своими традициями в туристском образовании славятся Швейцария, Австрия, Германия, Польша, Франция. И в России более 300 учебных заведений занимаются подготовкой специалистов, как с высшим, так и со средним специальным образованием.

Финансовые ресурсы туризма составляют денежные средства, которые могут поступать в сферу туризма и расходоваться различными путями. Существует несколько основных путей поступления средств в сферу туризма; а) инвестирование, которое может быть как государственным, так и частным; б) доходы от пребывания иностранных туристов; в) денежные средства, которые могут быть получены от деятельности как основных, так и сопутствующих производств.

Материальные ресурсы составляют основные фонды индустрии туризма. В настоящее время широко используется понятие «материально-техническая база туризма (МТБ)». Под материальной базой туризма понимается совокупность материальных и вещественных элементов производительных сил, используемых для производства туристских услуг. Материальная база используется только туристами, в отличие от инфраструктуры туризма, которая используется как туристами, так и производителями туристских услуг.


Рис. 6.1. Классификация объектов материально-технической базы туризма


К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, транспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, пункты реализации туристских путевок, туристские клубы, станции и мн. др. В основу классификации объектов материально-технической базы туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов (рис. 6.1.).


Управленческие ресурсы достаточно редко включаются авторами в структуру социально-экономических ресурсов туризма. Под ними часто понимают иерархическую структуру управления индустрией туризма, сложившуюся в определенной стране или регионе, начиная с самой низшей структуры – туристского предприятия и его отделов и заканчивая уровнем национального и наднационального порядка.

Основным видом социально-экономических ресурсов туризма является туристская инфраструктура. Туристская инфраструктура страны или региона состоит из пяти взаимосвязанных отраслей: а) транспортно-коммуникационной инфраструктуры; б) инфраструктуры размещения; в) инфраструктуры питания; г) инфраструктуры досуга и развлечений; д) специализированной. Туристская инфраструктура в целом и все указанные ее отрасли будут рассматриваться нами в рамках последующих параграфов.


6.2. Туристская инфраструктура

как социально-экономический ресурс


Туристская индустрия как совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обладает двумя характерными чертами – ресурсной ориентацией и необходимостью развития туристской инфраструктуры.

Под туристской инфраструктурой мы будем понимать совокупность путей сообщения (дороги, подъездные пути, вокзалы, аэропорты, пристани и т. п.), коммуникаций (водопроводная, электрическая и газовая сети, отопление, канализация, средства связи и т. п.), туристских ресурсов, объектов туристского показа, средств размещения и питания, объектов торговли, бытового и лечебно-профилактического обслуживания, спортивных сооружений, а также других объектов, необходимых для обеспечения и развития индустрии туризма.

Инфраструктуру не совсем верно ставить на один уровень с остальными социально-экономическими ресурсами туризма, так как ее функционирование основано на собственных ресурсах: природных, рекреационных, производственных фондов – предприятия обслуживания, кадры, а также связях с другими секторами экономики.

Туристская инфраструктура представляет собой комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма. Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма (рис. 6.2.), в составе которой выделено два элемента66.


Рис. 6.2. Инфраструктура туризма как часть индустрии туризма


Первый элемент – индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию. Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой – комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, – транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность. Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта. Ко второму уровню относятся структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т. д.


Туристская инфраструктура выполняет разнообразные функции. Обеспечивая размещение, питание, отдых, информационное и транспортное обслуживание представителей деловых и научных кругов, инфраструктура туризма способствует нормальному функционированию механизмов международного экономического и научно-технического сотрудничества развитых стран.

Наряду с удовлетворением разнообразных туристских потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания зарубежных посетителей, инфраструктура туризма часто выступает в качестве катализатора хозяйственного освоения экономически менее развитых районов. Входящие в нее предприятия позволяют вовлекать в хозяйственный оборот непригодные для использования другими отраслями природные ресурсы и созданные человеком объекты. Кроме того, инфраструктура туризма расширяет сферу приложения труда, влияет на развитие экономики и способствует улучшению условий жизни местного населения.

Несколько иная точка зрения у В. С. Архиповой и А. С. Левизова. Они полагают, что туристская инфраструктура, являясь частью инфраструктурного комплекса страны или региона, выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры – создание необходимых условий для организации обслуживания туристов; интеграционная – организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристских комплексов. Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Туристская инфраструктура оказывает прямое и косвенное влияние на экономику страны или региона. Прямое влияние – привлечение средств от услуг туристского предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений. Косвенное влияние заключается в мультипликативном эффекте межотраслевого взаимодействия. Эффект мультипликатора будет тем больше, чем больше будет доля дохода, потраченная в пределах страны или региона.

Материальную основу туризма в широком смысле образует сложный комплекс отраслей, подотраслей и видов деятельности материального производства и социально-культурной сферы, которые либо непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов, либо создают необходимые для этого условия. Из всех входящих в ее состав предприятий лишь относительно небольшая часть специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных исключительно для личного потребления туристов, в то время как большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения и способствуют росту туристского потребления косвенно67.


Таким образом, для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, не связанных между собой технологически. Одни обслуживают преимущественно туристов, вторые – туристов и местное население, а третьи обеспечивают функционирование первых и вторых. Смешанные функции этих предприятий делают невозможной их четкую, формальную организацию в рамках единой отрасли хозяйства.

Для того чтобы создать предпосылки для развития различных видов туризма, необходима развитая туристская инфраструктура. Формирование, потребление и воспроизводство туристских ресурсов непосредственно связано с наличием развитых инфраструктуры и индустрии туризма. В иерархии управления туризмом в бывшем СССР инфраструктура и индустрия туризма были жестко централизованы в нескольких монопольных туристских ведомствах. В этих условиях существовали такие понятия, как единое туристское пространство, единая туристская транспортная система и др.

На балансе туристских организаций были не только объекты индустрии туризма (средства размещения, предприятия общественного питания, транспортные структуры и др.), но и ряд дорожно-коммуникационных объектов инфраструктуры туризма (канатные дороги, фуникулеры, дорожная структура подземного экскурсионного электротранспорта, горноспасательные и контрольные станции, средства связи и пр.).

В условиях рыночной экономики понятия «инфраструктура туризма» и «индустрия туризма» приобрели несколько иное содержание. В настоящее время практически не существует единой системы предприятий туристской индустрии. Это автономные, самостоятельные предприятия, с высокой степенью диверсификации (разнообразия) деятельности, где туристская деятельность подразумевается «в том числе» и в ряде случаев не является основной для данного предприятия. Это касается транспортных предприятий, предприятий общественного питания, организаций сферы досуга и развлечений, быта и сервиса и, частично, средств размещения, которые взаимодействуют с организаторами туризма (туроператорами и турагентами) в части предоставления туристских услуг на основе возмездных договоров или договоров аренды (фрахта).

Из системы инфраструктуры туризма выведены все предприятия и организации, обеспечивавшие безопасность самодеятельного, походного, спортивного и иных видов туризма; они стали структурными подразделениями Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС). Поэтому границы инфраструктуры и индустрии туризма стали условными.

Особое значение при производстве туристской услуги имеет инфраструктура туризма. Классическая триада туризма – «транспорт – приют – развлечение». Организация услуг по этим направлениям остается главным в деятельности туристских организаций. Непосредственно туристские организации производят в основном информационные услуги (экскурсионные, рекламные и пр.) Остальные же услуги, входящие в состав туристского продукта, производят предприятия инфраструктуры туризма.


По законодательно закрепленному определению, инфраструктура туризма – это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Таким образом, инфраструктура туризма – это группа производств, обеспечивающих пассивный туристский баланс. Ее наличие свидетельствует, как правило, об уровне развития национальной промышленности и высоком уровне доходов на душу населения. Рассматривая туризм как особый вид предпринимательской деятельности, исследователи выделяют следующие основные блоки функционирования туристской инфраструктуры:

  • инфраструктура должна обеспечить условия не только для функционирования туристских предприятий, действующих на базе различных форм собственности, но и их эффективное и устойчивое развитие;

  • инфраструктура должна способствовать возникновению и появлению новых партнерских связей, взаимодействующих с ее составляющими элементами;

  • инфраструктура должна быть адекватна потребностям туристских предприятий с учетом их функциональной специализации, пропускной способности туристских объектов и т. д.;

  • инфраструктура должна быть не только доступна всем предпринимательским структурам туристского рынка (по дислокации, стоимости деловых услуг, информированности о реальных возможностях и т. д.), но и обеспечивать возможности решения важнейших проблем развития туристского бизнеса;

  • обеспечение достоверными и своевременными статистическими данными, а также мониторинг деятельности субъектов рынка туристских услуг.

Показатели оценки туристской инфраструктуры. При проведении оценки туристской инфраструктуры ее подразделяют на следующие блоки: транспортное обеспечение; коммунальные системы; торговля и бытовое обслуживание, телекоммуникационная связь, места размещения и питания. Ее особенность состоит в том, что она одновременно обслуживает туристов и местное население, поэтому ее развитие способствует туристскому освоению территории, улучшает условия жизни жителей данного района. К тому же туристская инфраструктура создает большое количество рабочих мест. Каждый компонент туристской инфраструктуры имеет свои критерии оценки.

Так, транспортное обеспечение определяется густотой сети автомобильных, железных дорог и водных путей, их качеством, уровнем подвижного состава, экологичностью и инфраструктурным обустройством. Система связи включает: почтово-телеграфную связь, телефонную связь, аварийно-вызывную связь вдоль автомагистралей, предназначенную для удовлетворения потребностей населения и туристов в оперативной передаче сообщений специальным службам в экстренных случаях и при необходимости для связи с абонентами телефонной сети; телевизионное и радиовещание, кабельное телевидение; документальную связь – телексы, телефаксы, персональные компьютеры с модемами. В последние годы особую актуальность приобретает и надежность сотовой связи в туристском регионе.