ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 1551

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Алексеев связывает позитивное развитие права с расширением регулятивной функции. Древнее право носило ярко выраженный репрессивно-охранительных характер. Но при этом сама сфера правового регулирования тогда была уже, чем сейчас. Постепенно присутствие права в общественной жизни стало регулярным.

Природе права присуща охранительная функция, так как предметом являются конфликтно-опасные отношения. И воздействует ретроспективно – на состоявшийся конфликт. А в регулятивных нормах право стремится предотвратить конфликт.


Вопрос 23.

Соотношение права с техническими нормами, обычаями и корпоративными нормами.

СОРОКИН:

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие общественные взаимосвязи в отношениях «человек-человек» на основе общественного опыта и принятого порядка.

К социальным нормам относятся: нормы морали, религиозные нормы, нормы обычаев, корпоративные нормы, нормы идеологии, нормы языка, правовые нормы, эстетические нормы. Все социальные нормы представляют собой стандарт, масштаб равного поведения для фактически неодинаковых лиц. Некоторые социальные нормы известны человеку от общения с другими людьми, а некоторые с момента рождения (наличие в человеческой душе эстетических норм).

Технические нормы – призваны регулировать отношения «человек-техника» (несоциальные).

Технические нормы могут закрепляться в праве (например, Строительные нормы и правила, ПДД, Правила эксплуатации оборудования, Правила техники безопасности) тогда они называются технико-юридические. За их нарушение наступает юридическая ответственность. В технических нормах правила эксплуатации техники обусловлено функциональным назначением вещи.

Право и обычай. Обычай – это правило поведения, вошедшее в привычку в следствие длительного использования на локальной территории. Обычаи могут правовыми и неправовыми. Обычай сформировался раньше права. Современное право имеет документальную неписанную форму, а обычай неписан всегда. По силе воздействия обычай не уступает силе закона, так как обеспечивается общественным контролем.

НАСЫРОВ:

Право и обычай. Обычай – естественно возникшее правило поведения, вошедшее в привычку.

4 варианта соотношения права и обычаев:

1) обычаи, к которым право относится нейтрально

2) обычай санкционируется

3) рекомендуется следовать обычаю

4) запрет правом следованию обычаю, это становится правонарушением.

Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы – нормы, которые создаются внутри корпораций. Корпорации – любые организации, социальные группы не государственного характера. У корпоративных норм черта, как у права – формальная определенность (Уставы), отличие – они действуют только в пределах данных корпораций (как санкция за неисполнение – исключение из данной корпорации).



Вопрос 24.

Проблема соотношения права и морали.

СОРОКИН:

Право не имеет собственного содержания, содержание права и есть мораль.

Мораль возникла раньше права. Это произошло благодаря сознанию человека, его способности мыслить и чувствовать.

Некоторые правовые положения могут быть аморальными, тогда их называют законными, но не правовыми.

НАСЫРОВ:

Мораль проявляется в представлениях о добре и зле, что хорошо, что плохо. Нравственность и мораль мы употребляем как синонимы. Хотя Гегель, например, считал, что нравственность понятие более высокое, чем мораль. Важно, что философы обращают внимание на условность самого термина «нормы морали». Ведь мораль не может быть нормативной, все попытки формально выразить мораль потерпели неудачи.

Сходства:

1) Право и мораль – элементы единой нормативно-ценностной системы общественных отношений, являются регуляторами общественных отношений.

2) Право и мораль определяются конкретными условиями существования общества.

Различия:

1) по источнику:

«У морали нет автора» - она возникает вместе с обществом и воспроизводится в самой общественной жизни.

Право же связано с государством, оно его устанавливает или санкционирует. Нормы права можно отменять, а нормы морали можно игнорировать, но отменять невозможно.

2) по форме выражения

Мораль невозможно формально выразить.

Право – официальный источник.

3) по механизму обеспечения

Мораль обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением (стыд, муки совести). Для признания поступка нравственным необходимо совпадение внешнего акта внутренним переживаниям. А в праве имеет значение акт внешнего поведения, анализ субъективной стороны всегда носит факультативный характер.

Право обеспечивается механизмом государственного принуждения.

Взаимодействие права и морали всегда основывается на приоритете нравственности по отношению к праву, то есть правовые нормы подвергаются нравственной оценке. При этом право имеет свой предмет правового регулирования и не должно подменять нравственность. Неслучайно Лукашева пишет: «Все правовое должно быть нравственным, но не все нравственное должно быть правовым». Нерсесянц указывает на необходимость избегать крайностей: «морализации права и юридизации морали». Соловьев: «Право – это минимум нравственности».

Если между правом и нравственностью возникают противоречия, то исходя из приоритета нравственности, законодатель должен привести норму закона в соответствие с принципами нравственности.

Сложнее решить вопрос в отношении правоприменителя. Эту проблему по-разному решают представители различных направлений:

- естественно-правовая концепция: безусловное следование нравственности, акт, который принят на основе безнравственного закона они называют неправовым.


- сторонники широкого понимания права: за расширение полномочий правоприменителя выступают, чтобы в конкретном деле можно было сделать выбор чем руководствоваться.

- нормативисты: считают необходимым следовать закону и всеми средствами сигнализировать законодателю о противоречии. Они утверждают что в данном конкретном случае возможно решение будет нравственным, но игнорирование закона приведет к размыванию таких признаков права как общеобязательность, формальная определенность, что приведет к худшим результатам. Так как действует принцип суперпозиции (конкретное решение важно не только здесь и сейчас, но оно влияет и на ранее принятые решения и на будущие).



Вопрос 25.

Правовое регулирование: понятие, виды, предмет, стадии.

НАСЫРОВ:

Правовое регулирование – особая разновидность социального регулирования.

Социальное регулирование – сознательно-волевая деятельность людей, социальных групп, направленная на упорядочение и развитие общественной жизни.

Два подхода к определению правового регулирования:

1. Узкий подход. Правовое регулирование – это осуществляемый всей системой правовых средств процесс упорядочения общественных отношений (разновидность государственного регулирования) Алексеев. Объектом воздействия правового регулирования выступает внешнее поведение людей.

2. Широкий подход. Правовое регулирование – это воздействие, то есть взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, в том числе и на сознание людей.

Предмет правового регулирования – совокупность общественных отношений, которые объективно нуждаются в правовом регулировании.

Против этой точки зрения выступает Протасов, считая что предмет – это внешнее поведение людей, а не сами общественные отношения». Но право регулирует не просто поведение людей, а поведение людей в рамках общественных отношений.

Право регулирует не все общественные отношения, а лишь те, которые соответствуют определенным признакам:

  1. Право регулирует общественные отношения, в которых поведение может быть подвергнуто внешнему контролю. По словам К. Маркса: «Помимо своего внешнего поведения я не интересен для права».

  2. Право регулирует общественные отношения, в которых у субъектов есть возможность выбора.

  3. У субъектов права правовое поведение должно находится под контролем их сознания и воли.

В связи с этим говорят о некорректности формулировки ч. 1 ст. 29 Конституции РФ: «Гарантируется свобода мысли и слова». Как гарантировать свободу мысли? Считается, что свобода мысли не может быть предметом правового регулирования.

4. Право регулирует наиболее важные социальные отношения, которые подпадают под первые два признака.

СОРОКИН:

Предмет правового регулирования – сфера, которая регулируется правом.


Точки зрения на предмет:

  1. Право регулирует поведение людей (Лазарев).

  2. Право регулирует сознание, волю и внешние поступки человека (Васьковский).

  3. Право регулирует общественные отношения, то есть связи между людьми по поводу производства, обмена и потребления материальных и духовных благ (Халфина) это верная точка зрения.

Современное право регулирует лишь внешние поступки субъектов, которые поддаются контролю извне. Регулированию подлежат те общественные отношения, которые отличаются конфликто опасностью и порождают регулярные споры.

Виды:

Нормативное правовое регулирование – издание правовых актов, рассчитанных на многократное действие в отношении персонально неопределенных лиц.

Индивидуальное правовое регулирование – принятие решений по конкретным спорам и казусам в отношении персонально - определенных лиц и рассчитанных на однократное использование (приговор суда, приказ о приеме на работу).

Индивидуальное регулирование подчинено нормативному и не может ему противоречить.

НАСЫРОВ: Различие нормативного и индивидуального правового регулирования носит условный характер, так как нормативное регулирование направлено на то, чтобы воздействовать на общественные отношения, а индивидуальное регулирование осуществляется на основе норм права. Но при этом различие между двумя видами имеет значение. Так как объектом нормативного регулирования выступает сфера общественной жизни. То есть, создавая норму права, законодатель стремится определить долговременные результаты.

В предмете правового регулирования есть такие отношения, которые должны подвергаться индивидуальному регулированию. Это эвтаназия. Индивидуальное регулирование в том, чтобы создавать комиссию по каждому конкретному случаю и выносить некое решение. Но при этом нормативно должно регулироваться лишь процедура создания таких комиссий.

Российское право страдает от большого количества «голых» законов. То есть существует разрыв нормативного и индивидуального регулирования. В связи с чем говорят о существовании «теневого права», «теневой юстиции».

Стадии правового регулирования:

  1. Создание нормы права

  2. Правоотношения

  3. Реализация права

Целесообразно отождествлять правовое регулирование именно с реализацией права. А другие стадии – это не правовое регулирование, а лишь создание его атрибутов.



Вопрос 26.

Методы, способы, типы правового регулирования.

СОРОКИН + НАСЫРОВ:

Методы правового регулирования – совокупность способов юридического воздействия на общественную жизнь:

  1. Диспозитивный метод (метод децентрализации, координации) – определяет пространство, в котором субъекты могут определять вид поведения. Предоставление свободы действий, свободы усмотрения и свободы выбора в отношениях, где стороны равноправны и обеспечивается децентрализованное регулирование (СП, ГП). Диспозитивный метод можно определить в тексте правовых актов по не исчерпывающим перечням, в конце которых ставятся слова «и т. д.», также по ключевым словам «имеет право» «вправе», «если стороны не договорились о другом».

  2. Императивный метод (метод централизации) – метод категорических предписаний, складывающийся из сочетания запретов и обязываний в целях централизованного регулирования сверху - вниз на властных началах (УП, АП). Данный метод можно обнаружить в тексте правовых актов в запретительных и обязывающих нормах, в нормах-принципах.


Способы правового регулирования – это отдельные приемы юридического воздействия на общественные отношения; это закрепление в праве определенного вида правового поведения, которому может или должен следовать субъект права:

  1. Дозволение – предоставление прав, свобод и выбора.

  2. Обязывание позитивное (предписание) – требование совершить активный поступок.

  3. Запрет (негативное обязывание) – требование воздержаться от определенного поведения.

  4. Рекомендация – дозволение, плюс законодатель прямо указывает на желательность поведения; необязательное для исполнения предложение. Например, Центральный Банк – рекомендательные письма. (Некоторые авторы выделяют)

  5. Поощрение (Гущина выделяет) – вознаграждение за правомерное поведение либо особые успехи.

Различное сочетание способов правового регулирования и создает определенные типы правового регулирования – это общие направления юридического воздействия:

  1. Общедозволительный тип – сочетание общего дозволения и исключение из него в виде запретов. Если этот тип, то список запретов должен быть ограничен. «И т. д.» нельзя ставить. (Дозволено все, кроме; разрешено все, что не запрещено законом). Этот тип касается только граждан не состоящих на государственной службе.

  2. Разрешительный тип – сочетание общего запрета с исключениями в виде дозволений (Запрещено все и всем, кроме; разрешено лишь то, что прямо дозволено). Распространяется на должностных лиц органов власти и управления.

  3. В учебнике Корельского, Перевалова предлагается третий тип правового регулирования: дозволительно-обязывающий тип – этот тип характерен для официальных органов и должностных лиц (То, что им дозволено делать – они обязаны делать)

Общедозволительный тип гарантирует свободу гражданскому обществу, а разрешительный тип призван ограничить произвол государственных органов.



Вопрос 27.

Нормы права: понятие, классификация.

СОРОКИН:

В нормах права закрепляются равные масштабы поведения для фактически неравных людей.

Норма права – унифицированное правило поведения, закрепляющее права и обязанности либо провозглашающее принципы и ценности общества.

Признаки нормы права:

  1. По содержанию является правилом поведения или установлением некоего порядка.

  2. Рассчитана на многократное действие.

  3. Рассчитана на индивидуально неопределенный круг лиц

  4. Как правило, норма права оформляется документально и имеет официальное значение

  5. Норма права обладает общеобязательностью с точки зрению юридической силы.

Классификация:

1) по отраслям права – по предмету правового регулирования

(конституционно-правовые, гражданско-правовые)

2) по методам правового регулирования

(императивные, диспозитивные)

3)по способам правового регулирования

(запретительные, обязывающие, дозволительные, рекомендательные, поощрительные)