ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 1334

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- акты субъектов федерации действуют на территории этих субъек­тов;

- акты местных органов (муниципальных негосударственных) действуют на подведомственной им территории.

Экстерриториальное действие федеральных законов - возмож­ность их применения в отношении российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации.

Действие нормативных актов по кругу лиц

Общее действие - в отношении всех индивидов (граждане, ино­странцы, лица без гражданства) и иных субъектов права.Специальное действие—в отношении отдельных категорий граж­дан (закон «О статусе судей» и др.)


38.Правотворчество:понятие,принципы,виды.

Деятельность субъектов, наделенных соответствующей компетен­цией по изданию, переработке и отмене нормативных правовых ак­тов.

Принципы правотворческой деятельности

1. Демократизм- подготовка проектов законов осуществляется с учетом и анализом общественного мнения (опубликование проектов законов для обсуждения); 2. Законность-(ч.2 ст15 КРФ). 3. Плановость- не должно быть стихийной деятельностью 4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприме­нительной практикой. 5. Профессионализм. 6. Гласность– освещение в СМИ.

Виды правотворчества (формы):

1. Законотворчество – это процесс создания закона. Особенность состоит в том, что осуществляется только законодательным органом власти и разделяется на ряд стадий.

2. Подзаконное правотворчество осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти, на уровне субъектов РФ. Не имеет стадий однако может иметь процедуры согласований, каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятие и подписание.

3. Правотворчество органов местного самоуправления.

4. Прямое правотворчество – непосредственное правотворчество граждан. Осуществляется посредством референдума (Конституционный закон «О референдуме»). Проводится по инициативе групп граждан. Итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой. Подготовка проведения референдума возлагается на государственные органы (избирательные комиссии или создаются специальные комиссии референдума).

5. Договорное правотворчество – это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров (федеративный, международный договоры). Согласование интересов сторон и добровольность.

6. Локальное правотворчество – создание нормативных актов отдельным предприятием.


39. понятие и стадии законотворчества РФ

Законотворчество – это процесс создания закона. Особенность состоит в том, что осуществляется только законодательным органом власти и разделяется на ряд стадий:

1. Законодательная инициатива – это закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов вносить предложения об издании закона и соответствующего законопроекта в законодательный орган.


Это право порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его это право законодателя.

Право законодательно инициативы имеют: Президент РФ, Правительство, депутаты Гос.Думы, законодательные органы субъектов РФ, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.

2. Обсуждение законопроекта начинается с Гос. Думы (проходит три чтения), по бюджетному законодательству может быть четыре чтения.

3. Принятие закона разбивается на три стадии:

а) принятие закона Гос. Думой;

б) одобрение закона Советом Федерации;

в) подписание закона Президентом РФ.

4. Опубликование закона – промульгация.

Источниками официальных опубликований являются: «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации».

Неопубликованные законы не применяются.

Стадии законодательного процесса


Порядок принятия, одобрения, подписания и обнародования федеральных конституционных

законов

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от обще­го числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый феде­ральный конституционный закон в течение четырнадцати дней под­лежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнаро­дованию.


40. Систематизация нормативных актов: понятие и виды.

Деятельность, направленная на совершенствование, упорядоче­ние действующего законодательства в целях поддержания его системности и обеспечения субъектов права необходимой инфор­мацией.

Значение систематизации законодательства

1. Необходимое условие эффективности правотворческой деятель­ности, которое способствует ликвидации пробелов в праве и проти­воречий в действующем законодательстве.

2. Является действенным способом обеспечения субъектов реа­лизации права необходимой правовой информацией.

Виды систематизации законодательства

(кодификация, инкорпорация, консолидация, учет)

1. Кодификация - форма систематизации, при которой происхо­дит существенная внутренняя переработка нормативного материа­ла, в результате чего создается принципиально новый акт.

Виды кодификационных актов:

- Основы законодательства;

- Кодексы;

- Уставы;

- Положения;

- Регламенты и др.

2. Инкорпорация - форма систематизации, при которой норма­тивные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содер­жания и формы, объединяются в разного рода сборники или собра­ния.

Виды инкорпорационных актов:

Сборник, Собрания, Свод законов.

Виды инкорпорации:

а) по субъекту:

- официальная инкорпорация - издание компетентным органом

сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормот-ворческим органом изменений и дополнений;

- неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законо­дательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.


б) по способу упорядочения:

- хронологическая инкорпорация - это такая форма систематиза­ции, при которой упорядочение производится по времени опублико­вания и вступления в законную силу нормативных правовых актов.

- систематическая (предметная) инкорпорация - представляет собой упорядочение действующих нормативных правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям права ,их институтам, сфе­рам государственной деятельности.

3. Консолидация - форма систематизации, при которой осуще­ствляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укруп­ненный акт (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октяб­ря 1980 г. «О праздничных и памятных днях» объединяет и заменил 48 ранее действовавших актов по этому вопросу). При этом содер­жание нормативного массива остается неизменным, а ранее действо­вавшие нормативные правовые акты утрачивают юридическую силу.

4. Учет - сбор, хранение и поддержание в контрольном состоя­нии необходимых нормативных актов, информации о них, создание информационно-поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет.



41.понятие системы права. Критерии деления права на отрасли.

Система права - это его внутреннее строение, которое выража­ется в единстве и согласованности действующих правовых норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятельные части.

Признаки системы права

1. Носит объективный характер, то есть отражает реально суще­ствующую систему общественных отношений.

2. Носит целостный характер, то есть согласована, непротиворе­чива.

3. Подразделяется на относительно самостоятельные части - от­расли, подотрасли, институты права.

4. Наличествуют связи между элементами системы права.

5. Характеризуется устойчивостью и динамизмом.

Структурные элементы системы права

Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирую­щих определенный вид общественных отношений присущим ей ме­тодом правового регулирования.

Подотрасль права - обособившаяся часть отрасли права, объе­диняющая нормы и институты, которая регулирует специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регули­рования соответствующей отрасли права.

Правовой институт - обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Критерии деления права на отрасли

1. Предмет правового регулирования -это качественно однород­ный вид общественных отношений, на который воздействуют нор­мы определенной отрасли права;

2. Метод правового регулирования — это различные способы воз­действия отрасли права на определенный вид общественных отно­шений, являющийся предметом ее регулирования (метод диспози-тивный, императивный, поощрительный, рекомендательный).


Виды отраслей права

1. По предмету правового регулирования: конституционное, уго­ловное, административное, гражданское, трудовое, финансовое, зе­мельное, семейное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессу­альное, гражданско-процессуальное.

2. По назначению:

а) материальные - состоят из норм, которые непосредственно ре­гулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, трудовое, уголовное);

б) процессуальные - состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (граждан­ско-процессуальное, уголовно-процессуальное).

3. По предметному единству:

а) основные - в их состав не могут входить нормы других отрас­лей права (конституционное, уголовное и др.);

б) комплексные - состоят из норм, входящих в различные отрас­ли права (предпринимательское право, экологическое право и др.)

Публичное и частное право

Публичное право - система норм, регулирующая порядок дея­тельности органов государственной власти, обеспечивающих пуб­личный (общий) интерес.

Состав публичного права: конституционное право, администра­тивное право, муниципальное право, уголовное право, уголовно-ис­полнительное право, финансовое право, международное публичное право и другие.

Частное право - система норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих интересы, независимость и инициати­ву отдельных лиц и их объединений.

Состав частного права: гражданское право, семейное право, тру­довое право, торговое право, банковское право, международное част­ное право.


42.Отрасль права.краткая характеристика осн отраслей права.

Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирую­щих определенный вид общественных отношений присущим ей ме­тодом правового регулирования.

Критерии деления права на отрасли

1. Предмет правового регулирования -это качественно однород­ный вид общественных отношений, на который воздействуют нор­мы определенной отрасли права;

2. Метод правового регулирования - это различные способы воз­действия отрасли права на определенный вид общественных отно­шений, являющийся предметом ее регулирования (метод диспози-тивный, императивный, поощрительный, рекомендательный).

Виды отраслей права

1. По предмету правового регулирования: конституционное, уго­ловное, административное, гражданское, трудовое, финансовое, зе­мельное, семейное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессу­альное, гражданско-процессуальное.

2. По назначению:

а) материальные - состоят из норм, которые непосредственно ре­гулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, трудовое, уголовное);

б) процессуальные - состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (граждан­ско-процессуальное, уголовно-процессуальное). -

3. По предметному единству:

а) основные - в их состав не могут входить нормы других отрас­лей права (конституционное, уголовное и др.);


б) комплексные - состоят из норм, входящих в различные отрас­ли права (предпринимательское право, экологическое право и др.)

Публичное и частное право

Публичное право - система норм, регулирующая порядок дея­тельности органов государственной власти, обеспечивающих пуб­личный (общий) интерес.

Состав публичного права: конституционное право, администра­тивное право, муниципальное право, уголовное право, уголовно-ис­полнительное право, финансовое право, международное публичное право и другие.

Частное право - система норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих интересы, независимость и инициати­ву отдельных лиц и их объединений.

Состав частного права: гражданское право, семейное право, тру­довое право, торговое право, банковское право, международное част­ное право.

Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.

Семейное право - регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, детей по отношению друг к другу.

Гражданско-процессуальное право - регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно-опасное поведение является преступным и каково наказание за его совершение.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.