Файл: Sociologia_metodichka_Mokshin.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 1229

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Освещение каждого вопроса плана завершается краткими выводами. В заключение реферата автор делает общие выводы по исследуемой проблеме и отражает свою точку зрения .

На титульном листе реферата указывается полное наименование Университета, факультет, курс, группа, фамилия, инициалы студента, а также фамилия, инициалы научного руководителя (см. образец заполнения титульного листа). Следует писать реферат разборчивым почерком, с соблюдением необходимых интервалов, полей.

Объем реферата - 30-35 страниц в рукописи и 24 страницы машинописного текста.

Автор реферата, используя литературу, должен уметь делать сноски на источники, где это необходимо цитировать исследователей по данной проблеме, приводить эмпирический и статистический материал. При этом надо указывать фамилию, инициалы автора, название книги или статьи, место издания и название издательства, год издания, использованные страницы. Сноски пишутся в тексте (сразу же за использованным материалом).

Список использованной литературы дается в конце работы и оформляется в алфавитном порядке. Студент выступает с рефератом на том занятии, к теме которого он имеет отношение. Как правило, реферат должен пройти защиту в студенческой аудитории или на Ломоносовских чтениях.

РАЗДЕЛ X. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ

(для студентов всех факультетов)

                  1. Национальная идея и императивы гражданского общества.

                  2. Социология переходных политических процессов (посткоммунистические страны: сравнительный анализ).

                  3. Трансформация социальных ролей в современном обществе и проблемы социальных конфликтов.

                  4. Социология государственного управления в переходный период от системы советского типа к демократии.

                  5. Биполярная структура социально-политического пространства России.

                  6. Кадровые проблемы муниципального местного самоуправления.

                  7. Проблемы местного самоуправления в Архангельской области.

                  8. Трансформация собственности и развитие социальных отношений в России.

                  9. Социальная мобильность в условиях трансформации собственности: проблема среднего класса.

                  10. Формы и методы разрешения социальных конфликтов в процессе трансформации и посткоммунистических странах Восточной Европы.

                  11. Трансформация собственности и отчуждения труда в переходный период.

                  12. Воздействие средств массовой информации на социальное поведение человека и общества в переходный период.

                  13. Трансформация социальной структуры современного российского общества и её особенности на региональном уровне.

                  14. Начало традиционного направления в русской социологии и психологическая школа.

                  15. Тоталитарные режимы и социальная политика в отношении семьи (20- 40-е гг.).

                  16. Социология новых образовательных технологий в деятельности учительства Поморского Севера.

                  17. Социальная педагогика и культура в деятельности современного учительства на Севере Европы.

                  18. Проблема научных и педагогических кадров ПГУ и перспективы университетского образования в Архангельской области.

                  19. Социология религиозного сознания российской молодёжи и девиантное поведение в реформируемой России.

                  20. Социально-политическая трансформация в Архангельской области в 90-е годы.

                  21. Социальная природа дестабилизации политической ситуации в Архангельской области в переходе к рынку.

                  22. Влияние региональной инфраструктуры на роль интеллектуальной собственности научной интеллигенции в России.

                  23. Социальная стратификация и социальная поляризация в Архангельской области.

                  24. Социология электората Поморского Севера: политические ориентации населения.

                  25. Проблемы социальной защиты пожилых людей и инвалидов.

                  26. Проблемы социальной реабилитации социально ущемлённых слоев российского общества.

                  27. Социологические проблемы национальности и гражданства в современной России.

                  28. Проблемы Российской молодёжи 90-х гг. и образовательные возможности в нашей стране.

                  29. Проблемы доступности образования и девиантное поведение молодёжи.

                  30. Оценка студентами социально-политических аспектов реформирования


России.

                  1. Университет как объект современной социологии.

                  2. Тендерный фактор в оценке дифференциации смертности населения Архангельской области.

                  3. Анализ государственной политики в отношении бедных семей в современной России.

                  4. Социология трансформации общественного сознания в посткоммунистических странах.

                  5. Социально-психологические аспекты высшего образования на Севере Европы.

                  6. Преподавание социологии в ПГУ и его перспективы.

                  7. Проблемы патриотизма в социально-гуманитарном образовании и их решение на региональном уровне.

                  8. Социология средств массовой информации о возможностях манипуляции общественным мнением.

                  9. Проблемы современного лидерства в современной социологии управления.

                  10. Проблемы управления в трудах русских социологов.

                  11. Историко-социологический подход к модернизации России с позиций результатов современного этапа.

                  12. Проблемы маргинализации современного российского общества в сравнении со странами Восточной Европы.

                  13. Специфика взаимоотношения государства и гражданского общества в период социальных трансформаций.

                  14. Социальная инженерия тоталитаризма в направлении создания «нового человека».

                  15. Профессиональная этика бюрократии в условиях социальных трансформаций.

                  16. Социологический аспект трансформации тендерных ролей в российском обществе.

                  17. Государственная власть и современный патернализм.

                  18. Государственная идеология и её роль в интеграции общества в переходный период.

                  19. Проблемы занятости в обществе и суицид.

                  20. Социально-психологический портрет архангелогородца в реформируемой России.

                  21. Роль государственной идеологии в развитии социологических исследований конца XX века.

                  22. Социально-психологические механизмы власти.

                  23. Роль государства становления новых социальных отношений в российском обществе.

                  24. Соотношение государственного и местного управления в становлении гражданского общества в России.

                  25. Социальное управление в постсоветский период.

                  26. Социально-психологические аспекты управленческого конфликта и его последствия для организации.

                  27. Социальное самочувствие граждан России и проблемы политических трансформаций.

                  28. Соотношение понятий культуры и цивилизации в современной социально-политической науке.

                  29. Предмет и метод социологии.

                  30. Возникновение социологии и первые социологические теории.

                  31. Материалистическая социология.

                  32. Современные направления Западной социологии.

                  33. История теорий социального неравенства.



Раздел XI. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Предлагаемый вниманию студентов словарь содержит терминологию и систему понятий, принятых в отечественной и зарубежной социологии.

Для данного словаря- справочника характерна учебно-образовательная

направленность.

В словарь- справочник вошли, прежде всего, социологические термины и понятия, а также термины и понятия прикладной социологии.

В ряде статей словаря- справочника раскрывается содержание методик и экспериментально- методических процедур, используемых в прикладных исследованиях. Социология накопила значительный методический арсенал для исследования как общественного сознания, так и социальных ролей и статусов личности, особенностей поведения социальных групп в обществе, а также различные формы девиаций.

Основными принципами составления словаря- справочника являлась семантическая полнота статей и лаконичность изложения материала. Термины и персоналии размещены в алфавитном порядке.

Словарь составляет язык науки социологии. Он отвечает всегда определенному уровню её развития и отражает определённые концептуальные позиции учёных. В современной социологии существуют различные парадигмы, теоретические школы, использующие специфическую терминологию. В той или иной степени они представлены в словаре- справочнике.

Все термины и понятия можно подразделить на основные, определяющие категориальный строй социологической науки и раскрывающие закономерности социальных отношений и социальных взаимодействий общностей, институтов и индивидов в социуме, и отсылочные, составляющие вспомогательный аппарат словаря; они обеспечивают возможность поиска нужного термина при его разных словесных эквивалентах. Такое расположение терминов позволит систематизировать организацию самостоятельной работы студентов и обеспечить более прочное усвоение минимума знаний по социологии.

В терминах, состоящих из двух и более слов, на первое место ставится слово, несущее логическое ударение на социальном смысле (например, социальная адаптация, социальная интеракция и т.д.).

В словаре-справочнике представлены наиболее известные европейские социологи, политологи и философы, внесшие значительный вклад в разработку концепции социологии.

Краткий словарь по социологии составлен с учетом требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.Подготовка краткого словаря- справочника по социологии - первая попытка издания учебного пособия подобного рода для студентов ПГУ им. М.В.Ломоносова. Словарь призван оказать помощь студентам в систематизации знаний по социологии через самостоятельную работу, лекции и семинарские занятия.

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. auctoritas — власть) - система власти характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.


АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — власть, влияние), в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. administratio — управление) - 1) совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления. 2) Должностные лица управления, руководящий персонал учреждения, предприятия.

АКТ (actum — документ) - Официальный документ. Юридический акт, издается государственным органом, должностным лицом в пределах их компетенции в установленной законом форме (закон, указ, постановление и т.д.).

АНАРХИЗМ (от греч. anarhia — безвластие) - общественно- политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 и особенно в годы Гражданской войны (см. в ст. Н. И. Махно).

АНКЕТА - опросный лист, вопросник - основной инструментарий опроса. Представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Анкета состоит из вводной части (обращения к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указанием организации, проводящей опрос, степени анонимности опроса и др.), основной части (вопросов, вытекающих из целей и задач исследования) и «паспортички» (объективные социально-демографические и другие характеристики респондента).

АНКЕТИРОВАНИЕ - способ социального измерения в эмпирическом социологическом исследовании, основанный на опосредованном анкетой контакте исследователя с опрашиваемым (респондентом). Этот способ позволяет получать информацию сравнительно быстро и на более или менее широком массиве респондентов. Материалы анкетирования обычно шифруются и подвергаются ручной или машинной обработке.

АНОМИЯ - отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствии чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. Понятие «аномия» ввёл Э. Дюркгейм, а глубоко разработал Р. Мертон в XX веке. Современное российское общество обладает многими чертами аномии.

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - близкая к социологии и этнографии отрасль научного знания, исследующая происхождение, сущность и эволюцию человека, социальные отношения и институты в доиндустриальном, аграрном обществе.


АРИСТОКРАТИЯ (от греч. aristos — лучший и ...кратия) - 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. 2) В рабовладельческом и феодальном государстве — наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.

АССИМИЛЯЦИЯ - постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей. Ассимиляция может происходить добровольно, не вызывая социальных конфликтов, и насильственно, грубо, что не может не вызвать сопротивления у ассимилируемых.

АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс или результат более или менее тесного взаимодействия и объединения людей, их групп и организаций в различные социальные сообщества, союзы в целях достижения каких-либо результатов. В современной социологии под ассоциацией социальной понимают специфическую социальную группу со слабой организационной формой социального объединения людей и отсутствия стандартизации их поведения и институализированного социального контроля.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД - один из методов исследования в социологии, основу которого составляет исследование истории жизни того или иного индивида. Биографический метод - это совокупность способов социального измерения, анализа и оценки материалов о жизни отдельных людей, рассказавших устно или письменно о своём жизненном пути. С помощью интервью, анкетирования, тестов, изучения документов и т. д. получаются сведения о конкретной личности, а через неё и жизнь всего общества и государства. Этот метод используется наряду с другими социологическими методами.

БРАК - исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной,

устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу.

По процедуре брачной церемонии браки разделяются на гражданские и церковные, а также фактические (супружеские отношения не оформлены в установленном законом порядке).По структуре браки делятся на моногамные (страны Европы и Америки) и полигамные (некоторые страны Азии и Африки).

БЫТ - сфера повседневной жизни, рассматриваемая как отличная от профессиональной, официальной деятельности. С одной стороны она связана с удовлетворением материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья; с другой - освоением человеком духовных благ, культуры, общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысле быт - это уклад повседневной жизни, один из компонентов образа жизни людей. Необходимо различать общественный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт. Быт оказывает серьёзное влияние на все сферы жизни личности, поэтому было бы неправильно его недооценивать в политике государства.

БЮРОКРАТИЯ - 1) система управления, осуществляемая с помощью особого аппарата, оторванного от народа и стоящего над ним, наделенного специальными функциями и привилегиями; 2) слой людей, связанных с этой системой; 3) специалисты, осуществляющие управление обществом. Этой проблеме много внимания уделяли М.Вебер, Т.Парсонс, А.Гоулднер и другие.