ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2020
Просмотров: 1330
Скачиваний: 19
6)централизма. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, например отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу;
7) научного подхода к управленческой деятельности, профессионализма в подборе кадров.
8) сочетания единоначалия и коллегиальности в принятии решений. И единоначальный, и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и свои недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности;
9) разделения властей. В данном случае выделяют такие три ветви власти, как законодательная, исполнительная и судебная.
17. Политическая система общества: понятие и структура.
В узком смысле - это совокупность государственных и общественных организаций и институтов, с помощью которых осуществляется политическая жизнь общества.
Структура (в узком смысле):
а) государство - ведущее место в политической жизни общества;
б) общественные организации: политические партии и движения, профсоюзы, женские, молодежные, творческие спортивные, религиозные и др.
В широком смысле политическая система общества - это система всех политических явлений, которые существуют в обществе. Структура (в широком смысле):
1) политическая организация общества (включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.);
2) политическое сознание;
3) политические и правовые нормы;
4) политические отношения;
5) политическая практика.
Принципы взаимодействия государственных структур и общественных организаций:
- сотрудничество; - взаимопомощь; - самоуправление; - законность; - надзор и контроль;
- поиски и достижения компромисса; - координация деятельности.
18. Место и роль государства в политической системе общества.
Государство - центр, ядро политической системы общества, что обусловлено следующими признаками.
1. Государство является всеохватывающей политической организацией общества, государство распространяет свою власть на все население страны в пределах ее государственных границ.
2. Государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения, которым не обладает ни один из институтов политической системы.
3. Государство располагает системой юридических средств, с помощью которых осуществляется воздействие на общественные отношения.
4. Государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам и общественным формированиям и ее независимостью в проведении внутренней и внешней политики.
5. Является крупнейшим собственником.
19. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
Основные подходы соотношения права и государства
1. Государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель).
2. Право верховенствует над государством (теория правового государства).
3. Государство создает право, но в своей деятельности связано им (реалистическая модель).
Реалистическая модель
1. Единство права и государства:
- в основе их возникновения лежат одни и те же причины;
- имеют общую цель: упорядочить общественные отношения, стабилизировать жизнь общества;
- будут существовать всегда.
2. Влияние государства на право:
- создает право;
- дает официальное толкование норм права;
- реализует нормы права в форме правоприменения;
- обеспечивает охрану права.
3. Влияние права на государство:
-законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, компетенцию государственных органов и должностных лиц;
- закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан;
- является средством осуществления задач и функций государства.
20.Правовое государство: понятие и признаки.
ПГ - это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.
Сущность правового государства
Теория «государство законопорядка»:
1) идея упорядоченности общественной и государственной жизни с помощью закона;
2) государство регулирует общественные отношения, опираясь на право;
3) государство подчиняется власти закона, что обеспечивается надлежащей организацией государственной власти.
Доктрина «правления права»:
1) идея ограниченного государства и свободного общества;
2) права и свободы человека - высшая ценность, государство не вправе их нарушать, они определяют смысл и границы его деятельности.
Признаки правового государства
1. Верховенство права над государством. 2. Верховенство правового закона. 3. Признание, гарантирование и обеспечение прав и свобод человека. 4. Взаимная ответственность государства и личности. 5. Прочный режим законности и стабильность правопорядка.
6. Разделение властей. 7. Независимый компетентный суд. 8. Подчиненность государства обществу и его контролируемость со стороны общества. 9. Режим демократического конституционного правления, реальное осуществление народовластия. 10. Открытость власти, обращенность ее к человеку. 11. Равенство закона для всех и всех перед законом. 12. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. 13. Высокий уровень правовой культуры в обществе. 14. Наличие развитого гражданского общества.
Пути построения правового государства в России
1. Реформирование системы государственной власти. 2. Проведение судебной реформы.
3. Совершенствование всей системы законодательства. 4. Реальное обеспечение прав и свобод человека. 5. Формирование развитого гражданского общества.6. Повышение уровня правосознания и правовой культуры членов общества.
21.Гражданское общество: понятие, структура и признаки
Гражданское общество - совокупность внегосударственных отношений (экономических, политических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность и независимость от произвольного вмешательства государства.
Признаки гражданского общества
1. Общество свободных индивидов. Свобода обеспечивается в полной мере, когда:
индивид независим от государства, не находится под его тотальным контролем;
индивид является собственником, то есть обладает средствами, необходимыми для достойного существования; человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи; человек самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации; человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их; права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государствам; существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты (например суды и др.).
2. Открытое социальное общество. характеризуется информационной свободы (отсутствие государственной монополии на информацию, свободный обмен информацией как внутри общества, так и между обществами различных стран); свободы мысли и слова; свободы образования и воспитания; свободы перемещения внутри страны; свободы въезда в страну и выезда за ее пределы.
3. Сложно структурированная плюралистическая система (многообразие форм собственности негосударственных субъектов предпринимательской деятельности; многообразие общественных объединений; обеспечение свободы мировоззрения и др.).
4. Саморазвивающаяся и самоуправляемая система.Выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой.
5. Правовое демократическое общество.
Принципы гражданского общества
1. Признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина.
2. Легитимность и демократический характер власти.
3. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения.
4. Юридическая защищенность личности, равенство всех перед законом и правосудием.
5. Свобода слова и печати, независимость средств массовой информации.
6. Национальное согласие и социальное партнерство.
7. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни.
8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.
9. Политический и идеологический плюрализм, наличие реальной многопартийности.
Структура гражданского общества
1. Экономическая подсистема - предприятия различных форм собственности, иные негосударственные субъекты предпринимательской деятельности. ЭП-совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества: отношения собственности; отношения производства материальных и нематериальных благ.
2. Политическая подсистема - совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть( партии, общественно-политические объединения и др.)
3. Социальная подсистема— совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношений между ними:( семья - базовая "ячейка" общества; межличностные отношения; отношения между крупными социальными группами (семья, местное самоуправление, общественные организации.)
4. Духовно-культурная подсистема - совокупность нематериальных духовно-культурных благ. отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: (образование, отношения, связанные с образованием; образовательные институты; наука; Культура; искусство; религия) церковь, учреждения образования и культуры, научные и творческие объединения.
5. Информационная подсистема - совокупность непосредственно информации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих информационную деятельность.( негосударственные предприятия, СМИ, объединения и иные субъекты.)
Обязанности государства в гражданском обществе
1. Создание нормальных условий для деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности.
2. Охрана правопорядка и борьба с преступностью.
Обязанности граждан перед государством в гражданском обществе
а) законопослушание; б) соблюдение прав, свобод и законных интересов других лиц;
в) защита Отечества; г) забота об окружающей природной среде; д) забота о детях и нетрудоспособных родителях; е) забота о сохранении культурного наследия, памятников истории, религии, культуры.
22.Понятие и сущность права.
Существует 3 основных подхода к определению понятия и сущности права:
Нормативизский подход – право рассматривается как система правовых норм;
Филосовско-нравственный подход – связывает право с мерой свободы и справедливости;
Социалогический подход – отождествляет право с регулируемыми им общественными отношениями. Норма-Идея-Отношение.
Право – это система общеобязательных формально-определенных норм принимаемых или санкционированных государством, выражающих общие и индивидуальные интересы населения, регулирующих общественные отношения.
Право – это обусловленное природой человека и общества и выражающая свободу личности система регуляции общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность и обеспеченности возможностью государственного принуждения.
Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права отражающая его истинную природу и назначение в обществе.
Основными подходами к сущности права являются:
Классовый подход к сущности права – возведенная в закон воля экономически господствующего класса, обусловленная материальными условиями его жизни.
Общесоциальный подход к сущности права – это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях.
Сущность права в равенстве, свободе и справедливости.
Нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений охраняемая государственным принуждением.
Общая воля как результат согласования сочетания частных и общих интересов выраженная в законодательстве.
23.Государство и личность: взаимная ответственность.
Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.
В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.
Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и личностью как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами (В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева).
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.; в) импичмент и др.
Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.