Файл: Педиатрия_часть_1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 4402

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

31 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 28 [K001918]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Мальчику  3  месяца.  На  профилактическом  приѐме  мать  жалуется,  что  ребѐнок 

беспокойный,  чутко  и  непродолжительно  спит,  в  связи  с  чем  чаще  прикладывается  к 
груди (примерно через 1-2 часа), дают воду через соску.

 

Анамнез  жизни:  ребѐнок  от  V-ой  беременности,  протекавшей  с  токсикозом  II 

половины,  артериальной  дистонии,  анемии;  на  20  неделе  лечилась  Джозамицином  от 
хламидиоза  и  острого  риносинусита.  В  анамнезе  2  родов,  дети  здоровы,  аборт  и 
выкидыш на  ранних сроках. Роды в срок 38 недель путем кесарева сечения (рубец на 
матке). Масса тела 3200 г, длина – 50 см, оценка по Апгар 7-8 баллов. Болел в возрасте 
2-х  недель  острым  ринитом  лѐгкой  степени,  был  катаральный  омфалит.  В  1  месяц 
ребѐнок осмотрен невропатологом и педиатром, отклонений не найдено. В последние 2 
месяца  жили  по  другому  адресу,  на  приѐм  не  являлись.  Профилактику  рахита 
проводили  водным  раствором  витамина  Д  в  дозе  500  МЕ  регулярно.  Прививки  от 
гепатита В – отказ в роддоме, БЦЖ поставлен в поликлинике в 1 мес.

 

Осмотр:  в  кабинете  мальчик  беспокойный,  плачет,  хорошо  удерживает  голову, 

переворачивается  со  спины  на  живот,  стоит,  не  подгибая  ног,  со  слов  матери 
контактирует  иногда  улыбкой  и  комплексом  оживления,  не  смеѐтся,  гулит,  игрушки 
ещѐ  не  хватает.  Физиологические  рефлексы  вызываются,  шаговый  с  перекрестом, 
опора  на  цыпочки,  сухожильные  оживлены.  Незначительный  симптом  Грефе  и 
спонтанный р. Бабинского с обеих сторон. Большой родничок 3 см на 2,5 см, несколько 
напряжен,  пульсирует.  Незначительная  мраморность  кожи.  Подкожно-жировой  слой 
развит удовлетворительно на туловище и конечностях, складка на уровне пупка 1,2 см. 
Тургор  несколько  снижен.  Дыхание  пуэрильное.  ЧДД  –  42  в  минуту.  Тоны  сердца 
ритмичные,  ЧСС  –  128  в  минуту.  Живот  мягкий,  небольшое  вздутие  кишечника. 
Печень +1,5 см ниже края рѐберной дуги. Мочится часто, маленькими объѐмами. Стул 
1 раз в 1-2 дня, кашицеобразный. Длина 59 см, масса тела 5050 г, за 2 месяца прибавил 
800 г.

 

 
Вопросы:

 

1. Дайте заключение по комплексной оценке состояния здоровья.

 

2. Обоснуйте диагноз.

 

3. Какие рекомендации должен сделать врач-педиатр участковый?

 

4. Подлежит ли ребенок плановой вакцинации? Распишите календарь прививок 
этому ребенку до 2-х лет.

 

5. Составьте диету на 1 месяц при снижении лактации на 25%.

 

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

32 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 29 [K001921]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Девочка  11  лет  обратилась  с  жалобами  на  ноющие  боли  в  эпигастрии, 

усиливающиеся утром натощак, отрыжку воздухом.

 

Анамнез  заболевания:  жалобы  на  боли  в  животе  беспокоят  в  течение  1  года. 

Мать  девочки  страдает  язвенной  болезнью  двенадцатиперстной  кишки,  у  отца  – 
гастрит. Акушерский и ранний анамнез без патологии. Учится в специальной школе 6 
дней в неделю, занимается 3 раза в неделю хореографией.

 

Осмотр:  состояние  среднетяжѐлое.  Рост  –  148  см,  масса  –  34  кг.  Кожа  бледно-

розовая, чистая. Дыхание в лѐгких везикулярное. Тоны сердца ритмичные, ясные. При 
поверхностной  и  глубокой  пальпации  живота  небольшой  мышечный  дефанс  и 
болезненность  в  эпигастрии  и  пилородуоденальной  области,  синдром  Менделя 
положителен,  болезненность  в  точке  Мейо-Робсона.  Печень  не  увеличена.  Стул  и 
диурез не нарушены.

 

В условиях поликлиники были выполнены следующие исследования:

 

В  анализе  крови:  RBC  –  4,5х10

12

/l,  Нgb  –  128  g/l,  MCV  –  90  fl,  MCH  –  30  pg, 

MCHC  –  35  g/l, WBC  – 6,9×10

9

/l, RDW  –  12,5%, NEU  – 51%, EOZ  –  3%,  LYM  –  36%, 

МON – 7%, BAZ – 3, PLT – 250х10

9

/l, СОЭ – 5 мм/ч.

 

В  общем  анализе  мочи:  светло-жѐлтая,  прозрачная,  уд.  вес  –  1015,  реакция 

кислая, белок (–), сахар (–), лейкоциты – 2-3 п/зр, ацетон (–), слизь ед.

 

Биохимический анализ крови:  общий белок  – 75 г/л, АЛТ  – 32 Ед/л, АСТ  – 38 

Ед/л,  ЩФ  –  140  Ед/л  (норма  70-140),  амилаза  –  100  Ед/л,  тимоловая  проба  –  3  Ед, 
билирубин общий – 18 мкмоль/л.

 

ФЭГДС: слизистая пищевода гиперемирована, кардия смыкается не полностью. 

В  желудке  мутная  слизь,  слизистая  с  очаговой  гиперемией,  в  антруме  на  стенках 
множественные разнокалиберные выбухания. Слизистая луковицы 12-перстной кишки 
очагово гиперемирована, отѐчная. Тест на H. pylori отрицательный.

 

УЗИ органов брюшной полости: контуры печени ровные, паренхима гомогенная, 

эхогенность  не  усилена,  сосудистая  сеть  не  расширена,  портальная  вена  не  изменена. 
Жѐлчный пузырь грушевидной формы 65x38 мм (норма 50x30) с перегибом в области 
дна. Поджелудочная железа: головка 21 мм (норма 18), тело 15 мм (норма 15), хвост 22 
мм (норма 18), эхогенность головки и хвоста снижены.

 

 
Вопросы:

 

1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

 

2. Оцените изменения при УЗИ и их информативность для постановки диагноза?

 

3. Оцените лабораторные показатели этой пациентки.

 

4. Опишите принципы лечения данного больного в поликлинических условиях.

 

5. Принципы реабилитации ребѐнка в амбулаторных условиях.

 

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

33 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 30 [K001924]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И СФОРМУЛИРУЙТЕ 
РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Мать  с  мальчиком  6  месяцев  обратилась  к  врача-педиатра  участкового  в 

муниципальную городскую поликлинику на плановый диспансерный осмотр.

 

Известно,  что  ребенок  родился  в  срок,  физическое  и  нервно-психическое 

развитие  соответствуют  возрасту,  находится  на  грудном  вскармливании,  в  качестве 
прикорма получает кабачковое пюре.

 

Ранее ребѐнок был привит в соответствии с национальным календарем.

 

После проведения комплексного обследования установлено, что ребѐнок здоров, 

группа здоровья I.

 

 
Вопросы:

 

1. Какие специалисты детской поликлиники должны осмотреть мальчика, и какие 
лабораторные и/или инструментальные исследования следует провести этому 
ребѐнку?

 

2. Проводится ли вакцинопрофилактика в данном возрасте и в каком объѐме?

 

3. Укажите варианты долженствующей массы тела мальчика в 6 месяцев.

 

4. Определите объѐм суточного кормления, режим кормления и объѐм разового 
кормления ребѐнка в 6 месяцев.

 

5. Составьте меню на 1 день и обоснуйте назначение продуктов прикорма.

 

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

34 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 31 [K001925]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И СФОРМУЛИРУЙТЕ 
РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок  в  возрасте  1  месяца  осмотрен  врачом-педиатром  участковым  на 

педиатрическом участке.

 

Фактическая масса ребѐнка 4000 г.

 

Масса при рождении 3400 гр., длина 52 см.

 

Ребѐнок здоров, находится на естественном вскармливании.

 

 
Вопросы:

 

1. Рассчитайте долженствующую массу (Мд) для данного ребѐнка на момент 
осмотра и в 2 месяца. Сделайте заключение.

 

2. Определите необходимый суточный объѐм молока калорийным методом и 
назовите другие методы расчѐта суточного количества молока.

 

3. Укажите режимы кормления здорового ребѐнка от рождения до года.

 

4. Укажите последовательность введения продуктов прикорма, виды продуктов и 
время назначения продуктов прикорма.

 

5. Дайте рекомендации по профилактике и лечению вторичной гипогалактии.

 

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 1)-2017  

35 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 32 [K001926]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И СФОРМУЛИРУЙТЕ 
РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

На  профилактическом  приеме  врача-педиатра  участкового  мать  с  девочкой  5 

месяцев.

 

Жалоб  нет.

 

Ребѐнок  от  III  беременности,  протекавшей  с  анемией,  гестозом  I 

половины, ОРВИ в III триместре.

 

Предыдущие беременности закончились рождением 

здоровых детей (мальчик 1,5 года и девочка 4 года).

 

Девочка  родилась  в  срок  с  массой  тела  3050  г,  длиной  –  52  см.

 

Период 

новорожденности  без  особенностей.  На  естественном  вскармливании  до  1  месяца, 
далее  кормление  цельным  коровьим  молоком.

 

Прикорм  не  введѐн.Физическое  и 

нервно-психическое развитие соответствует возрасту, масса тела 7000 грамм.

 

В возрасте 2,5 месяцев перенесла ОРВИ.

 

При 

осмотре: 

ребѐнок 

удовлетворительного 

питания.

 

Состояние 

удовлетворительное.

 

Кожные  покровы  чистые,  бледные,  сухие.

 

Слизистые  бледно-

розовые, чистые. Лимфатические узлы во всех группах в пределах возрастной нормы.

 

В 

лѐгких  при  сравнительной  перкуссии  лѐгочный  звук  на  симметричных  участках 
грудной клетки.

 

При аускультации пуэрильное дыхание, ЧД 38 в минуту.

 

Тоны  сердца  ясные,  ритмичные,  ЧСС  110  ударов  в  минуту.

 

Живот  мягкий, 

безболезненный.

 

Печень  +2  см  из–под  края  рѐберной  дуги,  край  ровный, 

безболезненный.

 

Селезѐнка  не  пальпируется.Стул  2  раза  в  день,  кашицеобразный, 

светло-коричневого цвета.

 

Мочеиспускание не нарушено.

 

Общий анализ мочи: рН – слабо кислая; белок – 0,033‰; лейкоциты – 1–3 в поле 

зрения.

 

В  анализе  периферической  крови:  Hb  –  95  г/л,  эритроциты  –  3,7х10

12

/л, 

лейкоциты – 8,5х10

9

/л; палочкоядерные – 2%, сегментоядерные – 32%, базофилы – 1%, 

эозинофилы – 3%, лимфоциты – 58%, моноциты – 4%, СОЭ – 6 мм/час, гипохромия++, 
анизоцитоз+, пойкилоцитоз+.

 

Содержание гемоглобина в эритроцитах – 22 пг (норма 24-3 пг).

 

 
Вопросы:

 

1. Наиболее вероятный диагноз? Определите группы риска.

 

2. Какие дополнительные исследования необходимо провести педиатру для 
уточнения диагноза? Вычислите цветовой показатель (ЦП) и оцените его 
значение.

 

3. Нуждается ли ребенок в коррекции питания? Выявите недостатки при 
организации вскармливания ребѐнка, обоснуйте назначение молочной смеси, 
продуктов прикорма.

 

4. Назначьте лечение, обоснуйте выбор препарата, выпишите рецепт, проведите 
контроль эффективности и безопасности.

 

5. Какие профилактические прививки должен иметь этом ребѐнок?