ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 1330

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6)централизма. Государственный аппарат имеет иерархи­ческую структуру и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, например отраслевого территориального управления подчиняется как выше­стоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему террито­риальному органу;

7) научного подхода к управленческой деятельности, профес­сионализма в подборе кадров.

8) сочетания единоначалия и коллегиальности в принятии решений. И единоначальный, и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои досто­инства и свои недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими за­тратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности;

9) разделения властей. В данном случае выделяют такие три ветви власти, как законодательная, исполнительная и судебная.


17. Политическая система общества: понятие и структура.

В узком смысле - это совокупность государственных и обще­ственных организаций и институтов, с помощью которых осуществ­ляется политическая жизнь общества.

Структура (в узком смысле):

а) государство - ведущее место в политической жизни общества;

б) общественные организации: политические партии и движения, профсоюзы, женские, молодежные, творческие спортивные, рели­гиозные и др.

В широком смысле политическая система общества - это систе­ма всех политических явлений, которые существуют в обществе. Структура (в широком смысле):

1) политическая организация общества (включающая в себя го­сударство, политические партии и движения, общественные орга­низации и объединения, трудовые коллективы и т.п.);

2) политическое сознание;

3) политические и правовые нормы;

4) политические отношения;

5) политическая практика.

Принципы взаимодействия государственных структур и обще­ственных организаций:

- сотрудничество; - взаимопомощь; - самоуправление; - законность; - надзор и контроль;

- поиски и достижения компромисса; - координация деятельности.



18. Место и роль государства в политической системе общества.

Государство - центр, ядро политической системы общества, что обусловлено следующими признаками.

1. Государство является всеохватывающей политической органи­зацией общества, государство распространяет свою власть на все население страны в пределах ее государственных границ.

2. Государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения, которым не обладает ни один из институтов полити­ческой системы.

3. Государство располагает системой юридических средств, с по­мощью которых осуществляется воздействие на общественные от­ношения.

4. Государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством госу­дарственной власти по отношению ко всем гражданам и обществен­ным формированиям и ее независимостью в проведении внутрен­ней и внешней политики.


5. Является крупнейшим собственником.


19. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Основные подходы соотношения права и государства

1. Государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель).

2. Право верховенствует над государством (теория правового го­сударства).

3. Государство создает право, но в своей деятельности связано им (реалистическая модель).

Реалистическая модель

1. Единство права и государства:

- в основе их возникновения лежат одни и те же причины;

- имеют общую цель: упорядочить общественные отношения, стабилизировать жизнь общества;

- будут существовать всегда.

2. Влияние государства на право:

- создает право;

- дает официальное толкование норм права;

- реализует нормы права в форме правоприменения;

- обеспечивает охрану права.

3. Влияние права на государство:

-законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, компетенцию государственных органов и должностных лиц;

- закрепляет и регулирует правовой статус личности в государ­стве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граж­дан;

- является средством осуществления задач и функций государ­ства.


20.Правовое государство: понятие и признаки.

ПГ - это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где гарантиру­ются права и свободы человека, а в основу организации власти поло­жен принцип разделения властей.

Сущность правового государства

Теория «государство законопорядка»:

1) идея упорядоченности общественной и государственной жиз­ни с помощью закона;

2) государство регулирует общественные отношения, опираясь на право;

3) государство подчиняется власти закона, что обеспечивается надлежащей организацией государственной власти.

Доктрина «правления права»:

1) идея ограниченного государства и свободного общества;

2) права и свободы человека - высшая ценность, государство не вправе их нарушать, они определяют смысл и границы его деятель­ности.

Признаки правового государства

1. Верховенство права над государством. 2. Верховенство правового закона. 3. Признание, гарантирование и обеспечение прав и свобод че­ловека. 4. Взаимная ответственность государства и личности. 5. Прочный режим законности и стабильность правопорядка.

6. Разделение властей. 7. Независимый компетентный суд. 8. Подчиненность государства обществу и его контролируемость со стороны общества. 9. Режим демократического конституционного правления, реаль­ное осуществление народовластия. 10. Открытость власти, обращенность ее к человеку. 11. Равенство закона для всех и всех перед законом. 12. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. 13. Высокий уровень правовой культуры в обществе. 14. Наличие развитого гражданского общества.


Пути построения правового государства в России

1. Реформирование системы государственной власти. 2. Проведение судебной реформы.

3. Совершенствование всей системы законодательства. 4. Реальное обеспечение прав и свобод человека. 5. Формирование развитого гражданского общества.6. Повышение уровня правосознания и правовой культуры членов общества.


21.Гражданское общество: понятие, структура и признаки

Гражданское общество - совокупность внегосударственных от­ношений (экономических, политических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих отно­сительную самостоятельность и независимость от произвольного вмешательства государства.

Признаки гражданского общества

1. Общество свободных индивидов. Свобода обеспечивается в полной мере, когда:

индивид независим от государства, не находится под его тотальным контролем;

индивид является собственником, то есть обладает сред­ствами, необходимыми для достойного существования; человеческая личность не находится под полным контро­лем со стороны класса, сословия, семьи; человек самостоятельно выбирает сферу профессиональ­ной самореализации; человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их; права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государствам; существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты (например суды и др.).

2. Открытое социальное общество. характеризуется информационной свободы (отсутствие государственной монополии на информацию, свободный обмен инфор­мацией как внутри общества, так и между обществами различных стран); свободы мысли и слова; свободы образования и воспитания; свободы перемещения внутри страны; свободы въезда в страну и выезда за ее пределы.

3. Сложно структурированная плюралистическая система (мно­гообразие форм собственности негосударственных субъектов пред­принимательской деятельности; многообразие общественных объе­динений; обеспечение свободы мировоззрения и др.).

4. Саморазвивающаяся и самоуправляемая система.Выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой.

5. Правовое демократическое общество.

Принципы гражданского общества

1. Признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина.

2. Легитимность и демократический характер власти.

3. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения.

4. Юридическая защищенность личности, равенство всех перед законом и правосудием.

5. Свобода слова и печати, независимость средств массовой ин­формации.

6. Национальное согласие и социальное партнерство.

7. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достой­ный уровень жизни.

8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.


9. Политический и идеологический плюрализм, наличие реаль­ной многопартийности.

Структура гражданского общества

1. Экономическая подсистема - предприятия различных форм собственности, иные негосударственные субъекты предприниматель­ской деятельности. ЭП-совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества: отношения собственности; отношения производства материальных и нематериальных благ.

2. Политическая подсистема - совокупность институтов и от­ношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть( партии, общественно-политиче­ские объединения и др.)

3. Социальная подсистема— совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношений между ними:( семья - базовая "ячейка" общества; межличностные отношения; отношения между крупными социальными группами (семья, местное самоуправление, об­щественные организации.)

4. Духовно-культурная подсистема - совокупность нематериальных духовно-культурных благ. отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: (образование, отношения, связанные с образованием; образовательные институты; наука; Культура; искусство; религия) церковь, учреждения обра­зования и культуры, научные и творческие объединения.

5. Информационная подсистема - совокупность непосредственно информации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих информационную деятельность.( негосударственные предприя­тия, СМИ, объединения и иные субъекты.)

Обязанности государства в гражданском обществе

1. Создание нормальных условий для деятельности индивидуаль­ных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности.

2. Охрана правопорядка и борьба с преступностью.

Обязанности граждан перед государством в гражданском обществе

а) законопослушание; б) соблюдение прав, свобод и законных интересов других лиц;

в) защита Отечества; г) забота об окружающей природной среде; д) забота о детях и нетрудоспособных родителях; е) забота о сохранении культурного наследия, памятников исто­рии, религии, культуры.


22.Понятие и сущность права.

Существует 3 основных подхода к определению понятия и сущности права:

Нормативизский подход – право рассматривается как система правовых норм;

Филосовско-нравственный подход – связывает право с мерой свободы и справедливости;

Социалогический подход – отождествляет право с регулируемыми им общественными отношениями. Норма-Идея-Отношение.

Право – это система общеобязательных формально-определенных норм принимаемых или санкционированных государством, выражающих общие и индивидуальные интересы населения, регулирующих общественные отношения.

Право – это обусловленное природой человека и общества и выражающая свободу личности система регуляции общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность и обеспеченности возможностью государственного принуждения.


Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права отражающая его истинную природу и назначение в обществе.

Основными подходами к сущности права являются:

Классовый подход к сущности права – возведенная в закон воля экономически господствующего класса, обусловленная материальными условиями его жизни.

Общесоциальный подход к сущности права – это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях.

Сущность права в равенстве, свободе и справедливости.

Нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений охраняемая государственным принуждением.

Общая воля как результат согласования сочетания частных и общих интересов выраженная в законодательстве.


23.Государство и личность: взаимная ответственность.

Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и личностью как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами (В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева).

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.; в) импичмент и др.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.