Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7480

Скачиваний: 113

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При наличии скоростных поездов наибольшая эффективность передвижения на железной дороге наблюдается при путешествиях на расстояния до 500-600 км. В этом случае высокоскоростные железнодорожные магистрали позволяют преодолеть этот маршрут за 2-3 ч, что достаточно удобно для туристов. К тому же поезда обычно прибывают на вокзалы, традиционно расположенные прямо в самом центре крупных городов и столиц, что минимизирует трансфер и создает существенные преимущества по сравнению с авиацией. Если к этому еще прибавить в несколько раз более низкую (по сравнению с авиационным транспортом) оплату за проезд, то преимущества железнодорожного транспорта (особенно при передвижении на средние и относительно небольшие расстояния) очевидны. При расстояниях перевозок меньше 500 км более эффективно использовать автомобильный транспорт, а при больших 1000 км – воздушные перевозки.

Кроме собственно исходного назначения – перевозки – железная дорога активно используется в развлекательных целях. Неспешные «поездки под паром» на старинных составах (ретро-поездах) с уникальным локомотивами по национальным паркам стали отличным развлечением для туристов, избалованных суперскоростными магистралями. Во всем мире организовались клубы любителей железных дорог, нашлись рьяные коллекционеры старых паровозов и даже владельцы небольших частных дорог, укомплектованных подвижным составом конца XIX и начала XX вв. Предметом туристского интереса являются фото- и видеосъемки ретро-локомотивов со шлейфом черного дыма из картинной трубы на фоне красивых ландшафтов, и даже фонограмм оригинальных и характерных звуков механизмов при движении.

Роль железнодорожного транспорта в Российской Федерации и на территории постсоветского пространства остается традиционно большой. Данный вид транспорта неизменно пользуется большой популярностью у подавляющего большинства населения страны и используется в качестве основного вида транспорта при реализации как внутренних (в большей степени), так и международных туристских поездок. В настоящее время в России на долю железнодорожного транспорта приходится почти 50% пассажирских перевозок.

В основе структуры железнодорожного транспорта лежит производственно-территориальный принцип, согласно которому вся железнодорожная сеть страны разделена на отдельные крупные участки – железные дороги. В свою очередь железные дороги делятся на отделения, являющиеся основными производственными звеньями железных дорог. Отделения осуществляют руководство финансовой и производственно-хозяйственной деятельностью всех производственных и линейных подразделений, находящихся в пределах этой железной дороги: станций, вокзалов, железнодорожных путей, путевой инфраструктуры, путевых сооружений и т. д.


Следовательно, инфраструктуру железнодорожного транспорта образуют линейные и узловые элементы. К линейным относятся железнодорожные магистрали страны или региона. К узловым и точечным элементам относятся пассажирские станции, вокзалы, технические службы железной дороги. Рассмотрим их и выполняемые ими функции более подробно.

Пассажирские станции – раздельные пункты железных дорог, где проводятся операции с пассажирскими поездами и вагонами – формирование, прием и отправка, транзит, техническое обслуживание подвижного состава, обслуживание пассажиров. Для обслуживания пассажиров сооружают специальные вокзалы. Пассажирские станции разделяют на сквозные, узловые, тупиковые, комбинированные, технические, грузопассажирские.

В зависимости от назначения пассажирские станции имеют пути для приема и отправления пассажирских поездов, выполнения маневровых операций, временной стоянки составов; здания вокзалов и павильоны для обслуживания пассажиров и обслуживающего персонала; платформы и переходы. На станциях имеются технические службы и парки, багажные и грузовые службы.

Железнодорожный вокзал – комплекс зданий и сооружений, специально предназначенных и надлежаще оборудованных для обслуживания пассажирских поездов и пассажиров. Вокзал в общем случае содержит собственно здание вокзала с залами ожидания, билетными кассами, пунктами питания, багажными службами, служебные помещения, платформы, вокзальные тоннели и переходы.

Железнодорожные вокзалы бывают раздельные (для обслуживания только поездов дальнего следования и пригородных линий), полураздельные, когда вокзал конструктивно разделен на две части для дальних и пригородных линий, а также единые (вокзал не разделен на зоны для дальних и пригородных поездов; все платформы расположены вместе и используются комплексно). В зависимости от расположения зданий вокзала относительно путей выделяются боковые здания, расположенные с одной стороны путей, островные – здание располагается между путями, тупиковые и русловые (подпутные и надпутные).

Крупные железнодорожные вокзалы имеют огромную пропускную способность – до 20 млн. пассажиров в год и более. При этом интенсивные пассажиропотоки генерируются по мере отправки и прибытия поездов. Соответственно на них выделяются пассажиры отправления, пассажиры прибытия, транзитные пассажиры, пассажиры проходящих поездов дальнего следования и пассажиры туристских поездов, имеющие длительную стоянку на данном вокзале. Для каждой категории пассажиров определяются зона, площадь вокзальных помещений и система обслуживания.

На самих вокзалах выделяются зоны отправки и прибытия пассажиров. Это важно, особенно на тупиковых и узловых станциях, когда одновременно выходят из поезда более 1000 пассажиров с багажом. Важна правильная организация зон обслуживания проходящих скоростных поездов. Вокзальные переходы связывают платформы, вокзальные помещения, залы ожидания и привокзальную площадь. Среди них выделяют переходы на одном уровне с путями, на уровне платформ, мосты и конкорсы, виадуки, пандусы, тоннели, лестницы, эскалаторы.


Залы ожидания предназначены для пассажиров различных категорий, в том числе транзитных, залы для отдыха пассажиров с детьми и комфортабельный зал ожидания для VIP-персон. В них или смежных помещениях вокзала размещают туалеты, магазины, пункты питания, бары, рестораны, билетные кассы, информационные и сервисные службы, бизнес-центры, пункты обмена валюты, пункты медицинской помощи и охраны.

Технические службы железной дороги весьма разнообразны. Кроме собственно организации движения поездов и технического содержания подвижного состава эти службы выполняют множественные обязанности бронирования и продажи билетов пассажирам, информационные функции, снабжения топливом, водой, постельным бельем, продуктами питания, уборки мусора и отходов, охраны.

Инфраструктура автомобильного транспорта. Автоуслуги, используемые в индустрии туризма, включают следующие основные направления: 1) организация автобусных путешествий (включая автокараваны); 2) организация автомобильных путешествий: с использованием собственного автомобиля; прокат автомобиля в месте постоянного проживания; прокат автомобиля в месте отдыха.

В международных пассажирских перевозках участвуют несколько видов транспорта: авиационный, международный, морской и автомобильный, который включает в себя легковые автомобили и автобусы. На современном этапе развития международных перевозок автомобильные перевозки имеют высокий удельный вес в общем объеме международных перевозок пассажиров.

К 2007 г. доля автомобильных перевозок существенно снизилась и составила менее 40% за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не менее, автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции: самостоятельного вида путешествий и экскурсий; вспомогательного (трансферного) транспорта. Следует отметить, что 92% всех экскурсий проводится с использованием автомобильного транспорта.

Наиболее массовый туристский транспорт – автобус, в большинстве случаев является собственностью крупных туристских компаний, объединений, концернов, ассоциаций. Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранспортных предприятий на основе долгосрочной аренды или разовых заказов.

Туристские автомобильные перевозки осуществляются в основном автобусом (78%), легковыми автомобилями (17%) и другими видами автомобильного транспорта (5%). Обладая высокой маневренностью и мобильностью, туристские автобусы вне конкуренции на коротких и средних (до 500 км) маршрутах. Высококомфортабельные туристские автобусы используются также и на длинных маршрутах (туры по Европе, Золотому Кольцу и др.). При этом отдых туристов в ночное время обеспечивается, как правило, в отелях или мотелях (придорожных отелях). Согласно международной классификации, по ряду признаков автобусы сертифицируются по категориям (числу звезд).


Туристско-экскурсионные перевозки являются наиболее популярным видом путешествий в нашей стране. Они широко используются турфирмами при организации внутреннего и въездного туризма. В частности многие турфирмы страны разрабатывают автобусные туры как для российских, так и для зарубежных туристов. Такие маршруты классифицируются по ряду характеристик: времени осуществления, продолжительности, региону проведения, тематике, условиям поездки.

Продолжительность большинства внутренних туров обычно колеблется от одного до десяти дней. К примеру, наиболее известным многодневным автобусным маршрутом (4-5 дней) является маршрут по городам Золотого кольца. Большим разнообразием отличается и тематика автобусных туристско-экскурсионных маршрутов. Туроператорами предлагаются программы религиозной тематики (посещение монастырей и культовых сооружений страны), паломнические туры, космические туры (посещение космодромов, музеев авиации и космонавтики), театральные туры (посещение известнейших театров Москвы и Санкт-Петербурга), природные туры (выезды на природу, уик-энд и др.), холидей-туры (участие в праздничных мероприятиях) и другие. Предлагаются также и нетрадиционные автобусные туры – банный тур, джиппинг, туры рыболовов, охотников, дегустационные и гастрономические туры.

Помимо организации автобусных туристско-экскурсионных сопровождаемых туров на внутренних маршрутах организуются чартерные несопровождаемые туры и экскурсионные поездки для независимо сформированных групп туристов. В первом случае автобусы используются для организованной доставки спортивных болельщиков, бизнесменов, ученых, участников фестивалей. Во втором случае автотранспортные предприятия или турфирмы организуют кратковременную поездку всех желающих по какому-либо интересному городскому или пригородному маршруту в сопровождении гида.

Международные автобусные туры отличаются продолжительностью, содержанием экскурсионных программ и условиями обслуживания во время поездки. С точки зрения этих факторов все международные автобусные туры можно разделить на экономичные, стандартные, фирменные и эксклюзивные. В экономичных турах путешествие включает разнообразную экскурсионную программу, размещение в отелях 2-3 звезды, расположенных на окраинах городов, ночные переезды. В стандартных турах предполагается один ночной переезд, размещение в отелях 2-3 звезды вблизи станций метро или линий городского транспорта, разнообразная экскурсионная программа и свободное время в крупных городах. В фирменных турах отсутствуют ночные переезды, проживание организуется в отелях 3-5 звезд, расположенных в центре города, предоставляется богатая экскурсионная программа и свободное время в посещаемых населенных пунктах. Эксклюзивные туры формируются на основе фирменных, при желании принимаются пожелания клиентов.


В настоящее время международные пассажирские перевозки автобусами в России представляют фактически два направления, а именно, нерегулярные перевозки в рамках международного автобусного туризма и пассажирские перевозки по регулярным международным линиям. С образованием СНГ произошло существенное изменение каждого из этих направлений перевозочной деятельности.

В отличие от нерегулярных перевозок туристов, международные регулярные автобусные линии получили широкое распространение относительно недавно, после становления России на рыночный путь развития, что позволило обеспечить необходимую нормативно-правовую базу и свободу передвижения граждан России за рубежом. Одним из первопроходцев в данной сфере стала компания Райхерт, впервые открывшая регулярный маршрут Россия – Германия.

Уже более десяти лет в Москве работает бюро Eurolines – международной ассоциации автоперевозчиков, объединяющей 35 крупнейших европейских автобусных компаний. Для тех, кто предпочитает путешествовать самостоятельно, автобусная система Eurolines – наиболее подходящий способ путешествия, дешевый и в то же время позволяющий увидеть практически всю Европу. В настоящее время автобусная система Eurolines соединяет более 40 крупнейших городов Европы: Лондон, Амстердам, Брюссель, Париж, Лион, Копенгаген, Гамбург, Берлин, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Мюнхен, Вену, Базель, Мадрид, Барселону, Рим, Милан, Флоренцию, Прагу, Будапешт, Варшаву, Стокгольм, Гетеборг, Цюрих, Бордо, Венецию, Дублин, Краков, Братиславу и др.

Автобусный туризм. Автобусные туры – путешествия групп туристов на собственных или арендованных автобусах. Они могут проводиться повсеместно и практически без ограничений. Благодаря своей мобильности и относительной независимости от транспортных коммуникаций и расписаний автобусные путешествия позволяют организовывать маршруты по интересным местам в наиболее удобные для туристов сроки. Маршруты автобусных путешествий подразделяются на городские, пригородные и междугородные.

Преимущества автобусных туров заключаются в их относительной дешевизне: автобусное путешествие стоит примерно в 1,5-2 раза дешевле, чем обычный тур с авиаперелетом и в том, что цена на автобусные туры не меняется в течение всего сезона, независимо от спроса. В организации автобусного туризма накоплен большой опыт и имеются давние традиции по сравнению с другими видами туризма. Возможность включения в автобусный маршрут небольших городов делает такие поездки удобными для семейных туристов и пожилых людей. Участие легковых автомобилей и автобусов в международном туризме отражает соотношение индивидуального и группового туризма, так как международный автобусный туризм представляет собой в основной массе групповой туризм.

Современный автобусный туризм характеризуется в настоящее время не только количественным ростом, но и постоянным качественным изменением, выражающийся в широком разнообразии использования автобусов в международном туризме. Традиционным видом международного автобусного туризма являются маршрутные поездки, сущность которых состоит в том, что программы для них составляются с учетом максимального использования автобусов в течение всей поездки. В последнее время получил развитие комбинированный автобусный туризм – маршрутный туризм и отдых, привлекающий туристов сочетанием познавательного и оздоровительного отдыха.