Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7478

Скачиваний: 113

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, автобусные перевозки в международном сообщении пользуются огромной популярностью среди туристов в различных странах. Основным преимуществом данного вида перевозок является оптимальное соотношение «цена/качество», что позволяет использовать их в массовом международном туризме. В настоящее время на мировом рынке международных автобусных перевозок наблюдается быстрый рост объёмов сбыта и качественных показателей сервиса.

Существует два способа организации нерегулярных перевозок туристов:

1. Туристская фирма разрабатывает определённый автобусный тур и поручает перевозку транспортной организации, которая разрабатывает маршрут, выполняет техническое обслуживание рейса и т. д.

2. Туристская фирма арендует автобус у транспортной организации (или частного лица) и сама осуществляет перевозку. Однако в данном случае такая фирма должна иметь лицензию на осуществление перевозок пассажиров в международном направлении, необходимые разрешения и т. д.

Автобусные компании предлагают следующие пакеты туров и службу проката автобусов:

  1. Чартерные туры – обслуживание вечеров, однодневные поездки на соревнования, недельные поездки – праздничные туры;

  2. Сопровождаемые туры – поездки заранее запланированных групп продолжительностью от пяти дней до одного месяца в сопровождении руководителя;

  3. Независимо сформированные группы – в тур включается посещение городов и достопримечательностей с использованием рейсовых автобусов;

  4. Гибкие туры – сочетание автобусного транспорта с другими транспортными средствами.

Права и обязанности перевозчика и туристов регламентируются договором на перевозку, договором на туристское обслуживание и ваучером. Автобусные путешествия могут быть организованы на собственных автобусах, принадлежащих туристским фирмам, а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям Министерства транспорта РФ. В настоящее время только в Москве работают более 30 фирм-перевозчиков, специализирующихся на международном туризме: «Старый город», «Автотур-Спутник», «Автотуртранс», «Интерс», «Туртранс-Вояж» и др.

Автомобильный туризм и прокат автомобилей. Преимущество использования автомобильного транспорта заключается в том, что он делает путешественников независимыми во времени, маршрутах, графике движения. Основными формами автотуризма являются:

  • индивидуальный туризм – турист, отправляясь в путешествие, знает, что ему никто не гарантирует ночлега и питания (при условии, что это длительное путешествие);

  • организованный туризм – поездка одной или нескольких машин по точному графику и с полным комплексом обслуживания во время остановок;

  • караванинг – вид автомобильного туризма, при котором в качестве средства размещения используется караван (автокараван).


Весьма распространенная услуга среди туристов, особенно на стационарных и курортных турах. Ведущей фирмой по прокату автомобилей в мире является фирма Hertz. Конкурирующая с ней фирма Avis в середине 90-х гг. XX в. была названа английским журналом «Institutional Investor» лучшей фирмой, сдающей автомобили напрокат.

Инфраструктура водных видов транспорта. Турбизнес имеет разные формы организации путешествий и одна из них – круизы. Круиз представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило, с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна. В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов, вместимостью от 70 до 2000-3000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира.

По сути дела круиз представляет собой морской или речной тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

В инфраструктуру водных видов отдыха чаще всего включаются круизные компании и круизные лайнеры, которыми они владеют. Подавляющее большинство из почти пятидесяти работающих на мировом круизном рынке компаний – североамериканские. Но значимых компаний сегодня осталось не более пятнадцати, а из-за активного процесса их слияния и это число постоянно уменьшается. В первой десятке мегакомпаний – Carnival, Royal Caribbean, Р&О Princess, Star Cruises, Norwegian Cruise Lines, Holland America Line, Festival, Crystal. Среди основных игроков рынка примерно 85% компаний из США (зачастую совершающие плавания под флагами других государств – панамским, либерийским или др.). Первая тройка лидеров – Carnival, Royal Caribbean, Р&О Princess и аффилированные в них компании «держат» примерно 81% мирового круизного рынка.

Еще одна особенность современного круизного бизнеса – появление кораблей-гигантов. Ведущие круизные компании устроили между собой настоящую гонку титанов. В ближайшие несколько лет (2007-2010 гг.) на воду будет спущено еще около 50 лайнеров нового поколения класса 4-5* водоизмещением 70-100 тыс. т, которые заменят суда постройки 80-90-х гг. Новые суперлайнеры будут вмещать 2,5-3 тыс. пассажиров, они оборудованы аркадами магазинов и ресторанов, казино, ледовыми катками и полями для гольфа.

Существует несколько распространенных классификаций пассажирских кораблей и круизных маршрутов. Международная ассоциация круизных компаний CLIA (Cruise Lines International Association), а также ведущие международные круизные справочники «Берлиц», «Фодор» подразделяют морские маршруты в зависимости от стоимости дня проживания на четыре категории: экономичные, классические, премиум-круизы и круизы-«люкс». Первыми в международных списках компаний класса «люкс» значатся Silversea Cruises, единственная имеющая категорию «шесть звезд» и работающая по системе ultra all inclusive, и предлагающая высококлассный, но более демократичный отдых Crystal.


В свою очередь, круизные корабли классифицируются по звездности – от 1 до 6 звезд и группы: Standart («2-4 звезды»), Premium («5 звезд» – «5 звезд плюс») и Lux («6 звезд»). Круизные суда сертифицируются по 6 категориям (звездам). К категории супер-люкс (6 звезд) принадлежат всего четыре судна в мире. Стоимость круиза данного класса $6000-8000 в неделю. Здесь пассажиры размещаются только в апартаментах. В стоимость такого круиза входит все, включая чаевые. Суда такого класса рассчитаны на 200 пассажиров и 150 членов экипажа.

6.4. Инфраструктура размещения и питания туристов


Инфраструктура размещения туристов. Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т. д. К этой деятельности относятся и услуги ресторанов.

В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО (табл. 6.1.). В России на основе указанной выше классификации разработан Государственный стандарт «Средства размещения», введенный в действие в 1999 г.



Таблица 6.1.


Стандартная классификация средств размещения туристов


Категории

Разряды

Группы

Коллективные средства размещения туристов

Гостиницы и аналогичные средства размещения

  1. Гостиницы

  2. Аналогичные заведения

Специализированные

заведения

  1. Оздоровительные заведения

  2. Лагеря труда и отдыха

  3. Общественные средства транспорта

  4. Конгресс-центры

Прочие коллективные

заведения

  1. Жилища, предназначенные для отдыха

  2. Кемпинги

  3. Прочие

Индивидуальные средства размещения туристов

Индивидуальные средства размещения

  1. Собственные жилища

  2. Арендуемые комнаты

  3. Арендуемые жилища

  4. Размещение у родственников и знакомых

  5. Прочие


По определению ВТО, гостиница – это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум – заправку постелей, уборку номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.

По уровню услуг отели делятся на несколько типов, причем общей основной услугой является предоставление размещение, а все прочие так или иначе способствуют повышению качества этой основной услуги и могут предоставляться в том или ином наборе.

Отель «люкс»: 100-400 номеров; центр города; обслуживание на высоком уровне хорошо обученным персоналом, который выполняет различные пожелания клиентов; цена очень высокая; потребитель – руководители крупных организаций, профессионалы высокого уровня, участники конференций на высоком уровне; условия элитарные, дорогая отделка помещений.


Отель высокого класса: размер большой – 400-2000 номеров; в пределах города; широкий набор услуг, предоставляемый обученным персоналом; цена выше среднего; потребитель – бизнесмены, индивидуальные туристы, участники конференций; дорогая мебель и оборудование, большой холл, рестораны.

Отель среднего уровня: стремится максимально использовать современные технологии и снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены, в том числе путем сокращения рабочей силы, и за счет автоматизации. Цены на среднем уровне по региону или несколько выше среднего.

Апарт-отель: 100-400 номеров; чаще всего самообслуживание; цена зависит от времени размещения; потребитель – бизнесмены и семейные туристы, останавливающиеся на длительный срок; условия аналогичны полностью меблированной квартире.

Отель экономического класса: гостиница с ограниченным набором услуг; 10-150 номеров; окраина или средняя часть города; ограниченное число персонала; цена невысокая, на 25-30% ниже средней по региону, из-за чего пользуются спросом; потребители – экономные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе; условия – современный, хорошо оборудованный номерной фонд, но, как правило, питание в этих отелях не предоставляется.

По российскому стандарту гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудованием гостиницы. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей – от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология, представленные в нормативных документах России и Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой Евростатом и ВТО, существенно отличаются.

В различных странах мира для обозначения категорийности гостиниц и других средств размещения применяются различные символы – от звезд во Франции и России до корон – в Англии. Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц до настоящего времени не увенчались успехом.

В зависимости от размеров и видов жилых и служебных помещений, оборудования предприятий, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и других факторов, производится классификация гостиниц по разрядам. В зависимости от разрядности устанавливается оплата номеров и других услуг. В зарубежных странах действует около 30 классификаций гостиниц. Их можно разделить на две группы:

«европейская» система, на основе французской национальной классификации, распространенная в большинстве стран (разряд устанавливается присвоением определенного количества звезд – от одной до пяти);

«балльная» или индийская система, в основе которой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.


Европейская классификация

Американская классификация

*****

Super deluxe

****

Deluxe

***

Expensive

**

Moderate

*

Inexpensive


Количеству звезд в европейской гостинице соответствует определенный термин в американском варианте классификации.

Гостиницы делятся на три категории: высший класс (люкс) – 4-5 звезд; туристский класс (средний) – 2-3 звезды; экономический класс – 1-2 звезды. Практически во всех классификациях оцениваются следующие основные параметры гостиницы: характеристика номерного фонда: площадь номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров; оборудование и оформление интерьера; информационное обеспечение, в том числе связь; наличие лифта; характеристика общественных помещений; наличие и характеристика предприятий питания; обеспечение возможности дополнительных услуг бытового обслуживания и других; характеристик здания, подъездных путей, развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей территории.

Различают большие и малые гостиницы. ВТО рекомендует считать под малой гостиницей – гостиницу с количеством номеров до 30. Другая точка зрения заключается в том, что малая гостиница – это такая гостиница, которая может обслуживаться и управляться членами одной семьи. В большинстве своем малые гостиницы, как правило, независимые гостиницы, не входящие в гостиничные цепи.

Ю. Ф. Волков68 выделяет ряд классификационных признаков, по которым выделяются различные разновидности гостиниц. Данная классификация гостиниц приводится нами ниже со значительными сокращениями и поправками на авторское восприятие.

По расположению на территории определенной местности гостиницы делятся на: расположенные в городе (в центре, на окраине); расположенные в сельской местности (в том числе и высокогорной). По месту расположения также можно выделить следующие виды гостиниц: гостиницы в центре города; придорожные, как правило, малой этажности с открытыми автостоянками; гостиницы в окрестностях города и в аэропортах; плавучие отели – плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера.

Емкость номерного фонда. Вместимость гостиницы определяется числом постоянных спальных мест. Классификация гостиниц по вместимости в различных странах различно. Например, в Швейцарии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми, 100-200 мест – средними, более 200 мест – крупными; в Чехии до 120 мест – малыми, до 500 мест – средними, свыше 500 мест – большими; в США до 100 номеров – малыми, до 500 номеров – средними, свыше 500 – крупными.

В нашей стране нет официальной классификации гостиниц по их емкости, в связи с чем предлагается их группировка: до 150 мест (не более 100 номеров) – гостиницы малой вместимости, от 150 до 400 мест (до 300 номеров) – средней вместимости, более 400 мест (свыше 300 номеров) – большой вместимости. Мировой гостиничный номерной фонд в основном размещен в малых и средних гостиницах.