ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2020
Просмотров: 1334
Скачиваний: 19
- акты субъектов федерации действуют на территории этих субъектов;
- акты местных органов (муниципальных негосударственных) действуют на подведомственной им территории.
Экстерриториальное действие федеральных законов - возможность их применения в отношении российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации.
Действие нормативных актов по кругу лиц
Общее действие - в отношении всех индивидов (граждане, иностранцы, лица без гражданства) и иных субъектов права.Специальное действие—в отношении отдельных категорий граждан (закон «О статусе судей» и др.)
38.Правотворчество:понятие,принципы,виды.
Деятельность субъектов, наделенных соответствующей компетенцией по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.
Принципы правотворческой деятельности
1. Демократизм- подготовка проектов законов осуществляется с учетом и анализом общественного мнения (опубликование проектов законов для обсуждения); 2. Законность-(ч.2 ст15 КРФ). 3. Плановость- не должно быть стихийной деятельностью 4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. 5. Профессионализм. 6. Гласность– освещение в СМИ.
Виды правотворчества (формы):
1. Законотворчество – это процесс создания закона. Особенность состоит в том, что осуществляется только законодательным органом власти и разделяется на ряд стадий.
2. Подзаконное правотворчество осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти, на уровне субъектов РФ. Не имеет стадий однако может иметь процедуры согласований, каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятие и подписание.
3. Правотворчество органов местного самоуправления.
4. Прямое правотворчество – непосредственное правотворчество граждан. Осуществляется посредством референдума (Конституционный закон «О референдуме»). Проводится по инициативе групп граждан. Итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой. Подготовка проведения референдума возлагается на государственные органы (избирательные комиссии или создаются специальные комиссии референдума).
5. Договорное правотворчество – это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров (федеративный, международный договоры). Согласование интересов сторон и добровольность.
6. Локальное правотворчество – создание нормативных актов отдельным предприятием.
39. понятие и стадии законотворчества РФ
Законотворчество – это процесс создания закона. Особенность состоит в том, что осуществляется только законодательным органом власти и разделяется на ряд стадий:
1. Законодательная инициатива – это закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов вносить предложения об издании закона и соответствующего законопроекта в законодательный орган.
Это право порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его это право законодателя.
Право законодательно инициативы имеют: Президент РФ, Правительство, депутаты Гос.Думы, законодательные органы субъектов РФ, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.
2. Обсуждение законопроекта начинается с Гос. Думы (проходит три чтения), по бюджетному законодательству может быть четыре чтения.
3. Принятие закона разбивается на три стадии:
а) принятие закона Гос. Думой;
б) одобрение закона Советом Федерации;
в) подписание закона Президентом РФ.
4. Опубликование закона – промульгация.
Источниками официальных опубликований являются: «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации».
Неопубликованные законы не применяются.
Стадии законодательного процесса
Порядок принятия, одобрения, подписания и обнародования федеральных конституционных
законов
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
40. Систематизация нормативных актов: понятие и виды.
Деятельность, направленная на совершенствование, упорядочение действующего законодательства в целях поддержания его системности и обеспечения субъектов права необходимой информацией.
Значение систематизации законодательства
1. Необходимое условие эффективности правотворческой деятельности, которое способствует ликвидации пробелов в праве и противоречий в действующем законодательстве.
2. Является действенным способом обеспечения субъектов реализации права необходимой правовой информацией.
Виды систематизации законодательства
(кодификация, инкорпорация, консолидация, учет)
1. Кодификация - форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.
Виды кодификационных актов:
- Основы законодательства;
- Кодексы;
- Уставы;
- Положения;
- Регламенты и др.
2. Инкорпорация - форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания и формы, объединяются в разного рода сборники или собрания.
Виды инкорпорационных актов:
Сборник, Собрания, Свод законов.
Виды инкорпорации:
а) по субъекту:
- официальная инкорпорация - издание компетентным органом
сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормот-ворческим органом изменений и дополнений;
- неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.
б) по способу упорядочения:
- хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение производится по времени опубликования и вступления в законную силу нормативных правовых актов.
- систематическая (предметная) инкорпорация - представляет собой упорядочение действующих нормативных правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям права ,их институтам, сферам государственной деятельности.
3. Консолидация - форма систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях» объединяет и заменил 48 ранее действовавших актов по этому вопросу). При этом содержание нормативного массива остается неизменным, а ранее действовавшие нормативные правовые акты утрачивают юридическую силу.
4. Учет - сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии необходимых нормативных актов, информации о них, создание информационно-поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет.
41.понятие системы права. Критерии деления права на отрасли.
Система права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих правовых норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятельные части.
Признаки системы права
1. Носит объективный характер, то есть отражает реально существующую систему общественных отношений.
2. Носит целостный характер, то есть согласована, непротиворечива.
3. Подразделяется на относительно самостоятельные части - отрасли, подотрасли, институты права.
4. Наличествуют связи между элементами системы права.
5. Характеризуется устойчивостью и динамизмом.
Структурные элементы системы права
Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.
Подотрасль права - обособившаяся часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, которая регулирует специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.
Правовой институт - обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.
Критерии деления права на отрасли
1. Предмет правового регулирования -это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права;
2. Метод правового регулирования — это различные способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования (метод диспози-тивный, императивный, поощрительный, рекомендательный).
Виды отраслей права
1. По предмету правового регулирования: конституционное, уголовное, административное, гражданское, трудовое, финансовое, земельное, семейное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное.
2. По назначению:
а) материальные - состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, трудовое, уголовное);
б) процессуальные - состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное).
3. По предметному единству:
а) основные - в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, уголовное и др.);
б) комплексные - состоят из норм, входящих в различные отрасли права (предпринимательское право, экологическое право и др.)
Публичное и частное право
Публичное право - система норм, регулирующая порядок деятельности органов государственной власти, обеспечивающих публичный (общий) интерес.
Состав публичного права: конституционное право, административное право, муниципальное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, финансовое право, международное публичное право и другие.
Частное право - система норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих интересы, независимость и инициативу отдельных лиц и их объединений.
Состав частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, торговое право, банковское право, международное частное право.
42.Отрасль права.краткая характеристика осн отраслей права.
Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.
Критерии деления права на отрасли
1. Предмет правового регулирования -это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права;
2. Метод правового регулирования - это различные способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования (метод диспози-тивный, императивный, поощрительный, рекомендательный).
Виды отраслей права
1. По предмету правового регулирования: конституционное, уголовное, административное, гражданское, трудовое, финансовое, земельное, семейное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное.
2. По назначению:
а) материальные - состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, трудовое, уголовное);
б) процессуальные - состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное). -
3. По предметному единству:
а) основные - в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, уголовное и др.);
б) комплексные - состоят из норм, входящих в различные отрасли права (предпринимательское право, экологическое право и др.)
Публичное и частное право
Публичное право - система норм, регулирующая порядок деятельности органов государственной власти, обеспечивающих публичный (общий) интерес.
Состав публичного права: конституционное право, административное право, муниципальное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, финансовое право, международное публичное право и другие.
Частное право - система норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих интересы, независимость и инициативу отдельных лиц и их объединений.
Состав частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, торговое право, банковское право, международное частное право.
Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.
Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.
Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.
Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.
Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.
Семейное право - регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, детей по отношению друг к другу.
Гражданско-процессуальное право - регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.
Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно-опасное поведение является преступным и каково наказание за его совершение.
Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.