Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7184

Скачиваний: 109

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система общественного питания определяется развитием пунктов питания в регионе: ресторанов, столовых, кафе, баров, бистро, трактиров и др. При этом учитывается: общее количество пунктов питания; общее количество посадочных мест; равномерность размещения их по территории региона; наличие пунктов питания вблизи туристских центров и предприятий по автомобильным и железнодорожным магистралям, в авиационных, речных и морских портах, сельской местности, расположенных на туристских маршрутах; техническое оснащение пунктов питания; уровень предлагаемых услуг.

Места размещения туристов, относящиеся к туристской инфраструктуре, включают муниципальные и ведомственные гостиницы, частные пансионы, постоялые дворы, деревенские гостиницы, палаточные лагеря, кемпинги, приюты и т. п. При их оценке учитывается: общее количество предприятий гостеприимства с общим числом мест; дифференцированная оценка предприятий гостеприимства по классам с учетом количества мест каждого класса и предоставляемых услуг; степень технического оснащения; размещение предприятий гостеприимства по территории региона, расположение их вблизи туристских объектов и маршрутов.

В последующих параграфах мы рассмотрим основные отрасли туристской инфраструктуры, к которым относятся: транспортная инфраструктура, инфраструктура размещения и инфраструктура питания туристов. Мы сознательно не рассматриваем в рамках главы инфраструктуру досуга и развлечений, так как она не относится к определяющей и отличается весьма большим разнообразием типов учреждений.


6.3. Транспортная инфраструктура в туризме


Инфраструктура авиационного транспорта. Согласно статистике, темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и существующей устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их частоты. Вследствие этого, воздушный транспорт – наиболее динамично развивающаяся отрасль мирового транспорта. Сеть международных перевозок охватывает более 150 стран мира.

Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем в год на авиарейсах перевозится около 1,5 млрд. человек. Международные воздушные сообщения обеспечивают сейчас свыше 470 перевозчиков, около 250 из них совершают международные регулярные авиарейсы. В обслуживании международных воздушных сообщений участвует свыше 1000 аэропортов мира, около 650 из них обслуживают международные регулярные авиаперевозки.

Однако в систему международного воздушного транспорта входят не только международные авиаперевозчики и аэропорты, но и государства, связанные международными воздушными линиями и обеспечивающие эти сообщения, а также международные организации в области воздушного транспорта, принимающие меры к обеспечению его эффективного функционирования и безопасности.


Почти в каждой стране мира существует авиакомпания, которая является своеобразной визитной карточкой страны, чья надежность, пунктуальность, сервис и комфорт соответствуют самым высоким международным стандартам. Такая компания называется национальным флаг-перевозчиком. Такими авиакомпаниями в разных странах считаются: французская «Air France», немецкая «Lufthansa», британская «British Airways», австрийская «Austrian Airlines», испанская «Iberia», швейцарская «Swiss», финская «Finnair» и др. Российским флаг-перевозчиком является авиакомпания «Аэрофлот – Российские авиалинии».

Три четверти имеющихся авиалайнеров размещены на Американском континенте. Крупнейшими авиакомпаниями США являются: «Federal Express», «United Airlines», «Delta Air Lines», «American Airlines», «Continental Airlines», «Nortwest Airlines», «US Airways», «Southwest Airlines», TWA (Trans World Airlines), «America West Airlines», «Alaska Airlines». Их объем продаж составляет до 15 млрд. долл. в год. На Американском континенте также действуют крупные авиакомпании в таких странах, как Канада – «Air Canada», «Canadian Airlines»; Бразилия – «Varig», «Brasilian Airlines»; Мексика (три крупнейшие авиакомпании).

Крупнейшими авиакомпаниями Европы считаются: «British Airways» (Великобритания); «Lufthanza German Airlines» (Германия); «Air France» (Франция); SAS (Scandinavian Airlines System – Швеция, Дания, Норвегия); «Alitalia» (Италия); «Iberia Airlines» (Испания); «KLMRoyal Dutsh Airlines» (Нидерланды); «Crossair», «Swiss» (Швейцария); «Sabena Belgian World Airlines» (Бельгия); «Finnair» (Финляндия). Из стран Восточной Европы наиболее крупным самолетным парком располагают Болгария и Венгрия.

В Азии крупнейшими авиакомпаниями считаются: ANAAll Nippon Airways»), JALJapan Airlines») (Япония); «Korean Air» (Республика Корея); «SaudiaSaudi Arabian Airlines» (Саудовская Аравия); «Malaysia Airlines» (Малайзия); «China Southern Airlines», «Air China» (Китай); «Cathay Pacific Airways» (Гонконг); JASJapan Air System») (Япония); «Singapore Airlines» (Сингапур); «Thai Airways International» (Таиланд); «Iraqi Airways» (Ирак); «THYTurkish Airlines» (Турция); «Philippine Airlines» (Филиппины).

На Африканском континенте крупные авиакомпании имеются в Ливии, ЮАР, Египте, Алжире. В Австралии и Океании также есть сравнительно крупные авиакомпании. В Австралии это «Qantas Airways» и «Ansett Australia». Большим парком самолетов располагают индонезийская компания «Garuda Indonesia» и новозеландская ANZAir New Zealand»).

Среди авиакомпаний можно выделить публичные (общественные, то есть регулируемые государством) и частные (приватизированные и являющиеся частными компаниями). В Европе деятельность авиакомпаний во многом регулируется правительствами стран. В США, напротив, все авиакомпании приватизированы и являются частными. Авиакомпании «Swiss», «Скандинавские авиалинии» (SAS) частично приватизированы, частично принадлежат государству. Британские авиакомпании все приватизированы.

В большинстве стран, как правило, функционирует три основных типа авиакомпаний, выполняющих регулярные полеты по расписанию:

  • крупные – национальные компании, совершающие рейсы по всей стране и за границу;

  • региональные – авиакомпании, функционирующие в пределах отдельных регионов одной страны;

  • местные – небольшие местные авиакомпании, совершающие рейсы на короткие расстояния с небольших пригородных аэродромов. Как правило, они эксплуатируют небольшие винтовые самолеты вместимостью до 40 пассажиров и осуществляют их доставку в аэропорты для последующей пересадки на рейсы крупных авиакомпаний.


Например, в список лучших авиакомпаний мира традиционно входят:

  • лучшие по общему впечатлению: «British Airways» и «Virgin Atlantic» (Великобритания), «Singapore Airlines» (Сингапур), KLM (Голландия) и некоторые другие;

  • лучшие на дальних перевозках: «Virgin Atlantic», «British Airways» (Великобритания), «Singapore Airlines» (Сингапур), «Cathay Pacific» (Гонконг, Китай), «Qantas» (Австралия);

  • лучшие по первому и бизнес-классу: «Virgin Atlantic», «British Airways», «Singapore Airlines», «Emirates» (ОАЭ), «Cathay Pacific» (Китай);

  • лучшие по экономическому классу: «Virgin Atlantic», «Emirates Airways» (ОАЭ), «British Airways», «Swissair» (Швейцария), «Singapore Airlines» (Сингапур);

  • лучшие по программе поощрения часто летающих пассажиров: «British Airways», «American Airlines» (США), «Virgin Atlantic», «Swissair» (Швейцария), KLM (Голландия).

В инфраструктуру авиационного транспорта также входят аэродромы и аэропорты. Согласно Воздушному Кодексу РФ аэродром – это земельный участок с комплексом инженерных сооружений и зданий, специально выделенный и оборудованный для взлета и посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

Аэродромы, находящиеся на высоте свыше 1000 м, считаются горными, находящиеся в пересеченной местности с относительными превышениями свыше 500 м – аэродромами в горной местности. Аэродромы разделяются на основные (на которые посадка предусмотрена планом полета) и запасные (предназначенные для посадки, когда таковая на основной невозможна по каким-либо причинам, к запасным относится обычно и аэродром вылета).

Главное сооружение аэродрома – взлетно-посадочная полоса (ВПП) – одна или несколько, а также пространство для рулежки и стоянки воздушных судов. Это специально оборудованная полоса с твердым покрытием на аэродроме для взлета и посадки самолетов. ВПП оборудуется световыми и электронными средствами навигации и обеспечения полетов. На современных аэродромах, располагающих надлежащим оборудованием, лайнер может быть посажен в автоматическом режиме без участия пилота.

Аэропорт – комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий в комплексе аэродром, аэровокзал, наземные сооружения технического обслуживания воздушных судов, а также необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Аэропорт внутренний – обслуживающий внутренних перевозчиков – предназначен для обслуживания внутренних рейсов воздушных судов (в пределах территории данного государства), международный аэропорт обслуживает международные полеты. Однако на практике международные аэропорты обслуживают и внутренние рейсы, хотя собственно терминалы внутренних и международных рейсов разделены. Международный аэропорт – аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль.


В мире насчитывается около 1000 международных аэропортов. 30 крупнейших аэропортов отправляют более 10 млн. пассажиров в год, причем более половины из них находится в США. Шесть крупных аэропортов пропускают свыше 30 млн. пассажиров ежегодно. Аэропорт О-Хара в Чикаго обладает самой высокой пропускной способностью – 60 млн. пассажиров в год. В Европе самым мощным считается аэропорт Хитроу близ Лондона (Великобритания). В России 76 международных аэропортов и количество их постоянно увеличивается. Российские авиалинии осуществляют рейсы в 175 крупных аэропортов 120 стран мира.

Число аэропортов в мире практически не увеличивается, но растет пассажироемкость, развивается их инфраструктура, совершенствуется технология обслуживания. Как считают специалисты, аэропорт XXI в. должен быть и становится уже чем-то большим, чем просто место посадки в самолет и высадки из него. Например, британская компания ВАА, которая владеет аэропортами «Хитроу» (в Лондоне) и «Гатвик» (в Глазго), а также Эдинбургским аэропортом (в Шотландии), уже превратила свои терминалы в самые доходные торговые точки в Великобритании.

По данным IATA, большинство крупнейших аэропортов мира находится на Американском континенте. В десятку крупнейших аэропортов входят семь американских, два европейских и один азиатский. Но то, что аэропорт – самый крупный в мире, не означает, что он лучший по обслуживанию пассажиров. Это подтверждается ежегодно проводимыми IATA опросами большого количества пассажиров.

Лучшие по обслуживанию пассажиров аэропорты определяются по нескольким критериям: информационному сервису, организации питания, наличию разнообразных магазинов, услугам связи и т. д. Результаты исследований показали, что лучшие аэропорты мира расположены в городах: Дубае (ОАЭ), Сингапуре, Гонконге, Копенгагене (Дания), Куала-Лумпуре (Малайзия), Сеуле (Южная Корея), Афинах (Греция), Ванкувере (Канада), Цинциннати (США), Сиднее (Австралия).

Аэропорт Дубая, запущенный в эксплуатацию в 2000 г., был признан самым удобным и оперативным в мире. Аэропорт Сингапура получил высший балл за работу предупредительного персонала. Аэропорт Копенгагена оказался на четвертом месте, став лучшим в Европе. Аэропорт Сеула оказался на шестом месте рейтинга. Ни один из крупнейших аэропортов не был оценен опрошенными пассажирами.

Несмотря на расширяющуюся инфраструктуру и возможности сервиса, аэропорт сохраняет свою основную функцию – это место посадки в самолет и высадки из него. Место отправления в полет и прибытия из авиарейса. Исходя из этого, основной задачей аэропорта является обслуживание авиарейсов различных авиакомпаний и обслуживание авиапассажиров.

В задачи аэропорта входит: обслуживание пассажирских перевозок, грузов и почты; обеспечение полетов воздушных иностранных и национальных авиакомпаний в пределах аэропорта; обеспечение регулярности и безопасности полетов, метеорологических наблюдений; обеспечение надлежащей работы средств связи и световой сигнализации; осуществление технического обслуживания воздушных судов и заправка их топливом; смена танков туалетов, уборка мусора; важная операция – оперативное приготовление и подача компакт-питания на каждый полет.


В каждом аэропорту имеются следующие подразделения: отряд, обслуживающий взлетно-посадочную полосу и поле; светотехнический персонал; аэронавигационная служба; технический персонал по обслуживанию пассажиров на посадке и высадке из воздушного судна, а также по загрузке и выгрузке багажа; служба «карго» (обслуживание грузов); авиатехники; метеорологическая служба; медицинская служба, в том числе санитарно-карантинный пункт; справочная служба.

В каждом аэропорту в тесном сотрудничестве с работниками самого аэропорта работают представительства авиакомпаний, совершающих рейсы на линиях, к которым относится аэропорт. В международных аэропортах работают службы контроля (пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фито-санитарного и др.).

Территория каждого аэропорта строго разделяется на две зоны: а) зону прибытия (прилета) и б) зону отправки (вылета). В каждом аэропорту выделяется специальное место – так называемая зона ожидания (для встречающих, транзитных пассажиров и др.). Особой зоной каждого международного аэропорта является нейтральная зона. Вылетающие пассажиры после таможенного и паспортного контроля до вылета самолета, а прибывшие пассажиры – до таможенного и паспортного контроля обязаны находиться в этой зоне. На этой нейтральной территории обычно располагаются всевозможные магазинчики «duty free», освобожденные от налогов и пошлин.

Инфраструктура железнодорожного транспорта. Железные дороги с различной плотностью сети и уровнем технической оснащенности построены в большинстве стран мира, но есть ряд стран, где железных дорог нет. К таким относятся: Афганистан, Бахрейн, Белиз, Бутан, Бруней, Бурунди, Центрально-Африканская Республика, Чад, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гвинея, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гайана, Конго (Заир), Кувейт, Лесото, Ливия, Маврикий, Нигер, Оман, Папуа-Новая Гвинея, Йемен, Катар, Руанда, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Сомали, Суринам, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Уругвай и некоторые другие.

До интенсивного развития автомобильного и воздушного транспорта с середины XIX в. и в первой половине XX в. железная дорога была одним из основных способов перемещения путешествующих от их основного места жительства в другую местность или страну. Со времени интенсификации технического прогресса автомобильный транспорт и воздушные перевозчики приняли значительную долю перевозок на себя. Однако создание скоростных железнодорожных магистралей вернуло железной дороге конкурентоспособность.

В пределах основных европейских стран – Италии, Франции, Испании, Германии, Великобритании – путешествие между крупными столицами и туристскими центрами сегодня даже удобнее совершать на поезде, чем на автобусе или самолете. Поездка из Милана в Рим занимает всего немногим более 2 ч при следовании поезда со скоростью более 200 км/ч. Причем поезд передвигается по достаточно прямой трассе, которая всегда короче любой автомобильной дороги, соединяющей два населенных пункта.