ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 1552

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) по ветвям государственной власти (субъектам нормотворчества)

(законодательные, исполнительно-распорядительные, нормы высших судебных инстанций)

5) по месту и роли в механизме правового регулирования

- учредительные – нормы, вводящие новые, ранее неизвестные группы общественных отношений

- дефинитивные – нормы, содержащие определения понятий

- оперативные – нормы, которые предусматривают механизм введения данного акта права

- коллизионные – носят технический характер и предусматривают способы преодоления противоречий между разными нормами права

Коллизионные правила:

Если друг другу противоречат два акта права одинаковой юридической силы, следует применять тот из них, который регулирует данный вопрос специально.

Если взаимоисключают друг друга два юридических документа разной юридической силы, следует применять акт более высокой юридической силы.

Если вступают в коллизию два акта одинаковой силы и идентичные по названию, нужно применять акт, принятый позднее.

УЧЕБНИК:

Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой).

2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.

3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - нормативно-правовом акте.


5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Виды правовых норм

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации..

2. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

3. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

4. По степени определенности различаются абсолютно-определенные, относительно-определенные (альтернативные) и бланкетные нормы права. Названный признак может относиться к различным структурным элементам нормы: гипотезе, диспозиции или санкции. Поэтому, по существу, следует различать, например, нормы с абсолютно-определенной диспозицией ("пенсии не подлежат обложению налогами"); нормы с относительно-определенной гипотезой ("условия договора поставки могут устанавливаться сторонами в пределах настоящих правил") либо альтернативной санкцией ("...наказывается лишением свободы до трех лет или ограничением свободы на тот же срок"). Бланкетными, т. е. прямо не содержащими конкретного правила поведения, могут быть только диспозиции (например, нормы об уголовной, административной или дисциплинарной ответственности "за нарушение правил торговли", "за нарушение правил техники безопасности"). Такие нормы, по существу, не устанавливают содержания правила, а предусматривают наличие других норм, содержащихся нередко в иных нормативных правовых актах. Практика бланкетных норм всегда чревата возможностью неопределенности и произвола в правовом регулировании.





Вопрос 28.

Структура норм права и способов их изложения.


УЧЕБНИК:

Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер Штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...)..

Выделение того или иного структурного элемента нормы происходит только при самостоятельном его функционировании в виде особого правила. Причем качество самостоятельного правила сохраняют и "усеченные нормы", и нетипичные нормативные положения

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Далеко не все статьи или пункты того или иного нормативного акта содержат все названные элементы структуры правовой нормы. Так, статьи особенной части уголовного кодекса указывают только вид преступного деяния и его признаки, а также вид и меру уголовного наказания за его совершение. Само правило поведения, а именно запрет всякого преступления, вытекает из включения статьи о нем (или ее части) в Уголовный кодекс. Отсюда вытекает построение статей особенной части УК до структуре "правоохранительных", или "карательных", норм: "за такое-то правонарушение — такое-то наказание (или взыскание)".

Статьи Гражданского, Трудового, Земельного, Семейного и других кодексов и законов, напротив, содержат главным образом развернутую регламентацию прав и обязанностей участников отношений и условий, при которых они действуют, т. е. диспозиций и гипотез соответствующих норм. Подобные нормы носят позитивно-регулятивный характер, т. е. направлены на детальное регулирование прав и обязанностей участников отношений, других позитивных предписаний о содержании дозволений, обязанностей или запретов, а также условий их возникновения, изменения или прекращения. Санкции к этим нормам обычно выделены в особые статьи, главы и даже разделы названных кодексов или других актов. Примером могут статьи ГК о защите права собственности, о взыскании Убытков за невыполнение обязательств, о возмещении за причиненный вред, которые были приведены ранее. В юридической литературе высказываются мнения о том, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а правоохранительные — из диспозиции и санкции.








Вопрос 29.

Понятие и виды источников (форм) права.

СОРОКИН: Форма права – документально выраженные письменные акты, которые доступны для всеобщего сведения. Поскольку термин «форма права» охватывает только писанные юридические документы, в середине 20 века был введен термин «источник права» - способ всевозможных выражений норм права как писанных, так и не писанных. Термин источник следует употреблять только в юридическом смысле.

Нормативно-правовой договор – документальное соглашение двух или более сторон, одной из которых всегда выступает орган государственной власти и содержащее нормы права (договор о разграничении предметов ведения между РФ и субъектом, международные договоры, в ТП – коллективный договор)

НАСЫРОВ:

Термин источник права впервые был употреблен в отношении Закона 12 таблиц, так как он являлся источником всего римского частного, публично права.

Источник = форма (большинство авторов)

Шаболин предлагает различать: источник – это само правотворчество, то есть деятельность, а форма – это результат правотворчества.

Источник рассматривается в нескольких смыслах:

1) Источник права в материальном смысле – реальные объективные условия, которым должны соответствовать нормы права.

2) Источник в идеологическом смысле – те идеи, ценности, которым должны соответствовать нормы права.

3) Источник в информационном смысле – любые источники информации.

Источник – форма официального выражения или закрепления правовых норм.

Часто источник права смешивается с факторами, которые влияют на правоприменение или реализацию права. Например, правосознание не является источником права, а является фактором, влияющим на реализацию права. Источником является не просто фактор, мнение, доктрина, а является то, на что может сослаться субъект правоприменения и эта ссылка делает акт правоприменения нормативно-обоснованным.

Основные виды источников права:

1. Правовой обычай – естественно возникшее, вошедшее в привычку и санкционированное государством. Способы санкционирования: ссылка в законе и восприятие судебной практикой.

Минусы: низкая оперативность, партикуляризм – в разных частях страны обычаи разные.

Плюсы: он возникает естественно, в нем реализуется правотворческое начало самого общества.

В Германии ярко проявляется процесс реабилитации правового обычая как источника права. Раньше считалось, что он носит подзаконный и субсидиарный характер. Сейчас признается равная сила закона и правового обычая.

2. Правовой прецедент – часть решения судебного или административного органа, которое применяется за общеобязательное правило при разрешении аналогичных дел.

Обеспечивает связь между правотворчеством и юридической практикой. Правовой прецедент широко применяется в англо-саксонской правовой системе.


Признаки:

1) Решения высших судебных органов

2) Действует принцип неизменности судебного прецедента – его нельзя отменить (общее правило). Лишь в порядке исключения можно отменить – это право принадлежит Палате Лордов.

3) Норма права содержится не в казуистической части решения, а в резолютивной части, то есть важен смысл, принцип, установка разрешения конкретного дела.

По мнению Богдановской прецедентное право - это форма неписанного права, то есть судебное решение – это лишь материал, из которого судья узнает всегда существовавший правовой принцип.

Фундамент прецедентного права – судебный корпус. В прецедентном праве действует правило «убедительного прецедента», то есть допускается использование прецедента, созданного в другой стране.

В Великобритании судебный прецедент является самодостаточным источником права, то есть ссылка на него делает решение нормативно обоснованным. Там закон начнет действовать тогда, когда он обрастет прецедентом.

В России можно только ставить вопрос о признании судебной практики источником права. И важно не смешивать прецедент с правоположениями – концентрированно-выраженные положения судебной практики. Ссылка на них лишь подтверждает правильность толкования нормы закона.

Нерсесянц против признания судебный практики источником права, так как это противоречит принципу разделения властей.

4.Правовая доктрина – не просто идеи, теории, а именно научные труды, которые приобретают официальный характер. Римское право -5 знаменитых юристов. Мусульманское право – священные религиозные тексты (Коран, Сунны). Мазхабы – школы толкования этих текстов, их всего пять (например, Ханифицкая, Шанфалинская). Принцип иснада – когда нужно воспроизвести цепочку тех людей, которые так говорили.

5. Нормативно-правовой договор – соглашение двух или более правотворческих органов, субъектов, содержащее нормы права. Своеобразие – стороны берут на себя взаимные права и обязанности.

6. Принципы права – применяются при аналогии права, то есть при восполнении пробелов – следовательно это не источник права, так как источник должен быть непрерывным.

7. НПА (следующий вопрос)




Вопрос 30.

Нормативно-правовой акт: понятие, виды. Соотношение НПА по юридической силе в российском законодательстве.

СОРОКИН:

НПА – официальные формально-выраженные документы, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права), рассчитанные на многократное применение в отношении персонально - неопределенного круга лиц.

Признаки:

    1. Содержат нормы права

    2. Ориентированы на обширные категории населения

    3. Действуют до тех пор, пока не отменены в установленном порядке.

Классификация НПА по юридической силе:

  1. Конституция РФ

  2. ФЗ о поправках к Конституции РФ

  3. ФКЗ

  4. Постановления КС РФ

  5. Акты международного права

  6. Кодексы

  7. Основы законодательства РФ

  8. Федеральные обычные законы

  9. Постановления высших судов

  10. Указы Президента

  11. Постановления Правительства

  12. Ведомственные акты (министерства издают)

  13. Ниже ведомственных правовых актов по юридической силе располагаются правовые акты субъектов РФ, которые копируют и воспроизводят иерархию федеральных правовых актов.

  14. Ниже актов субъектов РФ находятся локальные правовые акты.